background image
четверг
k
2, 10 января 2013 г.
ДВА МИРА
11
Ему приписываются все мыслимые и немыс
лимые добродетели, а в общественное созна
ние американцев внедряется мнение о том, что
он был гуманистом, демократом, да и вообще,
примером для подражания. Этот пропагандист
ский образ, хотя и выглядит очень достойно,
на самом деле мало соответствует действи
тельности. Я хочу предложить вашему внима
нию некоторые факты его биографии, кото
рые хотя не вычркиваются из архивов, но и
никак не афишируются американскими исто
риками.
Ещ в молодости, работая землемером, Ва
шингтон использовал служебное положение и
занимался спекуляцией земельными участка
ми. Затем, получив в 1752 году в наследство
поместье Маунт Вернон и выгодно женившись
на состоятельной вдове Марте Кастис, он стал
одним из богатейших плантаторов и рабовла
дельцев штата Виргиния. Примечательно, что
Был ли сам он счастлив? И да и
нет. Такое смешанное чувство воз
никает у человека, который позна
комился с его автобиографией, на
писанной в 1935 году. Черты из
моей жизни так он е назвал.
Константин Эдуардович Циолков
ский родился в семье лесничего Эду
арда Игнатьевича Циолковского в
селе Ижевском Спасского уезда Ря
занской губернии. Род его отца нис
ходит к бунтарю Наливайко, кото
рый был предводителем казаков, бо
ровшихся в XVI веке против шляхти
чей на Волыни и в Белоруссии. Но в
1596 году казаки потерпели пораже
Великий мечтатель
В нашем городе одна из улиц названа именем Циолковского.
В этом нет ничего удивительного. Ведь Циолковский извес
тен всему миру прежде всего как основоположник космичес
кого полта. Однако это был учный энциклопедист. Его
интересовали самые разные вопросы естествознания и
человеческого бытия. Главная цель всякой науки дать
ответ на вопрос, как сделать людей счастливыми, гово
рил Константин Эдуардович.
ние от польских правительственных
войск, их предводитель был пленн,
а затем казнн. По воспоминаниям
Константина Эдуардовича, отец был
с д е р ж а н , у м н , п р и д е р ж и в а л с я
польского общества, сочувствовал
бунтовщикам полякам. Мать имела
татарские корни, в девичестве носи
ла фамилию Юмашева. В отце пре
обладали характер, сила воли, в ма
тери же талантливость. Так он
оценивал родителей. Отношение к
русскому правительству в семье
было скрытно враждебное. Но все
говорили только по русски и при
держивались атеистических убежде
ний. Из за неуживчивого характе
ра отца семье часто приходилось
переезжать. Сознательное детство
пришлось на город Вятку. В свом
раннем детстве он не видел ничего
особенного, никаких сверхспособ
ностей в себе не замечал и это вре
мя считал счастливым.
Судьба круто повернулась, ког
да ему было около 11 лет. После
болезни скарлатиной он почти ог
лох, а в 13 лет умерла мать, как он
считал, после неудачного аборта.
Матери не было и 40 лет, а в семье
было уже 13 детей. Отец больше не
женился, хозяйство в семье вела
сестра матери. Учба в гимназии
из за плохого слуха не задалась.
Он покинул стены учебного заве
дения и занялся самообразовани
ем. В 16 лет переехал в Москву, за
нимался в Румянцевской библиоте
ке, жил очень скудно. Те деньги, ко
торые ему присылали из дома, он
тратил на книги и исходные матери
алы для опытов. Уже в это время он
серьзно занимался наукой и ставил
различные эксперименты. Тогда он
познакомился с учным космистом
Н.Ф. Фдоровым, работавшим биб
лиотекарем в Румянцевской библио
теке, и его трудом Философия об
щего дела. Вскоре он вернулся в
Вятку, где занимался репетитор
ством. Но нужно было приобретать
более наджный кусок хлеба. Он пе
реехал в Рязань для сдачи экзамена
на должность учителя. Сдал успеш
но и получил назначение в Боровск,
небольшой город под Калугой. Ему
было 23 года. В это же время он
женился.
Относительно женитьбы в своей
биографии он пишет, что женился
без любви, по расчту, но расчт был
не финансовый, а связанный с ха
рактером жены: работящая и не име
ющая власти над ним. Расчт оправ
дался. Он целиком мог отдаваться
работе, своим научным изысканиям,
жена не была препятствием. Тем не
менее в семье было семь человек
детей. Как отцу, судьба приготовила
ему очень суровые испытания: двое
его сыновей покончили жизнь само
убийством, третий умер во младен
честве, четвртый из за слабости
здоровья, а в 25 лет умерла и дочь
Анна. Таким образом, к моменту на
писания автобиографии в живых
остались две его дочери, которые,
впрочем, дожили до весьма прилич
ного возраста (до 70 и более лет). В
своем отцовском горе он во многом
винил себя. Он считал, что от браков
не по любви дети не бывают здоро
вы, удачны и радостны, и я всю жизнь
сокрушался о трагической судьбе де
тей. Видимо, как человек, всю
жизнь отдавший людям, Циолковс
кий делает как бы завещание моло
дым людям: Академический брак
едва ли сделает вас великим, а не
счастным сделает наверное. Если
говорить о его увлечениях женщи
нами, то они были, но без продолже
ний. Хотя, видимо, женщинам он мог
нравиться. Ведь на фотографиях
Циолковского в среднем возрасте мы
видим довольно привлекательного
мужчину. Причиной своего пуритан
ства он считал глухоту, которая,
впрочем, была не полной. Он пишет:
В городском саду летом часто была
музыка, и я не пропускал ни одного
концерта. Становился у самого па
вильона и так только улавливал ню
ансы.
В своей биографии он мало гово
рит о научных трудах, но с большим
удовлетворением о своей педаго
гической деятельности. В частности,
он пишет, что через его руки прошло
1500 учениц епархиального учили
ща и около 500 мальчиков, кончив
ших высшую начальную школу. Кро
ме ракет и освоения космоса Циол
ковского всю жизнь волновали воп
росы этики. Этому была посвящена
ещ одна его работа Этика, или Ес
тественные основы нравственности.
В человеке изначально заложено
природой стремление к счастью и
совершенству вот основа этики
Циолковского.
Вс время Циолковские жили до
вольно скудно, семья скиталась по
съмным квартирам, и только в 1904
году, то есть когда ему было уже 47
лет, семья купила дом, который мы
сейчас знаем как Мемориальный му
зей Циолковского в Калуге.
Как у большинства людей, у него
были и недоброжелатели, и люди,
которые хорошо к нему относились,
помогали в его научных трудах. Осо
бенно тепло он отзывается о редак
торе Научного обозрения М.М. Фи
липпове, который, по существу, ввл
его в научное сообщество, опубли
ковав многие его работы.
Так, несмотря на угнетающую бед
ность, несмотря на физический не
достаток, Константину Эдуардовичу
повезло, он вс же получил призна
ние в научных кругах. И уже после
революции, когда советское прави
тельство смогло материально помо
гать своим учным, писателям, ком
позиторам, то в этой когорте был и
Циолковский. За это он искренне был
благодарен правительству.
Умер он 19 сентября 1935 года
после операции по поводу рака.
Итак, в сентябре рядом две даты
17 е и 19 е. Первая день рожде
ния, вторая день смерти, но меж
ду ними заключены 78 лет жизни
великого труженика, большого меч
тателя, человека, желающего всеоб
щего счастья и делавшего для этого
вс, что он мог, за что мы ему очень
благодарны.
Раиса СТЕПАНОВА
Отец американской демократии
ещ на протяжении многих лет после образо
вания США Виргиния оставалась рабовладель
ческим штатом. Хотя Дж. Вашингтон и придер
живался умеренно либеральных взглядов, рас
пространялись они далеко не на все соци
альные группы. Он был противником отмены в
США рабства, что, в общем то, совершенно
неудивительно, так как освобождение афро
американских рабов всерьз затронуло бы его
личные интересы. В итоге отмена рабства про
изошла только спустя 82 года после обретения
Америкой независимости, в 1865 году, когда
завершилась кровопролитная гражданская
война между Севером и Югом. Очевидно, что
демократом, в общепринятом понимании это
го термина, Дж. Вашингтона нельзя назвать
никоим образом.
Независимые исследователи американской
истории признают, что Вашингтон был без
дарным военачальником, и объясняют победу
американцев над англичанами тем, что анг
лийские генералы были ещ хуже.
Став глав
нокомандующим американской армией, Дж.
Вашингтон ухитрился выжать у Конгресса ог
ромную по тем временам сумму в 450 тысяч $, при
том что стандартное жалование на этом посту со
ставляло всего 12 тысяч $ в год. Для этого он
использовал довольно хитрую и мошенничес
кую, по сути, схему: формально отказался от
жалованья, но тут же попросил Конгресс ком
пенсировать ему все личные расходы за счт
казны. Второй раз он намеревался прибегнуть
к этому же приму, будучи президентом США.
Но на этот раз номер не прошл: Вашингтону
было назначено содержание в фиксированной
сумме, составлявшей 25 тысяч $ в год. Став
главой американского государства, Вашинг
тон собственноручно вносил поправки в доку
менты, составленные им же в более ранние
периоды, исправляя, по большей части, свои
орфографические ошибки. Президент не хо
тел, чтобы его соотечественники узнали о том,
что полученное им в молодости образование
было, мягко говоря, не слишком качествен
ным.
Очень неоднозначной представляется роль
Дж. Вашингтона в истории с так называемым
Ньюбургским заговором. Согласно официаль
ной версии, в 1783 году группа офицеров под
няла мятеж против Конгресса с целью уста
новления военной диктатуры. Джорджа Ва
шингтона мятежники собирались провозгла
сить королм или диктатором. Попытка госу
дарственного переворота не удалась якобы
потому, что сам Вашингтон отказался е под
держивать. Лично у меня эта ситуация вызы
вает устойчивые ассоциации с форосским
сидением президента СССР М. Горбачва во
время путча ГКЧП в 1991 году. Некоторые из
его бывших соратников до сих пор утвержда
ют, что он был в курсе всех дел и спокойно
наблюдал за развитием событий, а затем осу
дил действия мятежников. Не исключено,
что и Дж. Вашингтон придерживался анало
гичной тактики: пока ситуация оставалась не
определнной, он молчал, а потом присоеди
нился к победившей стороне. Ведь вряд ли
кто либо решится на такое опасное и чреватое
самыми неприятными последствиями дей
ствие, как военный переворот, не заручившись
хотя бы молчаливой поддержкой его потенци
ального главы.
Ещ один штрих к портрету первого прези
дента США: как и многие другие американские
отцы основатели, он был масоном
(досточти
мым мастером Ложи 22 в Виргинии). Не
даром на картине, запечатлевшей закладку
ф у н д а м е н т а а м е р и к а н с к о г о К а п и т о л и я ,
Вашингтон изображн в масонском фартуке,
неотъемлемом атрибуте братства вольных ка
менщиков. Эта картина отражает реальное
историческое событие 18 сентября 1793
года Джордж Вашингтон действительно зак
ладывал символический первый камень на Ка
питолийском холме. Упомянутый выше масон
ский фартук из белой телячьей кожи ему пода
рил Лафайет, известный французский поли
тический деятель, влиятельный масон и актив
ный участник американской войны за незави
симость.
Стоит отметить, что ещ при жизни Вашинг
тон начал возводить рукотворный памятник
себе.
Столица США с одноимнным названием
проектировалась и строилась под его личным
руководством.
Для скорейшей реализации это
го проекта было назначено три специальных
уполномоченных. Кстати, и здесь не обошлось
без масонской символики: по периметру горо
да было расставлено 40 больших камней. Ка
мень является одним из главных символов в
масонстве и означает необходимость постоян
ного совершенствования как самого себя, так
и окружающего мира; число 40 также имеет
сакральное значение.
Как видите, даже в свете этих немногочис
ленных фактов исчезает широко растиражи
рованный американской пропагандой образ
благородного отца нации. Вместо него воз
никает портрет малообразованного, хитрого и
неразборчивого в средствах политика с весь
ма сомнительной репутацией и не менее со
мнительными убеждениями. Я готов утверж
дать, что среди отцов основателей США есть
фигуры, сыгравшие куда более важную роль в
становлении американской государственнос
ти. Это идеолог войны за независимость Бенд
жамин Франклин; Томас Джефферсон, автор
текста Декларации независимости; Джеймс
Мэдисон, один из ключевых авторов амери
канской Конституции; а также Александр Га
мильтон, первый министр финансов США.
Разумеется, упомянутыми выше политичес
кими деятелями перечень лиц, действительно
сыгравших ключевую роль в организации и
развитии политической, экономической и со
циальной системы Соединнных Штатов, не ог
раничивается. Но вывод тем не менее можно
сделать вполне однозначный: короля в оче
редной раз сыграла свита, а Дж. Вашингтон
был, по моему мнению, во многом декоративной
фигурой, которой незаслуженно отведено цент
ральное место. Причины этого достаточно ба
нальны. Если бы американские историки опери
ровали настоящими фактами и давали бы им
объективные интерпретации, пришлось бы при
знать, что Америка с самого начала своего суще
ствования в качестве независимого государства
отступила от провозглашнных демократичес
ких принципов, подменив их эгоистичным праг
матизмом, агрессивностью и неадекватной ам
бициозностью. Именно поэтому роль амери
канской иконы была отведена Джорджу Ва
шингтону, который и сам был не прочь подчис
тить архивы и выдать желаемое за действи
тельное.
На подобных легендах во многом и держится
хвалный американский патриотизм. Он, впро
чем, мгновенно сменяется протестными прояв
лениями, стоит лишь привыкшим к сверхпотреб
лению американцам хотя бы немного спустить
ся на землю и начать затягивать пояса. Нет
никаких сомнений, что рано или поздно им вс
таки придтся начать жить по средствам, а так
же перестать верить в собственное превосход
ство и другие идеологические мифы.
Алексей ФЕДОСЕЕВ
С точки зрения официальной
американской историографии,
первый президент США и главно
командующий американской
армией в войне за независимость
Дж. Вашингтон является ключе
вой фигурой в процессе становле
ния этого государства.