background image
вторник
k
16, 12 февраля 2013 г.
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
Начиная примерно со вто
рой половины 1980 х годов в
нашем обществе почти одно
временно появились и начали
набирать силу два тренда его
развития.
С одной стороны, ослаби
лось, а затем и вовсе сошло на
нет давление идеологии воинствую
щего коммунистического атеизма.
В результате огромное число росси
ян нашло свою дорогу к Богу. Эта
тенденция в лихие девяностые не
только не исчезла, но и усилилась. С
другой стороны, произошл переход
от прежней социально ориентирован
ной модели общественно экономи
ческого устройства к конкурентной
рыночно капиталистической системе.
Два этих тренда, на первый взгляд,
находятся в прямом противоречии
друг с другом. Сегодня мы попытаем
ся ответить на вопрос: а можно ли
совместить тотальную коммерциали
зацию нашей жизни с возрождаю
щейся духовностью? Не отдавая при
оритет какому либо одному вероуче
нию, за основу взяты две наиболее
распространнные в России моноте
истические религии (или религии от
кровений): христианство и ислам.
Очень важным аспектом, позволя
ющим лучше понять отношение хри
стианского учения к материальным
ценностям, является уклад жизни
раннехристианских общин. В Деяни
ях Святых Апостолов сказано: Не
было меж ними никого нуждающего
ся; ибо все, которые владели земля
ми и домами, продавая их, приноси
ли цену проданного и полагали к но
гам Апостолов; и каждому давалось,
в чм кто имел нужду. Анализируя
постулаты христианского учения,
касающиеся отношения к деньгам и
богатству, просто нельзя не упомя
нуть о некоторых заповедях Нагор
ной Проповеди Иисуса Христа: Про
сящему у тебя дай, и от хотящего
занять у тебя не отвращайся; со
бирайте сокровища на небе, где ни
моль, ни ржа не истребляют и где
воры не подкапывают и не крадут.
В силу определнных историчес
ких событий в 1054 году произошл
Великий раскол между православи
ем и католицизмом. А в 1517 году
началось движение Реформации, ко
торое привело к отделению от римс
ко католической церкви ряда проте
стантских церквей. Первоначальные
представления о соотношении духов
ных и материальных ценностей пери
ода апостольского века за прошед
шие 2 тысячелетия также претерпели
некоторые изменения.
Православие с течением времени
выработало сво (весьма близкое к
католическому, но существенно от
личающееся от протестантского)
от
ношение к деньгам. Согласно право
славной доктрине, рождение челове
ка это своего рода поступление
на Божью службу. Отсюда следует
необходимость бережного отношения
к нажитому честным трудом имуще
ству, но не с целью чрезмерного лич
ного обогащения, а для помощи ма
лоимущим, а также для передачи его
потомкам. Бог создал все блага на
пользу человеку, поэтому относить
ся к ним небрежно нельзя. Так как
имущество (в том числе и деньги)
достатся человеку по воле Божьей,
из этого следует, что можно быть
истинно православным и одновре
менно успешным в хозяйственной
деятельности.
В православии ни бедность, ни бо
гатство сами по себе не делают чело
века праведным и угодным Богу. Бо
лее того, нищета нередко портит лю
дей не меньше, чем излишнее богат
ство. Бедный человек в православии
ещ не означает богоугодный. Ведь
если он завидует (как иногда бывает)
деньгам другого, то он уже не ни
щий духом (то есть не чистый по
мыслами). Да и как он может по
мочь другим людям, если сам ничего
не имеет? Гораздо лучше и правильнее
самому не испытывать нужды в необ
ходимом (но отнюдь не избыточном!)
и при этом помогать нуждающимся.
Если проанализировать вс вышеиз
ложенное, можно сказать, что право
славие призывает: во первых, к уме
ренности в личном потреблении, во
вторых, утверждает обязанность тру
диться и рачительно относиться к пло
дам своего труда, в третьих, расцени
вать вознаграждение за него как дар
Божий, посланный человеку для ока
зания помощи нуждающимся, удовлет
ворения собственных действительно
необходимых потребностей и для со
здания фундамента благополучия сле
дующих поколений.
Такой взгляд на деньги и богатство
существенно отличается от постулатов
протестантизма, в частности, от поло
жений так называемой протестантской
трудовой этики. Вкратце е суть сво
дится к следующему: Праведно нажи
тое богатство априорно делает его об
ладателя человеком, угодным Богу.
Логическая цепочка, обосновывающая
справедливость этого утверждения,
выглядит следующим образом. Пер
вое праведный труд угоден Богу.
Второе чем больше и лучше человек
трудится, тем большее материальное
вознаграждение он за это получает. И
третье следовательно, чем больше
человек зарабатывает денег и приоб
ретает собственности, тем больше он
сам становится угодным Богу.
Отношение ислама к деньгам и биз
несу также имеет ряд специфических
особенностей.
До начала своего про
поведнического служения пророк Му
хаммед был, как известно, проводни
ком торговых караванов, затем торго
вым агентом, а потом и сам занимался
коммерческой деятельностью. Одним
из главных естественных врагов тор
говли в то время являлись грабитель
ские процентные ставки, которые сред
невековые купцы были вынуждены
платить тогдашним банкирам. Не слу
чайно основными понятиями в Коране,
описывающими то, чего в своей фи
нансовой деятельности должен избе
гать мусульманин, являются риба и
гарар. Риба (дословно излишек)
это любое неоправданное прираще
ние капитала при займе или торговой
сделке. Под определение гарар по
падает любая торговая операция, но
сящая мошеннический характер и яв
ляющаяся обманом клиентов и биз
нес партнров.
Согласно исламу: человек не явля
ется собственником полученных им
богатств, на самом деле все богатства
принадлежат Создателю Аллаху;
человек должен разумно использовать
данные ему Богом ресурсы: не зло
употреблять ими, не разрушать их и не
обращать в сокровище; все мусульма
не братья, поэтому чрезмерная экс
плуатация категорически исключена;
процентная ссуда по кредитам это
вопиющая несправедливость, которая
недопустима в обществе братьев еди
новерцев.
Исламские банки реализуют альтер
нативную западной модель финанси
рования экономики не требуют от
клиента залог, способны простить ему
долги и, главное, не берут с него про
цент по ссуде, а участвуют в доходах
предприятия, разделяя как возможные
прибыли, так и убытки.
Таким образом, какую религию мы
бы ни исповедовали, у нас всегда есть
возможность, соблюдая соответству
ющие Заповеди, быть материально ус
пешным и в то же время высокодухов
ным человеком.
Алексей ФЕДОСЕЕВ
ПАМЯТЬ
ПОПУЛЯРНО ОБ ЭКОНОМИКЕ
Бизнес
и духовные
ценности
Став рабочими, инженерами, кон
структорами, они с энтузиазмом
включились в мирную жизнь. Чело
век с фронта в коллективе предпри
ятия всегда был на особом счету. К
ним, прошедшим горнило бов, за
водчане относились и по сей день
относятся с большим уважением. Не
случайно у мемориала Павшим за
Родину, расположенного недалеко
от производственной территории, со
стоялся торжественный митинг, по
свящнный 70 летию Сталинградской
битвы. В нм приняли участие вете
раны войны, представители руковод
ства корпорации, наукограда Коро
лва, городского Совета ветеранов и
совета ветеранов предприятия, уча
щиеся подшефных школ 2, 3, 10,
гимназии 18, производственного
училища 89. Был зажжн Вечный
огонь у памятника, в бликах которого
читались слова, выбитые на стеле:
19411945. От коллектива Калинин
градского машзавода.
Заместитель генерального дирек
тора корпорации Владимир Иванович
Бугреев
напомнил о том, какое зна
чение имела Сталинградская битва и
как она повлияла на исход всей вой
ны. С чувством искренней гордости
он представил заводчан
Ивана Ники
товича Салтана и Аркадия Александ
ровича Хорошавина,
которые зимой
1943 го защищали Сталинград. Ге
Они защищали Сталинград
У Вечного огня мемориала Павшим за Родину в Великой Отечественной войне (слева направо) Е.И. Логвиненко, В.В. Курбатов,
ветераны, председатель профкома предприятия Г.М. Пудов, В.И. Бугреев.
Вместе мы
сможем больше!
Торжественное закрытие выставки изобразительного и
декоративно прикладного творчества людей с ограничен
ными возможностями состоялось в Мытищах.
Выставкой
завершился областной этап интегрированного фестиваля
художественного творчества Вместе мы сможем боль
ше!, посвящнного 25 летию Всероссийского общества
инвалидов.
Свои работы продемонстрировали представители 18
городских и районных организаций и детских реабили
тационных центров северо восточной зоны Подмоско
вья, в том числе и Королвская городская организация
ВОИ.
Для многочисленных посетителей выставки работы уча
стников стали настоящим открытием. Многие из них выра
зили восторженные рецензии и благодарность за безгра
ничный талант в книге отзывов. Директор Мытищинской
ПРЕСС СЛУЖБА ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
картинной галереи, заслуженный художник России Мари
на Домникова отметила: Эта выставка показала всем, что
потенциалы творчества неиссякаемы.
Председатель Московской областной организации ВОИ
Николай Зеликов поблагодарил всех участников и поздра
вил победителей отборочного этапа. Среди королвцев в
финал фестиваля вышли Александр Головкин (вышивка),
Антонина Поляшова (живопись), Елена Минаева (живо
пись), Людмила Болдырева (вышивка). В командном пер
венстве Королвская городская организация ВОИ заняла
2 е место. По словам е председателя Алексея Пьянкова,
подобные мероприятия позволяют инвалидам привлечь
внимание к своим проблемам, интегрироваться в обще
ство и продемонстрировать миру свои неограниченные
возможности.
Фестивальная эстафета будет передаваться дальше.
Выставки пройдут в Одинцове, Коломне и других подмос
ковных городах. Окончательные итоги фестиваля будут
подведены 17 августа в Москве во время пленума Всерос
сийского общества инвалидов.
рои битвы были тоже на митинге. Они
стояли в одном строю с другими ве
теранами.
После торжественно прозвучавше
го гимна России слово взял
предсе
датель городского Совета ветеранов
Василий Васильевич Курбатов.
Не
мецкие войска хотели с ходу распра
виться со Сталинградом, подчерк
нул Василий Васильевич, но наши
сражались так, что сказанная знаме
нитым снайпером Зайцевым фраза
Для нас земли за Волгой нет! стала
для всех законом. Был издан приказ:
Сталинград не сдавать, стоять на
смерть! Бои шли страшные: только
Мамаев курган переходил из рук в
руки более двадцати раз.
Рассказывая о беспримерном под
виге сталинградцев,
Глава города Ва
лерий Александрович Минаков обра
тился прежде всего к молоджи: Вам
выпала большая честь воочию ви
деть людей, которые совершили прак
тически невероятное освободили
Советский Союз от фашизма. Пре
возмогая боль и страдания, они шли
к победе. И выстояли! Нам бы хоте
лось, чтобы в XXI веке вы, подраста
ющее поколение, не забывали наших
ветеранов. Они дали нам возможность
жить, развиваться, учиться.
Настоящий экскурс в историю сде
лал в свом выступлении
замести
тель генерального директора корпо
рации Василий Петрович Романов.
Германия готовилась совсем не к
такой войне. Гитлер отводил 68 не
дель на то, чтобы выйти на рубеж
Архангельск Астрахань. Но враг
завяз на просторах России, потерпев
неудачу под Москвой. Сталинграду
немцы не придавали большого зна
чения, потому что, как они считали,
этот опорный пункт будет взят очень
быстро. И горько ошиблись. Сталин
градское сражение это настоящая
битва, понятие, которое не подходит
ни под один военный термин. Это
когда бьются не только на линии
фронта, а буквально везде, на каж
дом квадратном метре земли, когда
уже не офицеры командуют, а сами
солдаты. Гитлер не мог поверить, что
Паулюс терпит поражение, что в ок
ружении оказалось больше 330 ты
сяч немецких солдат и офицеров. Как
известно, после победы под Сталин
градом советские войска только на
ступали
Продолжила митинг
руководитель
Администрации города Елена Иванов
на Логвиненко:
Очень символично
начинается это утро у мемориала
памяти павших, который был уста
новлен одним из ведущих предприя
тий города в память заводчан, не вер
нувшихся с поля боя. Надо ли сомне
ваться в том, что наши земляки хоте
ли трудиться, растить детей, но были
вырваны из мирной жизни этой
страшной войной. Они ушли на фронт
ради нас, ныне живущих, и мы будем
помнить об этом всегда. Низкий по
клон вам, ветераны, за беспример
ный подвиг, искренняя благодарность
за нашу любимую Родину, которую
вы спасли от жестокого фашизма.
Хотелось бы сказать отдельные сло
ва благодарности руководству КТРВ,
лично генеральному директору кор
порации, почтному гражданину го
рода Королва Борису Викторовичу
Обносову за то, что в коллективе кор
порации так трепетно относятся к ве
теранам, помнят не только об их тру
довых заслугах, но и ратных подви
гах.
На митинге состоялось торжествен
ное возложение к мемориалу венков
и красных гвоздик.
Светлана ЛЕБЕДЕВА
Сотни участников Великой
Отечественной войны в
послевоенное время
пришли работать на завод
455 ныне головное
предприятие ОАО Корпо
рация Тактическое
ракетное вооружение.