background image
четверг
k
30, 21 марта 2013 г.
СОБЫТИЯ


ФАКТЫ
КОММЕНТАРИИ
Два года назад североафрикан
ские и ближневосточные арабские
страны были охвачены волной неви
данных до этого социальных протес
тов. Начались они в Тунисе, который
всегда являлся островом социаль
ной и экономической стабильности в
регионе. Поводом для их начала по
служил не слишком значительный,
хотя и трагический эпизод. У торгов
ца Мохаммеда Буазизи из неболь
шого городка Сиди Бузид произошл
конфликт с представителями мест
ной администрации. В знак протеста
17 декабря 2010 года он совершил
акт публичного самосожжения на пло
щади перед зданием мэрии. Букваль
но через несколько дней в стране
начались массовые беспорядки, ко
торые привели к отставке президен
та Туниса.
Вслед за Тунисом полыхнуло в
Египте, Бахрейне, Ливии, Йемене и
Сирии. Некоторые политические ре
жимы, такие, как монархии Марок
ко и Иордании, сработали на опере
жение и провели ряд политических
и социально экономических ре
форм, не дожидаясь уличных про
тестов. Даже богатые нефтедобы
вающие государства во главе с Са
удовской Аравией выделили десят
ки миллиардов долларов на различ
ные программы социальной поддер
жки. Все эти события политологи
назвали арабской весной, кото
рая имела место в 20 государствах.
Ущерб, нанеснный ею экономике
региона, оценивается примерно в
5575 млрд $, а количество погиб
ших в результате столкновений пре
высило 110 тысяч человек.
Если разбирать эпизоды арабской
весны по отдельности, то вызвав
шие их причины, на первый взгляд,
представляются вполне понятными.
В каждой из упомянутых выше араб
ских стран имелись свои проблемы и
своя динамика развития событий. Так,
например, в Египте армейскую элиту
не устраивало намерение престаре
лого президента передать власть по
наследству. Напомню, что Х. Мубарак
назначил сына своим преемником и
взял под свой контроль многие еги
петские бизнес структуры. В резуль
тате армия объявила о свом фор
мальном нейтралитете, и он был
отстранн от должности, передав
власть Высшему совету вооружнных
сил. В Бахрейне вырвалось наружу
тлеющее противостояние шиитов
и суннитов, а в Ливии всегда были
сильны центробежные тенденции,
которые сдерживались лишь усилия
ми М. Каддафи.
Однако при анализе всех событий
арабской весны в комплексе возни
кают вполне резонные вопросы: поче
му страны арабского Ближнего Восто
ка и Северной Африки вспыхнули
одна за другой? почему сотни тысяч
людей в различных государствах выш
ли на улицы практически в одно и то
же время? может ли такое совпадение
быть случайным? Логика и здравый
смысл говорят о том, что случайных
совпадений подобного размаха и мас
штаба просто не бывает.
События арабской весны, хотя
и имели свои национальные особен
ности, в общем и целом развивались
по очень похожим, если не сказать
идентичным, сценариям. Очевидно,
что разработать и реализовать эти
сценарии на практике в настоящее
время может только одна геополи
тическая сила США. Только Со
единнные Штаты обладают всеми
необходимыми финансовыми, тех
ническими и информационно техно
логическими ресурсами для прове
дения столь масштабной операции.
Замечу, что штаб квартиры крупней
ших мировых социальных интернет
сетей, с помощью которых осуще
ствлялась координация действий
протестующих, также находятся в
США. Считать, что эти информаци
онные ресурсы являются совершен
но независимыми и не контролиру
ются американскими спецслужбами,
может, пожалуй, лишь очень наи
вный человек.
Если принять изложенную выше
версию событий как основу для даль
нейших рассуждений, придтся отве
тить ещ на один, не менее любопыт
ный вопрос: зачем американцам по
надобилось менять проверенные и по
большей части абсолютно лояльные к
ним светские политические режи
мы на новые, имеющие явную исла
мистскую направленность и был ли в
этом вообще какой нибудь смысл?
Ответ на этот вопрос является ключе
вым для понимания причин и, глав
ное, последствий арабской весны.
Замечу, что она ещ далеко не закон
чилась, и последние события в Туни
се, Египте и Сирии являются тому на
глядным подтверждением.
Я готов утверждать, что для подго
товки и проведения сценария арабс
кой весны у США была не одна, а
целый комплекс причин, которые ус
ловно можно разделить на тактичес
кие и стратегические. Тактические при
чины достаточно ясны. Во первых, ста
рые проамериканские арабские режи
мы начинали явно ослабевать и выды
хаться. Так совпало, что в большинстве
из них главы государств достигли пре
клонного возраста и утратили прежнюю
боевую хватку. Во вторых, обеспе
чить легитимную преемственность про
водившегося ими курса также было
весьма проблематично. В третьих, в
арабском мире вс большую обще
ственную поддержку получали партии
исламистского толка. Важно отметить,
что, несмотря на жсткую риторику,
эти партии являются отнюдь не орто
доксальными, а умеренно исламистс
кими. Кстати, опытные политологи во
стоковеды сразу обратили внимание
на то, что ни одна из пришедших к
власти в ходе арабской весны поли
тических сил не использовала анти
американские лозунги. При этом прак
тически все предыдущие протесты в
арабском мире имели, как правило,
выраженный антиамериканский (или,
как вариант, антиизраильский) харак
тер. Приход во власть умеренных исла
мистов явно был просчитан и запрог
раммирован американцами заранее.
Они гораздо успешнее, чем прежние,
дискредитировавшие себя и коррум
пированные режимы, справляются с
поддержкой и обеспечением внешне
политических интересов США.
Говоря о стратегической составля
ющей арабской весны, стоит заметить,
что она полностью вписывается во взя
тую на вооружение в США теорию
управляемого хаоса. Один из е клю
чевых авторов американский по
литтехнолог Стивен Манн ещ в
1992 году опубликовал известную сре
ди специалистов работу Теория хао
са и стратегическое мышление. На
основе этой теории была создана док
трина управляемого хаоса, суть ко
торой вкратце сводится к следующей
последовательности действий: первое
консолидация разрозненных поли
тических сил, выступающих против
существующего правительства; второе
прямая дестабилизация социаль
но политической обстановки, подрыв
доверия к власти, поощрение протес
тных проявлений; третье организа
ция смены власти путм мятежа, де
мократических выборов или иным
путм. Впрочем, здесь возможны раз
личные варианты и комбинации. Не
случайно в Египте президента сверга
ли продвинутые студенты, а затем
на всеобщих выборах к власти совер
шенно легитимно пришли исламисты
Братья мусульмане.
Многие политологи не без основа
ния считают, что все бархатные и
цветные революции также были осу
ществлены в полном соответствии с
доктриной управляемого хаоса. Бо
лее того, в действиях российской неси
стемной оппозиции явно прослежива
ется вс тот же, до боли знакомый
сценарий. Боясь показаться неполит
корректным, замечу вс же, что Россия
это не Тунис и не Египет. Наша стра
на в сво время справилась с немецким
блицкригом, а сейчас вполне спо
собна справиться с новой угрозой
американским управляемым хаосом.
Алексей ФЕДОСЕЕВ
ТАКАЯ РАЗНАЯ ПОЛИТИКА
Арабская весна:
доктрина управляемого хаоса
Тем временем обстановка с нарко
тиками не только в Московской облас
ти, но и, в частности, в Королве ухуд
шается с каждым годом.
Не секрет, что
Королв находится в лидерах подмос
ковных городов по выявлению нарко
мании.
Отметим: только по выявлению!
Сколько на самом деле употребляю
щих наркотики тайна даже для са
мых опытных специалистов
Самое страшное, что и лицо совре
менного наркомана заметно помоло
дело. 70% потребителей наркотичес
ких веществ подростки и молоджь.
Возраст начала употребления наркоти
ков чаще всего приходится на 1216
лет, однако в последние годы планка
съехала ещ ниже теперь речь идет
об 1112 летних ребятах, учениках 5
6 х классов.
Понимая серьзность ситуации,
представители всех уровней власти
уделяют большое внимание профилак
тики зависимостей и выявлению упот
ребляющих наркотики.
Говорится о подобных мероприяти
ях и на уровне региональной власти. В
частности, в предвыборной программе
врио Губернатора Московской области
Андрея Воробьва есть несколько пун
ктов, касающихся здоровья подраста
ющего поколения.
В марте этого года Министерство
здравоохранения разослало областным
докторам документ, в котором говорит
ся о различных мерах профилактики и
мониторинге состояния здоровья
школьников, в том числе и о диагности
ческом тестировании их на наркотики.
О наркотиках как проблеме в школах
начали всерьз говорить в начале 90 х
годов. Тогда педагоги столкнулись с
нехваткой информации, нужной для
распознавания состояния наркотичес
кого опьянения. Во второй половине 90
х годов в список вредных привычек,
профилактикой которых занималась
школа, была включена наркомания.
Современная профилактика нарко
мании в школе охватывает учеников,
их родителей и учителей. На весь учеб
ный год составляется план: беседы и
лекции с учениками, их родителями, с
классными руководителями. Школы
сотрудничают и с представителями
наркодиспансеров, и с инспекторами
отделов по делам несовершеннолет
них, курирующими школы. При этом
педагоги отмечают: беседы с медиком
или сотрудником полиции оказывают
ся более действенными, нежели обыч
ная лекция, прочитанная учителем.
Но есть одна проблема: школы не
располагают информацией о случаях
употребления и распространения нар
котиков вне стен школы. Наркодиспан
серы и центры социально психологи
ческой помощи не разглашают инфор
мацию о своих подопечных. И, как по
цепочке, дети и родители скрывают от
учителей случаи употребления нарко
тиков, школа, в свою очередь, скрыва
ет от начальства, а начальство от
общественности.
К сожалению, эта проблема актуаль
на и для Королва. По словам специа
листов городского наркологического
диспансера, в их практике бывали слу
чаи, когда сотрудники учебного заве
дения просили не только не афиширо
вать количество выявленных случаев
употребления наркотиков, но и умыш
ленно занизить эти цифры.
Вся серьзность ситуации, о кото
рой говорилось выше, привела к тому,
что уже весной этого года вступает в
силу закон о добровольном тестирова
нии школьников и студентов средних и
высших учебных заведений на упот
ребление наркотических веществ.
Тестирование будет анонимным. О
результатах будут знать только доктор
и родители ребнка. Руководству учеб
ного заведения предоставят лишь об
щую цифру, процент школьников с
положительным результатом в тесте
на наркотики.
Тестировать подростков в возрасте
до 15 лет будут только с согласия роди
телей. Ребята старше 15 лет смогут
сами дать согласие на диагностичес
кое тестирование.
Наркологи говорили о необходимо
сти диагностического тестирования на
наркотики уже давно. Вс просто
ведь именно они видят, к чему приво
дит зависимость, как живт, а точнее,
существует наркоман, как ломаются
судьбы и обрываются жизни.
Таких историй каждый сотрудник
наркологической службы может рас
сказать много. Совсем ещ детей, по
незнанию впутавшихся в истории с нар
котиками, они видели немало.
Вот типичный пример: мама тринад
цатилетнего Андрея К., учащегося од
ной из королвских школ, заметила из
менения в поведении сына. Он стал раз
дражительным, нервным, плохо спал.
Часто закрывался в комнате и подолгу
разговаривал по телефону с какими то
новыми друзьями. Потом сын начал
чаще пропадать на улице если рань
ше он гулял по нескольку часов, то те
перь его целыми днями не было дома.
Сначала мама не придала значения
этим признакам. И только случай по
мог ей узнать правду. Женщина услы
шала обрывок разговора сына со
школьным другом. Оказалось, е Анд
рюша, любимый сыночек, которого она
считала тепличным мальчиком, уже
несколько месяцев плотно сидит на
курительных смесях относительно
новом, но от этого не менее опасном
наркотике. Самое страшное в нм
непредсказуемость последствий для
О наркотиках у нас говорить
не любят. Оно и понятно
человеку всегда хочется
думать, что его эта тема не
касается и его чадо окажется
благоразумней остальных и не
свяжется с подозрительными
людьми и уж тем более не
будет пробовать запрещнные
препараты. И хорошо, если
так оно и есть! Но как тогда
объяснить, что родители,
бывает, пропускают первые и
важнейшие сигналы, говоря
щие о том, что их ребнок
начал принимать наркотики?
Невнимательностью? Незна
нием? Несмотря на то что
самые простые и явные
симптомы уже давно всем
известны, родители не видят
их (или не хотят видеть) и
обращаются к специалистам,
когда ситуация уже зашла
достаточно далеко.
организма. На каждого человека кури
тельные смеси влияют по разному.
Когда мама обратилась в школу, ока
залось, что сын последнее время стал
хуже учиться и уже несколько дней не
появлялся в школе. Учителя вот вот
хотели бить тревогу и звонить родите
лям. Хорошо, что, когда мальчик ока
зался в наркологическом диспансере,
ему сумели вовремя помочь.
Врачи не устают повторять: если вы
заподозрили что то неладное, не жди
те весеннего тестирования, а обращай
тесь к специалистам сразу же. Чем рань
ше возьмшься за проблему, тем про
ще е решить!
Закончить наш материал хотелось
бы фразой польского журналиста и
писателя Ежи Урбана: Трудное дет
ство никогда не кончается. Поэтому
задача взрослых сделать так, чтобы
дети были счастливы и пронесли это
ощущение радости, любви и ласки че
рез всю жизнь!
Анна СМИРНОВА,
Королвский наркологический
диспансер
С использованием материалов
сайта narkotiki.ru
Немного истории
История из жизни
Что ждт школы?
Памятка
родителям
Психологи составили список ос
новных причин, по которым подро
сток начинает принимать наркоти
ки. Вот они:
Любопытство: жажда испытать
новые ощущения (вс в жизни надо
испытать, попробовать), проверить
себя в новой ситуации.
Подражание: желание походить
на друзей, знакомых, соответство
вать своему окружению.
Желание получить удовольствие
(словить кайф). Стремление к удо
вольствию свойственно всему жи
вому и присуще любой, не только
патологической, личности. Начало
злоупотребления и клиника забо
левания дают многочисленные до
казательства значения мотива по
иска удовольствия.
Влияние окружения: старшего по
возрасту или значимого для подро
стка человека (например, старший
брат, музыкальный или спортивный
кумир). Подросток желает быть при
частным к избранным, имеющим
собственный жаргон, особый стиль
жизни, определнные манеры по
ведения.
Облегчение психического состо
яния. Человек стремится забыться,
расслабиться после перенеснной
неприятности, снять напряжение.
Чувство протеста. Например, ког
да наркотики употребляют близкий
друг, родители. Подросток может
протестовать против навязываемых
ему требований в семье и школе.
В школах вводят
тестирование на наркотики
В школах вводят
тестирование на наркотики
Весной этого года
вступает в силу закон о
добровольном
тестировании школьни
ков и студентов средних
и высших учебных
заведений на употреб
ление наркотических
веществ.
Фото Валерия ТРОСЬКО