background image
четверг
k
42, 18 апреля 2013 г.
НА ЗЕМЛЕ И В КОСМОСЕ
Чтобы его увидеть, нужно иметь систе
мы наблюдения с 23 точек. Тогда на
Совете Федерации я предложил, что
такая система могла бы быть создана,
если использовать точки Лагранжа,
которые находятся на орбите Луны. Это
примерно равносторонний треуголь
ник, который находится в 350 тыс. км
над поверхностью Земли и который
вместе с Луной вращается вокруг Зем
ли со скоростью 2 км в секунду. Если
там расположить мощнейшие системы
наблюдения, то, наверное, мы могли
бы наблюдать все стороны и смогли бы
что то заметить. Но это тяжлая рабо
та, не только научная и инженерная, но
и организационно политическая. Это
должна быть мощнейшая международ
ная программа, сопоставимая с МКС.
Недавно в СМИ появилась инфор
мация, что на космодроме Восточный
планируется строительство стартово
го комплекса под сверхтяжлую раке
ту. Следует ли понимать, что имеется в
виду та ракета, о которой вы говорили,
или же какой то другой вариант будет
рассматриваться?
Я надеюсь, что инженерная целе
сообразность размещения будет услы
шана и возьмт верх. Ну а пока, офици
ально, в Федеральной космической
программе, насколько я знаю, такого
носителя нет, но подготавливаются
исходные данные для начала проведе
ния соответствующего конкурса. Вла
димир Александрович Поповкин зани
мает здесь активную позицию, и, ду
маю, в ближайшее время работа нач
нтся.
У меня два вопроса: по сотрудни
честву с Украиной и другими междуна
родными партнрами, в том числе по
лунной программе, и по недавнему
неудачному морскому старту ракеты
Зенит.
Если нам ставят задачу в кратчай
шие сроки, например в пределах 2020
года, иметь сверхтяжлый носитель,
построенный на технологиях, эволю
ционно развитых после ракеты носи
теля Энергия, то это как раз коопера
ция между нашими странами. Сотруд
ничество в рамках СНГ, равно как и
международное это вопрос не толь
ко научно технический, но и полити
ческий. Мы должны совместно про
двигать наше интеллектуальное насле
дие. Если говорить о лунной програм
ме, то е основная идеология и матери
ально техническое обеспечение будут
находиться на плечах России. Наши
предложения по эволюционному раз
витию технологий ракеты носителя
Энергия выносились на межправи
тельственные встречи с Казахстаном и
Украиной, документы и предложения
переданы, они активно обсуждались.
Какое будет продолжение покажут
ближайшие месяцы.
Что же касается Морского старта,
то он функционирует, мы привели его в
соответствие после некоторого пере
рыва в пусках, сомнений в ракете у нас
нет. Причина той неприятности, с кото
рой мы столкнулись при крайнем пус
ке, известна. Это блок бортовой ис
точник мощности, который обеспечи
вает нагнетание давления в систему
управления рулевыми машинками, уп
равляющими направлением тяги дви
гателя. Сейчас работает комиссия, до
конца месяца она должна завершить
свою работу и выдать нам рекоменда
ции, что мы должны предпринять для
продолжения пусков. У заказчиков на
ших услуг сомнений нет, за этот период
ещ пять заказчиков по Морскому
старту назначили переговоры по пус
кам на ближайшие годы. Этот блок из
готавливается на Украине, но ничего
страшного здесь нет, мы в одной лодке
и в моменты неприятностей всегда го
товы подставить друг другу плечо. Ра
кетная техника это вообще опасное
и не на 100% наджное дело по безо
пасности и параметрам, потому что
работа ракет это горение на грани
взрыва. Нет ни одной ракеты с надж
ностью 100%.
Есть ли сейчас планы по сотруд
ничеству России и НАСА, в частности
по захвату метеоритов?
В 2009 году на международной
выставке МАКС мы анонсировали ам
бициозную программу, в которой про
писали вс, что может делать человек в
Солнечной системе. Тогда с этой про
граммой ознакомился В.В. Путин, ему
она понравилась. Дальше события раз
вивались так: к нам подошли наши
международные коллеги это Лок
хид, ЕДС Астриум, Мицубиси, они
объединились вокруг нашей идеоло
гии, и к началу прошлого года была
разработана та программа, которая
сейчас очень много обсуждается. Года
два назад к нам ещ присоединился
Боинг. Раз в три месяца мы все вме
сте встречались, обсуждали и прора
батывали эту программу. В этой обла
сти в ближайшие 10 лет главная задача
отрабатывать эффективное движе
ние в различных гравитационных по
лях, исследовать их и попытаться на
щупать новые технологии. С этой точки
зрения очень выгодно летать к Луне,
летать вокруг точек Лагранжа, научить
ся их использовать и затем формиро
вать прогнозные планы наших даль
нейших действий. Ну а дальше нацио
нальные агентства, в частности НАСА,
подхватили эту идеологию, и сегодня у
нас идт переговорный процесс о том,
что мы можем, используя ресурсы каж
дой страны, предложить для реализа
ции этой идеи. С точки зрения захвата
и подтаскивания метеоритов, таких
больших, это хороший вопрос. Давай
те сначала посчитаем энергетику конк
ретного объекта, и сколько своей энер
гии нам нужно приложить, чтобы асте
роид или метеорит оказался на нужной
нам орбите. Это сложная, интересней
шая задача, и над ней надо работать.
Расскажите о состоянии работ по
новому кораблю.
Сейчас идт работа, реализован
технический проект, он передан на экс
пертизу в Роскосмос, до конца июня
она должна завершиться. Затем мы
будем делать следующий шаг, а сам
корабль вы увидите на Международ
ном аэрокосмическом салоне.
Американцы, как известно, отка
зались от программы Шаттл и сей
час активно пиарят корабль Dragon,
который визуально очень похож на наш
Прогресс. Как вы считаете, сколько
там пиара, а сколько реальных дости
жений и новых технологий? И как вы
вообще оцениваете перспективы это
го корабля?
То, что программа Шаттл за
шла в тупик и поэтому была прекраще
на, это понятно. Она была очень зат
ратной, вывод на орбиту 1 кг груза
обходился около 35 тыс. $. Планр был
очень тяжлым, весил более 100 тонн,
а поднимал не более 20 тонн. В насто
ящее время на Земле делаются кораб
ли двух типов капсульного и крыла
того. Половина таких, половина
таких. Могу сказать, что, с одной сто
Даже пытаться в одиночку осваивать
дальний космос бесперспективно
роны, я поддерживаю философию кры
латых кораблей, она хороша. В атмос
фере нашей Земли ничего без крыльев
не летает. С другой стороны, когда мы
входим в атмосферу, то очень сильно
разогреваемся, примерно до темпера
тур кипения железа. И в таких условиях
у кораблей не должна быть большая
поверхность. А крылья это слабое
место. Не случайно погиб один из Шат
тлов, когда была нарушена теплоза
щитная плитка. Поэтому сейчас крыла
тые корабли делаются небольшими,
многофункциональными, для выпол
нения определнных задач. Наиболее
принципиально близкие корабли это
американский Х37, который уже
дважды летал, он автопилот, его
ВВС США заказывали. Он выполняет
вполне определнные военные задачи:
либо наблюдения, либо радиоэлект
ронная борьба. Остальные летающие
сейчас корабли капсульные. При
расчте их формы и других парамет
ров для успешного вхождения в атмос
феру мы в любом случае приходим к
похожим результатам. Действительно,
если говорить о Dragon, он по форме
очень близок и к американским, и к
российским спускаемым аппаратам. Я
думаю, ему надо полетать ещ 45 лет,
чтобы превратиться в реальный ко
рабль. Это действительно конкуренция,
но на околоземную орбиту. Он не смо
жет конкурировать ни с нашим перс
пективным кораблм, ни с американ
ским Орионом, возможности кото
рых примерно одинаковы.
Ваше отношение к ядерному дви
гателю, о котором в последнее время
много говорится, якобы на нм за две
недели можно долететь до Марса. И
ещ ваше отношение к поиску дви
жения, альтернативного ракетному, то
есть без выброса реактивной струи.
Есть жидкостные и есть тврдо
топливные ракетные двигатели. И есть
ядерные двигатели это комбинация
ядерного реактора с электромагнитны
ми компонентами. Возможно, то, что
вы имели в виду, это проект, который
ведт Центр Келдыша. Мы в коопера
ции там есть. Это проект создания
транспортно энергетического модуля
на базе ядерной энергоустановки с
электроракетным двигателем, где ис
пользуются электромагнитные и плаз
менные эффекты. В магнитоплазмен
ной среде выбрасывается рабочее тело
со скоростью, значительно превыша
ющей ту, которую дат химическая ре
акция. Например, кислород и керосин
выбрасывают рабочее тело со скорос
тью 44,5 км/сек, а в электроракетных
двигателях может быть достигнута ско
рость где то 70 км/сек. Что же касается
путешествия к Марсу, то на самых пер
спективных двигателях лететь к нему
придтся 8,5 месяца. Поиск других
эффективных форм движения осуще
ствлять не только можно, но и нужно,
так как от реактивного движения мы
уже взяли практически вс, что мож
но. Вселенная состоит на 23% из тм
ной материи, на 73% из тмной энер
гии, и только 4% это звзды, плане
ты и т.д. Нам нужно научиться брать
эти 73% тмной энергии, которую пока
всерьз никто нащупать не может. Ведь
наша Земля летит без реактивной
струи вокруг Солнца со скоростью око
ло 30 км/сек. Луна вокруг Земли летит
примерно со скоростью 2 км/сек, мы
тоже не видим реактивной струи. Челя
бинский метеорит летел тоже со скоро
стью около 30 км/сек. Что то им двига
ло? Нам нужно искать эти эффекты, и
мы их интенсивно ищем.
Нужно ли России лететь к Луне?
Какой в этом экономический и полити
ческий смысл? И зачем американцам
делать новую мощную ракету носи
тель, если у них есть тот же Сатурн,
который в сво время доставлял их на
Луну? И был ли он вообще?
Лет 25 назад существовало мне
ние, что в будущем все спутники будут
маленькими, это будут кубики, кото
рые будут объединены в стаи и будут
обслуживать людей, предоставляя им
необходимые цифровые услуги. Про
шло 25 лет. У нас кубики летают? Нет.
Но 15 лет назад у нас появились мо
бильные средства связи, которых сей
час в нашей стране уже в два раза
больше, чем численность населения.
Это большие потоки информации, а
размер антенны в телефоне всего по
рядка 10 см. Чтобы на такую антенну
обеспечить прим больших потоков
цифровой информации, например ви
деоканал в реальном времени, это 8
Мгбит/сек, нужно иметь очень боль
шую передающую антенну. Поэтому
развитие мобильных средств всем уже
доказало, что лучше иметь большие
аппараты с большими антеннами на
верху, в космосе, и маленькие мобиль
ные антенны у каждого человека. Се
годня прогнозируется, что спутники
связи, которые будут обслуживать нашу
с вами жизнедеятельность, будут ве
сить 57 тонн. Уже есть европейский
спутник, который весит 8,2 тонны. Что
бы на геостационар доставить такой
спутник, ориентировочно 10 тонн, ум
ножьте это число на 7,5, и у вас полу
чится грузоподъмность ракеты, кото
рая сможет вывести этот спутник на
околоземную орбиту, 75 тонн. Вот
уровень, который нам необходим в бу
дущем. Я думаю, в ближайшие 1015
лет востребованность в информацион
ных услугах будет расти, и такие раке
ты нам будут нужны не только для по
лта на Луну, но и для обслуживания
нашей жизнедеятельности. Сегодня
идут дискуссии в Академии наук, где
Фото из архива Калининградской правды
пытаются определить, что на Луне де
лать, зачем туда лететь? Те идеи, кото
рые 67 лет назад поднимались, они
несостоятельны. Помните, за гелием 3
собирались? Да, там есть гелий 3, да,
это мечта наших физиков ядерщиков.
Термоядерная реакция на гелии 3 с дей
терием получается без выделения ра
диации, но температура при этом будет
достигать, примерно, 100200 млн гра
дусов. Человечество термоядерную ре
акцию с температурой 10 млн градусов
уже 70 лет пытается освоить, близко
пока не подошло. Так что здесь вс надо
взвешивать. Когда нибудь мы к этому
подойдм, а сегодня идт дискуссия
что делать, куда лететь.
Национальными космическими
агентствами нарисована дорожная кар
та, на которой конечная цель Марс,
дальше мы пока не улетим. Дальше у
нас планеты ледяной группы. Между
Марсом и Землй есть две подцели:
Луна астероиды Марс. Мы будем
идти к Луне, мы будем отрабатывать
технологии эффективного движения,
которые подготовят почву для следую
щего шага человечества в космос.
Генерация знаний это удел про
фессионалов. Не тех людей, которые
просто имеют мощнейшее здоровье, а
учных, которые имеют широкий кру
гозор и должны проводить экспери
менты. Американский Сатурн летел
на Луну на тврдотопливных двигате
лях, которые дают громадную пере
грузку, е обычному человеку невоз
можно выдержать. Поэтому эта про
грамма была аккуратно прикрыта. Кос
монавты с отменным здоровьем это
выдерживали. Сегодня всем понятно,
что нам нужны регулируемые мягкие
двигатели и технологии, которые обес
печат комфортный полт человека в
космос. И смогут любого учного доста
вить в любую точку околоземного про
странства. Я за то, чтобы мы пока осва
ивали орбиты около Луны, вокруг точек
Лагранжа, а потом уже идти на Луну.
Рисковать прилунением не стоит, там
нас тоже никто не ждт, туда надо про
фессионалам лететь. Американцы по
этому тоже собираются создать к 2017
году жидкостные двигатели с тягой 350
тонн. У нас уже в 1980 году на испыта
нии был двигатель с тягой 800 тонн.
Здесь у нас конкурентное преимуще
ство. У американцев таких двигателей, с
такой глубиной регулирования, нет и
близко. Такие двигатели могут обеспе
чить безопасные старты ракет и ком
форт выведения в космос.
Вы недавно вошли в состав Сове
та по науке при Министерстве образо
вания и науки. Вы там единственный
представитель ракетно космической
отрасли. Какой видите свою роль в
работе этого органа?
От образования и науки уходить
никому нельзя, потому что мы все от
туда. Я вижу одну свою роль не
позволить чиновникам ошибаться в
идеологии и в стратегии. Не хочу под
менять чиновников ни в чм. А вот
какие нам нужны специалисты, какая
нам идеология развития нужна, здесь я
в любой момент могу сказать, что нам
нужно на ближайшие 1520 лет.
Как вы могли бы оценить ракет
ные угрозы со стороны КНДР и амби
циозные космические планы Китая?
Китай, по сути, идт по пути по
вторения, по нашему сценарию разви
тия, отставая, примерно, лет на 4045.
Но они очень быстро развиваются, со
здали хорошую инфраструктуру. Ког
да они подойдут к тому уровню, на
котором находимся мы или США, они
поймут, что надо идти вместе. Китай
движется амбициозно, темпы разви
тия этой страны поражают, через неко
торое время они будут мощными кон
курентами. Что же касается Северной
Кореи, многие корейцы, которые со
здают ракетную технику, учились в со
ветских вузах, получали наше образо
вание. Их программы по идеологии,
наверное, близки к нашим, с отстава
нием, примерно, на 6070 лет.
Значит, бояться их не стоит?
В прессе писали, что они создали
ракеты дальностью до 3 тыс. км. В этом
радиусе они представляют опасность.
Алексей ФЕДОСЕЕВ
Участники совместного полта 1975 года Союз
Аполлон Валерий Кубасов, Дональд Слейтон,
Алексей Леонов, Томас Стаффорд, Вэнс Бранд.