background image
вторник
k
136, 4 декабря 2012 г.
В КОСМОСЕ И НА ЗЕМЛЕ
(Продолжение. Начало на с. 1)
А перед началом тренировки они пообща
лись с представителями средств массовой ин
формации.
Фдор Юрчихин в ответ на вопросы
журналистов отметил, что подготовка основно
го и дублирующего экипажей ничем не разли
чается. Вс то же самое, к сожалению! с
улыбкой сказал он, посетовав, что дублрам не
делается никаких послаблений, требования оди
наково высоки для всех. Журналистов также
интересовало, насколько, на взгляд Ф. Юрчихи
на как опытного космонавта, различается под
готовка к его первому и нынешнему полтам.
Новые элементы всегда появляются, отме
тил космонавт. Каждый корабль модернизи
руется, например, в прошлый раз я летал на
корабле Союз ТМА, сейчас будет Союз ТМА
М его новая модификация. Остатся неиз
менной только ответственность по прежне
му на самом высоком уровне.
Карен Найберг и Лука Пармитано также не
много рассказали корреспондентам о свом эки
паже. У нас очень хороший, опытный коман
дир! сказал астронавт ЕКА. Фдор хорошо
знает корабль, у него есть опыт полта на Со
юзе. Мы благодарны ему за то, что он делает.
Основному экипажу были заданы вопросы о на
учной программе экспедиции, готовности к по
лту и настроении космонавтов.
Роман Рома
ненко рассказал о задачах, которые предстоит
выполнить во время запланированного выхода в
открытый космос, среди них взятие образцов
материалов, закреплнных в рамках научного
эксперимента на внешней поверхности МКС, ус
тановка нового оборудования для эксперимен
тов и так далее.
Крис Хадфилд и Томас Машбрн, за плечами у
которых кратковременные полты на шаттлах,
рассказали о разнице в подготовке к полту на
челноке и космическом корабле Союз. Са
мое главное для нас помнить вс то, что мы
учили на протяжении пяти лет подготовки,
сказал К. Хадфилд. Роман Романенко подтвер
дил, что экипаж полностью готов к отработке
любой нештатной ситуации и на сегодняшнем
экзамене, и на предстоящем завтра.
Зима, как обычно в России, наступила неожи
данно. 28 ноября в Московский регион пришл
циклон с запада и обрушил на наши головы ме
сячную норму осадков.
Естественно, сразу возник вопрос: не будут ли
превращаться городские дороги в снежные пус
тыни и сумеют ли королвские коммунальщики
всю зиму поддерживать их в надлежащем состо
янии? За ответом мы обратились к
заместителю
директора по благоустройству МУП Автобыт
дор Владиславу Яворскому.
Владислав Александрович, развейте нашу
тревогу: готова ли ваша организация к приходу
зимы и первым снегопадам?
Полностью. Подготовка к зиме всегда начи
нается ещ в августе сентябре, когда проводится
мелкий ямочный ремонт дорог. В этом году было
отремонтировано 5,5 тысячи кв. метров дорог
первой и второй категории, так называемого ос
новного кольца нашего города. Список улиц, ко
торые необходимо отремонтировать в текущем
году, нам предоставляет Управление по благоус
тройству Администрации города (начальник К.В.
Баранов). Они, в свою очередь, создают предпи
сание на основании жалоб жителей.
Зимой эта деятельность замирает?
Как раз нет, мы продолжаем ямочный ре
монт и в зимний период, хотя и не в таких объмах.
Зимой мы осуществляем ремонт, используя ли
той асфальтобетон. Он не требует особого темпе
ратурного режима, поскольку поступает к нам в
специальных термосах кохерах. Одного кохера
хватает на 50 кв. метров. С его помощью мы
ликвидируем ямы размером от 5 до 25 кв. метров.
Асфальтобетон лежит от трх до пяти лет.
ЗИМА УЖ НАСТУПИЛА
А хватает ли вам оборудования? Автопарк
дееспособен?
На этот сезон мы закупили три скалывателя
льда, которые крепятся на штатную посадочную
щтку МТЗ. Эта фреза снимает до 20 см льда, не
повреждая асфальтово бетонного покрытия. При
обрели также два средних экскаватора погрузчи
ка, три камазовских КДМ, автогрейдер, один ма
ленький погрузчик и лапчатый снегопогрузчик,
известный в народе как золотые ручки, а ста
рый подреставрировали. Уже имеющееся в на
шем автопарке оборудование загодя пересматри
валось и перебиралось. Был проведн текущий
или капитальный ремонт комбинированных до
рожных машин, которых у нас пять штук, двух
автогрейдеров (большого и малого), тракторов и
прочей техники. Так что, техника готова, и со
всеми зимними испытаниями мы справимся, если,
конечно, не образуется за одну ночь двухметро
вых заносов.
Уже с конца осени вашим рабочим приходит
ся расчищать снежные заносы и вывозить снег.
Куда?
Снег мы вывозим по двум адресам: из основ
ной части города на улицу Силикатную, а из
Завокзальной в Текстильщик, на улицу Кали
нинградскую. Две точки позволяют нам быстрее
осуществлять вывоз снега, минуя городские
пробки. К сожалению, не удалось и в этом году
приобрести для города снегоплавильный агрегат,
о котором много говорилось в прошлом году.
Своих финансов у нас на такую покупку не хвати
ло, а субсидии выделены не были.
В этом же причина и того, что в Королве не
используются жидкие реагенты?
Да, действительно, это очень дорого. Сто
имость обработки одного квадратного метра при
использовании жидкого реагента возрастает чуть
ли не в два раза. К тому же, с точки зрения экологии
это не лучший вариант. Соседство с национальным
парком Лосиный Остров обязывает помнить об
этом, да и экологи не позволяют забыть.
Ещ осенью началась подготовка противоголо
лдного материала песко соляной смеси (ПСС),
которая действует только до минус 20 градусов. К
сожалению, при более низких температурах ПСС
теряет эффективность. Тогда мы используем в
борьбе с гололдом гранитную крошку, которая
обходится намного дороже.
Каждую зиму наша газета пытается призвать
вас не посыпать песком снег на тротуарах. Это не
лд, по нему очень удобно и приятно ходить. Но
после обработки он превращается в грязную кашу!
По свежевыпавшему снегу, конечно, прият
но пройтись. Но постепенно и на тротуарах обра
зуется накат. Если в такой момент ночью ударит
мороз, снять такой накат будет намного тяжелее.
Как я говорил, при морозе свыше 20 градусов ПСС
уже не действует. Поэтому приходится обрабаты
вать ПСС уже свежевыпавший снег, чтобы он не
укатывался. Да, образуется кашеобразная масса,
но это безопаснее для пешеходов, чем лд.
Ирина ТЕПЛОВА
В ЦЕНТРЕ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ
Найти и обезвредить
27 ноября для дублирующего экипа
жа, который в этот день сдавал экза
мены на тренажре ТПК Союз ТМА
М, инструкторы Центра подготовки
космонавтов смоделировали шесть
аварийных ситуаций:
отказ основного
примника УКВ по контакту отделения
транспортного корабля от ракеты но
сителя; отказ автоматики и основного
вентилятора блока очистки атмосфе
ры бытового отсека; авария радиотех
нической системы сближения Курс
на этапе сближения; отказ датчика в
системе стыковки; неликвидируемый
пожар в спускаемом аппарате после
фактической расстыковки; отказ дви
гательной установки на спуске в ре
зультате нештатного закрытия клапа
нов подачи топлива.
На тренажре российского сегмента
МКС основной экипаж столкнулся с
отказом основного передатчика связи,
потерей связи управляющего компью
тера с центральной вычислительной ма
шиной и нештатной работой системы
кислородообеспечения. Также в про
цессе тренировки космонавтам пред
стояло устранить переполнение мкос
ти в ассенизационно санитарном уст
ройстве. На завершающем этапе экза
мена инструкторы задали для испытуе
мых крайне сложную задачу обнару
жить и изолировать негерметичный
отсек на российском сегменте МКС. Со
всеми этими ситуациями космонавты
успешно справились.
Когда оба экипажа заняли места внутри трена
жров корабля и станции, журналисты пообща
лись с
начальником Центра подготовки космо
навтов имени Ю. А. Гагарина Сергеем Крикал
вым
и командиром отряда космонавтов Роскос
моса Сергеем Волковым.
Начальник ЦПК корот
ко рассказал о характере предстоящих экипажу
нештатных ситуаций: Мы разделяем все не
штатные ситуации на расчтные и нерасчтные.
Те ситуации, которые мы можем предположить,
описаны в инструкциях для экипажа. Во время
тренировок инструкторы подбрасывают не
расчтные и расчтные нештатные ситуации, что
бы экипаж был готов ко всему, постоянно был в
тонусе. На вопрос, как можно оценить подго
товку основного экипажа, Сергей Константино
вич ответил: Опыт определяет многое. Кроме
того, что у всех членов экипажа есть опыт преды
дущих полтов, они прошли этап дублирования.
В ходе работы проводились промежуточные
оценки готовности, и мы можем сказать, что
экипаж хорошо подготовлен к полту.
Нина ИВАНОВА
В дублирующем экипаже Карен Найберг
(НАСА), Фдор Юрчихин (Роскосмос), Лука
Пармитано (ЕКА).
3 декабря испол
нилось 80 лет (1932) Бо
рису Николаевичу Кан
темирову
военному
инженеру, специалисту
в области разработки и
испытания ракетно кос
мической техники. По
окончании военной
Краснознамнной инже
нерной академии имени С.М. Буднного работал
в НИИ 4 и 50 ЦНИИ Министерства обороны СССР
(1956 1983). Участвовал в подготовке запус
ков первых искусственных спутников, испытании
ракетной техники на космодромах Капустин Яр и
Байконур, на Семипалатинском полигоне. Канди
дат технических наук, вице президент Российс
кой академии космонавтики имени К.Э. Циолков
ского, член комиссии РАН по изучению творче
ства К.Э. Циолковского, руководитель секций
научных чтений по космонавтике, посвящнных
творчеству К.Э. Циолковского и С.П. Королва;
исполнилось 60 лет (1952) Геннадию Генна
дьевичу Райкунову генеральному директору
ЦНИИмаша. Действительный член Российской
академии космонавтики имени К.Э. Циолковско
го, доктор технических наук, лауреат премии Пра
вительства РФ в области науки и техники, заслу
женный деятель науки РФ, заслуженный маши
ностроитель РФ, заслуженный испытатель кос
мической техники, награждн медалями Феде
рального космического агентства, Федерации кос
монавтики, Российской академии космонавтики
имени К.Э. Циолковского и др. знаками.
8 декабря исполняется 85 лет (1927) Влади
миру Александровичу Шаталову лтчику кос
монавту СССР, дважды Герою Советского Союза,
выполнившему три космических полта (январь
1969, октябрь 1969, 1971). Генерал лейтенант,
кандидат технических наук, начальник Центра
подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина
(1987 1991);
25 лет назад (1987) подписан Договор
между СССР и США о ликвидации ракет средней
и меньшей дальности.
21 декабря 25 лет назад (1987) на стан
цию Мир стартовал космический корабль Союз
ТМ 4 с экипажем в составе: Владимир Титов,
Муса Манаров и Анатолий Левченко. Длитель
ность экспедиции В. Титова и М. Манарова соста
вила 366 суток, А. Левченко 8 суток.
29 декабря 100 лет со дня рождения Алек
сандра Яковлевича Березняка (1912 1974)
конструктора авиационной и ракетной техники.
Вместе с А.М. Исаевым участвовал в создании
первого самолта БИ 1 с жидкостным ракетным
двигателем (15 мая 1942 года состоялся первый
полт этого самолта, пилот лтчик испыта
тель Г.Я. Бахчиванджи). Под его руководством
разработаны крылатые ракеты, ракеты торпе
ды. Доктор технических наук, лауреат Ленинс
кой и Государственной премий, заслуженный
деятель науки и техники РСФСР.
Анатолий КИРЮШКИН
КОСМИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
юбилейные
даты
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Сможем ли пройти проехать?
Сможем ли пройти проехать?