background image
вторник
k
13, 5 февраля 2013 г.
Выпуск 89
НАВСТРЕЧУ ДНЮ НАУКИ
Высшая школа в нашей стране ещ очень мо
лода ей всего 325 лет. Первым российским
вузом стала знаменитая Славяно греко латинс
кая академия, которая была создана по инициа
тиве выдающегося педагога, просветителя, по
эта Симеона Полоцкого и его последователя Силь
вестра Медведева.
Учредительным документом
академии была Академическая привилегия, ут
вержднная царм Феодором Алексеевичем в 1682
году. Согласно этому документу, статус академии
устанавливался равным статусам европейских
университетов. Академия была сформирована как
всесословное высшее учебное учреждение с це
лью подготовки образованных людей для госу
дарственного и церковного аппаратов.
В основу академии были положены Типограф
ская и Богоявленская школы. Первыми препода
вателями стали два греческих учных монаха
выходцы с острова Кефалиния братья Иоаким и
Софроний Лихуды, доктора Падуанского универ
ситета, проповедники и мыслители, прибывшие в
Москву с рекомендательной грамотой от восточ
ных патриархов. Пока академия не имела своего
помещения, Лихуды начали занятия в древнем
московском Богоявленском монастыре. Другой
московский грек, богатый купец и музыкант Ме
летий, пожертвовал 2 тысячи рублей (по тем вре
менам гигантскую сумму) на строительство
специального здания. В 1687 году братья Лихуды
со своими учениками переместились в каменные
палаты академии. Почти вс время существова
ния академия располагалась в Москве, в Заи
коноспасском мужском монастыре (улица Ни
кольская, 7). Библиотека академии была самой
обширной и лучшей в то время в России.
В академии преподавали греческий и латинс
кий языки, современные европейские языки,
философию, грамматику, пиитику (поэзию), ри
торику, логику и физику на латинском и гречес
ком языках. Полный курс был рассчитан на 12 лет.
Обучение было разделено на 8 школ, которые
включали в себя четыре низших класса, два сред
них и два высших. В низших классах шло обуче
ние славянскому и латинскому языкам, арифме
тике, истории, географии, катехизису. По истече
нии четырх лет ученики свободно читали и писа
ли по латыни. В средних классах они продолжали
учить латинский язык, чтобы через два года гово
рить на нм, и осваивали стихосложение, литера
турное сочинение, красноречие и богословие.
Отдельный предмет в академии составляла пии
тика. Учебный процесс академии включал в себя
диспуты по пройденному материалу (сейчас они
называются семинарами).
Многие учащиеся не доучивались до старших
классов, а уходили с первого же года обучения в
другие школы математические, инженерные,
медицинские, так как хорошо владели иностран
ными языками. Учеников из бедных слов населе
ния отсылали за границу, чтобы учитися языкам
турецкому, арабскому и персидскому и для наук
литературных, которые изучали во Франции.
Академия стала известна не только в России, но и
в Европе. С 1721 года в не стали принимать
иностранцев, которые были приравнены к рус
ским учащимся. То есть по меркам нынешнего
министра Ливанова академия была бы признана
вполне эффективным вузом!
Что касается стипендии, ей соответствовали
выдаваемые учащимся кормовые деньги, те
самые три деньги на человека в день (на денежку
хлеба, на денежку кваса). В основе тогдашней
системы обучения было правило: студенты стар
ших курсов обучают младших, за что получают
больше кормовых денег. Интересно, что в 1798
году систему взаимного обучения перенял у ака
демии некто Ланкастер, применивший е в Вели
кобритании. По его фамилии эта система стала
называться ланкастерской, в том числе и в Рос
сии. В 1819 году в Петербурге было основано
ланкастерское общество. Российская интелли
генция всегда предпочитала импортные названия
даже для отечественных инноваций
В начале своего существования академия нахо
дилась в совместном государственном и церков
ном управлении (как многие классические евро
пейские университеты того времени) и готовила,
главным образом, переводчиков, работников ти
пографий (справщиков), священнослужителей,
высших государственных руководителей и ди
пломатов, преподавателей и профессоров, при
чм не только для России, но и для других славян
ских стран.
После учреждения Академического универси
тета в Петербурге (1725) и Московского универ
ситета (1755) в них, а также в Российскую акаде
мию наук, инженерные, навигацкие и медицин
ские школы перешли лучшие профессора и пре
подаватели академии. В 1814 году оставшихся
преподавателей перевели в Троицкую семинарию
в Сергиевом Посаде, и Славяно греко латинская
академия прекратила существование, однако на
е основе появились Московский государствен
ный университет имени М.В. Ломоносова, Мос
ковская духовная академия, Санкт Петербург
ский государственный университет и другие выс
шие учебные заведения России.
Среди выпускников академии были: архиепис
коп Тверской и Кашинский Амвросий (Прота
сов); поэт и дипломат Антиох Дмитриевич Канте
мир; учный энциклопедист, поэт, основатель
Московского университета Михаил Васильевич
Ломоносов; митрополит Киевский Евгений (Бол
ховитинов); поэт, филолог, академик Василий
Кириллович Тредиаковский; основатель перво
го в России театра Фдор Григорьевич Волков;
автор учебника математики Леонтий
Филиппович Магницкий; путешествен
ник, исследователь Камчатки акаде
мик Степан Петрович Крашенинников;
знаменитый архитектор Василий Ива
нович Баженов.
В начале ХХI века первый российских
вуз переживает второе рождение. В 2010
году Славяно греко латинская акаде
мия была возрождена как высшее об
разовательное и научное заведение. На
совещании в Администрации Президен
та России, состоявшемся в июле 2012
года, было принято предварительное
решение о формировании в качестве
высшего органа управления Попечи
тельского совета в составе представи
телей от государственной власти, от
Русской православной церкви, от науч
ного и культурного сообщества и от
общественных организаций (по три
представителя).
В настоящее время идт процесс вос
становления исторического, государ
ственного и образовательного значе
ния Славяно греко латинской академии
и возвращения ей исторического го
ловного здания. Все сторонние пользо
ватели, занимающие исторические по
мещения академии в центре Москвы,
выводятся с е территории.
Артм ПЕТРОВ
В то время отец возглавлял отдел
специального железнодорожного обо
рудования в/ч 11284. В обязанности
его подчиннных, офицеров и солдат
железнодорожного батальона, кроме
прочих, входило: доставка по желез
ной дороге частей и агрегатов ракет от
станции Тюра Там до монтажно испы
тательного корпуса (МИК) до техни
ческой позиции на площадке 2, а за
тем, после комплексных испытаний и
проверок всего пакета в МИКе
доставка ракеты на специальном уста
новщике до стартовой позиции на пло
щадку 1 (впоследствии Гагарин
ский старт) и установка е в стартовое
сооружение.
В то время на полигоне интенсивно
производились запуски ракет Р 7 для
отработки этого изделия в качестве
межконтинентальной баллистической
ракеты (МБР) и использования е в
качестве ракеты носителя (РН) косми
ческих аппаратов (КА) и межпланет
ных станций (зондов) с целью иссле
дования околоземного пространства,
Луны и других планет (Венера, Марс)
по программам Минобороны и Главно
го конструктора ОКБ 1 Сергея Павло
вича Королва. Таинственный в то вре
мя МИК едва успевал справляться с
интенсивными работами по подготов
ке Р 7 к пускам. С правой и левой сто
роны МИКа были уложены дополни
тельные железнодорожные пути с сис
темой стрелок и другого оборудова
ния.
КУРЬЗЫ НАУКИ
Случай на полигоне
Об этом эпизоде мне рассказал мой отец, Пантелей Петрович Буд
ник. Мы жили тогда на МИИП 5 Министерства обороны (станция
Тюра Там, будущий космодром Байконур). Произошло это в конце
декабря 1958 года.
В ту ночь со стороны стан
ции Тюра Там прибыл состав
с агрегатами и ступенями оче
редной МБР, а в МИКе гото
вилась ракета носитель с
космическим аппаратом для
полта к Луне. Погода на по
лигоне той зимой была хо
лодная, снежная. Перед во
ротами МИКа стоял установ
щик для лунной ракеты, а
боковые пути корпуса были
заняты вагонами с запасны
ми частями МБР. Прибывшие
вагоны отцепили от локомо
тива, а тепловоз должен был
вернуться на станцию по
главному пути. Тепловоз на
чал движение по команде
стрелочника рядового Уль
янова. Он по какой то причи
не забыл перевести стрелку,
а машинист тепловоза и его
помощник не могли видеть
пути из за темноты и подняв
шегося сильного ветра. В ре
зультате тепловоз на приличной ско
рости ударил по вагонам, которые
только что доставил к МИКу. Отец в
это время отлучился на площадку 2,
на которой располагался арсенал го
ловных частей МБР. На этой площад
ке военные строители заканчивали
ремонт путей, и отец хотел проверить
ход ремонтных работ. Не успел он
отойти от МИКа, как услышал грохот,
оглянулся и обомлел. Тепловоз так
сильно ударил по вагонам, что они
все были в клубах снега.
Примерно через час находившийся
в МИКе начальник Первого управления
полигона полковник А.И. Носов (за уча
стие в запуске первого спутника удос
тоенный звания Героя Социалистичес
кого Труда) предложил отцу убрать
вагоны с боковых путей, а на их место
загнать стукнутые вагоны. Вдвом с
Носовым отец вскрыл каждый вагон. В
них размещались 4 боковушки (пер
вая ступень), центральный блок (вто
рая ступень), приборный отсек и го
ловная часть ракеты. Каждая деталь
покоилась на тележках, которые сто
яли на рельсах внутри вагонов и крепи
лись тросами. Отец и Носов увидели,
что тросы во многих местах оторваны,
но при наезде на ограничительные упо
ры сработали амортизаторы упоров
тележек. Отец закрыл вагоны, а Носов
пошл, по видимому, докладывать ру
ководству о случившемся ЧП.
Наутро офицеры особого отдела
полигона предложили отцу дать пись
менные объяснения. Завели дело. Тя
нулось время. Отцу это надоело, и он
обратился к начальнику полигона пол
ковнику Константину Васильевичу Гер
чику: Накажите меня, и закончим это
дело. Герчик ответил: Наказать тебя
ещ успеем.
Дальше события развивались сле
дующим образом. Был успешно осу
ществлн пуск к Луне и начались рабо
ты по подготовке к запуску той са
мой МБР. Офицеры МИКа впослед
ствии рассказали отцу, что все прибо
ры ракеты заменили на ЗИПовские (за
пасные), а корпуса ступеней и отсеков
в результате удара практически не по
страдали.
Отец на время разбирательства был
отстранн от выполнения своих слу
жебных обязанностей, то есть факти
чески находился под домашним арес
том и ждал решения своей судьбы. Я
помню то время (мне шл уже 12 й
год). Чувствовалось в доме, что роди
тели были чем то обеспокоены. Мама
даже плакала, думая, что это происше
ствие может плохо кончиться.
Вскоре отца срочно вызвали в каби
нет маршала Митрофана Ивановича
Неделина в МИКе. Там находились сам
маршал, начальник оперативного от
дела штаба полигона полковник
А.М. Войтенко, офицер железнодорож
ного отдела Лютиков и рядовой Улья
нов. Неделин предложил отцу доло
жить, как было, и он мелом на доске
изобразил всю схему железнодорож
ных путей и рассказал, как вс про
изошло. Маршал выслушал не переби
вая. Что то сказал полковнику Войтен
ко и удалился. Войтенко приказал отцу
препроводить рядового Ульянова на
гарнизонную гауптвахту на 10 й пло
щадке и арестовать его на 10 суток.
После этого всех отпустил без даль
нейших комментариев.
Через несколько дней состоялся ус
пешный пуск той самой злополуч
ной МБР, причем е головная часть
поразила условную цель в заданном
районе Тихого океана с оценкой от
лично. Отец потом рассказал, что это
был первый такой успешный запуск.
Вскоре М.И. Неделин улетел с полиго
на, а К.В. Герчик не знал, что делать в
такой двусмысленной ситуации, по
скольку он не получил никаких указа
ний от маршала. У отца ещ в ходе
беседы с маршалом сняли погоны, то
есть он фактически был под следстви
ем и ждал решения своей дальнейшей
судьбы. Тогда К.В. Герчик обратился к
С.П. Королву, который оставался на
полигоне в качестве заместителя пред
седателя Государственной комиссии:
Что делать с Будником? Сергей Пав
лович ответил: Отдай ему погоны, и
пускай работает. Герчик вызвал отца,
вернул погоны, и уже после этого осо
бисты от него отстали.
На следующее утро отец пришл на
службу и у входа в штаб встретил груп
пу офицеров. Начальник тыла полиго
на сказал, обращаясь к отцу: Ты зна
ешь, что вчера на 2 й площадке изрк
Королв? Он сказал, что впредь он бу
дет запускать ракеты только после того,
как Будник проведт свои испытания!
Птр Пантелеевич БУДНИК,
кандидат технических наук,
действительный член Российской
академии космонавтики имени
К.Э. Циолковского
Подполковник Пантелей Петрович Будник.
Здание академии.
Памятник братьям Лихудам работы народного
художника России В.М. Клыкова.
Высшей школе в России 325 лет
Высшей школе в России 325 лет
Высшей школе в России 325 лет