background image
C
M
Y
K
вторник
k
38, 9 апреля 2013 г.
146
Ведущая Ольга
Мельникова
ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО
ОТКЛИКИ
рос дал роль Лопахина в сво
ей постановке Вишнвого
сада Театра на Таганке имен
но Владимиру Высоцкому (не
давно мы отмечали его 75
летие), ранее игравшему Гам
лета у Юрия Любимова. Вот
как описывает Эфрос в своей
Книге четвртой игру Вы
соцкого в роли Лопахина:
Особенно сильно он репети
ровал третий акт, когда Лопа
хин сообщает, что купил виш
нвый сад. Никакого счастья
от этого приобретения не
было. Скорее, вынужден
ность, горечь, даже горе. От
горя он переходил к ярости. В
ярости бешено плясал, ломал
что то, его еле уводили. Вы
соцкий репетировал с таким
трагическим накалом, на ко
торый в современном театре
способен только он Как он
владеет всеми этими немыс
лимыми перепадами от
пьяного хрипа, рыка до тихо
го стона. Му зы ы ка ан ты,
играй! в одном слове му
зыканты уже взято несколько нот, от
самой низкой до высочайшей, и как то
неимоверно растянуто одно слово, а в
него втиснуто и торжество, и пьяный
приказ, и разгул, а потом вдруг совсем
тихо, быстро: Отчего же, отчего вы
меня не послушали?
Господи, сколько же возможнос
тей таит в себе чеховский монолог,
сколько в нм самого разного, слож
ного содержания и какая огромная
музыка! Какие то слова Высоцкий не
договаривал, дерзко обрывал на се
редине его будто несло волной, он
захлбывался, но вс же успевал вык
рикнуть что то, буквально как утопа
ющий, хотя по сюжету тонули в этот
момент все другие, а он, наоборот,
спасался. Это наоборот у Чехова
значит очень многое, это сложная
игра внешнего сюжета и внутреннего
смысла. И вс, буквально вс это по
нял и донс Высоцкий только голо
сом, хотя я тут же вспомнил, как на
долю секунды вытягивалась в возду
хе его белая фигурка, когда жестом
он в четвртом действии торопил всех
уйти поскорее почти грубо, очень
властно, но как то легко, будто и са
мого его тут уже не было, и никакой
радости от того, что купил, тоже не
было скорее, скорее! Скорее бы
кончилась как нибудь несчастливая
жизнь Я не попал на этот спек
такль в Театр на Таганке, но, по отзы
вам окружающих, это было гран
диозно!
Известно, что за три дня до кончины
Чехов вдруг сказал жене, что очень
хочет иметь белый фланелевый кос
тюм. И когда супруга ответила, что ко
стюма нельзя купить здесь, он, как ре
бнок, попросил съездить в ближай
ший город Фрайбург и заказать по мер
ке хороший костюм. Ольга Леонардов
на это сделала. Думаю, такой факт дал
основание Эфросу одеть всех актров,
занятых в Вишнвом саде, в белое,
так как это и желание Чехова, и один из
сильных ходов в пьесе.
* * *
Аукцион по продаже имения и виш
нвого сада в пьесе намечен на 22
августа (по старому стилю).
Но уже с
первых фраз в спектакле число 22 по
вторяется неоднократно. Так прозвали
Епиходова двадцать два несчас
тья Что же это за число такое? По
лагают, что Чехов, сочиняя образ Епи
ходова, вспоминал фокусника виртуо
за жонглра с его программой из двад
цати двух номеров Двадцать два не
счастья. Среди своих цирковых уп
ражнений с яйцом, ядром, тарелка
ми, кинжалами он с большим ко
мизмом разыгрывал неудачника: в
конце каждого номера что то падало и
разбивалось, пока он сам не падал,
схватившись за шкаф, и шкаф накры
вал его под грохот разбившейся посу
ды
В письме М.П. Лилиной Чехов пи
шет: Пьесу (Вишнвый сад) писать
ещ не начал, начну после 20 февра
ля и О.Л. Книппер: Пьесу начну
писать 21 февраля. Это же ровно за
полгода до 22 августа даты продажи
вишнвого сада в пьесе. Скорее всего,
Чехов планировал закончить пьесу к 22
августа, к началу нового театрального
сезона. Ещ 22 августа день смерти
писателя И.С. Тургенева, потрясшей
А.П. Чехова (1883 года ровно за 20
лет до продажи дворянского гнезда
Гаевых). Такое совпадение явно не слу
чайно. Смерть певца дворянских
гнзд совпала с днм рождения новой
жизни для героев Вишнвого сада.
Так, присутствовавший на премьере
пьесы А.М. Горький, по моему, заме
тил это совпадение и сказал А.П. Чехо
ву: Дали красивую лирику, а потом
звякнули со всего размаха топором по
корневищам: к чрту старую жизнь!
Теперь я уверен ваша следующая
пьеса будет революционная.
А также 22 августа день Агафо
на огуменника по народному кален
дарю. Полагали, в этот день леший
выходит из леса и бегает по слам и
деревням. Многие даже старались
уехать на эту ночь из деревни в город,
что, впрочем, и сделали в пьесе Лопа
хин и Гаев. Считалось, что леший мо
жет побить припозднившегося чело
века. Сам же леший представлялся
странным на вид человеком, вроде
Епиходова. Вот Варя в третьем акте,
как может, и борется с лешим Епи
ходовым, но под горячую руку по
падается ей припозднившейся Лопа
хин. В начальном варианте пьесы и
сама Варвара двадцати двух лет, но
затем произошла замена на 24 года.
Наконец, 22 это перебор в кар
точной игре.
Кстати о картах в третьем
акте Шарлотта показывает кар
точные фокусы. По гаданию Ма
рии Ленорман, популярному в те
годы, Пищик достат из боково
го кармана восьмрку пик, а это
сад и радость; Трофимову
достатся дама пик, а это бу
кет цветов и любовь; Пищику
снова достатся туз червовый, а
это барин и перемены. Как
это вс совпадает с приближаю
щимися событиями в пьесе!
* * *
Наконец, в четвртом акте
Лопахин говорит Варе: В про
шлом году об эту пору уже снег
шл, если припомните, а теперь
тихо, солнечно. Только что вот
холодно Градуса три мороза.
А чуть ранее: На дворе октябрь,
а солнечно и тихо, как летом.
Строиться хорошо. Оказывает
ся, минус 3 градуса в мае и ми
нус 3 градуса в октябре какая
большая разница! В мае это
погибель, в октябре возрож
дение.
В наше время особенно инте
ресны мнения очевидцев тех
эпохальных для русской куль
туры событий, которыми явля
лись чеховские спектакли в Ху
дожественном театре. Станиславский
так написал: Он (сад) хранит в себе
поэзию былой барской жизни. Та
кой сад растт и цветт для прихоти,
для глаз избалованных эстетов. Жаль
уничтожать его, а надо, так как про
цесс экономического развития стра
ны требует этого. (Моя жизнь в ис
кусстве).
А что касается самого названия пье
сы Вишнвый сад, то, скорее все
го, это связано с Мелиховом, которое
накануне 1902 года было продано. А
новый владелец лесопромышлен
ник М.В. Коншин первым делом
вырубил в саду все вишнвые деревья.
... Картина теперешней усадьбы Ста
ниславского удручающая: вся терри
тория обнесена высоким забором, а
вокруг мусорные свалки. Никаких
работ по восстановлению не прово
дится. Пройдт ещ несколько лет, и
вишнвый сад, посаженный молоды
ми актрами в Любимовке, придтся
вырубить!
Владимир ПАРАМОНОВ,
член Союза краеведов России
Фото Валерия ТРОСЬКО
Когда мы 28 января публиковали заметку Здесь венча
лись Станиславский и Лилина, в нашем распоряжении не
было фото этого события 1889 года. Краевед Владимир
Парамонов нашл их и предоставил для публикации.
Фото 1903 года с подписью А.П. Чехов насаждает сад. Как вс это будет прекрасно лет через
двести через триста.
Сейчас усадьба в Любимовке обнесена забором.