background image
вторник
k
119, 23 октября 2012 г.
В ГОРОДЕ И ЗА ГОРОДОМ
В Администрации города состоялось оче
редное заседание Антитеррористической ко
миссии.
На нм речь шла об антитеррористи
ческой защищнности и пожарной безопасно
сти как жилого фонда города, так и объектов
жизнеобеспечения и объектов повышенной
опасности, находящихся на территории наше
го наукограда. Вл заседание заместитель
председателя городской антитеррористичес
кой комиссии
первый заместитель руково
дителя Администрации Алексей Канаев.
С сообщениями выступили
заместитель ру
ководителя Администрации города по жилищ
но коммунальному хозяйству Павел Андреев,
начальник Управления по территориальной бе
зопасности и гражданской защите населения
Александр Потатуев,
представители отдела
вневедомственной охраны МУ МВД России Ко
ролвское, предприятий Водоканал, Теп
лосеть и Северные электрические сети. В
итоге нарисовалась картина, я бы сказал, впол
не приемлемая. Да, не во всех многоэтажных
домах исправны пожарные гидранты, да, не
все подъезды оборудованы домофонами (в
70% многоквартирных домов), не на всех
объектах жизнедеятельности есть тревожные
кнопки, телефонные аппараты с автоматичес
ким определителем номера, металлодетекто
ры или камеры видеонаблюдения. Но работа
по повышению защищнности жилых домов и
объектов жизнедеятельности ведтся плано
мерно.
Конечно, если бы из бюджетов предприятий
и города на эти цели выделялось больше
средств, данная работа шла интенсивнее. Но
бюджеты не резиновые, главное, чтобы сред
ства, отведнные на повышение гражданской
защищнности и пожарной безопасности, эф
фективно использовались. По итогам заседа
ния городской антитеррористической комис
сии можно сделать вывод: в сфере безопасно
сти тревожных ситуаций в Королве не наблю
дается.
На совещании выяснилось ещ одно обсто
ятельство. Коммерческие структуры открыва
ют на первых этажах жилых домов свои пред
приятия, но ни полиция, ни какие либо конт
ролирующие органы в течение первых трх лет
с момента образования такого предприятия
заявиться туда с проверками не могут. Таково
требование российского закона. Понятно, что
оно было явно пролоббировано предпринима
телями, жаловавшимися на частые проверки.
Конечно, с одной стороны, эта норма направ
лена на создание благоприятных условий для
предпринимательства и улучшение инвести
ционного климата в стране. А с другой? Как
убедиться, что под видом салона красоты или
ночного клуба не скрывается сомнительное
производство или склад ядохимикатов? Те
перь на каждую проверку таких заведений нуж
но обоснование и санкция прокуратуры, а это
дело в российских условиях достаточно кани
тельное. Явно нужно мудрое решение законо
дателя, направленное на соблюдение баланса
интересов и предпринимателей, и гражданс
кого общества.
Валерий СОКОЛОВ
В настоящее время цены на бензин АИ 95 в
Московской области колеблются от 28 руб.
50 коп. до 32 руб.59 коп. за литр, а среднее
значение этого показателя фиксируется в рай
оне 30 руб. 42 коп. Таким образом, уже побит
психологически важный уровень в 30 рублей.
Более того, прогнозы на следующий год также
неутешительны. Некоторые эксперты ожидают в
2013 году повторения сценария текущего года, а
по самым пессимистичным прогнозам рост мо
жет достигнуть 15%. Вс это делает ещ более
актуальным вопрос об истинных причинах роста
цен на бензин и дизельное топливо. Он важен не
только для владельцев личного автотранспорта,
но и для всей нашей экономики в целом, в
частности потому, что от логистической состав
ляющей зависят оптовые и розничные цены на
продукты питания, промышленные товары и
очень широкий спектр работ и услуг. При изуче
нии факторов, влияющих на ценообразование
бензина и других нефтепродуктов, обычно учи
тывают следующие аспекты: конъюнктура на
мировом рынке; политика, проводимая россий
скими нефтяными компаниями, и действующее
в РФ (в первую очередь налоговое) законода
тельство.
Никто не спорит с тем, что в настоящее время
мировые цены на нефть находятся на достаточ
но высоком уровне и в среднем колеблются в
районе 110 $ за баррель. Однако прямой зависи
мости между внешнеэкономической конъюнк
турой на нефтяном рынке и ценами на продукты
переработки нефти внутри России не существу
ет. Так, недавнее снижение мировых цен на
нефть, которое мы наблюдали в середине ми
нувшего лета, не привело к снижению цен на
бензин в РФ: они как ни в чм не бывало продол
жали расти с завидным постоянством.
Ещ один аргумент, который обычно приво
дят наши нефтяники, это существенно более
высокий уровень цен на бензин в Западной Ев
ропе. И с этим опять таки невозможно не согла
ситься. Действительно, в странах Евросоюза 1
литр АИ 95 стоит от 1,4 евро (примерно 56 руб.
28 коп.) в Польше и до 2,05 евро (82 руб. 41 коп.)
в Норвегии. В среднем уровень цен в странах ЕС
составляет 1,5 евро (или 60 руб. 30 коп.) за литр
95 го бензина. Несложно подсчитать, что сред
неевропейские цены выше среднероссийских
примерно в 2 раза. Смысл комментариев неко
торых представителей российских топливно
энергетических компаний сводится к следую
щему: Посмотрите, какие цены на бензин в
Европе, и не жалуйтесь, что в России они рас
тут.
Но, во первых, для начала было бы неплохо
сопоставить уровень жизни (в том числе и дохо
дов) населения у них и у нас; а во вторых, не
стоит забывать о том, что мы являемся для
стран Европы поставщиками, а они потреби
телями, действительно зависящими от мировых
цен. Почему то никто не торопится приводить в
пример другие нефтедобывающие страны, на
пример Кувейт и Саудовскую Аравию, где литр
бензина стоит в пересчте всего 4 руб. 57 коп.,
или Венесуэлу с ценой 4 руб. 98 коп. за литр.
Очевидно, что влияние мировых цен на наш внут
ренний рынок имеет место, но его значение обыч
но сильно преувеличивают.
Не выдерживает критики и другое утвержде
ние, что в росте цен целиком и полностью винова
то государство. Некоторая доля истины в этом,
конечно, есть: государство забирает себе пример
но 50% от стоимости каждого проданного в Рос
сии литра бензина посредством НДС, акцизов и
НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).
Да и действия Федеральной антимонопольной
службы (ФАС), которая должна предотвращать
ценовые сговоры, на практике оказываются ма
лоэффективными. Вносят свою лепту в рост цен
на бензин и такие шаги государства, как повыше
ние акцизов летом 2012 года, а также сдержива
ние цен накануне прошедших президентских и
парламентских выборов. Сейчас цены повышают
ся, отыгрывая это искусственное сдерживание.
Однако и здесь вс обстоит далеко не так одно
значно. Периодически государство пытается ре
гулировать цены, снижая тот же НДПИ, но это ещ
ни разу не приводило к снижению цен на нефте
продукты. Предприятия топливно энергетическо
го комплекса просто напросто оставляли лиш
ние деньги себе, радуясь такому подарку от
государства, а цены на автозаправках продолжа
ли расти. Таким образом, какую бы фискальную и
налоговую политику ни проводило государство
по отношению к внутреннему рынку нефтепро
дуктов, е влияние на ситуацию было не слишком
значительным.
С моей точки зрения, главной причиной посто
янного роста цен на бензин является банальный
дефицит высокооктанового топлива в условиях
резкого увеличения в нашей стране автомобиль
ного парка. Спрос значительно опережает воз
можности имеющихся производственных мощ
ностей, так как в течение всего постсоветского
периода нефтяные компании недофинансирова
ли развитие нефтепереработки. Они предпочита
ли, по большей части, эксплуатировать инфра
структуру, полученную в наследство от СССР. А
она, в свою очередь, была рассчитана на низкоок
тановые сорта бензина, в основном на АИ 76 и
АИ 80, что никоим образом не соответствует тре
бованиям современного автомобильного парка и
техническим характеристикам машин, как собран
ных по мировым стандартам в России, так и им
портируемых из за рубежа. В настоящее время
дефицит бензина составляет примерно 600
800 тысяч тонн, а так как потребность в нм в РФ
увеличивается на 1 млн тонн в год, то к январю
2013 го он может составить 1,6 млн тонн. Пробле
ма имеет выраженный системный характер, и
решать е нужно тоже системно: поощрять инве
стиции в нефтеперерабатывающую инфраструк
туру; возможно, выделять для этого целевые
льготные кредиты и, разумеется, жстко контро
лировать их использование. Как только удастся
ликвидировать дефицит на внутреннем рынке,
цены на бензин если и будут продолжать расти, то
существенно медленнее и менее ощутимо для
потребителей.
Алексей ФЕДОСЕЕВ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ПОПУЛЯРНО ОБ ЭКОНОМИКЕ
Анализ российского рынка нефтепродуктов и, в частности, динамики
роста цен на бензин, не внушает потребителям никакого оптимизма.
Только с начала октября цены выросли на 0,8%, а с начала 2012 года
на 9 10%. По прогнозам специалистов, к декабрю рост цен может
составить 12% и тем самым значительно превысить ожидаемый
уровень потребительской инфляции.
Почему растут
цены на бензин?
Почему растут
цены на бензин?
Тревожных ситуаций не наблюдается
Коллектив ВОИ сердечно поздравляет с днм
рождения юбиляров, родившихся в октябре:
Ев
докию Ивановну Агееву, Виктора Павловича Ан
дреева, Ольгу Николаевну Аристову, Серафиму
Ивановну Бисовка, Альбину Алексеевну Богда
нову, Валентину Павловну Бондареву, Валенти
ну Дмитриевну Бурлакову, Зинаиду Петровну
Васильеву, Любовь Николаевну Дубкову, Люд
милу Борисовну Климову, Дмитрия Ефимовича
Крутова, Зинаиду Степановну Крюкину, Зинаиду
Тимофеевну Музычук, Антонину Ивановну Ни
кулину, Сергея Михайловича Новослова, Евдо
кию Николаевну Семнову, Евгению Ефимовну
Шибаеву.
Примите наши поздравления и пожелания
всего самого доброго, крепкого здоровья, пре
красного настроения, уверенности в завтраш
нем дне, искренней любви и заботы.
Пусть годы не старят вас никогда,
Ведь дети и внуки вас любят всегда.
Желаем здоровья, желаем добра,
Пусть к вам никогда не приходит
беда!