background image
C
M
Y
K
четверг
k
33, 28 марта 2013 г.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
История главного храма страны
Снимать архитектуру Москвы занятие сложное, порой невоз
можное. Узкие улочки, дома один на одном, плюс припаркованные
машины, толпы людей, прибавьте сюда помеху в виде солнца, когда
можно запечатлеть только одну сторону улицы. В общем, вс про
тив вас, но если любопытство краеведа любителя пересиливает, то
прогулки получаются увлекательными.
До 1919 года эта улица, расположенная между площадью Разгу
ляй и Бауманской улицей, называлась Елоховской. Название пошло
с XVII века от села Елох, Елохово или Ехалово. Считается, что в этом
селе родился Василий Блаженный юродивый и чудотворец,
который не боялся обличать даже самого царя Ивана Грозного. По
словарю В.И. Даля, елоха обозначало ольху дерево, в изоби
лии произраставшее по берегам здешнего ручья Ольховца. После
революции улицу переименовали в честь немецкой революционной
организации Спартак, ставшей ядром Коммунистической партии
Германии, и она стала Спартаковской.
Несколько зданий обращают на себя внимание: дом 9, городс
кая усадьба памятник архитектуры ХVIII, ХIХ веков. В настоящее
время здесь находится библиотека имени А.С. Пушкина, которая
была открыта 15 мая 1900 года в честь столетия со дня рождения
поэта и сначала называлась городской аудиторией читальней. Спар
таковская улица, дом 3, двухэтажное каменное строение с двумя
флигелями усадьба Закревского Савина, памятник архитектуры
XVIII века.
Ну и самый важный и знаменитый объект Богоявленский
собор в Елохове, который возвышается среди плотной городской
застройки.
До строительства храма Христа Спасителя это был главный храм
страны, кафедральный патриарший собор. В нм происходили на
престолования (интронизации) Патриархов: Сергия (в 1943 году),
Алексия I (в 1945 году), Пимена (в 1971 году), Алексия II (в 1990 году).
Церковь памятна ещ и тем, что в ней 8 июня 1799 года происходил
обряд крещения солнца русской поэзии А.С. Пушкина.
Впервые церковь Богоявления Господня в селе Елохове упомяну
та в указе Патриарха Адриана в 1694 году. До 1717 года она была
деревянной, с 20 х годов XVIII века по указу Петра I церковь пере
строили она стала каменной. Здание собора крестово купольно
го типа выполнено в стиле ампир. Несмотря на то что церковь
создавалась в рамках европейской ордерной культуры, в ней нет
отступлений от традиционного в православном зодчестве куба,
завершнного каноническим пятиглавием.
В годы советской власти община храма отстаивала сво право на
веру и выступала против его закрытия. Удивительные факты: решени
ем комиссии отдела народного образования Моссовета в 1926 году
здание храма было отнесено к памятникам церковной архитектуры
I категории. Тем не менее 1 марта 1930 года Московский облисполком
принял постановление о закрытии церкви. Прихожане собрали 4800
подписей под заявлением во ВЦИК о е сохранении, и 30 июня Прези
диум ВЦИК отменил решение московских властей. Были попытки в
соборе открыть кинотеатр, музей и даже снести его в связи со строи
тельством метрополитена, но все эти проекты не осуществились.
В 1991 году статус патриаршего получил возрожднный для
литургической жизни Успенский собор Московского Кремля, а
Богоявленский храм стал кафедральным собором Москвы. Отсюда
до 1999 года транслировались пасхальные и рождественские бого
служения, возглавляемые Патриархом Алексием II.
Покровский Хотьков монастырь сто
ит на возвышении, внизу протекает
речка Пажа.
В житии Сергия Радонеж
ского говорится, что преподобный и
брат его Стефан приняли монашеский
постриг именно в Хотькове, у Покро
ва. Произошло это вскоре после ос
нования обители в 1308 году (по пре
данию, родителями Сергия Кирил
Село Подлипичье Дмитровского уез
да впервые упоминается в летописях в
1554 году.
До 1563 года оно было двор
цовым. Первый двор появился в этой
местности в 1640 году, когда дьяк Гри
горий Пятово купил пустоши Верхнее
Подлипичье. С 1685 года земля меняет
хозяев, а после революции 1917 го
переходит во владение Товарищества
Покровской мануфактуры и использу
ется в качестве богадельни.
В настоящее время планировка
усадьбы утрачена, остались дом и цер
ковь, связанные общей композицион
ной осью, а в былые времена здесь
были многочисленные другие построй
ки, в том числе театр и оранжерея.
Двухэтажный кирпичный оштукатурен
ный дом с подвалом с чертами классициз
ма не имеет тврдой даты строительства.
Его простые внешние формы с чертами
классицизма принадлежат второй поло
вине XVIII века, о чм свидетельствуют
характер оконных промов, их равномер
ный ритм и графичные штукатурные на
личники. В конце XIX века главный фасад
получил сильный художественный акцент:
к его средней части была пристроена вы
сокая башня эклектичных форм с обиль
ным кирпичным декором.
О том, что дом был богато обстав
лен, а сад благоустроен, говорит текст
описи, произведнной в марте 1848
года Дмитровской дворянской опекой:
Двухэтажный дом, нижний этаж ка
менный, верхний деревянный, об
шит тсом, крыт железом, в нм 19
жилых комнат, полы простые белые,
окна двойные с сосновыми и дубовы
ми рамами, печи голландские изразцо
вые и русские простые, два изразцо
вых камина с зеркалами, флигель бре
венчатый одноэтажный на каменном
фундаменте (кухня); по правую сторо
ну главного дома бревенчатый одно
этажный флигель (людская), конюшня
каменная с двумя сараями, амбар из
половинчатого леса, погреб каменный,
деревянная рига, ветряная мельница,
каменная крытая тсом оранжерея,
английский парк с аллеями, куртинами
и цветниками
лом и Марией). И сами они в 1335
1336 годах постриглись в Хотькове
монастыре и были здесь похоронены в
1337 году.
До 1504 года монастырь объединял
мужскую и женскую монашеские общи
ны, затем стал женским. В 1544 м Хоть
ков монастырь приписали к Троице Сер
гиевой лавре. В 1609 году его сожгли
поляки, но постепенно он был возрож
дн. В 1640 х годах был выстроен пер
вый каменный собор. Самостоятельным
монастырь стал в 1764 году. В сентябре
1918 го он был разрушен и ограблен. В
святой обители появились цеха по ре
монту сельскохозяйственной техники,
ютились различные предприятия и орга
низации. В 1989 году началась эпоха
возрождения монастыря.
Новый Никольский собор был пост
роен в византийском стиле на месте
одноимнной церкви. Увеличение ко
личества жителей и богомольцев в при
ходе во второй половине ХIХ века сде
лало е тесной. Собор имеет большой
центральный купол с высоким шпи
лем, увенчанным крестом. Византийс
кому стилю архитектуры соответство
вало и убранство его интерьера: полы и
стенные панели отделывали камнем,
искусственным и натуральным, иконо
стасы изготовлены из белого итальян
ского мрамора. Рядом с собором стоит
колокольня.
Покровский собор построен в 1816
году. Много лет он был в лесах, шла
реставрация, но при этом
службы здесь проводились
регулярно.
Церковь над Святыми
воротами в честь Рожде
ства святого Иоанна Пред
течи была сооружена в 1791
году. Она выполняла роль
приходского храма Хоть
ковской округи.
Облик монастыря к кон
цу XIX века кардинально
изменился: на месте дере
вянных келий появилось
несколько больших камен
ных корпусов. Так он стал
похож на небольшой бла
гоустроенный городок с не
затейливыми домиками вдоль главной
улицы.
Существует обычай: паломники, на
правляющиеся в Троице Сергиеву лав
ру, в память о завещании преподобно
го Сергия старались посетить Хотькову
обитель и поклониться гробнице роди
телей великого Радонежского чудо
творца.
Если будете в тех местах, не полени
тесь перейти автомобильную дорогу и
подняться на высокий холм. С него
открывается чудесный вид.
Добраться до монастыря очень про
сто. Нужно доехать до станции Хотько
во, а потом пройтись пешком минут
десять. Заблудиться трудно, купола
монастыря будут для вас ориентиром.
Эклектика дмитровской усадьбы
В конце XIX века к средней части
главного фасада была пристроена вы
сокая башня эклектичных форм с
обильным кирпичным декором. В на
стоящее время в усадьбе находится
Дмитровский детский дом интернат
для ребят с ограниченными возможно
стями, пройти на территорию которого
невозможно охрана не пускает по
сторонних.
Кирпичная Казанская церковь была
построена на месте деревянной в 1735
году, обновлена во второй половине
1770 х годов по инициативе нового вла
дельца П. Хитрово действительного
тайного советника, генерал майора.
Бесстолпный храм типа восьмерик на
четверике с пятигранной апсидой, не
большой трапезной и колокольней слу
жит образцом архитектуры барокко.
В Дмитрове сохранилось много де
ревянных домов, в которых жили знат
ные горожане или известные люди.
Что приятно удивляет наличие па
мятных табличек на этих зданиях. В
старинном доме напротив церкви (в
нм находится гимназия) с 1920 по
1922 год жил епископ дмитровский
священномученик Серафим (Звездин
ский).
Прогулки по Дмитрову настраивают на
неспешный ход, здесь очень тесно пере
плетаются эпохи, люди, судьбы. И по
верьте, город хорош в любое время года!
Адрес усадьбы: Дмитров, улица Под
липичье, дома 4, 6.
Анна НИКОЛАЕВА
Фото автора
В Дмитрове сохранилось много деревянных домов, в
которых жили знатные горожане или известные люди.
Библиотека им. А.С. Пушкина.
Площадь Разгуляй.
Хотькова обитель
Хотькова обитель
Хотькова обитель
Хотькова обитель