background image
суббота
k
144, 22 декабря 2012 г.
ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 де
кабря 1937 года в городе Егорьевске Московской
области. Его отец работал инструктором ЦК КПСС,
а сын относился к этой организации негативно,
поэтому не вступил в ряды компартии. Огромное
влияние в детстве на Эдуарда оказали приклю
ченческие книги Фенимора Купера, Джека Лондо
на, Виктора Гюго, Майна Рида. После школы он
окончил Московский авиационный институт име
ни С. Орджоникидзе, который, как кто то небе
зосновательно заметил, подготовил немало твор
ческих кадров. Первые литературные опыты Ус
пенского относятся ко времени обучения в инсти
туте, когда он стал публиковать юмористические
произведения. А затем Эдуард, по его словам,
долгое время вл двойную жизнь: работал инже
нером в почтовом ящике и выступал как писа
тель, причм сослуживцы не догадывались, что
это одно и то же лицо. Многие годы Эдуард Нико
лаевич был вынужден писать в стол, потому что
известные детские писатели того времени пре
пятствовали изданию его книг. Помог молодому
автору Борис Заходер. Каким то рывком он выр
вал меня вперд, говорил Успенский.
Их знакомство состоялось в начале 1960 х го
дов. Заходер часто работал в Доме творчества
писателей в Переделкине, куда к нему приезжал
Успенский, которого Борис Владимирович пред
ставлял как своего ученика и соавтора. Там же, в
Переделкине, Эдуарду однажды пришлось уча
ствовать в представлении, которое ежегодно уст
раивал для детей на своей даче Корней Чуковс
кий. Классику детской литературы понравились и
сказка, которую Эдуард тут же сочинил с ребята
ми, и прочитанное им стихотворение. Он предло
жил молодому литератору приехать к нему в гости
со своими книгами.
А какие там книги, пишет
Успенский в воспоминаниях,
тоненькие, дох
ленькие и всего несколько штук. Я сказал:
Корней Иванович, я знаю, что мой учитель
Борис Заходер должен к вам скоро приехать.
Можно я приеду вместе с ним?
Конечно, можно, конечно, приезжайте.
А провожая нас к машине, сказал:
Хорошие у вас стихи. Хорошие у вас стихи.
Хороший писатель Борис Заходер.
А Заходер меня с собой к Чуковскому не взял.
Нечего вам там делать, Эдик. У нас будут
свои серьзные разговоры. Вы до них ещ не
доросли.
Когда Борис Заходер купил дом в Комаровке
близ Болшева, учитель и ученик стали видеться в
летние месяцы ежедневно, так как Успенский с
женой и дочкой сняли дачу по соседству, через
два дома.
Совместная работа, вечера на нашей
терраске, купание в Клязьме, пишет Галина
Заходер в книге о покойном муже Заходер и все
все все.
В это лето они писали кинокомедию
Чернильная бомба, вариант которой хранится у
нас
.
Несомненная одарнность Эдика, продол
жает Галина Заходер,
яркая индивидуальность,
лгкость его молодого таланта вызывали у Бори
са желание развивать его литературный вкус, а
Эдик легко и радостно впитывал новые знания.
(По образованию он был технарь.) Мне кажется,
что и Эдик своей буйной фантазией приносил
пользу учителю, давая ему пищу для размышле
ний
.
Заходер и Успенский вместе писали для кино,
вели радиопередачу Юмор в коротких штаниш
ках, задумывали повесть
Вскоре Эдуард развлся с женой, купил поло
вину дома неподалку от Заходеров, женился
вторично.
Кто не знает Чебурашку и кроко
дила Гену, Шарика и кота Матрос
кина, дядю Фдора и почтальона
Печкина? Эти и многие другие
образы создал Эдуард Успенс
кий, который свой яркий талант
прозаика и поэта, сказочника и
сценариста щедро дарит юным
читателям и зрителям. Знамени
тому детскому писателю, в жизни
и творчестве которого немалое
место занимает Подмосковье, в
том числе Болшево и Комаровка,
исполняется 75 лет.
Как то летним вечером, вспоминает Гали
на Заходер, мы вчетвером засиделись у нас на
террасе. Поздно ночью вышли их проводить и
обнаружили, что все четыре колеса машины гос
тей проколоты. Сроду у нас такого не бывало,
место наше тихое. Сначала растерялись. Что де
лать? Эдик вспомнил, что у него на даче есть
старые колса.
Борис, несмотря на позднее время, завл нашу
машину, и они с Эдиком уехали, а мы с Леной как
примерные жны готовили инструменты для сме
ны колс. Дружно переобули машину. Пострадав
шие лишь к утру добрались домой, да и мы улег
лись спать не раньше. Когда отдали колса в
починку, обнаружили в них множественные ране
ния, словно их убивали. Впоследствии, анализи
руя происшествие, мы вычислили убийцу колс.
Накануне Эдик заехал к нам со своим породис
тым щенком и поставил машину напротив ворот
одного соседа, который не одобрял подобных
поступков. Мало этого щенок, по своей малооб
разованности, посмел присесть возле этих самых
ворот и оставить о себе память. Сама история,
возможно, не так уж интересна, но она говорит о
нашей дружбе.
Да простит нам читатель столь пространную
цитату, но она действительно свидетельствует о
дружбе писателей, которая, впрочем, не всегда
была безоблачной. Однажды Борис Заходер ска
зал Успенскому, что тот готов к самостоятельной
литературной работе и больше не нуждается в
наставничестве.
Дружба тоже стала расползать
ся по швам, отмечает Галина Заходер. Эдик
по прежнему бывал у нас, но уже не было прежне
го тепла, искренности. ()
Расставались они тяжело, рывками. Бориса
начало раздражать общество Эдуарда Николае
вича, он сурово судил его творчество и поступки.
Встречаясь, спорили, нервничали. Борис подчас
резко выговаривал что то Эдику, Эдик не выдер
живал и исчезал надолго. Возвращался. Пили за
возвращение и снова расставались. Так тяжело
расстаются люди, которые когда то любили друг
друга. Любят. Равнодушные расстаются легко.
Остались редкие, почти официальные беседы
по телефону.
Невольно вспоминаются две фразы: От люб
ви до ненависти один шаг и Учитель, воспи
тай ученика, чтоб было у кого учиться. Конечно,
трудно со стороны судить о взаимоотношениях
двух писателей. Наверное, младший из них вырос
из коротких штанишек, и далеко не вс, что он
делал (в частности, проект В нашу гавань захо
дили корабли), нравилось старшему коллеге,
который, похоже, не собирался или не находил
чему учиться у бывшего ученика, а может, отчасти
и (страшно даже предположить) завидовал его
успехам и славе. Тут, действительно, от любви до
ненависти один шаг.
Окончательно их примирила смерть Бориса
Заходера. На панихиде в ЦДЛ в день его похорон
Успенский встретился с Галиной Заходер, а затем
навестил е в Комаровке и подарил свою книгу с
остроумной надписью: Гале Заходер поло
винке Б.В. Заходера от его четвертинки.
По мнению Галины Заходер, идея забавной
экзотической зверушки, известной впоследствии
под именем Чебурашка, связана с Борисом Захо
дером, который сотрудничал со студией научно
популярных фильмов и, не располагая временем
для новой работы, передал тему Успенскому. А у
того возник образ Чебурашки.
Честь и хвала
Эдику, пишет Галина Заходер, что он объеди
нил все эти случайности. Однако дальше опять
удачи: зрительный образ принадлежит талантли
вому художнику Роману Качанову, который сде
лал замечательную куклу для мультфильма
(Здесь следует уточнить.
Л.Г. Известный сегод
ня образ Чебурашки впервые появился в мульт
фильме Романа Качанова Крокодил Гена (1969)
и был создан при непосредственном участии ху
дожника постановщика фильма Леонида Шварц
мана. Википедия).
Песни к мультфильму напи
саны поэтом Тимофеевским. Музыка Шаинского
сделала эти песни шлягерами.
Как родился этот, ставший популярным, ге
рой? В одном из интервью Эдуард Успенский
рассказал:
Я пришл в гости к другу, а его ма
ленькая дочка примеряла пушистую шубу, кото
рая тащилась по полу. Девчонка постоянно пада
ла, запинаясь о шубу. И е отец после очередного
падения воскликнул: Ой, опять чебурахнулась!.
Это слово врезалось мне в память, я спросил его
значение. Оказалось, что чебурахнуться это
значит упасть. Так и появилось имя моего ге
роя.
Впрочем, в Толковом словаре живого вели
корусского языка В.И. Даля описано как слово
чебурахнуться в значении упасть, грохнуть
ся, растянуться, так и слово чебурашка,
определяемое им в различных диалектах как
шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвос
те либо как ванька встанька, куколка, которая,
как ни кинь е, сама встат на ноги. Происхожде
ние слова чебурашка, в смысле игрушки нева
ляшки, описанное у Даля, связано с тем, что
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОРОЛВ: ЗНАМЕНИТЫЕ ИМЕНА
В терминалах E и F международного аэро
порта Шереметьево открылась фотовыстав
ка в рамках программы Поможем природе
вместе!.
Онлайн фотоконкурс Сокровища России.
Глазами фотографа для любителей и профес
сионалов стартовал 4 сентября. Два этапа кон
курса выявили лучших мастеров пейзажной
фотографии, в работах которых неповторимая
природа нашей страны представлена в самых
интересных ракурсах. Избранные фотографии
конкурса и стали частью экспозиции в Шереме
тьево.
В смотре профессиональных фотографов
первое место занял красноярец Александр Не
розя. Лучшим среди любителей стал фотограф
Даниил Коржонов из Королва.
Даниил Коржонов:
Этот конкурс показал своеобразный ма
кет России. Мы взглянули на страну как бы с
разных точек. И любой фотограф мог донести
красоту, чистоту, естественность и первоздан
ность нашей природы. Я очень надеюсь, что
конкурс продолжится в следующем году. Для
меня мотивы байкальской природной красоты,
байкальского льда стали основными, наверное,
потому, что байкальский лд с его неповтори
мым рисунком напоминает мне струны, и через
них можно не только увидеть, но и прочувство
вать красоту и чистоту российской природы.
Победители получили в подарок профессио
нальную фототехнику, а экологическая програм
ма Поможем природе вместе будет продол
жаться, и художники смогут демонстрировать
публике вс новые и новые Сокровища Рос
сии.
От редакции. Денис Коржонов автор Ка
лининградской правды. Его рассказ о путеше
ствии группы по льду Байкала с фотографиями
был опубликован в нашей газете 21 и 24 апреля.
ФОТОКОНКУРС
Королвец стал лучшим
среди любителей
многие рыбаки изготавливали такие игрушки из
деревянных шаров, которые являлись поплавка
ми для рыболовных сетей и также назывались
чебурашками. Ну, это к слову. Образ Чебурашки у
нас прочно ассоциируется с Эдуардом Успенс
ким, они даже кажутся похожими друг на друга.
Читателей и зрителей часто интересует, кто
явился прообразом того или иного героя. Успен
ского не раз спрашивали, с кого он написал Кро
кодила Гену? Он признался: с композитора Яна
Френкеля. Писателю пришлось ездить вместе с
Яном Абрамовичем по Дальнему Востоку, и ком
позитор покорил его своей вежливостью и мягко
стью: ни одного грубого слова за всю поездку.
Поэтому именно он и послужил прообразом ин
теллигентного Крокодила Гены. Старуха Шапок
ляк, по словам Успенского, списана им с первой
жены, а дрессировщица собак в книжке Жаб
Жабыч Сковородкин с третьей жены...
На вопрос о том, почему среди его персонажей
так много странных существ вместо обычных де
тей и животных, Эдуард Николаевич ответил:
Каж
дый раз, начиная работу над новой книгой, я хочу
сообщить ребятам что то очень важное. Иногда
знание того, что ты хочешь донести до внимания
ребнка, нащупывается чисто интуитивно, а по
том начинаешь подбирать персонажей, которые
могли бы говорить с детьми на понятном им
языке. Как правило, вести сюжетную линию и
заинтересовывать читателей легче с каким то
необычным героем, потому что если я назначу
главным героем какого нибудь Петю Морковки
на, то в итоге получу школьную повесть, мне же
всегда хотелось быть сказочником, несущим де
тям добро.
И Эдуард Николаевич нест его не только де
тям, но и взрослым. Его произведения исполнены
доброты, их герои изобретательны и остроумны,
совершают смелые и благородные поступки. Глав
ное их стремление обрести счастье в дружбе,
любви и верности. А это стремление и каждого из
нас.
Эдуардом Успенским написаны десятки повес
тей сказок, пьес, изданы сборники стихов. Он
писал также для известных передач В нашу га
вань заходили корабли, АБВГДейка, Радио
няня. Многие его произведения получили осо
бую популярность благодаря созданным по их
мотивам мультфильмам, герои которых надолго
остаются в сердцах зрителей.
Любопытно, что они живут не только в мульт
фильмах, но и увековечены в памятниках. Статуи
Чебурашки и Крокодила Гены есть в Хабаровске и
Кременчуге, а в подмосковном Раменском уста
новлена целая скульптурная композиция Чебу
рашка, Крокодил Гена и Старуха Шапокляк. Не
остались в стороне и Чебоксары. Создание скуль
птуры Чебурашки там мотивировали тем, что Кро
кодил Гена, желая выяснить подробности о свом
ушастом друге, нашл в словаре только статьи
Чебуреки и Чебоксары, и ни слова о Чебу
рашке
Уже не одно поколение читателей и зрителей
выросло на ставших классическими произведе
ниях Эдуарда Успенского. Они издавались на 25
иностранных языках и популярны не только в
нашей стране, но и в Голландии, Франции, Япо
нии, Финляндии, США.
На официальном сайте Э.Н. Успенского, где
содержится немало интересной информации (в
частности, приводится список самых известных
его книг и произведений), сообщается, что автор
живт и работает в Московской области. Назва
ние населнного пункта не указано. Одно время
он жил в Переделкине, затем поселился в свом
новом подмосковном доме недалеко от Троицка.
Нам же интересно было бы узнать подробнее о
болшевских и комаровских страницах биографии
Эдуарда Николаевича. Какое место в его жизни и
творчестве занимают Болшево и Комаровка? Ког
да он впервые попал сюда? По каким адресам
жил? С кем, кроме Заходеров, общался? Как дав
но был в Болшеве и Комаровке? Вот основные
вопросы, адресованные писателю, на которые
хотелось бы получить ответы. Он пока молчит.
Впрочем, на его сайте есть предуведомление: К
сожалению, в связи с большой творческой заня
тостью автора мы не можем гарантировать, что он
сможет вам ответить лично. И вс же будем
надеяться.
А в творческой занятости Успенского сомне
ваться не приходится. В начале ноября мне дове
лось быть свидетелем его выступления с ансамб
лем гитаристов на юбилейном вечере Владимира
Войновича в Центральном доме литераторов. Кро
ме того, несмотря на обсуждавшиеся в СМИ раз
вод и состояние здоровья писателя, Эдуард Ус
пенский пишет, пот, снимает телепередачи, про
двигает на рынке свои бренды, считая, что у лите
ратурных героев должна быть вторая, не менее
важная, деловая жизнь, готовит книгу воспоми
наний
Леонид ГОРОВОЙ
Сказочник, несущий детям добро
Сказочник, несущий детям добро