background image
Ноябрь, 2012 г.
11
РОССИЯ
Представьте себя на месте, например, мамы
ученика девятого класса ЛНИПа Антона Казакова.
Ваш ребнок приходит из школы и сразу же скры
вается в своей комнате. Оттуда доносятся стран
ные звуки: стук молотка, визг дрели, треск элек
трических разрядов, периодически сын выходит
из комнаты, чтобы занести в импровизированную
мастерскую какие то коробки, проволоку, гвоз
ди, вашу сушилку для маникюра Сушилку для
маникюра? Да да, это не опечатка, именно из
этого аппарата Антон сумел соорудить часть сво
его проекта. Как вы думаете, что бы это могло
быть? Что бы вы сейчас ни предположили, я на
99% уверена: среди ваших вариантов нет модели
ракетного двигателя. Вы только представьте: ра
кетный двигатель из электрической сушилки! Я в
школе даже конструктор по инструкции собрать
не могла! Вторая, не менее впечатляющая часть
проекта Антона электромагнитная пушка, ко
торую он тоже собрал собственными руками. Во
время презентации школьник не ограничился ус
тным рассказом и схемами, но ещ и показал, что
двигатель действительно работает, а пушка
стреляет.
Кстати, несмотря на то что на презентации
была продемонстрирована лишь небольшая мо
дель, запускающая гвоздик всего сантиметров на
пятнадцать вдаль, члены жюри вначале занерв
ничали и, не поверив Антону, уверяющему всех в
Ракетный двигатель из сушилки для ногтей
Ракетный двигатель из сушилки для ногтей
и другие чудеса научной мысли
безопасности своего изделия, потребовали, что
бы пушку от них отвернули. Может, и не зря:
экспериментатор рассказывает, что у него дома
е снаряды пробивали картон.
На самом деле Антон, конечно, рисковал, рабо
тая над своим устройством. Его электромкость
составляет 7000 МФ (мегафарад), а значит, само
му изобретателю обязательно нужно было наде
вать резиновые перчатки и соблюдать другие тре
бования по технике безопасности. В противном
случае, по его собственным словам, током может
ударить так, что вс оставшееся от человека впору
будет смести веником в газетку Между прочим, в
процессе разработки пушки Антона действительно
пару раз ударяло током, хотя, к счастью, с гораздо
менее печальными последствиями. Ну, видите,
ничего страшного не случилось, живой остался,
здоровый, объясняет школьник, но при этом
почему то довольно нервно усмехается
Началось же вс конструкторско изобретатель
ское творчество Антона с безобидного на первый
взгляд занятия: мальчик просто делал домашнее
задание. Он прочитал в учебнике по физике, что
при высоком напряжении возникает пробой, то
есть газ ионизируется и появляется молния.
Школьник не замедлил проверить новые знания
на практике: сам начертил схему установки для
ионизации, соорудил по ней модель, а потом
понял, что данные разработки можно применять
в мирных целях создать двигатель, с помощью
которого запускать с поверхности планеты (не
обязательно Земли) нехрупкие грузы или, напри
мер, ракеты по баллистической траектории. Изго
товленное по такой технологии устройство может
быть достаточно для этого мощным, но экологи
чески безопасным, что очень важно в условиях
современной экологической ситуации.
Школьник уже давно разрабатывает свой про
ект на прошлой олимпиаде он представлял тот
же ракетный двигатель, а потом в течение года
старался усовершенствовать его, а заодно приду
мал пушку. Она устроена по другому принципу, и
Антон с удовольствием его объясняет, но я не
хочу грузить читателей сложными формулами и
терминами, тем более что сама мало в этом раз
бираюсь... Главное, во всм снова оказался ви
новат учебник физики. Представьте только,
сколько людей читали его, но лишь один из них
подумал и решил, не откладывая дело в долгий
ящик, приступить к своим собственным экспери
Все мы восхищаемся участ
никами Международной кос
мической олимпиады, мол,
какие они молодцы, такие ум
ные, столько учатся и усерд
но работают над своими про
ектами Но при этом мы так
редко вспоминаем об их ро
дителях!
ментам. И вот теперь жюри олимпиады увидело,
что из этого получилось. На самом деле предло
женное Антоном устройство не новшество.
Исследования в этой области ведутся, хотя элек
тромагнитный ускоритель масс или, как его по
другому называют, гауссова пушка работает не
много по иному принципу. Так же было и с двига
телем. Особенность разработки Антона заключа
ется в том, что двигатель может функциониро
вать в условиях атмосферы (в любом газе) и
чрезвычайно прост в конструкции. В любом слу
чае все учные, которые трудятся в этой области,
давно уже закончили школу, имеют больше воз
можностей и немало помощников. Мальчику же в
разработках помогали только родители, научный
руководитель и учебник по физике. Казаков стар
ший, кстати, раньше увлекался радиоделом, по
этому смог помочь сыну в выборе наиболее под
ходящих материалов, который теперь надеется
продвинуться ещ дальше в своих разработках,
после школы мечтает учиться в Московском фи
зико техническом институте и продолжать зани
маться любимым делом, например, сделать бо
лее внушительную модель пушки. Сейчас осуще
ствить эту идею никак не получится: нужно место
и материалы (чем мощнее тем дороже). Но и в
е нынешнем виде члены жюри МКО оценили
модель пушки, выполненную А. Казаковым, а в
особенности его стремление к новым открыти
ям, познаниям и достижениям.
Поскольку, кроме интересного творческого
проекта, Антон показал хорошие результаты в
предметных состязаниях, то в общем зачте олим
пиады ему удалось занять почтное второе место.
До окончания школы юному изобретателю оста
тся ещ два с половиной года, и на МКО Антон
Казаков намерен вернуться через год за заслу
женной победой.
Елизавета ИВАНОВА
ИСПАНИЯ
Главная идея моего проек
та заключается в том, чтобы по
казать, как разные религии вли
яют на жизнь и взаимоотноше
ния людей в ограниченном про
странстве космической станции,
рассказывает молодой испа
нец. Безусловно, в настоящее
время эта тема особенно акту
альна, потому что вс больше и
больше космонавтов из самых
разных стран мира совершают
космические путешествия. К
тому же они вынуждены долгое
время жить в замкнутом про
странстве, а это может привести
к очень серьзным разногласи
ям на религиозной почве и к
ещ более острым последстви
ям. Поэтому на сегодняшний
день тема религиозной терпи
мости является немаловажной
для тех, кто собирается совер
шить полт в космос. Во время
подготовки космонавтов и аст
ронавтов на Земле этот вопрос
затрагивается неоднократно, об
суждаются всевозможные спо
собы, как можно избежать кон
фликта и даже разрешить его,
если он вс таки произошл.
И какие же способы суще
ствуют для этого?
Самое главный способ
это вообще не допускать подобных
разногласий. Намного проще избежать
религиозных конфликтов, чем потом
пытаться их искоренить. Для этого кос
монавтам прививается уважение к дру
гим религиям, предлагается изучить
их. Ещ в 1969 году американский ас
тронавт Базз Олдрин после прилуне
ния провл первую и на данный мо
мент единственную религиозную
службу на Луне, а на Землю было от
правлено обращение ко всем людям с
призывом вознести благодарность
наиболее приемлемым для каждого
способом в честь произошедшего
события. Таким образом, астронавт
показал, что религии есть место и в
космосе.
А по твоему мнению, как сильно
разные религиозные убеждения вли
яют на отношения между космонавта
ми?
Я считаю, что это не имеет боль
шого значения во взаимоотношениях
людей на МКС. Они слишком заняты
работой, каждый их день расписан по
минутам, так что времени на теологи
ческие споры просто не остатся. К
тому же за вс время, что земляне
осваивают космическое пространство,
Николь, расскажи, по
жалуйста, о свом проек
те.
Он называется
Antikyhera mechanism
(античное устройство).
Это презентация одного из
старейших инструментов,
созданного более чем за
две тысячи лет до Рожде
ства Христова. Этот при
бор помогает определить
положение небесных тел
в тот или иной момент
времени. С его помощью
можно даже предсказы
вать поведение Луны и
Солнца, вычисляя даты
возможных затмений. Са
мое ценное заключается
в том, что существование
этого прибора свидетель
ствует об уровне разви
тия античной астрономии:
наши далкие предки могли опреде
лять положение планет задолго до рож
дения Платона, Аристотеля и многих
других знаменитых учных и филосо
фов! Это, на мой взгляд, просто удиви
тельно.
Как ты смогла достать такой древ
ний и сложный инструмент, да ещ при
везти его на олимпиаду?
Вс получилось на удивление про
сто: я пришла в национальный музей
Афин, увидела этот прибор, заинтере
совалась им и сказала, что хочу его
изучить. Работники музея предостави
ли мне прибор, и я даже привезла его в
Россию! Отдельное спасибо хочу ска
зать моему научному руководителю
Ксенофону Моуссасу (Xenophon
Moussas), который помог мне сделать
этот проект и приехать с ним сюда. Я
ГРЕЦИЯ
Олимпиада по гречески
или Сюрприз от античных учных
Новые участники новые темы
Что может делать пятнадцатилетняя греческая
девушка в России в обнимку с астрономическим
прибором, сделанным более трх тысяч лет на
зад? Конечно же, выступать на Международной
космической олимпиаде школьников в Корол
ве! Николь Гианнополоу (Nicolette Giannopoulou)
как раз и решила поехать в далкую северную
страну, чтобы поделиться со сверстниками ре
зультатами своих исторических исследований.
С каждым годом Международная космическая олимпиада принимает вс боль
ше участников из самых разных стран мира. В этом году до нас впервые добра
лись школьники из солнечной Испании. И вот по нашей просьбе интервью дат
Лопез Ортс Карлос, шестнадцатилетний представитель своей страны, при
ехавший на олимпиаду с проектом Международная космическая станция: где
религии не сталкиваются с земными разногласиями.
ещ не было зафиксировано ни
одного случая, в котором рели
гия бы выступила предметом
разногласий между космонав
тами, наоборот, она способству
ет сближению людей, заполня
ет и разнообразит их досуг.
Какие религиозные праз
дники и традиции отмечают кос
монавты на МКС?
Их довольно много. Сюда
входят православные и католи
ческие праздники, еврейская
Ханука, исламский Курбан бай
рам и другие празднования, свя
занные с религиозными тради
циями. Естественно, отмечают
ся они в том случае, если на
станции есть приверженцы той
или иной религии.
Какие впечатления у тебя
остались от олимпиады?
Для меня вс это было в
первый раз, и я считаю, что эта
олимпиада является фантасти
ческой возможностью для зна
комства с людьми. К тому же
мы совершили много интерес
ных экскурсий, в том числе свя
занных с наукой, космосом и
технологиями, и, конечно, по
лучше узнали культуру государ
ства, которое организовало для
нас это потрясающее меропри
ятие. Россия удивительная страна,
с множеством традиций, мне очень
нравится ваш язык, а красота природы
не поддатся никакому описанию.
Единственный минус это то, что на
улице очень холодно, температура на
много ниже, чем сейчас в Испании.
Тем не менее никакой погоде не уда
лось испортить те прекрасные момен
ты, что подарила нам МКО. С уверен
ностью могу сказать, что в следующем
году очень постараюсь приехать сюда
и надеюсь снова встретить всех моих
друзей!
Интервью взяла Елена НЕКРАСОВА
нашла Ксенофона Моуссаса через Ин
тернет: Google предоставил мне луч
шего специалиста в Греции, занимаю
щегося этим прибором. Я написала ему,
мы встретились и сделали проект.
Как ты чувствуешь себя в России?
О, здесь очень здорово! Моя мама
из России, поэтому я всегда мечтала
приехать на е родину. Здесь прохлад
но, но именно это мне и нравится: наш
климат больше подходит для того, что
бы отдыхать, и часто это мешает со
средоточиться на учбе. А в России
холод как раз и помогает привести
мозги в порядок. Больше всего мне
нравится здешняя еда: оладушки, бли
ны и пельмени. На самом деле я очень
люблю Россию!
Интервью взяла
Анастасия ТРУХИНА
Антон Казаков.
Лопез Ортс Карлос.
Ксенофон Моуссас и Николь Гианнополоу.
Фото Анастасии ТРУХИНОЙ
Фото Анастасии ТРУХИНОЙ
Фото Анастасии ТРУХИНОЙ