background image
Ноябрь, 2012 г.
6
Двадцатый старт и чистая победа России!
(Начало на с. 5)
17 октября в подмосковный пансио
нат Восход вселились участники
олимпиады из восьми стран: Великоб
ритании, Германии, Греции, Швеции,
Испании (которая, кстати, была стра
ной дебютанткой МКО), Израиля, США
и России всего около двухсот трид
цати человек.
Спустя два дня в Корол
ве, в ЦДК им. Калинина, прошло тор
жественное открытие олимпиады, на
котором выступали с приветственны
ми речами такие уважаемые персоны,
как министр образования Московской
области Лидия Антонова, первый за
меститель генерального конструктора
РКК Энергия, лтчик космонавт,
дважды Герой Советского Союза, ру
ководитель полта российского сег
мента МКС Владимир Соловьв, руко
водитель Администрации города Еле
на Логвиненко и многие другие. Пер
вым на сцену вышел Глава города Ко
ролва Валерий Минаков, который ска
зал:
За эти двадцать лет в Междуна
родной космической олимпиаде при
няли участие более двух тысяч рос
сийских и около девятисот иностран
ных школьников. Уверен, все или почти
все они приобрели здесь друзей.
Выступавшая следом Лидия Анто
нова тоже отметила, что главный успех
участников олимпиады это, в пер
вую очередь, новые друзья. Помимо
традиционных приветственных слов
министр образования удивила сидя
щих в зале интересным фактом. Она
рассказала, что в 1848 году мещанина
Никифора Никитина за крамольные
речи о полте на Луну сослали в отда
лнное поселение. Называлось оно
Байконур. Спустя более ста лет здесь
построили первый и крупнейший в мире
космодром
К счастью, в наше время за неверо
ятные научные идеи никуда не ссыла
ют, а наоборот, всячески их привет
ствуют, поэтому ребята смело могли
представлять на суд жюри олимпиады
свои творческие проекты, заранее под
готовленные при участии научных ру
ководителей.
Именно защита проек
тов, связанных с космической темати
кой, является первым и, пожалуй, ос
новным состязанием на МКО. Прохо
дит она в два тура. Сначала работы
оцениваются в рамках тематических
секций, а потом лучшие из них рас
сматривает общее жюри, которое в
нынешнем году возглавили доктор
физико математических наук, ведущий
научный сотрудник Института радио
техники и электроники РАН А.А. Чух
ланцев и доктор технических наук, про
фессор кафедры Космические аппа
раты и ракеты носители МГТУ им.
Баумана В.И. Майорова.
Без преувеличения можно сказать,
что второй творческий тур МКО 2012
стал незабываемо ярким многочасо
вым марафоном интеллектуальных
идей, находок и открытий. К нему были
допущены 10 конкурсных работ вс
самое лучшее из того, что подготовили
юные исследователи. И так уж получи
лось, что только две страны были пред
ставлены в этом конкурсе, две самые
продвинутые космические державы,
Россия и США. И организаторы олим
пиады, и педагоги, и многие участники
заранее знали: старшеклассники из
Соединнных Штатов предпринимают
неблизкий путь через океан вовсе не
для того, чтобы просто весело провес
ти время. Они едут сюда с надеждой на
самые высокие результаты, а потому,
как правило, привозят творческие про
екты, выполненные на великолепном
уровне. Так, Joey Kun, подготовивший
замечательную работу Сворачивае
мые лгкие пластины для космических
конструкций, по его словам, занимал
ся исследованиями в хорошо оборудо
ванной научной лаборатории под ру
ководством специалистов по компози
ционным материалам, построил мо
дель, провл е испытания, вычислив
оптимальное соотношение, позволяю
щее свести к допустимым значениям
деформацию конструкции при е ми
нимальном весе. Как признался моло
дой человек, в исследования было вло
жено не только достаточно много сил,
но и средств. А его соотечественница
Samanta Marie представила разработ
ку в области биотехнологий, которая
была выполнена на таком профессио
нальном уровне, что члены жюри ре
шили уточнить: действительно ли де
вушка ещ учится в школе или уже
работает в научно исследовательской
организации. Оказалось, что она пока
ещ школьница, однако поддержка у
не была более чем профессиональ
ная. Завершая презентацию, она по
благодарила за помощь девять аме
риканских профессоров, консультиро
вавших е.
Презентации российских школьни
ков были, возможно, не такими эф
фектными, зато чувствовалось, что их
работы более самостоятельны и очень
креативны. Это и по настоящему но
вый программный продукт, который
может получить практическое приме
нение в космонавтике, и собственно
ручно изготовленные действующие
модели устройств, предлагаемых для
космических исследований и также ос
нованных на оригинальных технологи
ческих разработках, и гуманитарные
просветительские проекты в области
космического образования молоджи,
призванные обеспечить преемствен
ность поколений специалистов косми
ческой отрасли. Жюри оценило усилия
наших ребят. А поскольку помимо инте
ресных проектов они смогли добиться
хороших результатов в предметных со
стязаниях, то в итоге им достались са
мые престижные места в общем зачте.
Но вернмся ко второму творческо
му туру. Помимо десятка победителей
первого тура жюри заслушало авторов
ещ десяти проектов вне конкурса, что
бы представители каждой страны мог
ли продемонстрировать свои лучшие
работы. И поверьте, что скучных, без
ликих среди них не было.
Например, израильские ребята, хоть
их работы были, скорее, не исследова
тельскими, а реферативными, тоже
подошли к их выполнению с душой,
творчески. Делегация из Израиля уча
ствует в олимпиаде уже второй год.
Школьники из небольшого городка
Арад, где примерно 40% населения
выходцы из бывшего СССР, в этом году
готовились к состязаниям тщательно и
целенаправленно, причм эта подго
товка была начата более полугода на
зад.
Где то к январю у меня образо
вался костяк команды 13 человек,
рассказывает руководитель делега
ции, преподаватель физики Николай
Шварц.
Для них мы организовали
дополнительную подготовку, причм
математикой и физикой с ребятами
занимались не школьные учителя, а
педагоги, которые имеют опыт реше
ния олимпиадных задач. У нас в школе
таких, к сожалению, не было, пришлось
привлекать со стороны. А английским
языком и информатикой с группой за
нимались наши школьные учителя. Что
же касается подготовки творческих
проектов, то ребята сами искали мате
риал, связи, оформляли презентации
вс делали абсолютно самостоя
тельно.
По словам Н. Шварца, имея
прошлогодний опыт, нынешние участ
ники МКО уже знали, чего можно ожи
дать на интеллектуальных состязани
ях, и выстроили собственную страте
гию, сделав упор именно на качествен
ную подготовку к предметным олим
пиадам, а не к защите творческих про
ектов.
Мы уже поняли, что в подготов
ке презентаций не сможем тягаться с
американцами, которые получают ог
ромную поддержку от местных уни
верситетов, научных центров и влас
тей штата. Зато улучшить свои резуль
таты в предметных состязаниях было
в наших силах, и мы сделали это, до
бившись по всем дисциплинам более
высоких баллов, чем в прошлом году.
А вот греки, похоже, позициониро
вали себя на олимпиаде как просвети
тели, носители древней культуры и
многовековых научных традиций. Все
Самым дисциплинированным
коллективом организаторы олимпиады на
звали делегацию из английского города Дерби. Эти подростки с огромным
уважением относятся к своим педагогам и во всм слушаются их, подавая
другим достойный пример.
Самой узнаваемой
группой стали представители Монинской школы с пер
воначальной лтной подготовкой. Ещ бы: подтянутые парни в тмно синей
военной форме всегда привлекают к себе внимание, особенно со стороны
девушек.
Поэтому во время культурно массовых мероприятий будущие пило
ты всегда были в окружении друзей и подруг. Кстати,
самым ярким и запоми
нающимся культурно массовым мероприятием олимпиады, по мнению опро
шенных, стал вечер дружбы. Такие вечера проводятся на каждой МКО, но в
нынешнем году он особенно удался, стал поистине незабываемым.
Самыми юными
участниками МКО были члены экипажа Спутник
учащиеся шестых и седьмых классов королвских школ, которые под руковод
ством педагогов работали над творческими проектами непосредственно в дни
олимпиады. Правда, на презентации творческих проектов выступила одна ещ
более юная участница первоклассница гимназии 9 Полина Волкова. Ещ
в начале года, будучи воспитанницей детского сада, Полина участвовала в
VI городской игре конкурсе Хочу вс знать! на тему: От Ломоносова
до Королва. Девочка победила в самой престижной номинации: Конструк
торские, изобретательские способности со своим проектом о том, как сде
лать планету Венера пригодной для жизни человека.
Самыми профессиональными презентациями творческих проектов всем
запомнились участники олимпиады из США. Чувствуется, на их подготовку
было затрачено немало средств впрочем, как и на выполнение самих
творческих работ. А
самыми сложными многим участникам показались в
нынешнем году олимпиадные задания по математике. Впрочем, это неудиви
тельно, ведь уровень МКО всегда был очень высоким, рассчитанным на
старшеклассников с выдающимися способностями. Успех в подобных интел
лектуальных состязаниях стоит очень дорого!
греческие участники МКО ученики
Афинского колледжа крупного
учебного заведения, уже много лет
существующего в столице Греции. Оно
объединяет школы первой и второй
ступени. В общей сложности гречес
кие дети учатся 12 лет: шесть из них
в школе первой ступени, а оставшие
ся шесть в старших классах. В на
стоящее время в каждой параллели
по восемь классов, в каждом классе
по 25 человек, так что можно себе
представить, насколько это большой
колледж. Процесс обучения органи
зован там совсем не так, как в россий
ских общеобразовательных учрежде
ниях. Например, учебный год делится
на два периода, каждый по четыре
месяца. С первого по шестой класс
ребятам не ставят отметки, а резуль
таты их учбы оценивают с помощью
букв. В старших классах оценок, на
оборот, предостаточно: от нуля до 20
баллов. Последние три года обучения
ребятам разрешают выбрать профиль
ные предметы по гуманитарному, тех
ническому или естественно научному
направлению. Раньше окончания
12 го класса из школы никто не ухо
дит, ведь пойти работать граждане
этой страны имеют право, когда им
исполнится 18 лет. Тем, кто после кол
леджа хочет поступить в университет,
предстоит сдать достаточно сложные
экзамены. Сейчас, когда экономичес
кая обстановка в Греции довольно
сложна, многие молодые люди мечта
ют продолжать образование за грани
цей. Участие в Международной кос
мической олимпиаде для них не
только интересное приключение и но
вые знакомства, но и полезный опыт
общения с интеллектуальной моло
джной элитой других стран.
Целой группой презентовали свой
творческий проект школьники из Испа
нии.
Новички на олимпиаде, они были
заметно удивлены высоким уровнем
работ, продемонстрированных на МКО
е участниками. Хотя, как рассказыва
ет руководитель испанской делегации
Мария Фесус Байонас Фуэнтес, учеб
ное заведение, которое они представ
ляют, тоже относится к числу продви
нутых. На протяжении шести лет здесь
разрабатывают и реализуют собствен
ную программу, обеспечивающую не
прерывное образование. Это про
грамма так называемого международ
ного бакалавриата, по которой ребята
начинают заниматься, учась в старших
классах. Как раз такие учащиеся и при
ехали в Россию на МКО девять чело
век в возрасте 16 17 лет. Свои твор
ческие проекты они подготовили по
темам История и Космические тех
нологии. В число победителей ребята
не попали, но вс равно у испанцев, по
их словам, остались от участия в олим
пиаде очень позитивные и яркие впе
чатления.
Когда находишься в такой
творческой обстановке, общаешься с
молодыми людьми, которые так серь
зно относятся к научным исследова
ниям, то это внушает уверенность в
будущем дне и надежду на то, что мо
лодому поколению удастся решить
многие острые проблемы
, говорит
Мария Фесус Байонас Фуэнтес, а е
коллега Пардо Матас Энкармасион до
бавляет:
Для нас очень важно прини
мать участие в таком мероприятии,
потому что это расширяет наши пред
ставления о том, как поставлена моло
джная научно исследовательская ра
бота в других странах.
Стоит заметить, что и испанские
школьники, и греки, и израильтяне, и
представители других стран учас
тниц МКО, независимо от итоговых
результатов и занятых мест, остались
довольны тем, как прошла олимпиа
да. Жизнь в космическом лагере, как
и предсказал на открытии МКО кос
монавт Владимир Соловьв, оказа
лась не просто неделей экзаменов, а
ещ и чудесным временем творче
ства и знакомств. Судя по опросам в
начале олимпиады, именно ради но
вых интересных знакомств (или
встреч с прежними друзьями), а так
же приятного времяпрепровождения
участники вновь и вновь возвраща
ются на МКО. Ну и правильно, ведь, в
конце концов, в 16 лет разве не это
самое главное?
Елизавета ИВАНОВА,
Нина ИВАНОВА
Вспоминая
церемонию
открытия
Марафон
интеллектуальных
идей
Захотели
и добились
Из прошлого
в настоящее
На новенького