background image
вторник
k
38, 9 апреля 2013 г.
146
А.И. ГЕРЦЕН
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
РАССЛЕДОВАНИЕ КРАЕВЕДОВ
Ищем, где была шарашка
26 марта была опубликована моя статья Белое пятно в истории города о
тайне расположения Болшевской шарашки. Мне хотелось не только выяснить
место этой спецтюрьмы, но и обратить внимание на эту забытую часть истории
нашего города. Была надежда, что наконец то на эту тему обратит внимание
Королвский исторический музей и в нм появится экспозиция, посвящнная
периоду репрессий в СССР. И хорошо, что ещ остались небезразличные к истории
города люди.
Вот что сообщил наш старожил
Борис Николаевич Нечаев. Родился он в 1930
году, подростком бывал у своего друга сына одного из охранников шараги. Сам
жил на улице Коминтерна и к другу приходил по улице Сталина (ныне Циолковско
го), далее по деревянному мосту через водоканал (рядом с современным, в сторону
железной дороги) и далее по улице, ведущей к станции Болшево. Параллельно этой
улице в сторону нынешнего проспекта Королва шла улица Пушкина. Вспоминает
ориентиры: болото в районе Мегаполисов и ручей из коллектора за нынешним
узлом связи. Сама зона с охранными вышками располагалась в районе дома 9
по улице 50 летия ВЛКСМ и его дворовой территории. Таким образом, указанное им
место практически совпадает с данными Ивана Гавриловича Фдорова.
Владимир КУЛЬТИН
* * *
И опять публикация в газете Белое пятно в истории города натолкнула меня
на воспоминания В статье Владимира Культина говорится о зоне в Болшеве,
где якобы содержались и работали, будучи заключнными, наши прославлен
ные авиаконструкторы. Я жил в Болшеве с 1947 года (в Костине) и учился тогда
в школе 1 в Подлипках, куда ездил на электричке или ходил пешком через
деревню Куракино, дорога пролегала по нынешнему проспекту Королва. Наш
дом стоял на месте, где сейчас находится библиотека на проспекте Королва
рядом с железнодорожной веткой, ведущей на Торфопредприятие. По направле
нию в Подлипки в районе нынешней улицы 50 летия ВЛКСМ протекал безымян
ный ручей, уходящий в прокол под железной дорогой в Комитетский Лес (однаж
ды в 1975 году я проехал по нему на Жигулях на радостях после программы
Союз Аполлон вместе с руководителями полта). Далее, в квартале улицы
50 летия ВЛКСМ нечтная сторона проспекта Королва проезд Циолковского
улица Сакко и Ванцетти (ныне за новым стеклянным высотным домом), распола
галась некая огороженная высоким деревянным забором территория с вышками по
углам. Но это была жилая зона, никаких производственных шумов слышно не было.
Никакой охраны мы не замечали. Там росли большие раскидистые сосны и другие
деревья, видимые снаружи. На противоположной стороне улицы (где сейчас ки
тайская стена и Ковчег) были длинные землянки бараки лагеря немецких воен
нопленных, работавших на стройках в Подлипках и в Костине.
Я окончил школу в 1949 году, естественно, уже тогда мы знали фамилии
Мирзаханова и Королва, знали, что в Подлипках делают ракеты, что в Куракин
ской зоне живут немецкие специалисты с семьями, вывезенные из Германии в
1945 году, и что их возят каждый день на работу в Подлипки. Знали мы и то, что
другие немецкие специалисты живут и работают на озере Селигер, в Осташкове.
Это была единственная зона в Костине и в Подлипках. Упомянутой в статье
В. Культина предполагаемой зоны в районе ул. Коммунальной не было, мы
мальчишки об этом знали бы.
Воспоминания И.Г. Фдорова о месте расположения шарашки ближе к истине
(как я указал, она находилась дальше стеклянной высотки), и они относятся к
1945 году и более позднему времени, мои же начинаются с 1947 года, когда там
жили немецкие специалисты.
Ныне широко известно, что шарашка Туполева в Москве находилась на пере
крстке улиц Радио и набережной реки Яузы у Красноказарменного моста, в
главном корпусе, и сейчас отлично видна круглая башня, в которой был кабинет
заключнного А.Н. Туполева.
Таким образом, в Куракинской зоне до 1945 года вряд ли могли работать наши
заключнные авиаторы, свидетельств об использовании ими производственной
базы завода 8 тоже нет. Почти все они были расконвоированы во время войны и
работали на авиационных заводах, реабилитированы значительно позже.
Предложения Владимира Культина интересны и им надо уделить внимание.
Владимир САМСОНОВ,
кандидат технических наук
В следующем выпуске Былого и дум мы опубликуем продолжение рас
следования истории болшевской шарашки Владимира Малых, начатое в
номере от 25 сентября 2012 года.
А летом 1902 года, когда А.П. Че
хов почти полтора месяца (с 5 июля
по 14 августа по старому стилю) гос
тил в имении одного из создателей и
режиссров Московского Художе
ственного театра К.С. Станиславско
го (настоящая фамилия Алексеев) в
Любимовке, обдумывая новую пьесу,
никакого вишнвого сада в усадьбе
не существовало. Что же предшество
вало выбору Чехова назвать свою
пьесу Вишнвый сад?
* * *
25 мая 1901 года Чехов и Книп
пер обвенчались в Москве. А ровно
через год Художественный театр, где
Ольга Леонардовна служила, с успе
хом играл в Петербурге. Шумно, как и
в Москве, прошли старые чеховские
пьесы Чайка и Дядя Ваня.
Спектакль Три сестры собирался
посетить сам император.
Антон Павлович, будучи в Ялте,
получил письмо от Ольги Леонар
довны, оказавшейся в Клиническом
повивальном институте. Книппер пе
ренесла полостную операцию два
доктора подтвердили, что это был
зародыш 1,5 месяца (строчки из е
апрельского письма к мужу
). Хирур
гическое вмешательство осложни
лось воспалительным процессом,
сопровождавшейся температурой и
сильными болями. В Ялту Ольга Ле
онардовна приехала совсем боль
ная. С парохода е снесли на руках
И только в конце мая Чеховы уехали
в Москву. 27 мая 1902 года они оста
новились в доме 2 по Звонарскому
переулку у Горецкой. О планируемой
летней поездке на Волгу уже не мог
ло быть и речи, так как Ольгу Лео
нардовну должны были снова опе
рировать.
Лето стояло жаркое, дождей не
было. Целыми днями Чехов проси
живал возле больной, постоянно об
думывая новую пьесу. Когда Ольге
Леонардовне стало легче, Савва Мо
розов, пайщик МХТ и его главный
кредитор, пригласил Антона Павло
вича погостить у него в имении под
Антону Павловичу не мешает
пожить в Любимовке
Пермью. И Чехов согласился, надеясь
там начать новую пьесу. В имении Мо
розова никто не знал, кто такой Чехов.
И услышав от хозяина, что он писатель,
все решили, что это помощник по
письменной части. Вскоре Антон Пав
лович написал Немировичу: Жизнь
здесь, около Перми, серая, неинтерес
ная, и если изобразить е в пьесе, то
слишком тяжлая. Это явно не подхо
дило для задуманной пьесы. Что было
в имении Морозова бесспорно хорошо
молочные туманы речки Демы и,
конечно же, рыбалка. (Рыбалку отме
чал Чехов и живя в
Любимовке.)
И тем не менее он, почувствовав не
домогание, срочно уезжает назад в
Москву. Оставалось ещ летнее время
до начала театрального сезона.
Ста
ниславский настойчиво приглашает
чету Чеховых к себе в Любимовку: Ан
тону Павловичу не мешает пожить в
Любимовке. У нас много типов, по
стоянно говорил он Ольге Леонардов
не. Так Чеховы оказались на берегах
Клязьмы.
* * *
Любой старшеклассник, изучающий
Вишнвый сад в школе, уже знает,
что пьеса имеет тайный подтекст, лю
бое слово, любое действие, любая де
таль там не случайны.
Но без этих
тонкостей мы вряд ли поймм самое
главное. Итак, первая сцена через
закрытые окна детской комнаты ви
ден цветущий вишнвый сад. Лопахин
первый персонаж, который появ
ляется на сцене, то есть вокруг него и
будет происходить вс действие. Он
перелистывает книгу: Читал вот кни
гу и ничего не понял. Читал и заснул.
Какую же книгу он читал? Скорее все
го, он взял е из книжного шкафа,
стоящего именно в детской. В третьем
акте по ходу пьесы начальник станции
останавливается среди зала и читает
вслух Грешницу А.К. Толстого. Ве
роятнее всего, и Лопахин читал эту же
книгу.
Повесть Грешница пересказ
библейской притчи об Иисусе Христе,
заступившемся за грешницу. Помните
его слова: Пусть в не бросит камень
тот, кто не грешен! Под образом греш
ницы здесь подразумевается Любовь
Андреевна Раневская. Во втором акте
она восклицает: Уж очень много мы
грешили Лопахин: Какие у вас гре
хи Он видит в Раневской только
хорошее: Вы вс такая же великолеп
ная, и готов помочь ей, дав денег в
долг.
Именно ему первому Епиходов со
общает: Сейчас утренник, мороз в
три градуса, а вишня вся в цвету.
Ясно же, что в период цветения виш
ни заморозки в минус 23 градуса
убивают наиболее нежную часть цвет
ка пестик. Плоды не завязывают
ся, дерево не дат урожая. Лопахин,
как человек от земли, хорошо пони
мает, что надежды на урожай в этом
году нет. Чехов подчеркиват этот
факт ещ и тем, что на Ане брошка
вроде, пчлка. Искусственная пче
ла не сможет оживить уже мртвый
сад. Лопахин подтверждает: Вишня
родится в два года, да и ту девать
некуда, никто не покупает. Зря Лю
бовь Андреевна хватается за слова
Фирса: И бывало сушную вишню
возами отправляли в Москву и в Харь
ков. Денег было! И сушная вишня
тогда была мягкая, сочная, сладкая,
душистая Способ тогда знали
Оказывается, что этот способ давно
забыли. Остатся одно вырубить
вишнвый сад, что и предлагает сде
лать Лопахин.
* * *
Интересна ещ одна деталь во
втором акте Лопахин, тихо напевая,
заявляет: И за деньги русака немцы
офранцузят.
(Смется.) Какую я вчера
пьесу смотрел в театре, очень смеш
но. Может показаться, что это какой
то водевиль. Но далее Лопахин начина
ет дразнить Варю строками из Гамле
та Шекспира: Охмелия, иди в монас
тырь и ещ: Охмелия, о нимфа,
помяни меня в твоих молитвах! По
всей видимости, Лопахин как раз был
на этом спектакле и вообразил себя
Гамлетом. Не случайно Анатолий Эф
ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО
В этом году исполняется ровно 110 лет, как А.П. Чеховым была
написана его последняя пьеса Вишнвый сад.
Карта усадьбы в Любимовке XVIIXIX веков. Из архива автора.