background image
C
M
Y
K
вторник
k
24, 5 марта 2013 г.
144
Ведущая Ольга
Мельникова
* * *
6 февраля 1959 года директором
школы для слепых и слабовидящих
детей стал Герой Советского Союза
Михаил Ильич Мочалов.
В школе обу
чалось 178 человек, а рассчитана она
была всего на 90. Не было спортивного
и актового залов, учебных кабинетов. В
учительской проводились уроки пения,
хранились наглядные пособия.
Здесь же было рабочее место заву
чей. Кабинет директора и бухгалтерия
находились в бараке, где проживали
сотрудники. На территории школы рас
полагались подсобные службы: скла
ды продуктовый и обмундирования для
учащихся, котельная, конюшня, тепли
ца, водокачка, прачечная, два жилых
дома. Все сооружения находились в
плачевном состоянии: часто не было
холодной воды, горячее водоснабже
ние отсутствовало полностью, то и дело
выходила из строя котельная. Строи
тельство новой школы было первооче
редной задачей директора. Строитель
ные планы в области были утвержде
ны, но Михаил Ильич добился уже в
1959 году выполнения проектной до
кументации. Желание улучшить усло
вия обучения и быта учащихся, упор
ство и Звезда Героя возымели сво
действие. Началось возведение здания
школы. Все вопросы, вплоть до по
ставки строительных и отделочных
материалов, решались в рабочем по
рядке ежедневно. Строительство шко
лы ещ не было закончено, а Михаил
Ильич уже думает об улучшении жи
лищных условий сотрудников. Начи
наются новые хлопоты. И восьмиквар
тирный дом на улице Садовой, 19, был
построен.
В этот период школа находилась на
балансе Мособлоно. Местная власть и
общественность не оказывали ей ника
кой поддержки. И директор устанавли
вает связь с парткомом НПО Энер
гия, которое и стало шефом школы на
долгие годы. Михаил Ильич обращает
ся за помощью к С.П. Королву. Он
выделил грузовую машину и дал указа
ния оказывать школе постоянную по
мощь и поддержку. Указания С.П. Ко
ролва о внимании к школе с большой
ответственностью, а главное, с добро
той, выполнялись вплоть до перестро
ечного периода. Был образован шефс
кий совет. Председа
телями его были от
ветственные работ
ники предприятия:
Георгий Михайлович
Азаров, Борис Иса
кович Елин, Павел
Петрович Вьюгин,
Василий Александ
рович Бочкарв, Василий Михайлович
Хохлов, Геннадий Романович Беляков.
Ремонт школы и другие хозяйствен
ные вопросы решались за счт средств
предприятия. Комсомольцы завода
работали вожатыми, выступали перед
ребятами с концертами и т. д.
Несмотря на большую занятость ре
шением хозяйственных вопросов, Ми
хаил Ильич находил время для обще
ния с детьми. Педагог от природы, он
знал всех учеников и каждого любил.
Вот воспоминание бывшего ученика,
ныне учителя пения А.Н. Александро
ва:
У Михаила Ильича была своя сис
тема поощрения лучших учеников шко
лы. Он установил шефство над школой
одного из кораблей Северного флота.
К 75 ЛЕТИЮ ШКОЛЫ ИНТЕРНАТА
Уникальная во всм
Уникальная во всм
Группа отличников, активистов, спорт
сменов совершила поездку в г. Северо
морск в гости к морякам. В течение
недели мы были гостями на корабле.
На следующий год моряки посетили
нашу школу. Привезли подарки ребя
там, рассказывали о своей непростой
службе. Эта поездка сохранилась в па
мяти на всю жизнь.
В 1966 году М.И. Мочалов перешл
на работу в МОП ВОС.
* * *
Строительство школы закончилось
под руководством заместителя дирек
тора Геннадия Нико
лаевича Угловского,
очень мудрого и об
разованного челове
ка.
Во время всего
строительства он
умело организовывал
коллектив на помощь
строителям. Раз
грузка кирпича и
других материа
лов, уборка
объекта и т. д.
вс это делали
к о м с о м о л ь ц ы
школы под руко
водством педа
гогов. Молодые учи
теля Р.Н. Костылева,
Г.В. Балабанова, Л.Г.
Бухтеева, Н.К. Дени
сова получили благо
дарность за органи
зацию работы на
стройке. 23 февраля
1966 года новое зда
ние в торжественной обстановке было
открыто, хотя в акте сдачи объекта был
отмечен ряд недоделок.
* * *
1 августа 1966 года на пост дирек
тора был назначен Алексей Яковлевич
Неретин, бывший работник органов
внутренних дел, историк по образова
нию, прибывший в школу из Тамбова
по приказу Мособлоно.
Для педагоги
ческого коллектива это было неожи
данностью.
Алексей Яковлевич активно вклю
чился в хозяйственную деятельность.
Оборудовал в хоздворе подсобные по
мещения, стремился сделать террито
рию школы закрытой. При нм 2 дома
сотрудников были снесены,
одно здание переоборудова
но под жилой дом. Учебно
воспитательной работой ру
ководили его заместители.
Культура общения директо
ра с детьми и сотрудниками
не всегда соответствовала
этике. Стремление постоян
но обустраивать свой быт
(его семья жила в двухэтаж
ном старом доме), антипеда
гогические методы в работе
с учащимися привели к тому,
что дальнейшее пребывание
А.Я. Неретина на посту ди
ректора Мособлоно сочло не
возможным. Алексей Яков
левич был освобождн от ра
боты в 1972 году.
* * *
25 февраля этого года ди
ректором школы была на
значена Римма Николаевна
Дьячкова, работавшая заву
чем с 1962 года. Ей предстояло решить
сложные хозяйственные вопросы.
Главный из них теплоснабжение
школы. Температура в классах и спаль
нях не поднималась выше 16 С. Ко
тельная работала на угле, часто котлы
выходили из строя. Выход из этой си
туации был только один газифици
ровать котельную. Поссовет и горсо
вет отказали в помощи, так как школа
находилась на балансе Мособлоно.
Ближайший газопровод проходил в пос.
Первомайском. Проектную документа
цию на общественных началах помог
сделать старожил Старых Горок Нико
лай Дмитриевич Ноздрв. Заказчиком
работ выступала школа. Администра
Продолжение. Начало в номере от 19 февраля
ИЗВЕСТНОМ
Какой короткой сделалась
дорога,
Которая казалась всех длинней.
Именно этот вариант войдт впос
ледствии в е собрания сочинений
подписанным 3 марта 1958. Бол
шево. Комн<ата> 7.
Очевидно, что Ахматова работала
над усилением трагического звуча
ния стихотворения, заменив нейт
ральный колокольный звон ис
ключающим разные толкования по
хоронным
, а взятый из античной
мифологии Ахерон заимствован
ным у Данте Флегетоном. После
дняя правка особенно существенна.
Ахерон река скорби представ
ляется образом, выражающим пе
реход человека из мира живых в
Аид, подземное царство мртвых.
Флегетон (греч. жгучий), создан
ный Данте, кольцеобразная река
кипящей крови вокруг нижнего Ада,
спускающаяся кровавым ручьм к
озеру Коцит. Выбирая этот символ,
поэт подчркивала, что те самые
три четверти е читателей не про
сто ушли в мир иной, а погибли
мучительной смертью. Для тех, кто
хорошо знал текст Божественной
комедии, Флегетон, несомненно,
был своеобразным шифром реп
рессий и преследований современ
ников Ахматовой со стороны оп
ричников XX века.
Удивительно, но цензура пропус
тила этот код. Впервые стихотворе
ние было представлено широкому
кругу читателей в 1964 году в Лите
ратурной газете. Первое четверос
тишие редакторы подвергли много
численным идеологическим прав
кам: определение похоронный
заменили словосочетанием неве
слый
; убрали восклицательные
знаки; взамен предложения Пус
тынно здесь!
поставили И что гру
щу
и вообще, сделали вс, что
бы снизить экспрессию стиха. Но
Флегетон устоял на свом месте.
В результате до читателя дошла та
кая изрезанная первая строфа:
Не мудрено, что невеслым
звоном
Звучит порой мой непокорный
стих.
И что грущу. Уже за Флегетоном
Три четверти читателей моих.
На первый взгляд, кажется несу
щественной замена авторского не
покорнного стиха непокорным
от цензуры. Зачем потребовалась
подтасовка? В черновиках Ахмато
ва никогда не подвергала сомнению
именно это слово, считая его, по
видимому, точным. Между тем цен
зуре оно не понравилось. В слове
непокорнный редакторы усмот
рели (и, надо сказать, совершенно
справедливо) противодействие по
эта многолетнему идеологическому
давлению. И взамен вставили сло
во, выражающее лишь некое посто
янное качество, непокорный.
Почему уцелел Флегетон? Не под
вергая сомнению компетенцию ре
дакторов, можно предположить, что
в этой правке не было особой необ
ходимости: понять скрытый смысл
образа могла только оставшаяся в
живых последняя четверть чита
телей современников Анны Анд
реевны Ахматовой
Мария МИРОНОВА
ции пришлось своими силами изыски
вать средства и определяться с под
рядчиком.
Обращались за помощью в облис
полком, в обком партии, в народный
контроль СССР. Самым сложным делом
была прокладка дюкера (трубы по дну
Клязьмы). Помог случай. Обратились в
организацию, которая строила Волжс
кую ГЭС. Ввиду малого объма работ
там сначала не хотели сотрудничать со
школой, но руководитель впоследствии
дал согласие: У меня сестра слепая,
таким детям отказать нельзя. Строи
тельство газопровода и сдача котель
ной долгий и мучительный процесс.
Не менее важным был и вопрос во
доснабжения школы. Старая школьная
водокачка исчерпала производствен
ные возможности. Перебои в водоснаб
жении, качество воды вс это спо
собствовало нарушению санитарно ги
гиенических норм в интернате. Руково
дитель водоканальной службы г. Кали
нинграда категорически отказывался
принимать на баланс водокачку и во
допровод на территории школы. Бла
годаря вмешательству горкома КПСС
вопрос был решн и началось строи
тельство водонасосной станции на тер
ритории школы.
Главное звено в работе школы
учебно воспитательная работа. В шко
ле сложился грамотный творческий
педагогический коллектив, который
успешно готовил учащихся к жизни и
труду. С организацией учебного про
цесса знакомились делегации из Юго
славии и Болгарии. Регулярно на базе
школы проводились семинары для пе
дагогических работников интернатных
учреждений.
(Окончание в следующем выпуске)
По воспоминаниям
Георгия Ивановича ДЬЯЧКОВА,
первого директора,
и Риммы Николаевны ДЬЯЧКОВОЙ,
директора с 1972 по 1988 год
Подсобные постройки на территории школы.
На сайте газеты
gazetakoroleva.ru
в рубрике Былое и
думы выставлен
презентационный
ролик школы.
Учащиеся работают в школьном саду.
В библиотеке со специальными учебниками.