background image
четверг
k
8, 24 января 2013 г.
КОНСТРУКТОР ОБОРОННОЙ ТЕХНИКИ
12
Наград не ждали. А зачем?
Работа лучшая награда.
Считают тот режим дурным,
А мы считали так и надо.
Геннадий Артамонов,
стихотворение Ветеранам
Несколько месяцев назад в Рос
сийской газете в статье о событиях в
Ливии поместили снимок, сделанный
корреспондентом газеты. На нм был
изображн один из новых повстан
цев, сидящий верхом на зенитной ра
кете. Приглядевшись, я узнал в ней
нашу ракету 3М8, которую в сво вре
мя мы разрабатывали, сдали на воору
жение и запустили в серию. Как давно
это было!
Начало шестидесятых годов за
вод 8, ОКБ 217, полигон Кынды Куль.
Возглавлял КБ и завод 8 главный
конструктор Лев Вениаминович Люль
ев. Мне посчастливилось его знать,
когда разрабатывалась, испытывалась
на полигоне эта самая зенитная ракета
в составе комплекса Круг.
50 е годы ХХ века. В СССР был со
здан зенитный ракетный комплекс С
75. Работы по запуску этой ракеты в
серийное производство поручались
машиностроительному заводу имени
Калинина (ОКБ 8) и Уральскому опти
ко механическому заводу (ОКБ 217),
что находились в Свердловске (ныне
Екатеринбург). Завод имени Калинина
должен был изготавливать ракету, а
оптико механический завод авто
пилот для не. Оптико механический
завод выпускал прицелы для бомбо
метания, в состав которых входили ги
роскопы. Гироскопы использовались и
в автопилотах ракет комплекса С 75.
Этот завод имел самое совершенное по
тому времени оборудование и самых
квалифицированных механиков (тогда
их называли файн механики). Кста
ти, в негласной табели о рангах они
следовали вторыми за механиками
оптиками.
* * *
Как раз в это время меня после окон
чания института согласно распределе
нию министерства направили на Ураль
ский оптико механический завод. Я
попал в электротехническую лабора
торию сборочного цеха, там создавал
ся стендовый участок для проверки и
примки готовых изделий.
Надо отметить, что головной разра
ботчик (главный конструктор Грушин)
квалифицированно подготовил доку
ментацию и стендовое хозяйство. Нам
передали большое количество пуль
тов, оборудования и стендов, их при
везли из Москвы и Красногорска. За
помнился один эпизод, когда мне при
шлось перевозить уникальное стендо
вое оборудование, на котором воспро
изводились команды, выдаваемые ав
топилотом на рули управления ракеты.
Оборудование секретное, перевозить
его в обычном вагоне нельзя. Помог
главный конструктор автопилота
начальник отделения одного из мос
ковских КБ Кириллов. Он зака
зал транспортный самолт Ил
12, в который погрузили вс
это хозяйство. Представитель
секретного отдела опломбиро
вал груз, и вдруг выяснилось,
что ни у кого, кроме меня, нет
допуска к секретным работам.
А кто же будет сопровождать
груз? Пришлось договаривать
ся с секретчиком, что я сам
буду сопровождать груз до
Свердловска, а там меня встре
тят с охраной, и мы доставим
груз по назначению. Я распи
сался под всеми документами
и в накладных и, в чм был
одет, полез в самолт. А он был
грузопассажирским, военным,
не утеплнным. Поднялись в
воздух, и минут через двадцать
мне уже стало грустно в лгком
пальто и ботиночках. Пилот
вышел из кабины, посмотрел
на меня. Ему, видимо, стало
жалко пассажира, а может, по
думал, что не довезут меня
живым до Свердловска. Он
вытащил из кабины какой то полушу
бок и дал его мне. Стало лучше!
В это время Кириллов дозвонился в
Свердловск, сообщил, каким рейсом
мы летим, так что в аэропорту Коль
цово нас уже ждали. Стояла машина с
грузчиками, рядом представитель
первого отдела с двумя автоматчика
ми. Открыли дверь самолта, выгрузи
ли груз и меня вместе с ним. Вот таким
образом я начал работу по ракете С 75.
* * *
Работы было много, трудились и по
ночам, но как это было интересно!
Быстро освоили первую партию ракет,
которая прошла заводские испытания,
и перешли на серийный выпуск. И за
водские и полигонные испытания не
очень обременяли нас, документация
главного конструктора была в отлич
ном состоянии. Бобы возникали тог
да, когда что либо меняли в материа
лах, в конструкции, что было связано с
производственными тонкостями. Но
этим занимались технологи. Мне же
пришлось работать на тех динамичес
ких стендах, которые я привз из Мос
квы. Сначала проверяли каждый авто
пилот, но потом стали делать такие
проверки выборочно. Не знаю точно,
но как потом мне говорили, в составе
залпа ракет, которые были выпущены
по самолту американского лтчика
шпиона Пауэрса в 1960 году, одна или
две из них были изготовлены на заво
де имени Калинина в Свердловске. То
есть наши!
В это же время началось проектиро
вание нового зенитного комплекса и
новой ракеты.
Работы велись одно
временно в ЦНИИ 58 (Грабин) и в ОКБ
8 (Люльев).
Удивительное стечение об
стоятельств! Разработка проекта
Круг началась в соответствии с по
становлением ЦК КПСС и СМ СССР от
15 февраля 1958 года, в котором были
определены основные параметры это
го подвижного зенитного ракетного
комплекса и вся кооперация будущих
разработчиков. В число разработчиков
опять попало и наше небольшое ОКБ
217.
* * *
Что из себя представляла новая ра
кета 3М8? Это небольшая зенитная
ракета весом 1800 кг была уникальна
тем, что не требовала сложной систе
мы заправки и обслуживания, в полте
достигала скорости, равной 3 5 зву
ковым скоростям, и выдерживала пе
регрузки до 8 единиц.
Самое главное в
этой ракете прямоточный двигатель,
который использовал кислород возду
ха, а в баки заливался обычный авиа
ционный керосин. Для достижения тре
буемой скорости ракета разгонялась
четырьмя пороховыми ускорителями,
это было первой ступенью. После их
сбрасывания включался маршевый
двигатель второй ступени, который
выводил ракету на заданную траекто
рию. Для получения максимальной ма
нвренности была применена схема с
управляемым крылом. Две такие раке
ты устанавливались на направляющих
самоходной пусковой установки. Ком
плекс был прост и доступен в обслужи
вании. В то время ничего подобного в
мире не было!
Главным конструктором всего комп
лекса был назначен Вениамин Ефре
мов, главным конструктором ракеты и
самоходной пусковой установки Лев
Люльев, а разработку автопилота для
ракеты поручили нашему ОКБ (глав
ный конструктор Михаил Хориков).
Сразу же выявилось существенное от
личие от ракеты С 75: рулевые машин
ки должны были работать не на сжатом
воздухе, а на жидкости, то есть на том
же керосине, который поступал в каме
ры сгорания. Если на борту ракеты С
75 для рулевых машинок имелись бал
лоны со сжатым воздухом, то в ракете
3М8 он был не нужен. Прежде чем
попасть в камеры сгорания, керосин
под большим давлением (больше 100
атмосфер) проходил через рулевые
машинки и приводил их в действие.
Это была ещ одна изюминка новой
ракеты. Не требовалось тащить на
борту баллоны со сжатым воздухом, а
давление жидкости (керосина) было
достаточно, чтобы управлять поворот
ными крыльями, которые располага
лись впереди. В связи с этим ракета
была более подвижна и обладала луч
шей манвренностью.
* * *
Для нас, автопилотчиков, эти усло
вия создавали определнные трудно
сти. Стендовое хозяйство должно рас
полагаться в специальном помещении,
поскольку работа проводилась с керо
сином и при большом давлении. По
этому динамический стенд, на котором
имитировались и движение ракеты, и
выполнение команд управления, уста
новили в полуподвальном помещении
отдельно стоящего здания. Стены зала
и потолок укрепили с учтом возмож
ного взрыва и пожара. Вся противопо
жарная автоматика работала по прин
ципу: как только в помещении появля
лись пары керосина, вся электричес
кая система обесточивалась и включа
лась система автоматического пожа
ротушения. Как потом выяснилось, вс
это было сделано не зря!
Работа продвигалась быстро. Наши
теоретики А. Шацкий, Б. Нечкин и А.
Беляев просчитали динамику управле
ния ракетой и выдали данные для кон
струирования автопилота. В цехе при
ступили к сборке макета, на котором
мы проверяли правильность выбора
динамических коэффициентов. Удиви
тельно, что мы работали с коллекти
вом ОКБ 8, совершенно не отличая,
что это люди из другой организации.
Каждый из нас имел определнный круг
друзей, хорошо знакомых по тому на
правлению, который вл. И текущие
вопросы мы решали порой напрямую,
минуя высшее руководство.
* * *
Мне приходилось наблюдать взаи
моотношения между Львом Вениами
новичем Люльевым и Михаилом Пет
ровичем Хориковым как в рабочей об
становке, так и в неформальной. Что
это было дружба или просто дело
вое сотрудничество, не знаю, но эти
руководители задавали определнный
тон, поддерживали в нас чувство еди
ного коллектива. Это отражалось на
нашей работе, ведь е было очень мно
го, но мы не считались со временем.
Особенно хорошо было трудиться
по ночам. Спокойно, тихо, нет никаких
внешних помех. К тому же отсутство
вал визит эффект (для тех, кто не
знает, поясню: это когда нет за спиной
начальства, потому что все поломки и
отказы появляются именно тогда, ког
да приходит начальник).
Памятная доска на здании ОКБ Новатор (Екатеринбург).
Ракета 3М8 в Ливии.
Фото из Российской газеты.
Лев Люльев.
Несостоявшееся пари
Наша справка
Лев Вениаминович Люльев (1908
1985) дважды Герой Социали
стического Труда, лауреат Сталинс
кой премии I степени, лауреат Ле
нинской премии, лауреат Государ
ственной премии, доктор техничес
ких наук.
ЭТАПЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОС
ТИ Л.В.ЛЮЛЬЕВА
1933 г. Мотовилихинский ар
тиллерийский завод 172 (г. Пермь)
сменный инженер, начальник
бюро рационализации, инженер
конструктор.
1934 г. завод 8 имени М.И.
Калинина (подмосковные Подлипки)
инженер конструктор отдела глав
ного конструктора. Вместе с Л.А.
Локтевым и Г.Д. Дорожкиным помо
гал главному конструктору М.Н. Ло
гинову.
1941 г. эвакуация в г. Сверд
ловск. Заместитель главного конст
руктора завода 8 (машинострои
тельный завод имени М.И. Калини
на).
1945 г. главный конструктор
завода.
1945 1947 гг. руководит со
зданием зенитной пушки КС 18 ка
либра 85 мм.
1947 г. руководит разработкой
опытного образца зенитной пушки
КС 19 калибра 100 мм.
1947 г. создатся отдел глав
ного конструктора, который преоб
разуется в СКБ по проектированию
крупнокалиберной зенитной артил
лерии (ОКБ 8).
1957 г. руководит разработкой
самой мощной зенитной пушки КН 58.
1958 г. ОКБ 8 переводится на
проектирование зенитных управля
емых ракет для мобильных комп
лексов. Начата разработка зенитной
управляемой ракеты 3М8, которая
была принята на вооружение в 1964
году. Начат выпуск самоходного зе
нитного ракетного комплекса Круг.
В 1967 году Люльев начал разработ
ку ракеты C 300 для системы оборо
ны Москвы.
Умер в 1985 году, похоронен в
Свердловске (Екатеринбурге).
ОКБ 8 ныне называется ОКБ Но
ватор имени Л.В. Люльева.
Но однажды случилось ЧП. В сосед
нем помещении находился высокопро
изводительный насос, который под
высоким давлением подавал керосин
по стальным трубкам на динамичес
кий стенд. Как то вечером, во время
работы стенда, на такой трубке воз
никла трещина. Под большим давле
нием керосин превращался в аэро
золь, и мгновенно вс помещение за
волокло туманом из керосина. В этот
момент сработала система защиты,
электропитание было выключено, ос
тались светиться только низковольт
ные сигнальные лампочки над две
рью. Стоял такой густой туман, что
ничего не было видно, даже собствен
ной вытянутой руки. Через несколько
секунд мы с механиком пришли в себя
и на ощупь стали продвигать
ся на тусклый свет сигнальных
лампочек, то есть к двери. От
крыли е, выскочили в кори
дор и с радостью вздохнули
чистым воздухом. Включилась
вентиляция, и помещение ста
ло освобождаться от паров ке
росина. Конечно, работы со
стендом приостановили. Раз
бирательство, устранение течи
вс это отложили до утра. А
дальше было забавно. Нас от
правили по домам. Все уже
спали, глубокая ночь. В доме,
в котором мы с женой жили,
было много клопов. Чтобы из
бавиться от них, мы и соседи
часто использовали керосин.
И вот я ложусь в постель, а
жена, почувствовав запах ке
росина, посетовала: Опять
соседи травить клопов нача
ли!
* * *
Пороховые ускорители от
рабатывались долго ракета
не достигала скорости, необходимой
для запуска основного двигателя. По
том у главного двигателя появились
бобы: то обнаружился прогар в ка
мере сгорания, то барахлила подача
топлива, то ещ что то случалось. На
чали пуски на полигоне в Донгузе, а
управляемые пуски продолжили на
Эмбе (озеро Кынды Куль). Пуски осу
ществлялись со стационарной пуско
вой установки. Это была простая фер
менная конструкция, около которой
был устроен бункер, где находилась
пусковая команда и вся пусковая и
измерительная аппаратура. У нас тоже
случались свои неприятности: снача
ла появилась неустойчивость в пол
те, потом флаттер управляемых
крыльев. Затем на полигон поступила
штатная пусковая установка 2П24, и
начались испытания в составе всего
комплекса. Мне приходилось участво
вать почти в каждом пуске. На всех
ракетах устанавливалась телеметри
ческая система РТС 8 (восьмрка),
и все параметры контуров управления
передавались мне. Я расшифровывал
данные и делал отчты о функциони
ровании системы управления. Вс
было в штатном режиме, шла оконча
тельная доработка изделия.
Окончание следует
Владимир МАЛЫХ,
лауреат литературной премии
имени С.Н. Дурылина