background image
вторник
k
110, 2 октября 2012 г.
ПОИСКИ, НАХОДКИ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
Через тернии к звздам!
В ы п у с к 87
g o r o d n a u k i @ b k . r u
Редактор выпуска Н.Я. ДОРОЖКИН, научный обозреватель Калининградской правды
Город
Город
Город науки
науки
науки
Сергей Васильевич, когда вы впер
вые узнали о космосе и космических
полтах?
Я родился 1 января 1956 года в
городе Чапаевске Куйбышевской, ныне
Самарской, области. Когда был запу
щен первый искусственный спутник
Земли, мне было чуть более полутора
лет. Но ко времени полта Гагарина
мне было уже 5 лет. Мы жили на чет
вртом этаже пятиэтажного дома. С
приятелем соседом часто играли на
балконе. И вот однажды весенним днм
с балкона увидели, как по нашей улице
движется масса людей не строем,
как на демонстрациях, а просто так,
словно гуляют. Все очень радостные,
много смеха, веселья Так я узнал о
том, что человек впервые совершил
полт в космос. И услышал слово кос
мос.
Наверное, в юности читали косми
ческую фантастику?
Читал и сейчас читаю с огромным
интересом. Но при этом особенно ин
тересны были не технические, а гума
нитарные проблемы: чем жив человек,
что его держит, радует, заставляет стра
дать, бороться Если говорить о фан
тастических фильмах, в этом плане
особенно характерен Кин дза дза.
А что побудило вас стать космо
навтом?
Московский инженерно физи
ческий институт (МИФИ), куда я посту
пил, был изначально создан для подго
товки специалистов по решению ядер
ных проблем. Со временем ректор
В.Г. Кириллов Угрюмов привнс новое
направление по космосу, в том чис
ле по физике космических лучей. На
чиная с курсовых работ, я подключил
ся к научной группе, занимавшейся со
зданием телескопа Гамма, который
предполагалось разместить на спутни
ке Земли для изучения космических
источников гамма излучения. Проект
был крупным, комплексным, спутник
снабжался целой системой научных
приборов. Работа над проектом от на
чала до вывода на орбиту заняла 14
лет. Разумеется, с этой темой была
связана и моя дипломная работа. Но и
после е защиты я продолжал сотруд
ничество с этой группой. Институт окон
чил в 1979 году по специальности Эк
спериментальная ядерная физика. Как
раз в этом году наступил этап передачи
научной аппаратуры для установки е
на спутнике, и я пришл на работу в
НПО Энергия (ныне РКК Энергия
имени С.П. Королва). Вот так и полу
чилось, что из ядерного института по
пал на космическое предприятие.
А в НПО Энергия мы эту аппарату
ру, с которой я имел дело в МИФИ, уже
принимали, калибровали на ускорите
лях, увязывали с другими системами
космического аппарата, а затем зани
мались экспресс обработкой получен
ной информации и передачей е науч
ным коллективам. Спутник, на котором
предстояло установить телескоп, сна
чала предполагалось выполнить полу
посещаемым. Дело в том, что в составе
телескопа были как расходные матери
алы, так и некоторые элементы, ресурс
работы которых был намного меньше
расчтного ресурса телескопа в целом.
Поэтому для его нормальной работы
периодически требовалось участие спе
циально подготовленного космонавта.
Как раз в это время я услышал от сосе
дей по общежитию, что на предприя
тии существует подразделение, услов
но называемое отрядом космонавтов.
Я подумал, зачем специально обучать
и инструктировать космонавта для ра
боты с телескопом, если я, доскональ
но знающий систему, могу сам дей
ствовать в этом качестве? Написал за
Сергей Авдеев:
Надо не посыпать голову пеплом,
а засучить рукава и грамотно работать
явление, прошл все этапы отбора и
был включн в отряд космонавтов.
К этому времени наш проект несколь
ко раз пересматривался, дорабатывал
ся, совершенствовался. В конце концов
спутник был выполнен полностью авто
матическим, и люк для космонавта за
варили. А я прошл общекосмическую
подготовку, потом готовился к конкрет
ному полту сначала в резервном
экипаже, потом в дублирующем. За пять
лет был подготовлен к реальному пол
ту. Всего у меня было три старта, а
работал я в четырх экспедициях. Пер
вые две, 12 я и 20 я, были полугодовы
ми, а в третьем полте работал подряд
(26 я и 27 я) больше года.
То есть дольше вас на станции
Мир не работал никто?
Получается, что так. Работая там,
я видел, как станция изменяется, взрос
леет, наполняется аппаратурой, появ
ляются новые модули, новые виды ра
бот Эксперименты мы проводили
самые разнообразные, широкого спек
тра физические, геофизические,
астрофизические, медицинские, био
логические. Когда проходил общекос
мическую подготовку, в группе я был
единственный гражданский, остальные
лтчики, так вот за эти полтора года
каждый должен был приобщиться к
физике, технике, медицине ко всем
тем областям знаний, к которым при
ходится обращаться в космическом
полте. Одного полученного базового
образования для космонавта мало.
Вам приходилось подолгу рабо
тать с иностранцами. Как сказываются
в полте этнические различия?
И в экспедициях, и в резервном
экипаже были иностранцы: австрий
цы, немцы, французы, словаки, амери
канцы, канадцы... Ведь Мир, хотя и
являлся российским проектом, факти
чески был уже международной станци
ей. Долгая подготовка на Земле сбли
жает экипаж мы были знакомы се
мьями, встречались наши жны, дети,
так что уже в полте не чувствуешь
особых отличий. Помню, когда Томас
Райтер с орбиты давал интервью не
мецкому телевидению, я вдруг с удив
лением услышал, что он говорит по
немецки, и только тогда вспомнил, что
он немец. Там, на орбите, национальные
различия как то стираются. Это на Зем
ле мы русские, немцы, французы,
китайцы А в космосе мы все зем
ляне!
Меняется ли мироощущение пос
ле полта?
Как и у всех, кто отдаляется от
привычных условий. Там, глядя на Зем
лю, не видишь отдельных людей, но
помнишь и чувствуешь, что это живая
планета. По воскресеньям мы можем
неформально общаться с радиолюби
телями, знакомыми из разных стран.
Пролетаем над Россией, Сибирью,
мне говорят, что осень, похолодало, но
опята в лесу ещ есть. Через несколько
минут летим над Австралией, и я слышу
от приятеля, что весна в самом разгаре,
сорняки замучили, мешают розы выра
щивать. Такое спрессованное время,
разнообразие впечатлений вс это
напоминает, что Земля лишь маленькая
частица этого бескрайнего простран
ства, и наполняет душу особым отноше
нием к ней, к е природе и людям.
Наверное, современным космо
навтам спокойнее в полте, чем пер
вым?
Я бы не сказал, что спокойнее.
Когда я проходил общекосмическую
подготовку, с нами проводил занятия
Борис Валентинович Волынов. Однаж
ды он рассказал, как набирали первых
космонавтов. О космосе ничего не гово
рили, просто предлагали желающим
пройти подготовку к полтам на совер
шенно новой технике. Добровольцы
прошли много этапов отбора, переве
лись в другую воинскую часть и только
там узнали, что это за такая новая техни
ка и где придтся летать. Но тогда не
требовалось такого объма разнообраз
ных знаний и умений, например, делать
различные инъекции, брать пробы кро
ви и проводить их анализ А сейчас
приходится делать вс это и многое дру
гое. Нет, спокойнее работа не стала.
Известно, что после завершения
лтной деятельности вы работали на
учным сотрудником, защитили канди
Сергей Васильевич Авдеев лтчик космо
навт, Герой Российской Федерации. В 1992 году
выполнил полт с Анатолием Соловьвым и Ми
шелем Тонини на станции Мир в течение 188
суток 21 часа 41 минуты 15 секунд, за время
полта 4 раза выходил в открытый космос. С 3
сентября 1995 года по 29 февраля 1996 года
выполнял полт на станции Мир с Юрием Гид
зенко и Томасом Райтером в течение 179 суток 1
часа 41 минуты 46 секунд, с одним выходом в
открытый космос. С 13 августа 1998 года по 28
августа 1999 года выполнял полт на станции
Мир (командиры экипажа Геннадий Падалка,
затем Виктор Афанасьев) в течение 379 суток 14
часов 51 минуты 10 секунд, с тремя выходами в
открытый космос. Общая продолжительность пре
бывания в космосе 747 суток 14 часов 16 минут
(в сумме за три полта). Кандидат физико мате
матических наук. Награды: ордена За заслуги
перед Отечеством II степени и За заслуги пе
ред Отечеством III степени, медаль За заслуги
в освоении космоса НАСА. Кавалер ордена По
чтного легиона Франции, почтный гражданин
города Чапаевска Самарской области. Работает
начальником отдела заместителем начальни
ка отделения Центра системного проектирова
ния ЦНИИмаша. Сегодня С.В. Авдеев рассказы
вает о себе и своей работе на Земле и в космосе.
датскую диссертацию, преподавали, а
позже получили предложение перейти
в ЦНИИмаш. Чем занимается отделе
ние, в котором вы работаете?
Тематика наша Исследование
перспектив развития пилотируемых
космических комплексов. Однако ра
боты ведутся в более широком диапа
зоне, чем вмещает официальное наи
менование подразделения. Есть темы,
где не так просто отделить пилотируе
мый и автоматический проект. Напри
мер, тот самый проект Гамма, в кото
ром мне пришлось участвовать со сту
денческих лет в МИФИ и затем в НПО
Энергия. Да, спутник с телескопом
был спроектирован как автоматичес
кий космический аппарат, но при посе
щении космонавта он превращался в
пилотируемый. Вс зависит от того,
какие задачи выполняются на конкрет
ном этапе. Решаются в нашем отделе
нии и вопросы космической робото
техники.
Освоение Луны, Марса, полты на
астероиды это, по вашему мнению,
дело пилотируемой космонавтики или
автоматических роботизированных
комплексов?
Я считаю, что эти вещи должны
быть взаимно дополняемыми. Для на
глядности такой пример: можно со
здать полностью роботизированную
кухню, которая будет готовить любые
блюда. Но, согласитесь, вс таки необ
ходим и живой повар, который каждый
раз может варьировать и состав блю
да, и температурный режим с уч
том малейших оттенков вкуса и арома
та, и желания обедающих, да и просто
по интуиции, которой у робота нет. Так
же и в космической экспедиции. Одно
без другого неполноценно.
Циолковский писал, что ракета
интересует его не сама по себе, а лишь
как средство спасения Земли или че
ловечества в случае какой либо гло
бальной катастрофы. Вы согласны с
такой постановкой вопроса?
Я полностью согласен, что ракета
не цель, а средство. Но что касается
переселения человечества на другую
планету Проведя на космической ор
бите в общей сложности два с неболь
шим года и прочувствовав соответству
ющие реалии, я пришл к убеждению,
что человек неразрывно связан именно
с Землй, где человечество возникло и
достигло современного уровня разви
тия. И вне Земли это будет уже другое
человечество. Я считаю, что освоение
Луны и Марса необходимо, но не для
переселения туда людей, а для изуче
ния и использования этих небесных тел
человеком на Земле.
Как вы смотрите на отмену изуче
ния астрономии в школе?
Тех знаний о Земле, Солнечной
системе и Вселенной, которые дава
лись в школьном курсе астрономии,
было достаточно, чтобы выпускник
имел необходимое представление о ми
роздании, понимал, в каком мире он
живт. Насколько эти знания важны,
могу судить хотя бы по своему внуку
дошкольнику, которому подарили кос
мическую игрушку из серии развиваю
щих игр. Он уже знает планеты Солнеч
ной системы, отличает Луну от Марса и
Венеры, задат вопросы Печально,
что этот интересный и нужный предмет
исключают из школьной программы
и это в России, открывшей косми
ческую эру! Несколько лет назад, кол
лективом специалистов, в составе ко
торого был и я, по гранту Минобразо
вания был разработан проект обяза
тельного курса Основы космонавти
ки для общеобразовательной школы
естественно, с включением астро
номических знаний. Предложение было
внесено, но до внедрения дело пока не
дошло Будучи членом попечительс
кого совета Санкт Петербургского пла
нетария, я часто встречаюсь с его посе
тителями детьми и взрослыми, рас
сказываю им о космосе и космонавти
ке. И взрослые, приводя в планетарий
детей и внуков, с большим теплом вспо
минают увлекательные популярные
лекции своих школьных времн с де
монстрацией фильмов и диапозити
вов. Это подтверждает, что получение
астрономических знаний в школе, хотя
бы в виде факультатива, необходимо.
Сейчас в отношении космонавти
ки наблюдается некоторый пессимизм.
По вашему мнению, насколько он оп
равдан?
В свой начальный период это
первые спутники и автоматические меж
планетные аппараты, пилотируемые
полты, первые орбитальные станции
космонавтика воспринималась как
триумф научно технического прогрес
са, как великое достижение, которое
даст, согласно прогнозу Циолковского,
горы хлеба и бездну могущества. Этот
период развития космонавтики сравним
с первыми (и тоже триумфальными!)
успехами других видов транспорта
морского, железнодорожного, автомо
бильного, авиационного. Это время во
сторгов, безграничных надежд и опти
мизма. Но позже люди привыкают к
паровозам, автомобилям, самолтам и
начинают относиться к ним так, как буд
то они всегда были. Существует такой
переходной период и в развитии космо
навтики. Когда космическая деятель
ность расширяется и становится на
поток, некоторые е достижения ка
жутся привычными, даже обыденными,
как автомобили и электрички. Это вре
мя прагматичного подхода. Да, космо
навтика должна удовлетворять наши
запросы, которые становятся совершен
но естественными, но в то же время за
ней, космонавтикой, остаются требова
ния повышения наджности и обязан
ность оправдывать ожидания людей,
связанные с новыми открытиями и дру
гими знаковыми достижениями. Вот в
таком состоянии мы пребываем. Отсю
да и пессимизм. Так что надо не посы
пать голову пеплом, а засучить рукава и
грамотно работать, чтобы получать те
знания, которые, кроме как в космосе,
мы больше нигде не получим.
Беседовал Николай ДОРОЖКИН
Это на Земле мы русские, нем
цы, французы, китайцы А в кос
мосе мы все земляне!
Я считаю, что освоение Луны и
Марса необходимо, но не для пере
селения туда людей, а для изучения
и использования этих небесных тел
человеком на Земле.