background image
C
M
Y
K
суббота
k
3, 12 января 2013 г.
КАЛЕЙДОСКОП
Анатолий Петрович родился в на
шем городе, жил на улице Коминтерна.
Папа военный лтчик, мама ме
дицинский работник. Жизнь началась
с гарнизонов. Затем война. Отец с
первого дня на фронте, мама
сутками в госпитале. После Великой
Победы воинскую часть отца перево
дят в Северную Корею, офицерам раз
решают взять семьи. Старые раны и
неблагоприятный климат сразу скоси
ли отца. Его отправили в хабаровский
госпиталь. А семья была вынуждена
три года жить на чужбине за колючей
проволокой. В 1948 году отец получает
первую группу инвалидности, уходит в
отставку, и для семьи начинаются очень
трудные времена: умирающий отец,
двое детей, а жить негде. Больше года
ушло на поиски угла, пока мама не
пошла на прим к замминистра оборо
ны. Дали таки комнату в Москве. Ра
дость от нового жилья была недолгой.
Через полгода отец умирает.
Анатолию Кобаренкову уже 17 лет.
Не имея за спиной полноценного школь
ного образования, сменив за годы уч
бы не одну школу, Анатолий не только
закончил десятилетку, но и поступил в
Московский горный институт. Учился
взахлб. Увлкся гимнастикой, туриз
мом, альпинизмом. Кавказские горы
родной дом для альпинистов института.
На легендарный Эльбрус парни затащи
ли и установили там восемнадцатики
лограммовый бронзовый барельеф,
привезнный с Варшавского форума мо
лоджи. В 1955 году Анатолий защитил
диплом и получил назначение в Дон
басс, на машиностроительный завод. А
романтическая душа рвалась ещ даль
ше. Через министерство геологии он
получает новое назначение и уезжает на
Дальний Восток. Трудовая жизнь Коба
ренкова началась в 22 й приморской
экспедиции, где он начал работать гор
ным мастером. Безвыездные три года
большой, трудной, опасной, но удиви
тельно интересной работы. В вековой
тайге прокладывали дороги, с помощью
штолен и шахт разведывали новые ме
сторождения полиметаллических руд.
Это была прекрасная школа жизни.
Здесь Анатолий многому научился, на
пример, водить машины и тракторы,
рубить дома. Ходил по маршрутам Ар
сеньева и Дерсу Узала.
Семейные обстоятельства заставили
вернуться в Москву. Прописки нет, а
значит, и работы. Помогли друзья. Ко
баренков стал трудиться в Проектном
институте при Госплане СССР. Работа
была рутинная, и он через год ушл.
Судьба привела в город, в котором ро
дился, в подмосковный Калининг
рад. С 1959 года Анатолий снова
житель нашего города. Здесь же нашл
свою судьбу. Январским вечером по
шл покататься на лыжах в мытищинс
кий лес. Встретил девушку, проводил до
дома. А через две недели справили
свадьбу. Родился сын Валерий. И вот
уже 53 года Тамара Николаевна и Ана
толий Петрович живут в счастливом
браке. Семьй много путешествовали
по стране на мотоцикле, машине, бай
дарках. Зимой лыжные прогулки с
друзьями, Новый год встречали в лесу у
костра. А тем временем успешно шла
работа в НПО Энергия, в ставшем
родным комплексе 7. Фото заслужен
ного специалиста НПО, начальника груп
пы Анатолия Кобаренкова не раз появ
лялось на Доске почта предприятия.
У Анатолия Петровича золотые руки.
Помните Гошу из фильма Москва сле
зам не верит? Кобаренков похож на
него. Как вспоминает сам Анатолий
Петрович, он бежал на работу всегда
с удовольствием, а с работы с радо
стью, потому что дома ждала любимая
семья, дорогие сердцу друзья и рабо
чий стол. Одно из домашних занятий
фотодело. Множество альбомов,
слайды, есть стереоскопические слайд
фильмы, для которых своими руками
был создан стереофотоаппарат. Рас
сматривая большие фотографии, мож
но путешествовать по нашей стране.
На них заснеженные горные верши
ны, ледники, тайга, реки с порогами,
долины, полные ароматов трав и цве
тов. В награду фотомастеру множе
ство дипломов. Сейчас Анатолий Пет
рович подготовил свои фотоработы для
показа в ЦКиД Болшево.
Закончилась трудовая деятельность
на предприятии, и жизненный девиз
Кобаренкова зазвучал так: Не позво
Щедрое сердце
Живт в нашем городе Анатолий Петрович Кобаренков. 13
января ему исполняется 80 лет. Выглядит намного моложе
своего возраста, полон творческих сил. Его жизненный девиз:
Не позволяй душе лениться!
Самого Историко краеведческого музея не су
ществует уже несколько лет. Впрочем, так нельзя
говорить: он не исчез бесследно. И сама дата его
создания 12 декабря 1992 года стала вехой
в истории музейного дела в городе.
Начало ему было положено в середине 1980 х,
когда в рамках празднования 400 летия Болшева
(возраст отсчитывался от первого известного
на то время упоминания Болшева в письменных
источниках) городскими краеведами Е.И. Гундае
вой, С.П. Чуйко, Б.Я. Ежовым, С.Б. Мержановым и
другими было собрано около 500 различных экс
понатов для юбилейной выставки. Коллекция
включала в себя документы, старинную одежду, а
также орудия сельскохозяйственного труда и даже
История в предметах
В белом зале Дома Крафта (улица
Ильича, 6) работает выставка, приуро
ченная к 20 летию городского Истори
ко краеведческого музея. Все экспона
ты взяты из музейных фондов, многие
из них являются дарами горожан.
ляй рукам лениться! Его любимым
занятием стала художественная резь
ба по дереву. Стены квартиры он укра
сил своими неповторимыми работами.
Много поделок подарено друзьям и
просто хорошим людям.
На 60 летие сын подарил Анатолию
шестиструнную гитару. Наконец то осу
ществилась ещ одна мечта его жизни:
он начал играть на гитаре. А ещ у
Кобаренкова есть любовь к хорошим
стихам. Это Пушкин, Дементьев, Евту
шенко Особое отношение к Есенину,
много стихов этого поэта Анатолий
Петрович знает наизусть. Он стал выс
тупать со своими сольными програм
мами в Доме ветеранов, в ДК Тек
стильщик, в ЦКиД Болшево, в гос
тиной Королвского исторического
музея. И везде он читал свои любимые
стихи, пел под гитару.
Последние 15 лет Анатолий Петро
вич пот в народном хоре русской пес
КОРОЛВЦЫ
фрагменты декора зданий (резные наличники,
причелины, подзоры и прочее). После проведе
ния праздничных мероприятий завотделом куль
туры Калининградского горисполкома Любовь
Охрименко подготовила постановление о созда
нии Калининградского краеведческого музея на
общественных началах. Его директором был на
значен Борис Ежов.
Поначалу коллекция выставки Старое Болше
во размещалась в доме рядом со Спасо Преоб
раженской церковью в Болшеве; затем, уже в
статусе музейного собрания, переместилась в
школу 3 (ул. Мичурина), где за год краеведы
смогли систематизировать экспонаты и соста
вить описи. Последним местом пребывания крае
ведческого музея на общественных началах стал
детский клуб Орлнок в Болшево 1 (сейчас
г. Юбилейный). В 1992 году, когда было принято
решение о создании городского Историко крае
ведческого музея, собранные экспонаты состави
ли основу его этнографического отдела. В после
дующие годы фонды музея пополнились ценны
ми документами по истории города, собранными
Раисой Позамантир, ставшей первым директо
ром музея, и Людмилой Бондаренко, научным
сотрудником, проводившим изыскания в госу
дарственных архивах. Ценнейшими экспонатами
обогатили музей археологи, проводившие рас
копки на территории Королва.
Открытие Историко краеведческого музея име
ло колоссальное значение для развития краевед
ческой науки в городе. Задолго до этого события
краеведы уже были объединены общественной
редакцией Наше наследие при газете Кали
нинградская правда. Публиковалось много ста
тей, совершались открытия, постепенно закра
шивались белые пятна истории и устранялись
неточности в сведениях, уже известных. Эта ин
тенсивная работа, проводившаяся подчас в горя
чих дискуссиях, послужила тягой для создания
такого локомотива, как музей. Однако публика
ции в газете, давая читателям знания, не могли
дать полное визуальное представление о своих
предметах. Живую экскурсию они провести не
могли. Нужен был другой центр притяжения, в
котором доноры краеведы могли бы встре
титься с реципиентами людьми, желающи
ми знать городскую историю. Нужен был центр, в
котором аккумулировались бы предметы матери
альной культуры. Кроме того, его наличие позво
лило бы влить свежую кровь в ряды краеведов.
И тем, кто стоял у истоков создания центра, все
мы должны поклониться в пояс.
В 2005 году открылся Королвский историчес
кий музей. Историко краеведческий музей вошл
в его состав как отдел Усадьба Костино. Впро
чем, на территории усадьбы сохранился указа
тель с прежним названием, да и горожане до сих
пор не привыкли к преобразованиям и говорят об
этом комплексе как о музее краеведческом.
25 декабря 2012 года в Доме Крафта состоялся
торжественный вечер, посвящнный 20 летию
музея. Кроме традиционных речей, произносимых
в подобных случаях, впервые в комнатах музея
выступил ансамбль народной музыки Сувенир
под руководством Николая Губернаторова.
В тот же день открылась и фондовая выставка.
Она продлится до 1 февраля, так что у желающих
есть в запасе время, чтобы посетить е. Экспона
ты разнообразны: живописные работы, старин
ная резная инкрустированная мебель, вышивка,
посуда и фарфоровые статуэтки. На картинах
узнаваемые виды города: строительство книж
ки молоджного жилого комплекса (Василий
Кондратьев, Город растт) и Октябрьский буль
вар, ещ свободный от зелных насаждений, по
скольку работа написана в 1976 году (Геннадий
Коровин, Вид из окна изостудии (имеется в
виду изостудия ЦДК им. М.И. Калинина. При
меч. авт.
)
Ломберный столик, представленный на выс
тавке, в XIX веке был широко распространн. За
такими столиками, как правило, играли в карты
или шахматы, но часто их использовали не по
назначению: по легенде, Александр Пушкин напи
сал Пиковую даму именно за ломберным сто
лом. В музее, однако, на подобном столике стоит
пишущая машинка 1 й половины XX века зло
вещий экспонат, попавший сюда извилистыми
путями из Лефортовской тюрьмы. Кто знает, ка
кие документы печатались на ней в 1930
1950 е годы?
Из посуды обращают на себя внимание чайная
пара Всесоюзная сельскохозяйственная выстав
ка 1939 года (дар радиожурналиста Ларисы За
харовой) и стеклянный фигурный штоф Франт
(1920 1930 е?). Но милее всех гречишник,
подаренный музею почтным гражданином горо
да Валентиной Викулиной. Говорят, она не сразу
приняла решение отдать сосуд в музей. И е мож
но понять: он по настоящему прекрасен. Гречиш
ник выполнен из лгкой керамики, его пропорции
и силуэт превосходны. Очевидно, что гончар был
не просто мастером, но и своего рода художни
ком. Назначение сосуда до конца не ясно. По
одной из версий, его наполняли молоком. Однако
логичнее предположить, что из удобного носика
(можно сказать дозатора) в миски ссыпалась греч
невая крупа. Кроме того, сосуд очень крупный, а
для молока обычно использовались крынки и
кувшины среднего или малого размера. Ещ од
ним аргументом в пользу гречневой крупы явля
ется название сосуда. Как правило, названия до
вольно красноречиво говорят о том, что содержа
лось в мкостях: чайник, кофейник, молочник,
супница и пр.
Фонд отдела Усадьба Костино постоянно
пополняются новыми экспонатами, говорит их
хранитель Зинаида Игнатова. И нам есть что
показать посетителям музея. Поэтому мы наде
емся, что в год 20 летия Историко краеведческо
го музея была положена добрая традиция прове
дения подобных выставок.
Мария МИРОНОВА
ни ЦКиД Болшево. И на всех концер
тах он читает стихи. Своему внуку Ива
ну Кобаренков привил любовь к по
эзии, музыке, песне. Для школьников и
ветеранов они с внуком дали несколь
ко концертов, посвящнных Великой
Победе. Сейчас Ивану 11 лет, учится в
шестом классе, а также в музыкальной
школе и в школе программистов.
На свой день рождения Анатолий
Петрович изготовил и подарил памят
ные медали с добрыми словами всем
участникам народного хора песни ЦКиД
Болшево. Вот такой человек живт в
нашем городе с живым умом, щед
рым сердцем и золотыми руками.
Поздравляем Анатолия Петровича со
славным юбилеем. Желаем ему и его
семье всего самого хорошего.
Елена ПРОТОГЕНОВА,
по поручению коллектива хора
русской песни ЦКиД Болшево
Анатолий Кобаренков.
Гречишник. Дар В.М. Викулиной.