background image
C
M
Y
K
вторник
k
136, 4 декабря 2012 г.
140
Ведущая Ольга
Мельникова
Следующим документом в нашем
обзоре является грамота старца мос
ковского Симонова монастыря Андри
ана Ярлыка, датируемая 1459, 1460
годами, из которой следует, что он к
Михаилову чюду дал есми в манастырь
архимандриту Дмитрею с братьями
свои деревни в Московском уезде на
Яузском Мытищи Кнутова деревня,
Олексеевьская деревня, Орининьская
деревня, да Дягиловский починок с
всеми своими пустошьми. Характер
но, что Яузские Мытищи здесь указаны
как административный округ.
Снова обратимся к книге С.З. Черно
ва. Он пишет, что Андриан, в миру Ан
дрей Ярлык, хорошо известная лич
ность времени княжения Василия Тм
ного. На его примере можно предста
вить себе, кто владел землями в этом
районе. В период, когда Дмитрий Ше
мяка завладел Москвой (1446 год),
великого князя дьяк Ярлык подпи
сал подтверждение на грамоте Васи
лия II от 1443 года. Остался ли Андрей
Ярлык великокняжеским дьяком пос
ле возвращения на княжение Василия
II, не ясно. Но где то в 1449 1451
годах он подписал духовную грамоту
великой княгини Софьи Витовтовны
уже как митрополич дьяк Ярлык. В
марте 1459 года в том же качестве он
подписал духовную Есипа Дмитриева,
сына Окинфова (она сохранилась в
подлиннике), причм по монгольски
уйгурским алфавитом. Это дало осно
вание предполагать, что Андрей Ярлык
также был крещным татарином. Ду
мается, что переход его к Шемяке был
вынужденным, иначе он не подписы
вал бы духовной Софьи Витовтовны и
уж точно не имел бы до самой своей
смерти двора в Кремле. В 1459 году,
незадолго до своей кончины, Андрей
Ярлык постригся в Симоновом монас
тыре под именем Андриан. Он умирал
бездетным и поэтому раздал вс сво
имущество церквам и монастырям. Бо
гатству Ярлыка через полвека позави
довал бы иной представитель боярско
го рода. Имущество и земельные вла
дения были собраны с умом. Кроме
двора в Кремле, у него был загородный
двор и имения в нескольких уездах.
Вс, что известно об Андрее Ярлыке,
позволяет думать: этот человек не стал
бы покупать три деревни и починок на
сыром и малоплодородном междуре
чье Яузы и Ички в тот период, когда он
владел тем, что описано в его духовной
грамоте. Можно предположить, что
перед нами своего рода отражение того
периода жизни Андрея Ярлыка, когда
он ещ не стал великокняжеским дья
ком. Возможно, это приобретение мог
ло быть связано с его службой, относя
щейся к Ловчему пути.
Итак, на северо востоке от Москвы в
XIV и XV веках были обнаружены вла
дения крещных татар, перешедших
на службу к московским князьям.
Впос
ледствии многие поселения стали при
надлежать Чудову монастырю, и на
востоке Подмосковья образовался до
вольно мощный комплекс его владе
ний. Частично документы сохранились
и опубликованы РГАДА, и мы можем
проследить за освоением этих земель.
Запомним названия сл, которые
передали митрополит Алексей и Анд
риан Ярлык Чудову монастырю, и рас
смотрим княжеские завещания.
В завещании великого князя Васи
лия Васильевича 1461 1462 годов
говорится, что благословил он сына
своего Бориса среди прочего
у Мос
квы село Шарапово с деревнями, да
Лошаково с деревнями, а Андрея
Меншого у Москвы село Танинь
ское со всем.
Шарапово ныне ули
ца Шараповская около станции Мы
тищи, Таниньское станция Тайнин
ская, Лошаково растворилось в селе
Большие Мытищи в районе Ярослав
ского шоссе.
В 1477 году Борис Васильевич пи
шет завещание о передаче своему сыну
чем меня благословил отец мой
да у Москвы село Шараповское з де
ревнями, да Лошаково з деревнями
В 1494 году князь Борис Васильевич
пожаловал в Троице Сергиеву Лавру
мельницу на Клязьме в Шарапове, а в
1504 м его сын Фдор Борисович
ещ одну мельницу недалеко от Черки
зова. В 1506 году Фдор Борисович
завещал Шарапово, Лошаково, Рупа
сово и Ядреево своей княгине. Упоми
наемое в документе Ядреево дожило
до нашего времени и только теперь
было поглощено новостройками на
улице Колпакова в Мытищах, а Рупа
совские пруды живы до сих пор.
Как определялись границы между
владениями, можно понять на примере
необыкновенно важного документа.
Владения князя Бориса Васильеви
ча, брата Ивана III, граничили с владе
ниями Чудова монастыря. Сохранилась
Разъезжая межевая грамота 1477
1484 годов, которая опубликована в
сборнике Акты социально экономи
ческой истории Северо Восточной Руси
конца XIV начала XVII в.. Для нас
она имеет огромное значение. Приве
дм е полностью.
Разъезжая грамота, данная розъез
дчиком волоцкого князя Бориса Васи
льевича Иваном Захаровым на межи
княжой Хлуденевской земли с Кнутов
ской и Алексеевской землй Чюдова
монастыря, возле реки Явузы, близ
Мытищи.
По господаря своего слову князя
Бориса Васильевича, се аз, Иван Заха
ров, розъехал есмь землю господаря
своего княжу Борисову Васильевича
со старцем архангилским с чюдовс
ким, с архимандричим з Генадьевым с
Евстратьем Хлуденевскую землю с Кну
товскою землю, да с Олексеевскою:
Хлуденевская земля княжа Борисова
Васильевича на сей стороне но реку по
Явузу,
до Костины гати, а Кнутовская
земля по оной стороне за рекою от
Мытища по реку же по Явузу, до
Кости
ной же гати, и лес и болото и покосы
то все Кнутовская земля монастырская
чюдовская; а об сю сторону pеки Явузы
меж Олексеевские земли и Хлуденев
ские и Обуховские: от
Костиной гати
промеж покосов на молокиту, да на два
дубка, да от дву дубков на вязок, да от
вязка на две осины, да от дву осин на
молокиту, да от молокиты на волху, да
от волхи на старую межу.
А на розъезде были старцы архан
гилские Иона Коза, да Ефрем, да Илыя,
да хрестьяне были великого князя Се
лева Оносов сын, да Оверкий, Кондкин
сын, да Михаил Елькин сын. A c Ыва
ном были на розъезде поп Степан от
Пречистые со княжа Борисова двора
Васильевича, за которым попом та зем
ля Хлуденевская была, да из Ядреева
хрестьяне были княжи Борисовы Васи
льевича Самоило Дорогие Шти, да Луч
ка Олексеев сын Палцева.
А грамоту писал Губа Назаръев.
А запечатал сю грамоту Иван Заха
ров своею печатью.
На данный момент это первое кос
венное упоминание Костина в истори
ческих источниках. Характерно, что
упоминается инженерное гидротехни
ческое сооружение гать, то есть де
ревянный настил сквозь болотистую
местность. Гать недостаточно было
просто сделать, е надо было поддер
живать в рабочем состоянии, периоди
чески перестилать поврежднные уча
стки, может быть, где то и отводить
воду. Сохранились княжеские настав
ления уроки о том, как е строить. В
древнейшей Лаврентьевской летописи
(1177 год) приводится повеление ве
ликого князя киевского Владимира:
Требите путь и мостите мост (расчи
щайте дорогу и мостите настил).
Гати древнего мира приблизительно
можно сравнить с современным мет
ро. Они позволяли сократить маршру
ты и более удобно добраться до нужно
го места, в том числе и с грузом. Обра
тим внимание, что гать называлась
именно Костиной, не Лошаковской, не
Яузской, не Мытищинской. Кто такой
был этот Костя, мы, скорее всего, ни
когда не узнаем. Кажется, именно он, а
потом жители древнего Костина и сле
дили за состоянием гати.
Можно предположить, что Костина
гать была частью дороги между посе
лениями, может быть, и отрезком ка
кого то более длинного пути, напри
мер, от Тайнинской волости до Болше
ва. Гать была востребована и, вероят
но, существовала уже некоторое вре
мя, так как была хорошо известна ме
жевщикам и служила ориентиром оп
ределения границ владений.
Принято, что возраст поселения от
считывается от первого его письмен
ного упоминания. Возрастом Костина
можно считать приблизительно 535 лет.
Межевая грамота помогает лучше
определить, где находились упомяну
тые в завещании Андриана Ярлыка де
ревни. Учные с помощью архивных
исследований и археологических рас
копок установили, где
они располагались, а
это позволяет локали
зовать местоположе
ние Костиной гати. К
сожалению, формат
газетной статьи не по
зволяет изложить тот
путь, по которому шли
исследователи. Мы
публикуем карту из
тома 2 Исторических
ландшафтов Сергея
Заремовича Чернова, к
которому уже неоднок
ратно обращались. Вот
цитата из не.
Вряд ли мы оши
бмся, интерпретиро
вав Костину гать как
гать через пойму р.
Яузы дороги из Моск
вы в село Богородс
кое Костино, располо
женное в 5 км к восто
ку от с. Мытищи. Доро
га эта не использова
лась уже ни в 1860
году, ни даже в 1766
году, но участок е со
хранился в лесу и показан на карте
съмки 1963 года к северу от Мыти
щинского лесничества и к западу от
него вплоть до Мытищинской водо
проводной станции. Дорога эта пере
ходила на наиболее узком е участке
(здесь ширина е составляла 300 м) и
далее вела к Переяславской (Троиц
кой) дороге примерно вдоль трассы
позднейшего шоссе к водопроводной
станции.
Интересно, что логическая граница
между владениями Чудова монастыря
и княжескими владениями с одной сто
роны и Костинским землевладением,
то есть Боховым станом, с другой су
ществовала все эти годы и существует
до сих пор. В XVIII веке при проведении
Генерального межевания Яузские Мы
тищи и территория Лосиного Острова
были отнесены к Московскому уезду, а
Костино, Коковка, Болшево и другие
населнные пункты к Богородско
му, то есть уезды были разделены по
старым межам. В наше время это
граница между Мытищинским райо
ном и городом Королвом. Вот видите,
как вс взаимосвязано. И действия,
предпринятые 500 600 лет назад,
определяют нашу жизнь до сих пор.
Другой документ, тесно примыка
ющий к разъезжей грамоте и состав
ленный несколькими годами позднее,
свидетельствует о том, что Чудов мо
настырь за некоторое время до того
договорился с Борисом Микифоро
вым, сыном Павловым, о передаче
ему пустошей Орининской и Дяги
левской. Борис Никифорович те зем
ли распахал, и лес расск, и хоромы
на них поставил. Согласно этой гра
моте монастырь вернул эти земли
обратно. Так появилось сельцо Бори
совское.
Несколько интересных документов
XVI века были опубликованы в шестом
номере Русского дипломатария. Из
них мы узнам о дальнейшем развитии
поселений, упомянутых в завещании
Святителя Алексея и Андриана Ярлы
ка. В середине XVI века местность не
далеко от Костина была освоена, сла
и деревни были большие.
В 1552 году была перепись в Мос
ковском уезде. В документе говорится
о жителях и хозяйственных построй
ках, например, мельницах; перечисля
ются центр округи село Черкизово
(церковь, монастырский двор, попов
двор, 9 дворов, пруд и мельницы), сель
цо Колошино (монастырский двор и 5
дворов), сельцо Ондреевское (монас
тырский двор и 5 дворов), сельцо Кну
тово (9 дворов), сельцо Борисовское
(церковь, монастырский двор, попов
двор, 11 дворов), сельцо Хороброво (5
дворов), сельцо Неклюдово (6 дворов),
принадлежащие тем слам 29 дере
вень и 2 пустоши, всего 129 дворов, в
том числе деревни Дягилево и Олексе
евская.
Борисовское Заболотье крупное
сельцо, в нм даже была церковь. Сло
во сельцо означает, что там находился
господский дом. В документе упомяну
то сельцо Неклюдово, значит, наш Не
хлюдов ручей имеет собственной исто
рии 460 лет.
Жалованная грамота царя Ивана Ва
сильевича IV от 1556 года перечисляет
в Васильцевом стану селцо Серки
зово да селцо Колошино, да селцо Он
дреевское, да селцо Кнутово, да селцо
Борисовское Заболотье, да селцо Не
клюдово, да селцо Хороброво, да сел
цо Завесино, да две пустоши
Посте
пенно сельцо Борисовское преврати
лось в Борисовское Заболотье, впос
ледствии от названия осталось только
Заболотье, потом и само сельцо было
оставлено. А находящаяся там церковь
святого Николая впоследствии была
перенесена в Мытищи туда, где сей
час находится Владимирская церковь.
Дальнейшая судьба этой местности
отражена в документах Чудова монас
тыря, но это тема другого разговора.
Как оказалось, ближайшая к нам тер
ритория в XIII XV веках была не
просто заселена, но имела разветв
лнную и хорошо сформированную
структуру с владениями монастырей,
великих князей и их приближнных.
Можно выделить охотничьи угодья,
пруды, мельницы, сла, церкви, мона
стыри, связанные водными и сухопут
ными дорогами. Здесь проводилось ме
жевание, влся учт землям, с них пла
тили налоги, с путешествующих соби
рали пошлины.
Нет сомнения, что Костино также
было включено в активную хозяйствен
ную жизнь местности.
А сейчас мне бы хотелось предло
жить жителям Королва подумать над
тем, что письменной истории нашего
города уже более пяти веков.
Древняя история очень увлекатель
на. Судьба донесла до нас знания через
многочисленные войны, разорения и
пожары.
За горизонтом времени можно уви
деть и необыкновенные подвиги, и яр
чайшие события, и ежедневный труд
из за любви к ближнему. Наши предки
украшали и любили эту землю в тече
ние многих веков. И нам надо бы хоть
немного им соответствовать.
А теперь представьте себе на минут
ку, что Костино действительно лежало
на древнем пути, здесь был гостиный
двор, где можно было отдохнуть и по
есть древним путешественникам, накор
мить лошадей, починить упряжь, про
верить товар, договориться с транс
портной организацией. Здесь могла
стоять часовенка, в которой путеше
ственники молились перед дальнейшей
дорогой. Вс это теперь уже не узнать.
Работавшие в Костине археологи
определили как наиболее перспектив
ное для исследования место разрушен
ной церкви XVII века Рождества Пре
святой Богородицы, по имени которой
и само село получило название Бого
родское, Костино тож.
Древняя церковь была снесена во
времена Хрущва, дом 32 по ул. Дзер
жинского частично выстроен на е
фундаменте.
А на месте фундамента
колокольни и старинного кладбища
строится 17 этажный дом, изуродовав
ший парк, подавивший усадьбу и уже
рассыпающийся. Запланировано даль
нейшее строительство очередных мно
гоэтажек.
А ведь в церковной ограде хоронили
священников и наиболее уважаемых
сельчан.
Никогда ещ в истории чело
вечества строительство на костях пред
ков не приносило людям счастья и про
цветания.
Ольга МЕЛЬНИКОВА
Княжеские владения
Костина гать
А где же была эта гать?
Что же было дальше?
Столичная агломерация
И в заключение
о грустном
Так выглядит гать деревянный настил сквозь болотистую местность.