background image
суббота
k
144, 22 декабря 2012 г.
Выпуск 88
НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ
Конструкция Энергия Буран
принципиально отличалась от амери
канской системы Спейс Шаттл. Если
ракета носитель Энергия является
универсальной и позволяет выводить
на орбиту как орбитальный корабль
Буран, так и любой другой косми
ческий аппарат или груз массой до 105
тонн, то система Спейс Шаттл может
доставить в космос только свой орби
тальный многоразовый корабль с по
лезным грузом не более 24,4 тонны.
Центральный блок Спейс Шаттла
это силовая цистерна с жидким топли
вом для орбитальной ступени самол
та с реактивными двигателями второй
ступени, а аналогичный блок Энер
гии мощная ракета носитель вто
рой ступени, выводящая полезный груз
на орбиту. Первую ступень образуют
четыре блока от ракет типа Зенит,
закреплнных на носителе и работаю
щих одновременно. Таким образом,
Спейс Шаттл уступает по характери
стикам нашей Энергии.
Огромное количество агрегатов, при
боров, различных механизмов необхо
димо было изготовить и испытать За
воду экспериментального машиностро
ения (ЗЭМ) НПО Энергия. Значитель
ное место занимали взрывобезопас
ные датчики клапанов и другой арма
туры в системе автоматической подачи
горючего и окислителя, а также датчи
ки разделения и подъма космической
транспортной системы. Если в каче
стве топлива боковых блоков первой
ступени использовался жидкий кис
лород керосин, то вторая ступень
имела самые мощные в мире ЖРД,
работающие на жидких кислороде и
водороде. Температура кипения кис
лорода минус 182,9
О
С, а водорода
минус 252,7
О
С. Следовательно, датчи
ки автоматики должны длительное вре
мя функционировать в условиях такой
температуры и быть пожаро и взрыво
безопасными. А при продувках армату
ры горячим газом температура датчи
ков могла быть до плюс 300
О
С. Элект
роники для таких температур ещ не
было, и датчики разрабатывались элек
троконтактными, герметичными. Вы
сокие точности датчиков требовали
соответствующей точности изготовле
ния деталей и узлов. Такие датчики
были разработаны в нашем секторе и
испытаны как автономно, так и в соста
ве арматуры. Из за значительной пе
регрузки ЗЭМ не имел возможности в
сжатые сроки изготовить требуемое
количество датчиков. Стали искать
смежников для размещения изготов
ления или хотя бы помощи в изготов
лении деталей.
* * *
Однажды вызывает меня руководи
тель комплекса В.А. Калашников и со
общает, что не совсем здоров и не мо
жет сейчас ехать в Киев в командиров
ку, организуемую приборным произ
водством. Ты, разработчик датчиков,
заменишь меня в делегации специали
стов, которая отбывает сегодня вече
ром. Позвони руководителю делегации
В.Ф. Скворцову, он вс скажет. Я уз
нал, что в составе делегации шесть
человек, в не включн лтчик космо
навт В.И. Севастьянов. Раньше туда
выехал главный испытатель Ю.А. Ру
фанов с чертежами и уже сообщил, что
директор завода Эталон согласен нас
принять.
Все члены делегации были хорошо
знакомы мне по совместной работе.
Присутствие председателя шахматной
федерации СССР, дважды Героя Со
ветского Союза Севастьянова прида
вало делегации особый статус.
Выехать в Киев мы должны были 27
декабря, ночным поездом. Планирует
ся пребывание на Эталоне 28 и 29
декабря. Позднее сообщили, что биле
ты куплены, отправление поезда в
22 часа 10 минут.
К 22 часам все были в вагоне. Поезд
оказался дополнительным и был сфор
мирован из изрядно изношенных ваго
Энергия Буран, торт Киевский и горiлка з перцем
нов. Мы потеснились в одном купе,
чтобы поужинать. Скворцов пошл к
проводникам, чтобы попросить вилки,
стаканы и заказать чаю. Он быстро вер
нулся в сопровождении молодой рас
полневшей проводницы. Она бесцере
монно осмотрела наше купе и почти
командным голосом объяснила:
А та
ких хлопцв, та навть краще вд вашо
го космонавта, у мому вагон десяток,
якщо не бльше. Вигадуте все, наш
потяг додатковий, збрали його з ста
рих вагонв за клька годин. На таких
потягах космонавти не здять! Ось моя
подруга на минулому тижн бачила кос
монавта у вагон СВ на Блакитнй
стрл. Ось там стакани, вилки, кава,
а у мене нчого, навть титан не пра
цю! А ви тут за космонавта якогось
видате.
Скворцов между тем вынимал из
портфеля два батона варной люби
тельской колбасы, две банки балтий
ских шпрот, большой кусок костром
ского сыра, баночку горчицы и белый
хлеб. Бутылки Столичной он предус
мотрительно оставил в портфеле. Не
хватало только посуды. Пойду поищу
начальника поезда, сказал он, вы
ходя из купе. Севастьянов глядел на
нас смеющимися глазами. Было вид
но, что он не обижался на недавно
приехавшую из села украинскую про
водницу. Вагон ей достался действи
тельно почти непригодный для пере
возки пассажиров.
* * *
Поезд уже набирал скорость, остав
ляя в темноте мерцающие огни Киевс
кого вокзала.
Не прошло и десяти минут, как в купе
вошл грузный пожилой человек в
железнодорожной форме. Здрав
ствуйте, я начальник этого поезда,
как то с нотками покаяния предста
вился он. Мы сразу же освободили
место для хозяина поезда. Рад вам
помочь, да практически ничего не имею,
сказал начальник, присаживаясь
рядом с Севастьяновым. Поезд
сформировали три часа назад, все ва
гоны заполнены пассажирами. Конеч
но, в спешке не обеспечили, чем нужно
по нашим нормам. Но посуду и чай вам
сейчас принесут. Он извинился перед
космонавтом и нами. Действительно,
через несколько минут две молодые
проводницы расставили на столике ста
каны с чайными ложками, выложили
несколько вилок и сахар. Вместе с на
чальником поезда выпили понемногу
водки за благополучный отъезд. Кол
баса оказалась на редкость вкусной.
Но для семи человек купе было тесно.
Наш гость забыл, что находится на от
ветственной работе, и уходить не соби
рался. Он завл разговор о проблемах
на транспорте, нехватке проводников.
Мы переглядывались, придумывая по
вод для ухода гостя. После второго
тоста (за железнодорожников) Сквор
цов осторожно заметил, что проводни
ки новые, без опыта, вагоны старые
требуется постоянный контроль руко
водителя. Начальник понял намк и,
попрощавшись с каждым за руку, вы
шел из купе.
* * *
После ужина мы разговаривали до
вольно долго. Виталий Иванович
талантливый рассказчик. В июле
октябре 1978 года прошл матч на пер
венство мира по шахматам между Ана
толием Карповым и Виктором Корч
ным, выступавшим под флагом Швей
царии. Как рассказал Севастьянов, со
провождавший Карпова, матч, продол
жавшийся три месяца, проходил в на
калнной до предела обстановке. Кор
чной человек неуравновешенный, и
его окружение взяло на вооружение
грубость, претенциозность и психоло
гическое давление на чемпиона мира.
Многое из того, что происходило в Ба
гио, ничего общего с шахматами не
имело. Например, на Корчного работа
ла многочисленная разведка западных
стран, чтобы выведать секреты разра
боток Карпова. Несмотря на драматизм
матча, Анатолий Карпов снова одер
жал заслуженную победу.
* * *
Ночь прошла незаметно. Вот и Киев.
На платформе нас встречает треуголь
ник завода Эталон. После знаком
ства нас привезли к гостинице ЦК Ком
партии Украины. В фойе администра
тор предложил нам на выбор одномес
тные и двухместные номера. Коллега
Борис Михайлович Пенек предложил
мне взять двухместный номер так
веселее. Номер двухкомнатный: при
хожая гостиная и большая спальня с
одной широкой кроватью. По неопыт
ности ошиблись номер оказался для
супружеской пары. Тплое одеяло тоже
одно, только две подушки. Хорошо,
что здесь мы провели одну ночь, в
течение которой каждый тянул одеяло
на себя!
Позавтракав, поехали на Эталон.
Завод размещался в четырхэтажном
здании на Подоле, в историческом рай
оне Киева. Примечательно практи
чески все члены трудового
коллектива играли в шахма
ты, регулярно организуя тур
ниры. Узнав, что в составе
делегации председатель
шахматной федерации СССР,
они попросили Виталия Ива
новича рассказать о прошед
шем матче в Багио на звание
чемпиона мира. Севастьянов
согласился и во второй по
ловине дня, в переполнен
ном актовом зале, состоя
лась дружеская встреча кол
лектива завода с нашей де
легацией и, как продолже
ние, многочасовая беседа
любителей шахмат с Севас
тьяновым.
Вечером делегацию при
гласили в Академический
театр русской драмы имени
Леси Украинки, где шл но
вый спектакль с участием
ведущих артистов. В этом
театре работали Кирилл Лав
ров, Ада Роговцева, Олег
Борисов, Валерия Заклунная
и другие. Мы с огромным
интересом посмотрели новую поста
новку.
Назавтра продолжилось знакомство
с заводом, его цехами и специалиста
ми. На слесарном участке Севастьяно
ву подарили набор инструментов и за
числили в состав бригады. Рабочие
бригады взяли на себя обязательство
выполнять норму за космонавта, а по
лагающуюся зарплату перечислять в
Фонд мира. Приглашали чаще приез
жать. Мы чувствовали, что здесь хотят
работать с нашим предприятием, по
могать созданию новых космических
изделий.
Технологам и заводским конструк
торам мы с начальником приборного
цеха Анатолием Аксновым и Юрием
Руфановым объяснили устройство дат
чиков, основные требования к изго
товлению и испытаниям. Особое вни
мание я уделил сборке и настройке
электроконтактных узлов, контролю
Это происходило в начале 1980 х годов, когда многочислен
ные предприятия во главе с конструкторским бюро, основан
ным С.П. Королвым, трудились над созданием универсаль
ной ракетно космической транспортной системы. Мы хотели
перегнать американцев по качеству и возможностям много
разовой транспортной системы.
Наша делегация вместе с руководителями завода Эталон. Слева направо: А.И. Акснов, Б.М. Пенек, В.Ф. Скворцов, директор завода
Эталон, В.И. Севастьянов, Ю.А. Руфанов, секретарь парткома, председатель завкома Эталона, Р.И. Тюкавин.
качества покрытия контакт деталей
драгоценными сплавами. Ответили на
многочисленные вопросы специалис
тов Эталона. В процессе обсуждений
подготовили предложения руководству
завода по организации работ. Предла
галось на первом этапе поставлять на
шему заводу детали и в это же время,
использовав опыт ЗЭМа, организовать
сборочный участок датчиков. Наши
предложения вошли в основу догово
ра о сотрудничестве, утвержднного
руководством Эталона и НПО Энер
гия.
Чуть раньше директор предложил
нам сделать новогодние заказы, вклю
чавшие популярные в то время торт
Киевский и Горилку с перцем. С
благодарностью воспользовались этим
предложением, и через короткое вре
мя заказы были доставлены нам вмес
те со счтом на оплату. К концу дня
директор завода и завком профсоюза
устроили в честь нашей делегации тор
жественный обед.
Гостеприимные хозяева обеспечили
нам билеты в Москву на поезд Голу
бая стрела и вручили памятные фото
альбомы об Украине с пророческими
словами В.И. Ленина в качестве эпиг
рафа: При едином действии пролета
риев великорусских и украинских сво
бодная Украина возможна, без такого
единства о ней не может быть и речи.
* * *
Необходимо отметить, что изготов
ление деталей Эталон начал бук
вально со следующего дня. Через не
делю в Подлипки была поставлена
первая небольшая партия опытных
деталей. ОТК и технологи ЗЭМа про
верили их и выдали замечания и реко
мендации. Наша служба стандартов
выслала на Эталон необходимые
руководящие материалы. Работа за
кипела. Некоторые присланные дета
ли после входного контроля проходи
ли доводку в нашем приборном про
изводстве. Но качество изготавливае
мых деталей на Эталоне постоянно
повышалось. До сборки датчиков в
Киеве не дошли с нашей стороны не
было заказа, так как первые изделия
были укомплектованы датчиками на
шей сборки. А далее космическая
транспортная система Энергия была
снята с производства из за отсутствия
финансирования.
Наступающий после командировки
Новый год был приятным для наших
семей. На праздничном столе почт
ное место занимали любимый торт
Киевский и бесценная горилка с ма
линовым стручком перца.
Рудольф ТЮКАВИН,
кандидат технических наук,
ветеран РКК Энергия
имени С.П. Королва
Многоразовая космическая система Энергия с орбитальным
кораблм Буран на транспортно установочном агрегате.