background image
вторник
k
113, 9 октября 2012 г.
В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА
(Продолжение. Начало на с.1)
Елена Ивановна, вы заняли свою
нынешнюю должность на волне уста
новленной законом демократической
процедуры отбора кандидатов, но при
этом с самого начала с непременным
условием работать в тандеме с Главой
города, также возглавляющим город
ской Совет депутатов. Вспомните, как
началась для вас деятельность в но
вом качестве?
Как объясняют словари, термин
тандем означает расположение
однородных машин или их частей в
одном агрегате друг за другом, на од
ной оси, по одной линии; переносное
значение совместная с кем либо
деятельность. То есть результат ра
боты тандема зависит от сплочнности
и синхронности усилий обеих его час
тей. Именно на такую совместную ра
боту в самом тесном взаимодействии я
и была настроена с самого начала, и
сейчас остаюсь убежднным сторон
ником коллективных усилий.
Наверное, надо вспомнить и пред
шествующие этому события не
сколько лет относительного безвлас
тия, символом которых можно назвать
зияющие пустые окна недостроенного
Олимпа: вс продано, но так и не
построено Муниципалитет возглав
ляли и. о. с недостаточными полно
мочиями, я и мои коллеги работали,
кто как мог, однако этого было недо
статочно. К моменту моего назначения
прошли местные депутатские выборы,
был сформирован и приступил к рабо
те новый состав городского Совета де
путатов. В течение года депутаты пыта
лись переломить тревожную ситуацию
в городском хозяйстве, но их усилия
сталкивались местами с неприятием,
недопониманием, а порой и недруже
ственными действиями Администра
ции. Ситуация в городском хозяйстве
продолжала ухудшаться. Например, в
МУП Прогресс два предыдущих ди
ректора из прежнего ближнего круга
поочердно увели все активы
предприятия, оставив много
миллионные долги... Я виде
ла, что депутаты реально не
могут реализовать свои пол
номочия, при этом очевидно
было и их горячее желание
разумно распорядиться влас
тью в интересах возврата го
рода к стабильному устойчи
вому развитию. Я всей душой
разделила заявленные цели.
И вот с учтом этого в ок
тябре прошлого года началось
формирование команды и ут
верждение структуры Адми
нистрации. Первый вариант
мы утвердили буквально че
рез две недели, 19 октября,
исходя из того опыта струк
турно организационных ре
шений, которым я располага
ла на тот момент. Параллель
но стали подбирать в эту
структуру конкретных людей,
причм принципы отбора
были предельно просты: про
фессиональная состоятельность, ком
петентность и наличие таких важных
человеческих качеств, как уважитель
ное отношение к коллегам и к жителям
города. В результате сегодня в этой
команде есть как люди, имеющие опыт
муниципального управления, так и но
вички, которым близки означенные
принципы. У меня не было заготовлено
своей кадровой обоймы, потому что
я до последнего, практически до пода
чи документов, не думала о том, что
решусь на этот шаг и мне придтся
формировать команду. Сомневалась,
потому что осознавала огромную от
ветственность, боялась взяться и не
справиться, подвести других... Но, на
верное, правду говорят: если чего то
чересчур сильно хочешь, оно от тебя
ускользает, а вот когда не слишком
активно настаиваешь на свом жела
нии, вероятность того, что оно сбудет
ся, гораздо выше. В общем, не было у
нас при формировании команды ска
мейки запасных. Предварительных пе
реговоров я ни с кем не вела, а потом на
это уже не было времени: надо было
быстро подхватывать провисшие
нити городского управления, вплот
ную заниматься подготовкой к зиме.
Цели то стояли простые: в 180 тысяч
С момента старта 365 дней,
ном городе надо не политиканством
заниматься, а налаживать деятельность
Администрации так, чтобы она чтко
действовала, чтобы заработала систе
ма управления, чтобы решения прини
мались планово, осознанно и систем
но. Кроме того, на тот момент впереди
у нас были две избирательные кампа
нии думская и президентская. Ад
министрация обеспечивала их подго
товку и проведение.
Кстати, о политической позиции.
Став публичным лицом, вы уже не име
ли права никак не проявлять свои убеж
дения
А я их никогда и не скрывала. Я
открыто была на стороне нашего Пре
зидента В.В. Путина, возмущнная пе
редргиваниями, теми потоками гря
зи, порой откровенной лжи и фальси
фикаций, которые выливали и, увы,
продолжают выливать те, кто на самом
деле просто откровенно борется за
власть. Это либо люди, которые уже
побывали в ней, поураганили и слад
ко мечтают вернуться, как Немцов
Касьянов, либо политики так называе
мой системной оппозиции, много лет
пользующиеся всеми благами пребы
вания рядом с властью на госдачах с
бассейнами. Помните знаменитое из
речение руководителя фракции Еди
ной России в Госдуме Андрея Воро
бьва, обращнное к Зюганову, сли
вай бассейн? Справедливо ведь ска
зано В эти дни в связи с юбилеем
нашего Президента в Лайфньюз выш
ла отличная статья как раз для тех, у
кого короткая память, кто не помнит,
какой ковчег без руля и ветрил пред
ставляла из себя наша страна, когда
Владимир Владимирович взвалил на
себя бремя лидерства, бремя прези
дентства
Я вообще не сторонник всяческих
революционных сценариев, любого
экстремизма, как правого, так и левого
толка. Считаю, что наша многостра
дальная Родина исчерпала лимит войн
и революций, люди заслужили спокой
ную стабильную созидательную жизнь.
Подход до основанья, а затем во
обще не мой, он мне по человечески не
близок, потому что по натуре я вс
таки не агрессивный человек, а в лю
бом революционном порыве много аг
рессии.
За Путина во время президентской
кампании я была и потому, что уже не
один год участвовала в деятельности
органов местного самоуправления и
изнутри видела, что во власти на самом
деле осуществляется большая работа.
Да, с ошибками. Да, с огрехами. Да,
много чего ещ надо подправлять, но
слишком с низкого старта начинал Вла
димир Путин, получивший разваливав
шуюся Россию в нулевых. Мы сами
новый состав Совета и обновлнная
Администрация начинали с такого
же запущенного положения дел в го
роде, потому так остро и через себя я
понимала все накопленные проблемы,
весь гигантский труд нашего Прези
дента. Привычка огульно шельмовать
всех чиновников несостоятельна. Со
зидать это всегда трудное дело, и
если ты что то делаешь, то любой най
дт, за что тебя покритиковать. Я за тех,
кто созидает, а значит за Путина.
Кроме того, я категорически против
оппонентов Путина в лице Зюганова и
прочих, позволяющих себе много по
пулизма и вранья. Не люблю, когда
ради своих целей используют носталь
гию пожилых людей по молодости и
стабильности. А вот такое большое
число отдавших голоса за программу
Прохорова я трактую как то, что интел
лектуальность, успешность, современ
ные просвещнные подходы без экст
ремизма востребованы большим ко
личеством жителей города, и учиты
ваю этот факт.
Да, ваши политические предпочте
ния все заметили, да и многое другое в
вас пристально, пристрастно разгляды
вали. Например, только ленивый не ки
нул камень в ваш огород в связи с тем,
что вы принадлежали ещ к старой ко
манде городской Администрации
И что в этом такого? К тому же,
если разобраться, настоящая серьз
ная дееспособная команда в нашем му
ниципалитете была года до 2006 го,
пока там работали Г.А. Лаврентьев, Ю.Н.
Уланов, В.И. Казанцев, А.Ф. Зайцев,
Т.Г. Фролова, В.М. Викулина и другие.
В коммунальном комплексе тоже был
звздный директорский состав
Н.И. Вихров, Н.П. Никитский, Н.К. Ца
рв, А.И. Свинарв Потом начался
очевидный размен более сильных в
профессиональном плане специалис
тов на людей, возможно, не настолько
ярких, зато более лояльных и не зада
ющих лишних вопросов. Чткого взаи
модействия уже не было: каждый чи
новник и руководитель в меру своих
возможностей и представлений о слу
жебном долге решал определнный
круг задач, отстаивал интересы своей
сферы (а то и свои личные). Моей же
главной заботой были бюджетные про
цессы, а это, прежде всего, необходи
мость свести систему интересов и ком
промиссов в расходовании средств так,
чтобы все сферы городского хозяй
ства могли стабильно работать. При
этом понятно, что на вс денег никогда
не хватит и кто то должен занять пози
цию, оберегающую разумное расходо
вание казны, чтобы город не провалил
ся в долговую яму. Можно было, ко
нечно, как и сделали многие муници
пальные образования, влезть в милли
ардные долги, но я пыталась этого не
допустить и вынужденно вступала в
противоречие с той частью городских
управленцев, которые авторитарным
путм пытались добиться каких то пре
ференций и популистских решений. Да
не вопрос влезть в долг! Мы сейчас
под такие крупные бюджетные проек
ты, как детсады и спорткомплексы,
необходимые горожанам, будем вы
нуждены занимать средства у банков.
Но тогда то эти деньги были бы просто
прожиты или израсходованы неэф
фективно Фактически финансист
(вспомните Алексея Кудрина, который
ушл в оппозицию из самого ближнего
президентского окружения) это, по
определению, раздражающий оппо
нент для многих, кто свою несостоя
тельную управленческую деятельность
пытается прикрыть отсутствием денег
и виной финработников. Мне не при
выкать отстаивать свою позицию, и эта
привычка продолжает мне помогать.
Я не боюсь дискуссий, это нормальный
ход развития и согласования позиций.
Главное уметь слышать всех и аргу
ментированно доносить свою позицию.
Вам, похоже, вообще везт на та
кую руководящую работу, которую при
ходится начинать с нуля. Ведь когда
вы, ещ до прихода в городскую Адми
нистрацию, возглавили муниципальное
казначейство, это был тоже абсолют
но новый проект. Вспомните, как это
было?
В конце 1999 года по инициативе
Главы города А.Ф. Морозенко Советом
депутатов было принято решение о
создании своего муниципального каз
начейства, и в марте 2000 года мне
было предложено Александром Фдо
ровичем организовать создание каз
начейства и возглавить его. Так начи
нался муниципальный этап моей рабо
ты в административных органах.
В 2000 году первые в
Московской области мы
перевели местный бюд
жет на казначейское ис
полнение. Было сложно.
И начинали не просто с
нуля, а, я бы сказала, с
минус бесконечности. Не
было ничего: ни мето
дик, ни необходимых
программных продук
тов, ни специально под
готовленных людей. Я
горжусь этим опытом
организационно управ
ленческой работы. Уда
лось создать професси
ональный коллектив,
энергичный, молодой,
эффективный. Вот уже
на протяжении двенад
цати лет они бесперебой
но (!) исполняют город
ской бюджет по доходам
и расходам, притом что
он увеличился почти
втрое, а сам бюджетный
процесс радикально усложнился с вве
дением в действие Бюджетного кодек
са в 2001 году и Федерального закона
131 ФЗ.
И тем не менее один раз пройдя
через все эти трудности, вы снова на
ступили на те же грабли теперь уже
возглавив городскую Администрацию.
Так что же, год работы много это или
мало?
Смотря для чего. Если целый год
плывшь на корабле вокруг света, за
нимаясь только одним ожиданием
конца пути, то, наверное, много. А ког
да перед тобой такая огромная сфера
деятельности, как перед нашим мест
ным самоуправлением, то года на мно
гое не хватает. Загляните в закон о
местном самоуправлении: муниципаль
ные власти городского округа несут
ответственность за несколько десят
ков вопросов местного значения и пе
реданных государственных полномо
чий. Фактически мы отвечаем за вс: от
газо , электро , водоснабжения до
обеспечения мест в детских садах. Пер
вый год мы вместе с командой инвен
таризировали положение дел во всех
отраслях от строительства с остав
шимися обманутыми дольщиками до
здравоохранения, которое у прежнего
городского руководства как то явно не
было в приоритетах. Я уж не говорю,
сколько общих усилий положено на то,
чтобы понять, что творится внутри
предприятий ЖКХ важнейшей сис
темы жизнеобеспечения. Провели
аудит, сделали детальный экономичес
кий анализ. Стали разбираться с фи
нансово экономическим положением
Дома быта ужаснулись, влезли в
дела Прогресса и Теплосети
выругались Вот ещ детально, по
винтикам, не разобрали всю работу
управляющих жилищных компаний. Но
мы дойдм до каждого ТО, покоя нико
му не будет, работать абы как, спустя
рукава, никому не удастся. Весь этот
год, увы, большинство важнейших воп
росов развития города по прежнему
регулировалось в режиме ручного уп
равления с личной активной позицией
и при поддержке Главы города В.А.
Минакова. Хотя, это вс равно лучше,
чем отсутствие какого либо управле
ния вообще.
Я верю в успех коллектива. При том,
что роль личности никто не отменял,
один ты, хоть убейся, ничего не сдела
ешь. Если говорить о работе Адми
нистрации, то е успех оценивается в
зависимости от того, ощущают ли го
рожане правильные управляющие воз
действия со стороны муниципальной
власти, получается ли у не конструк
тивный диалог с горожанами, есть ли у
людей ощущение положительной ди
намики изменений в производствен
ной и социально культурной сфере
города.
Иногда, наблюдая за вашей рабо
той, хочется сравнить е с тем, как
выполняет сво боевое задание са
пр, у которого грохотом и потрясени
ями сопровождаются только неудачи,
а в нормальном, штатном режиме вс
проходит без лишнего шума и публич
ности. Действия местной власти обыч
но получают широкий общественный
резонанс по тому же принципу: если
что то пошло не так, об этом не гово
рит только ленивый, а результат нор
мальной профессиональной работы
чаще всего может оценить лишь очень
ограниченный круг людей, которые, что
называется, в теме
Многое в нашей работе действи
тельно остатся за кадром. Так и
должно быть. Например, вряд ли жите
лям города будет интересно знать, что
за этот год мною, как руководителем
Администрации, было подписано не
сколько сотен нормативных докумен
тов, без которых невозможно функци
онирование бюджетной сферы, жи
лищно коммунального хозяйства, стро
ительство новых объектов, невозмож
но исполнение бюджета. Сколько и с
какими трудностями было проведено,
например, аукционных и конкурсных
процедур по размещению муниципаль
ных закупок, сколько встреч и совеща
ний по организации городских массо
вых мероприятий и знаменательных
дат! Какая работа проводилась по мо
билизации доходов в городской бюд
жет, организации детской летней оз
доровительной кампании и реализа
ции городской программы адресной
помощи пожилым и малообеспечен
ным гражданам! Как непросто прохо
Фото Елены СЕЛИВАЧ
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Июнь 2012 года. День молоджи.