background image
суббота
k
1, 5 января 2013 г.
О ВЕРЕ, ИСТОРИИ И ЧУДЕСАХ
Одно дело посетить этот небольшой,
красивый, утопающий в зелени, неког
да богатый и знаменитый город летом
и совсем другое зимой. Однако двад
цатиградусный мороз не испугал жаж
дущих прикоснуться к святыне, и наш
автобус отправился к городу Пере
славль Залесский и Плещееву озеру,
расположенным на маршруте Золо
тое кольцо России.
Путь занял около трх часов, но ску
чать было некогда. Гиды Татьяна Вале
рьевна и Лариса Николаевна, сотруд
ницы благотворительного фонда Но
вый Иордан при храме Рождества
Пресвятой Богородицы, увлекательно
рассказывали о Переславле Залес
ском, о его святынях. История тех мест
хранит множество тайн и насыщена
легендами и былями о судьбах разных
людей.
Основателем Переславля Залесско
го является князь Юрий Долгорукий.
Город крепость возник в 1152 году на
берегу Плещеева озера. Название го
рода переводится с древнерусского как
перенявший славу. Именно здесь, в
живописной местности на берегу реки
Трубеж, родился Александр Невский.
Он был самым известным переславс
ким князем, позже ушл княжить в
Великий Новгород. Переславцы, гор
дившиеся своим знаменитым соотече
ственником, впоследствии посвящали
Невскому храмы и монастыри. На Крас
ной площади города установлен па
мятник Александру Невскому.
Зимний пейзаж за окном автобуса
восхищает. Чудесный солнечный день
раскрывает перед нами красоту рус
ской природы сказочного царства Бе
рендея. Наши гиды принимают реше
ние сразу ехать в полузаброшенное
село Годеново, сначала к храму Нико
лая Угодника, что на Никольском пого
сте, а на обратном пути посетить дру
гие святыни. Минут тридцать едем не
спеша, с грустью обозревая заброшен
ные дома и заснеженные тропы со сле
дами бродячих собак.
И вот на пригорке нашему взору от
крывается красивый белокаменный
храм. В обрамлении белоснежного по
крывала он поражает своей чистотой и
величием. Это место явления Креста,
которое со временем стало называться
Никольским погостом, поскольку пер
вая церковь, установленная там, была
посвящена святителю Николаю Чудот
ворцу.
Возвращаемся назад, в храм святи
теля Иоанна Златоуста. В нм то и хра
нятся великие православные святыни:
Животворящий Крест Господень и чу
дотворная икона Николая Угодника.
Запланированную поездку в Переславль Залесский
коллектив Королвского городского отделения Всерос
сийского общества инвалидов (КГО ВОИ) ждал с нетер
пением. Целью поездки было посещение Животворяще
го Креста Господня, слава о чудесах и исцелениях от
которого на протяжении многих веков распространи
лась далеко за пределы Ярославской губернии.
Светлое здание храма с сияющими в
солнечных лучах куполами находится
в тихом безлюдном месте и поражает
красотой. Внутри здания идт ремонт.
По просьбе наших сопровождающих
нас проводят в действующую часть
здания. Взгляд сразу устремляется на
Святой Крест с резным изображением
на нм Спасителя в человеческий рост.
Терновый венец на голове и препояса
ние щедро украшены драгоценными
камнями и золотом. На верхнем конце
креста греческими буквами церковно
го стиля написаны слова Образ Крес
та. На протяжении многих веков сюда
стремятся паломники, чтобы попросить
помощи и утешения, помолиться и об
рести благодать под покровом Божией
Матери, молитвами Николаю Чудотвор
цу и святым Борису и Глебу.
Далее едем в Никитский мужской
монастырь, самый древний в переслав
ском крае. Этот красавец собор, за
вершнный пятью великолепными гла
вами, предстат перед нами белока
менным градом, будто бы плывущим
под небесами. Предположительно на
месте этого монастыря в древности
располагалось языческое капище. Оби
тель была основана при суздальском
князе Борисе как опорный пункт для
обращения местных язычников в хрис
тианство. Временем основания Никит
ской обители принято считать ХI век.
Первоначально все постройки монас
тыря были деревянными и не сохрани
лись. По преданию, Иван Грозный от
страивал Никитский монастырь как
запасную резиденцию на случай изме
ны в Александровой слободе. Связано
с монастырм и имя первого из пере
славских святых Никиты Столпни
ка. В ХII веке он служил в Переславле
сборщиком княжеских податей. Совер
шнные им грехи привели Никиту в
монастырь, где он заключил себя в
земляную келью. Исцелял многих лю
дей и недалеко от обители ископал
студенец. Вода из этого источника и
сегодня считается святой. Никита по
гиб из за своих железных вериг, кото
рые его убийцы приняли за серебря
ные. В монастырский храм может прий
ти любой человек, чья душа требует
духовного общения (исповедаться, при
частиться, помолиться).
Даже в зимнюю пору не хочется по
кидать эти насыщенные памятниками
старины места. Подходим к Плещееву
озеру. Создатся впечатление, что за
мрзшая поверхность озера как бы воз
вышается над заснеженными берега
ми. Возвышение на берегу, ранее изве
стное как Ярилина гора, названо име
нем Александра Невского Алексан
дровой горой. В глубокой древности,
когда в населнный финским племе
нем край начали проникать славяне,
эта местность была связана с язычес
ким культом. Неподалку от Алексан
дровой горы до сих пор сохранился
так называемый Синий камень, почи
тавшийся у язычников священным.
Этот камень один из валунов, хра
нитель памяти оледенения, случивше
гося в этих местах около 30 тысяч лет
назад. Говорят, что после дождя ка
мень приобретает тмно синий цвет.
Подходим к нему. Это хорошо обка
танный, испещрнный мелкими бугор
ками и ячейками, тмно серый камень,
притягивающий тплые солнечные
лучи и наше внимание. Бытуют слухи
о том, что Синий камень упорно пол
зт вверх, от уреза воды к Александ
ровой горе.
Конечно, и мы, как и все путеше
ственники, не могли пройти мимо это
го обросшего легендами и почитаемо
тила Валентина Александровна. При
шлось столкнуться с равнодушием уче
ников и даже, в отдельных случаях,
неприятием. Теперь же я вижу в детях
искренний интерес к своему предмету.
Духовное краеведение включает в
себя изучение православных традиций,
культуры, искусства. На уроки пригла
шаются и священнослужители. На од
ном из ноябрьских занятий дети бесе
довали со служителем церкви Троицы
Живоначальной. Встреча оказалась
интересной для обеих сторон; в конце
урока служитель подарил детям Еван
гелие, попросив прочесть отдельные
главы и обсудить, по возможности,
дома их содержание с родителями.
Преподаватель иностранного языка
гимназии
Марина Борматова поделилась
с коллегами своим родительским опытом
воспитания детей в православно светс
кой семье. У Марины Владимировны и е
супруга пятеро детей, их брак венчан, но
муж, в отличие от жены, не следует строго
религиозным канонам, ведт светский
образ жизни. Однако противоречий в вос
питании детей у супругов нет разные
взгляды на жизнь не мешают их супруже
ству быть гармоничным. Родители явля
ются для детей Борматовых образцом
нравственного поведения.
Если сформулировать наш се
мейный кодекс кратко, он будет зву
чать как все вместе и вс вместе,
отметила Марина Владимировна.
Конечно, это огромный труд, но в то
же время и ни с чем не сравнимая
радость.
Своим мнением о недавно введн
ном в школьный курс предмете Осно
вы религиозных культур и светской
этики с позиции родительской обще
ственности поделилась Н.В. Шидловс
кая. Она отметила, что новый предмет
важен и нужен для духовно нравствен
ного воспитания детей.
Рождественские чтения призва
ны показать, как видит наш педагоги
ческий коллектив проблемы духовного
воспитания, какие формы и направле
ния использует в своей работе, от
метила директор гимназии Людмила
Любезнова. Мы попытались вклю
чить в поле деятельности и родителей,
и учителей, и (косвенно, по материа
лам анкетирования) детей, используя
различные формы научное иссле
дование, опрос, анализ, рефлексию.
Надеемся, что наш опыт оказался по
лезным для педагогического сообще
ства города.
Елена ФИЛИППОВА
го священным камня. Прикоснувшись
к нему, все загадали желания.
Зимний день заканчивается рано.
С закатом солнца мы, немного про
дрогшие, но с хорошим настроением,
покидали Плещеево озеро. Прикосно
вение к святыням Переславля Залес
ского зарядило нас бодростью, а зна
чит, и здоровьем.
Спасибо организаторам поездки!
Зинаида КОКОРИНА
Фото автора
Нежные и пронзительные... Так
наиболее точно можно сказать о тех
чувствах, которые вызывает детское
восприятие российской истории.
Невольно думаешь об их сверстни
ках, сметнных бурей Истории вре
мн Отечественной войны 1812 года
и Великой Отечественной. Какими
были они, ещ не герои, ещ не за
щитники Отечества? Как развивались
их маленькие истории на фоне грозо
вой эпохи? А что читают между строк
наши дети сегодня? Готовы ли они
собирать камни?
Как бы то ни было, а мы должны
подвигать их к осмыслению истори
ческого прошлого. И в том главное
место отводится библиотеке, кото
рую, к нашей радости, дети любят и
куда стремятся для общения.
Городская библиотека филиал
13 МБУК ЦБС давно стала люби
мым уголком тех, кто ценит книгу и
чтение. А это наши дети учащиеся
школы 12.
Дети видят и воспринимают окру
жающий мир под другим углом зре
ния, чем взрослые. А поэтому так ин
тересно слушать их, понять их взгляд,
их оценки и мнения о событиях отече
ственной истории.
И это взгляд не поверхностный,
глубоко прочувствованный, благода
ря заинтересованному участию ребят
в различных познавательных, инфор
мационных, авторских мероприяти
ях, которые стали традиционными.
Их непосредственная реакция на доб
ро и зло, правду и ложь, героизм и
трусость позволяют взглянуть на мно
гие события прошлого по новому. И
за это хочется сказать им спасибо.
В минувший Год российской исто
рии школа и библиотека плодотвор
но поработали в плане исторического
просвещения детей. Заведующая го
родской библиотекой Ирина Петров
на Заболоцкая организовала для
школьников настоящее путешествие
по страницам Великой русской исто
рии. Перечень того, что было подго
товлено школьниками в содружестве
с библиотекой, велик и многообразен.
Это и литературно музыкальные ком
позиции Уходила юность в 41 м,
Защитники русской земли, Бес
смертен тот, кто Отечество спас!, док
лады и сообщения, стихи и рассказы,
которые помогли им ориентироваться
во времени. Но главной темой стало
200 летие Отечественной войны 1812
года. Приблизить прошлое, оживить
его, ответить на главный вопрос: От
куда пошла Русская земля и как стала
быть такова цель проходивших
мероприятий.
Ребята сами признавались, что мно
гие факты стали для них поистине от
кровением. Эпохальная бездна разде
ляет Древнюю сказочную Русь и Рос
сию, которая, расправив мощные кры
лья, стала вровень с самыми больши
ми и сильными странами мира. Ничего
этого не могло бы быть, если бы прап
радеды вот этих ребят не отдали бы
жизни свои за други своя. И наши
дети хотят знать, понимать и не забы
вать свою историю.
А что есть Россия? Какая общая идея
может е объединить? Что позволило
просуществовать столько веков и что
даст ей силы процветать дальше? Отве
ты на эти и другие вопросы можно найти
из книг, которыми богаты наши библио
теки. И ещ дети могут узнать об этом из
рассказов историков и писателей.
На финише года И.П. Заболоцкая
организовала для учащихся такую не
забываемую встречу. У нас побывал
дорогой гость Виктор Иванович Ка
таев, историк Российского флота, ав
тор книг Крейсерские операции Рос
сийского флота, Крейсер Варяг.
Легенда Российского флота, Море
ходная канонерская лодка Кореец и
другие. Школьники не в первый раз
встречаются с писателем. Поистине
потрясающее впечатление произвл на
детей рассказ В.И. Катаева о подвиге
русских моряков, защищавших честь
Андреевского флага, о подвиге ко
раблей, ушедших под воду с неспу
щенными боевыми флагами. Ребя
там были показаны подлинные вещи
матросов и офицеров с крейсера Ва
ряг: записная книжка лекаря, в ко
торую заносились сведения о ране
ниях и болезнях моряков, Георгиев
ский крест, который вручали всем
выжившим героям сражения, памят
ные медали, открытки, а также насто
ящий военно морской флаг и геор
гиевские ленты с надписями Варяг
и Кореец. Вс это помогло уча
щимся воссоздать хронику истори
ческих эпизодов Русско японской
войны 1904 1905 годов.
Виктор Иванович прекрасно знает
психологию ребят и всегда готовит
какой нибудь сюрприз. На этот раз
автор книг провл конкурс на знание
исторического прошлого. Победите
лям конкурса, ученикам 6 Б класса,
Аэлите Фдоровой, Евгению Якимо
ву и Илье Евстигнееву он вручил свои
книги. Бесценный подарок для чита
ющего и любознательного школьни
ка. Также книги были подарены и
школьной библиотеке.
Кажется, никому не хотелось рас
ставаться и расходиться. Смотрели
выставку, фотографировались, об
менивались впечатлениями. Спасибо
всем, кто подвигает наших детей к
осмыслению исторического прошло
го. И библиотеки, безусловно, игра
ют в этом важную роль.
Наталья МОИСЕЕВА,
заведующая библиотекой
школы 12
К православным святыням
К православным святыням
Российская история
глазами детей
Российская история
глазами детей
В.И. Катаев с юным
читателем из школы 12.
Храм Николая Угодника.