background image
суббота
k
9, 26 января 2013 г.
БАРДОВСКАЯ ПОЛЯНА
Не волшебники преобразовывают нашу пла
нету писал поэт Роберт Рождественский.
Работа, спорт, самодеятельность вс рань
ше было под заботливым крылом государства.
Да, цензура, да, насилие. Навязывание принципов
коммунистической морали. Сколько их было? У
православных 10 заповедей, у коммунистов
уже 5. Меньше, но главное были. А сейчас?
Свобода.
Вспомним советское время. Мероприятия пла
нировали для всех, дети давали концерты в ЖЭ
Ках, на площадках у домов, в парках, в колхозах.
Демократия освободила население России от этого
навязывания культуры. Хорошо ли это? Каждый
сам решает для себя. Большинство сидит у телеви
зоров, в Интернете, рисуя свои образы на аватарках,
изображая значительность простым копированием
мирового разума. Можно даже не читать, не утруж
дать себя написанием слов, даже междометий. Ставь
точки и скобочки культура
Но остались чудаки, которым интересно петь,
танцевать, рисовать, писать стихи. У нас в городе
они объединились в Союз творческих сил. Боль
шая сила, которой нужны площадки для выступ
лений, зрители. Это сложно. Зачастую желающих
выступить найти легче, чем слушателей. Тем ин
тереснее опыт выступления земляков за предела
ми города, например в Москве.
11 января поэт и бард Сергей Гаврилов из Коро
лва совместно с жителем Ивантеевки Валерием
Хвитько выступали в московской библиотеке име
ни М. Горького, которая создана в 30 е годы ХХ
века. Много книг, есть компьютерный зал. Работ
ники библиотеки старательно расставляли стулья
в читальном зале. Предполагают, что будет боль
ше 50 человек, радостно подумал десант из
Королва.
И зал был полон, пришли в основном пожилые
люди.
Сергей Гаврилов исполнил написанные им ро
мансы: Добрые сны, Сон волшебный, пробуж
денье, Но ты в другую ночь зовшь, Я охрип
шей осенью подранен Его поэтическая инди
видуальность имеет свой тембр, и чтобы ощутить
его, прочтите одно из стихотворений Сергея, став
шее романсом:
Нет улыбки нежней, нет для сердца
милей
Ваших глаз, блеском счастья
манящих.
Чувства мне говорят, подойти к вам
скорей,
Но иду прочь от мыслей пьянящих.
Полюбил бы я вас, но боюсь, что
на срок
Не всей жизни, увы, околдован.
Не хочу вас любить лишь на миг.
Одинок
Буду я. Лишь мечтой окольцован.
Слушателей обрадовал его подтянутый, молод
цеватый вид кадрового офицера, а слова Нет
улыбки нежней, нет для сердца милей ваших глаз,
блеском счастья манящих всех людей, во все
времена, увлекают в грзы. Был январский тм
ный вечер. Один приятный человек, которому
хотелось петь. Много тех, кому нравилось слу
шать, доброта слов, покой и никакого шоу.
Уютно, без социального возбуждения, семейные
проблемы остались дома. Отдых, стабильность
прошлых лет. Улыбки, аплодисменты, довери
тельный разговор. Общение.
А когда Сергей Гаврилов и Валерий Хвитько
запели дуэтом Там, где клн шумит, Прощай,
Ты мне не снишься публика стала подпевать
и заказывать свои любимые песни: Плот, От
чего, Не обижайте любимых упрками
Уже прошло более двух часов, но есть только
миг за него и держались, не расходились.
Обычная история не торопились, стояли груп
пками, парами. Говорили, согласно кивали, сето
вали, что подзабыли слова. Вздыхали: Соскучи
лись по этим песням, Вот бы почаще, Ещ
приедете?
Просто встретились два одиночества по
ющее и слушающее.
Много ли для душевности надо? Много. Чтоб
душа говорила с душою. А это было.
Ольга ЗУЕВА
Фото автора
Перед зрителями предстал ансамбль музыкан
тов, который целый вечер исполнял песни мэтров
бардовского искусства: Юрия Визбора, Булата
Окуджавы, Юрия Кукина, Ады Якушевой, Арика
Круппа, Александра Дулова, Владимира Туриянс
кого, Анатолия Киреева, Владимира Ландсберга,
Валерия Канера, Сергея Крылова и других. Визу
альным фоном стала яркого цвета туристическая
палатка, установленная на заднике сцены соглас
но всем правилам туристического искусства. Зри
тели в основном были немолоды, и прозвучавшие
мелодии на короткое время вернули их в добрый
мир студенческих отрядов, туристических похо
дов, молоджных слтов
Инициировал этот концерт известный испол
нитель авторской песни, руководитель королвс
кого бард клуба Пилигрим Михаил Новиков.
Широкой публике он известен и как организатор
выступлений в нашем городе многих выдающих
ся мастеров авторской песни таких, как Алек
сандр Городницкий, Юлий Ким, Вадим Егоров,
Леонид Сергеев, Александр Дольский, Вероника
Долина, Наталия Дудкина, Александр Суханов,
Галина Хомчик, Лидия Чебоксарова, Андрей Бер
кут, Александр Медведский, и других. Об этих
творческих вечерах Калининградская правда
писала на своих страницах.
В тот вечер Михаил Новиков сам выступал со
сцены (он прекрасный гитарист и исполнитель), а
свой коллектив представил зрителям не иначе как
бард вагон. Обычно слово вагон восприни
мается как некая коробка на колсах, в которой
случайным образом (по воле компьютера желез
нодорожной кассы) собираются незнакомые друг
другу люди. Каждый едет до своей остановки, но
часть времени в пути они проводят вместе.
Кто же оказался в бард вагоне, заехавшем на
сцену хоровой студии? Михаил Новиков (прожи
вает в Черноголовке) вокал, гитара, а также
супруги Ирина Христианова и Дмитрий Григорьев
(Реутов) вокал, гитара; Дмитрий Сивов (Коро
лв) труба, баян, блок флейта; Валерий Беспа
лов (Фрязино) кларнет, саксофон; Сергей Ми
ронов (послок Запрудня, около Дубны) акус
тическая бас гитара, вокал. Ну а зрители, если
продолжить аналогию, стали соседями этих му
зыкантов по купе и по вагону. Мы испытали ог
ромное наслаждение от выступления артистов,
зал (простите, вагон) нередко дружно им под
певал. Приятной неожиданностью стал показ
слайд фильмов на темы звучавших песен.
После концерта Михаил Новиков ответил на
вопросы Калининградской правды.
Михаил, как вы с коллегами музыкантами
оказались в одном вагоне?
Мы друг друга знаем больше десяти лет. С
Дмитрием Сивовым и Валерием Беспаловым я
знаком по работе в королвском Центре развития
творчества детей и юношества. С Дмитрием Гри
горьевым и Ириной Христиановой не раз совмес
тно выступали на различных концертах, в том
числе и проводимых Пилигримом. Сергей Ми
ронов бас гитарист группы Редкая птица, у
которой в настоящее время концертов нет, и он
временно примкнул к нам. В рамках этого проекта
мы начали концертировать с ноября 2011 года,
хотя название бард вагон появилось только
осенью 2012 года.
На каких станциях останавливался ваш
бард вагон?
Первый концерт у нас прошл в 2011 году в
королвском ТЮЗе. А далее мы поехали по Рос
сии! Давали концерты в филармониях Ульяновс
ка, Владимира, Пскова, Великого Новгорода, в
домах культуры Смоленска, Твери, а также во
Фрязине, Ногинске, в других городах Подмоско
вья. В 2012 году прошло 17 таких концертов.
Представляли две программы: одну по песням
Юрия Визбора, другую туристские песни бар
дов.
Есть ли перспектива бард вагону вырасти
до бард эшелона?
Об этом говорить рано. Сложно большим
коллективом перемещаться по стране. У нас есть
лишь микроавтобус, количество мест на пре
деле. Опять же проблема с аппаратурой. Напри
мер, сегодня и на свете, и на звуке сидели мои
знакомые ребята, работающие в РКК Энергия.
В хоровой студии не предусмотрены соответству
ющие работники. Хорошо, когда в концертных
залах есть осветители и звукорежиссры, они нам
помогают. Как видите, проблем хватает, и расши
рять количество участников не представляется
возможным. Но мы вс равно развиваем свой
проект, хотя и колесим на одной телеге, как бре
менские музыканты!
Валерий СОКОЛОВ
Фото из архива автора
Ирина Христианова, Михаил Новиков, Дмитрий Сивов и Сергей Миронов.
У королвских любителей авторской песни случился редкий по
нынешним временам праздник: в уютном зале хоровой студии
состоялся вечер туристической песни.
Бард вагон Михаила Новикова
Сергей Гаврилов (слева) и Валерий Хвитько.
Те счастливчики, которым довелось побывать
на фестивале авторской песни Космический ак
корд 2012, проходившем 6 октября прошлого
года в рамках празднования Дня города, не могли
не обратить внимания на гостя фестиваля
Татья
ну Пучко. Мне доводилось встречаться с Татьяной
на различных концертах и фестивалях, и эти встре
чи всегда доставляли искреннее удовольствие. От
не исходит светлая энергетика, и после общения
остатся приятное чувство.
Татьяна Пучко лауреат многих фестивалей
авторской песни, в том числе и Грушинского
(2005). Татьяна стояла у истоков творческой ассо
циации 32 августа, объединившей в 1994 году
молодых бардов. И сегодня ассоциация живт
активной, хоть и разобщнной жизнью, а Татьяна
Пучко выступает не только с сольной програм
мой, но и старательно пестует сво любимое дети
ще ансамбль Чересказань.
В бардовских кругах широко известен лес
ной фестиваль Тридцать второе августа,
который уже много лет организует Татьяна
Пучко со своими соратниками по творческой
ассоциации. Фестиваль проводится в первые
выходные сентября на берегу живописного
озера у города Покрова Владимирской облас
ти. В этом месте всегда изменяется общепри
нятое течение времени, и на местном календа
ре появляется дополнительный день трид
цать второе августа.
Несколько вопросов к Татьяне Пучко.
В авторской песне первоочередное значение
играет смысловое наполнение, твой конк
тексты?
Вообще то я не люблю называть стихи тек
стами. В современном понимании тексты не не
сут большой смысловой нагрузки. Я, ориентируясь
на любимых мною столпов жанра Окуджаву,
Городницкого, Кукина, Луферова, Бачурина, до
отказа насыщаю смыслом свои стихотворения.
Ну, а поэт ты дипломированный?
Закончила Литинститут. Учиться пошла, по
тому что стало интересно, что же такое я пишу,
захотелось профессионально экспериментиро
вать с литературной формой. Сначала прочитала
учебник по литературоведению, вс законспекти
ровала про тропы, фигуры, ассонансы, диссонан
сы, аллитерации, начала разбирать это на приме
ре собственных стихов, а позже, поучившись в
Литературном институте, стала писать новые вещи,
экспериментируя не только с формой, но и со
смыслами.
Но вернмся к песням. Что привело тебя к
бардовской песне?
Я родилась в семье геологов, что многое
объясняет. Это и первые игрушки
каменные
образцы, привезнные родителями из поля, и
любовь (не любовь, скорее, привычка) к костру, к
ночному разговору по душам, к спокойному и
уверенному голосу леса. Наряду с иными колы
бельными мама в детстве пела мне Домбайский
вальс. Когда я болела и лежала в горчичниках,
мама пела Пират, забудь про небеса, забудь про
отчий дом!, чтобы отвлечь от терпкого горчич
ного духа и жжения. Когда я училась в школе,
внимательно слушала песни Визбора, Долиной,
подбирала на гитаре аккорды и пела в кругу дру
зей и знакомых.
А твои собственные песни?
Сначала были такие околоблюзовые напевы.
Этому я научилась у Юрия Андреева, лидера мало
известной группы Гони М и по совместительству
моего первого музыкального наставника. Юрий
Анатольевич с друзьями тремя неунывающими
физтеховцами делал замечательные любитель
ские спектакли с музыкой, стихами Помимо
любовной и философской лирики в блюзовой гар
монии есть ещ несколько излюбленных музы
кальных тем: русские фольклорные стилизации,
стилизация под старинную западноевропейскую
музыку и романсы, зачастую непростые, но ирони
ческие. На сегодняшний день у меня накопилось
довольно много записанных на коленке альбо
мов. Слушать их я рекомендую в одиночестве и
несколько раз, чтобы уловить все нюансы: эти
стихи требуют осмысленного прочтения и жела
тельно филологической подготовки.
Встретимся 32 августа
Где можно послушать твои песни?
Например, в Интернете, на мом сайте
http://www.puchko.ru или (для тех, кто не любит
авторскую песню в исполнении одного автора под
гитару) на сайте ансамбля Чересказань
http://
chereskazan.narod.ru.
Елена ЮДИНЦЕВА
Татьяна Пучко.
Фото Екатерины СЕРЫХ
Соскучились
по этим песням
Соскучились
по этим песням