background image
вторник
k
32, 26 марта 2013 г.
145
А.И. ГЕРЦЕН
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
25 сентября 2012 года в Калининградке была
размещена статья Владимира Малых Болшев
ская шарашка, который попытался найти место
е расположения.
Цитирую автора:
Во всех воспоминаниях говорится о трх бара
ках, стоящих в виде каре. Есть одно фото тех
времн, где запечатлены здания, похожие на опи
сания в воспоминаниях. Но эта фотография пуб
ликуется в документах, относящихся к трудком
муне, то есть эти три барака должны находиться
на территории поместья Крафта. Однако в описи
строений поместья, на схеме и в оценочной описи
строений поместья подобные здания (бараки) не
упоминаются. Поэтому с большой вероятностью
можно предположить, что на этом фото изобра
жены именно те самые три барака шарашки, а
снимок сделан с угловой вышки. Посмотрите на
этот снимок, как вс совпадает с приведнными
выше описаниями! Три барака расположены каре,
большой двор достаточный, чтобы собрать
макет самолта, забор на переднем плане. Не
является ли это ещ одним аргументом в пользу
моей версии?
По поводу приведнной фотографии. Она при
надлежит дочери управляющего Болшевской ком
муной Богословского.
Датируется 1927 годом и
приведена в книге Р.Д. Позамантир и Л.К. Бонда
ренко К космическим высотам из глубины
веков. По моему мнению, она не может быть
сделана в районе, на который указывает автор
(железная дорога канал начало проспекта
Королва). И к усадьбе Крафта она не может иметь
отношения на е территории коммунары таких
бараков не возводили. Трудно себе представить
зону и вблизи от места проживания В.И. Ленина
не те были времена, чтобы решиться на такое.
Маловероятно и е размещение на территории
Болшевской коммуны. В начале 1939 го вс е
хозяйство было передано в ведение Наркомлегп
рома: спортивно обувная фабрика, спорт дерево
обделочная фабрика, спорт трикотажная фабри
ка, спорт механический завод плюс жилые поме
щения, больница, школа. Появился целый рабочий
послок, и шарашка вряд ли бы в него вписалась.
Сама же статья Владимира Малых ценна уже тем,
что наконец то был поставлен вопрос о месте на
хождения болшевской шараги.
Вопрос этот поднял в далком 1989 году наш
краевед Борис Ежов. В своей статье Белые пятна
истории (КП от 6 июня 1989 года) он, в частно
сти, говорил о спецтюрьме 156 (официальное
и КБ, подчиннных НКВД/МВД СССР, в которых
работали заключнные инженеры. В системе НКВД
именовались особыми техническими бюро
(ОТБ), особыми конструкторскими бюро (ОКБ).
Одно из таких секретных КБ находилось в на
шем городе с сентября 1938 го по март 1953 го.
Один только перечень учных и конструкторов
способен поразить любое воображение: В.М. Пет
ляков советский авиаконструктор, лауреат Ста
линской премии первой степени (1941); В.М. Мя
сищев советский авиаконструктор, генераль
ный конструктор ОКБ 23, Герой Социалистичес
кого Труда; А.Н. Туполев советский авиаконст
руктор, академик АН СССР, генерал полковник
инженер (1968), трижды Герой Социалистическо
го Труда (1945, 1957, 1972).
В авиационную группу Туполева в Болшеве вхо
дили: С.М. Егер технический проект, общие
виды; А.В. Надашкевич вооружение; Р.Л. Бар
тини крыло и фюзеляж; Г.С. Френкель аэро
навигация; А.Р. Бонин гидравлика; А.П. Алимов
постройка макета; А.И. Некрасов, П.И. Вальтер
аэродинамика и прочность; Ю.В. Коренев
прочность; А.Ю. Рогов топливные баки; Ф.М.
Фисун двигатели; С.А. Вигдорчик техноло
гия; И.Б. Бабин общие виды; Б.Е. Радулянский
вооружение; В.С. Кожевников приспособле
ния, инструменты; И.К. Воровский, В.С. Денисов,
В.П. Сахаров, А. Кованов, В.А. Успенский, А.М.
Саж, И.Х. Гимильштейб, В.А. Чижевский.
Большинство этих имн известно всему миру.
Но хотелось бы выделить имя одного из заклю
чнных болшевской шараги. Это Роберт Людви
гович Бартини итальянский аристократ (родил
ся в семье барона), коммунист, уехавший из фа
шистской Италии в СССР, где стал известным
авиаконструктором.
Он был не только выдаю
щимся конструктором и учным, но и вдохновите
лем советской космической программы.
С.П. Королв считал его своим учителем, вот что
он сказал скульптору Файдыш Крандиевскому:
Мы все обязаны Бартини очень и очень многим,
без Бартини не было бы спутника. Его образ вы
должны запечатлеть в первую очередь.
Видимо,
масштабы его идей можно сравнить с идеями са
мого Сергея Павловича. Достаточно одной выдер
жки из статьи о Бартини с официального сайта
Роскосмоса:
Бартини сделал доклад в сентябре 1974 года, в
котором он предложил авианосцы на подводных
крыльях. На скоростях 600700 км/час шл авиа
носец, так что самолт мог садиться без гашения
скорости. Когда Бартини сделал свой доклад, то
Алексеев из Сормова отказался делать свой док
лад, сославшись на то, что его доклад хуже.
(http://www.roscosmos.ru/main.php?id=137).
Думаю, что улицу Коммунальную, рядом с кото
рой, по моему мнению, могла располагаться шара
га, можно смело переименовать в улицу Бартини.
Итак, нигде не определено конкретное место
расположения этого объекта. И, что самое главное,
в городе до сих пор не увековечены имена учных,
создававших лучшие образцы военной техники.
То, что работа велась за колючей проволокой,
РАССЛЕДОВАНИЕ МЕСТНЫХ КРАЕВЕДОВ
Белое пятно в истории города
15 июля 2010 года Кали
нинградка опубликовала
статью Екатерины Чурико
вой Болшевская спец
тюрьма, 19391940 годы,
где рассказывалось о кни
ге В.С. Егера Неизвестный
Туполев: проекты, о кото
рых знали немногие. Кни
га посвящена работе по
литзаключнного А.Н. Ту
полева и его группы по со
зданию уникальных образ
цов авиатехники, в том чис
ле во время заключения в
болшевской шарашке.
название ЦКБ 29) для авиационных специали
стов: Местом рождения этого конструкторского
коллектива был лагерь НКВД в Костине.
Утверж
дение это было ошибочным, но заслуга Бориса
Яковлевича заключается в том, что он первым
указал на это белое пятно в истории нашего горо
да. На эту неточность указал старейший работник
Болшевской трудкоммуны, в дальнейшем комби
ната по производству спортинвентаря Наркомата
лгкой промышленности Павел Петрович Полета
ев (КП от 28 сентября 1989 года): Никакого
лагеря НКВД в Костине вообще не было...
Одна
ко и он не смог указать точное место шараги:
...размещался в лесу, приблизительно в полу
тора километрах от трудкоммуны (в полукило
метре от ж. д. станции Болшево) при послке
Куракино.
В статье Странички истории города (КП от
24 октября 1995 года) Б. Ежов говорит уже следу
ющее: ... КБ в системе НКВД, находившееся, как
известно, где то вблизи бывшей деревни Кураки
но в районе Новых Подлипок.
В этой же статье он
обратился к читателям с просьбой сообщить име
ющиеся данные о болшевской спецтюрьме. Итак,
с момента начала исследования этого вопроса
прошло почти 25 лет, с обращения о помощи
около 18. К сожалению, поставить точку в этом
вопросе пока не удалось.
Информация об этой тюрьме для корифеев
отечественного авиастроения, да и не только авиа
строения, но и для других создателей передовой
военной техники носит отрывочный характер, раз
личные издания повторяют одни и те же факты.
Вспомним основное.
Что же такое шарага, или
шарашка? Это жаргонное название секретных НИИ
нисколько не умаляет сделанного
ими. Сами учные давно официаль
но реабилитированы, получили вы
сокие правительственные награды
и звания. А место их работы до сих
пор неизвестно, и это не делает че
сти нашему наукограду, столице оте
чественной космонавтики.
* * *
Так где же могла находиться
болшевская шарага? Возможен та
кой вариант.
От Куракина шарашку
мог отгораживать пруд, который
находился на месте домов МЖК.
Вспомним платную автостоянку по
Октябрьскому бульвару, примыка
ющую к ДСК 160. До последнего
времени в районе подхода желез
ной дороги от станции Болшево за
зелным забором кроме стоянки
находились старые бараки. В них
размещались распиловочные мас
терские, склад церковной литера
туры, мебельное производство,
различные конторы. Ещ раньше
на этом месте располагались стро
ительные войска 105 го военно
строительного отряда, солдаты
которого работали на ДСК 160 до
1994 года, и эти бараки являлись
казармами. После строительства
Глобуса остались только учебные классы и штаб
отряда. Совпадает и площадь, о которой говорит
ся в воспоминаниях, около гектара. Подходит и
транспортная схема железной дорогой можно
скрытно доставить любой груз. От посторонних
глаз защищал совхоз НКВД, сосновый лес. Один
заключнный вспоминает свой путь из Бутырки в
болшевскую шарагу: при подъезде был слышен
звук электричек, для шофра ориентиром была
станция Болшево... поворот направо... Можно
предположить, что ехали вдоль железной дороги
через Куракинские выселки.
Я не могу утверждать, что туполевская шарага
находилась именно на этом месте, пусть это будет
второй версией. А вывод может быть только один:
надо искать. Материалы по этому объекту, несом
ненно, есть в архивах органов и, на мой взгляд, не
являются государственной тайной. Просто город
ским властям надо сделать официальный запрос.
Для Комитета по культуре явилось бы делом чес
ти закрыть это белое пятно в истории города.
У меня есть конкретное предложение: сделать
постоянную экспозицию по истории болшевской
шараги. Есть и подходящее для этого место: так
называемый аварийный зелный дом на пересе
чении улиц Дзержинского Орджоникидзе после
расселения жителей.
Места там хватит и для этой
экспозиции, и для давно необходимого городу (да
и не только городу) музея Болшевской трудовой
коммуны 1, и для художественной галереи, и для
расширения экспозиции историко краеведческо
го музея, которая находится сейчас в одной комна
те бывшей оранжереи усадьбы Крафта. А дом этот
способен пережить строящиеся рядом высотки,
хотя и является памятником истории. Как мини
мум, муниципального значения.
Есть и ещ одна версия по воспоминаниям
жителя нашего города Ивана Гавриловича Фдо
рова, который рассказал мне следующее:
В 1945 м он приехал поступать в костинское
ремесленное училище 8, но поступить не уда
лось. Спросили: нет ли репрессированных род
ственников. Честно ответил, что дед был предсе
дателем колхоза, его оклеветали и расстреляли в
1937 м. Подвозил его к училищу один из знако
мых, который работал в шарашке на руководящей
должности в штате охраны. По дороге показал
ему место своей работы (в плане квадратная
территория за большим забором на месте новой
стеклянной высотки на проспекте Королва).
Территорию окружал молодой ельник, далее было
озеро. Место очень красивое. Не могу не сказать
и о дальнейшей жизни Ивана Гавриловича. С 1953
года работал в Мостелефонтрестстрое в Костине.
Далее его заметил директор завода 455 КМЗ
Михаил Петрович Аржаков и пригласил юношу на
завод. На заводе Иван Гаврилович проработал 50
лет, за свой труд был награждн орденом Ленина
и орденом Трудового Красного Знамени. Спаси
бо, Иван Гаврилович, за воспоминания, здоровья
вам и долгих лет жизни.
Владимир КУЛЬТИН,
модератор сайта Подлипки
Калининград Королв
Им до сих пор является так называемая болшевская шарашка
Фото советских времн, сделанное с китайской стены. По одной из версий, болшевская
шарашка могла находиться по нечтной стороне в центре проспекта Королва.
После строительства Глобуса на территории ДСК 160 мало что осталось.