background image
четверг
k
39, 11 апреля 2013 г.
Выпуск 90
Публикуемый ниже документ уникален. Он пред
ставляет собой воспоминания рабочих ОКБ 1 о
подготовке космического корабля Восток к по
лту. Воспоминания (эти и многих других участ
ников) были собраны отделом Л.К. Корнеева во
исполнение приказа С.П. Королва 26 от 30
июля 1961 года. Текст приказа гласит:
В целях сохранения практического опыта и
отдельных технических фактов, данных и пр. по
осуществлению полта первого советского чело
века на космическом корабле спутнике Восток
в космическое пространство (12 апреля 1961 г.),
ПРИКАЗЫВАЮ:
Пом<ощнику> зам<естителя> главного конст
руктора т. ДОРОФЕЕВУ В.А., начальникам отде
лов т. КРЮКОВУ С.С., КОРЖЕНЕВСКОМУ Э.И.,
ЮРАСОВУ И.Е., АБРАМОВУ А.П., ТИХОНРАВОВУ
М.К., БОЛДЫРЕВУ Г.Г., ЛАВРОВУ С.С., БРОДСКО
МУ Э.Б., РАУШЕНБАХУ Б.В., РЯЗАНОВУ Е.Ф. и
начальнику цеха тов. ИBAHОBУ B.М., a также ве
дущему конструктору тов. ПАЛЛО А.В. предста
вить в описательной форме наиболее интересные
процессы конструирования, производства, испы
тания, подготовку старта, а также старт космичес
кого корабля Восток с ракетодрома.
Кроме того, желательно описать процесс на
блюдения наземными станциями за полтом ко
рабля, связь с ним, a также приземление, если
такие данные имеются.
Указанным начальникам подразделений при
влечь к составлению этого описания ведущих
лиц, принимавших непосредственное участие в
работах над Востоком.
Все указанные материалы представить т. КОР
НЕЕВУ Л.К. к 1 сентября с. г.
Контроль по выполнению настоящего приказа
возложить на начальника группы Л.K. КОРНЕЕ
ВА.
Данный документ был рассекречен в период
подготовки сборника Первый пилотируемый по
лт в 20102011 годах.
Текст документа приводится в полном соответ
ствии с сохраннной рукописью, с незначитель
ными сокращениями без искажения смысла тек
ста.
Любовь ВЕРШИНИНА,
инженер 1 й категории ЦНИИмаша
Над освоением космического пространства
наши учные, конструкторы, техники работают
давно и очень много. Вот мы и хотим рассказать
о подготовке космического корабля Восток 1 с
человеком на борту и о том, как осуществился
этот триумфальный полт...
Сначала мы собрали электрический действую
щий макет, для того чтобы вся аппаратура нахо
дилась на своих местах, чтобы отработать систе
му приземления. С нами вместе решали сложные
задачи наши конструкторы во главе с ведущим
О.Г. Ивановским... После проведения всех экспе
риментальных работ в цех стали поступать насто
ящие корабли, которые нам, слесарям, надо было
начинить всем необходимым. От нас, сборщиков,
требовали очень внимательного подхода к той
или иной операции ОТК и военная примка
внимательно всматриваются в аппаратуру, кото
рая должна устанавливаться на борт космическо
го корабля. С механической частью мы справи
лись с честью, потом предстояла ответственная и
трудомкая работа у электромонтажников, это
ведь, как в шутку говорил Олег Генрихович, не
рвы корабля каждый кабель должен лежать
на свом месте, ни в коем случае не перегнут,
соответствовал бы своей схеме и был подвя
зан или выброшен из жгута там, где он должен
подключиться к приборам. После всей сбор
ки и монтажа идт выверка корабля по осям
стабилизации и выверка системы Чайка (так
называлась система ориентации корабля Во
сток) (самый ответственный процесс)... Вот
однажды работали мы с Константином Оси
повичем Демидовым, технологом цеха. Сколь
ко ни бились, сколько ни думали, не получает
ся выверка осей объекта 3КА (технологи
ческое название пилотируемого корабля). Де
лаем одно выходит другое, нервы у нас не
выдержали, и в 12 часов ночи он ушл до
мой Но не прошло и часа, Демидов вернулся
в цех и предложил: если будем поворачивать
объект, то верхняя точка останется на месте, а
нижняя будет передвигаться относительно
стола немного быстрее, чем верхняя. И в не
сколько примов поворота объекта мы до
бьмся совмещения оси изделия относитель
но оси стола и теодолитов... Стали пробовать,
и действительно, те минуты (имеются в виду
угловые минуты), которые обеспечивали точ
ность, мы выставили в течение двух часов. С
тех пор, как корабль идт на выверку, вспоми
наем К.О. Демидова.
И вот настал тот день, когда впервые к
нам в цех приехали космонавты... Начались
примерки, их замечания по управлению ко
раблм. Все замечания фиксировались и уст
ранялись. После всех работ они поблагодари
ли строителей корабля и уехали.
15 февраля 1961 года мы всей бригадой в
составе В.И. Морозова, В.В. Селезнва, И.В.
Селезнва, В.А. Фидойнова (возможно, ошиб
ка, вписано от руки, неразборчиво.
Прим.
Л.В.), В.И. Платицына, В.И. Иванова вылетели
на космодром.
На космодроме нас всех собрал
Олег Генрихович и пояснил, что нам нужно подго
товиться к особым требованиям, так как летит
человек. До этого у нас уже был некоторый опыт
при монтаже двух кораблей, которые летали с
собаками и другими живыми существами. Много
знания и опыта мы вложили в эту интересную
работу.
После вывоза изделия на стартовую позицию
нам предстояла работа, которая требовала боль
шого умения, большой расторопности, так как
время, которое нам полагалось по программе по
закрытию крышки люка после посадки космонав
та, было очень малое
Первая тренировка по закрытию люка прохо
дила в марте при пуске кораблей с животными.
С.П. Королв сам руководил этой операцией. В
первый раз, вс ещ незнакомо: как встать, как
поставить или подготовить инструмент, первое
время закрытия люка у нас получилось 37 минут,
время неплохое, но нужно ещ быстрее и каче
ственнее, и вот уже при второй тренировке мы
чувствовали себя много увереннее, и Олег Генри
хович и Володя Шиповалов, которые находились
с нами на площадке, поняли, что нужно помочь
при затяжке гаек Технология требовала, чтобы
гайки затягивались крестом, так и сделали. Олег
Генрихович встал с правой стороны с Виктором
Селезнвым, а я с Шиповаловым с левой,
чтобы чтко проходила команда номеров, кото
рые нанесены на крышки, и в результате после
второго закрытия было показано время 27 минут.
С.П. Королв поблагодарил нас и сказал: Молод
цы ребята, дойдм до 25 минут. На другой день
был успешно проведн запуск космического ко
рабля с собакой и другими живыми существами
на борту и в тот же день успешно приземлн в
строго заданном районе.
Затем последовал второй запуск корабля опять
с животными и ещ успешней, и тут мы почувство
вали, какое большое дело сделали наши учные,
и какая то частица нашего труда таилась в этом
большом деле.
При подготовке корабля с человеком на борту
нами руководил опытный конструктор Николай
Потапович Белоусов, который как отец вгляды
вался во вс; все малейшие замечания не прохо
дили мимо его глаз... Нам оставалось одно ещ
раз вс посмотреть внимательно, ощупать, вс ли
на своих местах, как закреплена аппаратура, нет
ли чего лишнего, вс ли подвязано. Кажется, вс
готово, остатся одно, доложить С.П. Королву,
что корабль спутник Восток готов принять на
борт первого космонавта, но докладывать не при
шлось.
С.П. пришл сам, собрал всю бригаду и
сказал, что послезавтра состоится полт, это было
10 апреля.
Спросил, вс ли у нас готово, нет ли
замечаний. Попросил ещ раз повнимательнее
посмотреть и ушл; часа через три он вновь при
шл и те же слова переживания и ответственнос
ти.
На другой день, это было 11 апреля, мы прове
ли последнюю предстартовую тренировку по зак
рытию крышки люка. Время отличное, все до
вольны...
И вот показался голубой автобус, в котором
приехал Юрий Алексеевич в сопровождении то
варищей космонавтов.
После того как все собрались, Гагарин высту
пил с большой речью: ему, простому советскому
человеку, доверили управлять кораблм, не про
стым, а космическим, и он надеется, что вся аппа
ратура будет работать безотказно. Попрощавшись,
он уехал. После его выступления у всех осталось
такое впечатление, как будто Юрий Алексеевич
Гагарин собирается в обычный полт на самолте,
так как в его выступлении не чувствовалось ника
кого переживания, волнения: он говорил спокой
но, с улыбкой. А лично нам последнюю предстар
товую ночь не спалось, мы думали, как это можно
так спокойно себя чувствовать перед таким пол
том. Ведь впервые на ракете человек полетит на
такой скорости...
12 апреля нам с Виктором Селезнвым нужно
было прибыть на стартовую позицию к 7 часам
утра.
Приехали на старт, а там уже шла работа
полным ходом... В восемь часов приехал С.П.
Королв и много других видных учных. По
громкой радиосвязи объявлялась команда за
командой. Наконец, объявлена двухчасовая го
товность, скоро должен приехать Ю.А. Гага
рин... Мы с Селезнвым находились в беседке,
и кто то просто в шутку спросил, а кем будет
Юрий Алексеевич после полта, я ответил, что
наверняка майором, товарищи, сидевшие ря
дом, поддержали. И вот наконец показался тот
же голубой автобус, что приезжал вчера.
Не доехав до стартовой площадки метров 50,
Юрий вышел из автобуса, веслый, жизнерадо
Вс в порядке, молодцы, Юрка стоит на земле
52 года прошло с легендарного
полта в космос Ю.А. Гагарина.
Но интерес к этому событию, к
разработке и созданию первого
в истории человечества косми
ческого корабля, к принимае
мым тогда решениям остатся
актуальным и по сей день,
особенно в условиях сегодняш
него кризиса в космической (и
не только) отрасли.
ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ПОЛТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС
Спускаемый аппарат корабля Восток.
стный, довольный, за ним вышел второй кос
монавт Герман Титов, дублр Гагарина. По
прощавшись со всеми ещ раз, Юрий поблаго
дарил за доверие и в сопровождении врачей
направился к фермам, где находилось тяжлое
тело ракеты носителя. Поднявшись на первую
площадку, Юрий сказал несколько слов и ещ
раз поднятием рук попрощался, вошл в лифт и
стал подниматься вверх к кораблю, где его ожи
дала космическая кабина. Время идт, бегут
минуты, космонавт уже усажен, и вот
команда
в составе Морозова, Ивановского, Шиповалова
и Селзнева приготовилась к закрытию крыш
ки люка.
Вот тут и забилось сердце, трясло от
волнения. Мы быстро поднялись вверх, где
Юрий Алексеевич уже лежал в корабле, а он
был такой же спокойный, как и на земле, в нм
не чувствовалось никакого волнения. Попро
щавшись с Ю.А. Гагариным рукопожатием, он
был ещ без перчаток, О.Г. Ивановский поцело
вал его пожелал Юрию Алексеевичу счастли
вого полта и возвращения на нашу священную
землю.
Виктор снял стяжку, которая держит замки
люка, и, посадив замки на замок, мы быстро
закрыли крышку и стали затягивать гайки люка.
Работа спорилась, но чувства переполняли
грудь, ведь мы закрыли человека, а не Стрелку
или Звздочку. Затем Шиповалов запросил ко
манду о замыкании контактов подъма, кото
рые установлены на шпангоуте корабля, однако
команда не проходила, мелькнула мысль в
чм дело, и вот тут началось, что мы все от себя
не ожидали, такое состояние тряслись коле
ни, и это чувствовалось у всех. От волнения О.Г.
Ивановский так прикусил губу, даже брызнула
кровь, а у нас спросил, почему мы волнуемся,
видимо, за собой он этого не замечал. Зап
росили ещ раз опять замыкания не пос
ледовало. Дефект нам был ясен ото
шли кронштейны, на которых крепятся кон
такты, но вс же нужно было проверить...
Володя Шиповалов доложил о случившем
ся С.П., через минуту получена команда
вскрыть люк, дефект устранить как можно
быстрее. Предупредив об этом Ю.А. Гагари
на, мы вскрыли крышку. Он лежал спокой
но, в кабине корабля играла музыка, а сам
Гагарин насвистывал какую то мелодию. Мы
аж ахнули ну, какое спокойствие, таким
может быть не каждый.
После вскрытия крышки нажали на кноп
ку рукой, и команда прошла; вс стало ясно...
Нужно срочно приступить к устранению де
фекта. Но случилось другое у нас не
оказалось ключа с разъмом на 22 мм, так
как он не был предусмотрен по стартовому
инструменту. Что делать? Спуститься вниз
искать ключ уходит время, а оно рассчи
тано на секунды.
С нами на площадке работал Илья Ивано
вич Хлыстов, и у него оказался ключ на 27 мм,
приспособились этим ключом с отврткой. А
Юрий Алексеевич вс время наблюдал за нами
через зеркало, которое вделано в рукаве ска
фандра. Дефект устранн... Теперь нужно на
врстывать время... Быстро установили при
соску, присоска прилипла к люку, выдержка
вс герметично. Объявлена 40 минутная
готовность, а мы ещ навepxy, и у нас на
глазах стали разводить фермы обслужива
ния.
Последняя операция после присоски
установка теплозащиты. Наконец и тепло
защита установлена.
Все мы, пожелав Юрию
Алексеевичу счастливого пути, быстро съехали
вниз и уехали на наблюдательный пункт, где
уже была объявлена 5 минутная готовность.
Неожиданно раздалась команда Подъм.
Все замерли. Ракета как то медленно вышла из
своих захватов и начала быстро устремляться
вверх. И вот они, родные и близкие всем слова
из ракеты: самочувствие хорошее, чувствую себя
хорошо, машина работает отлично и так до кон
ца. Приехали в гостиницу, а там уже собрались
почти все участники и друзья космонавта. Дик
тор по радио объявляет, что первый советский
гражданин, лтчик, майор Ю.А. Гагарин в кос
мосе. ... Опять переживаем, вместе с Олегом
Генриховичем ждм команды на спуск. Торже
ственная минута подходит. Подана команда на
запуск ТДУ (тормозная двигательная установ
ка). Вс в порядке, Юрий Алексеевич идт на
приземление, тормозная установка сработала
отлично. Чувствуем большое переживание за
свою работу, летят минуты, все ждут последне
го этапа открытия и катапультирования, ми
нут через пять появился Олег Генрихович и,
поздравив нас с успехом, сказал: Вс в поряд
ке, молодцы, Юрка стоит на земле.
После успешного приземления Сергей Пав
лович поздравил нас как родных и пожелал нам
дальнейших успехов в этой исторической и ин
тересной работе.
Владимир МОРОЗОВ, Виктор СЕЛЕЗНВ