background image
вторник
k
44, 23 апреля 2013 г.
ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА
До середины июня в разных горо
дах Подмосковья будут организованы
встречи кандидатов с так называемы
ми выборщиками (в равной пропор
ции партийцами и членами обществен
ных организаций), которые тайным го
лосованием определят самых достой
ных. Участвовать в праймериз будут
нынешний исполняющий обязаннос
ти главы региона Андрей Воробьв,
председатель под
московного отде
ления Всероссий
ского общества
инвалидов Нико
лай Зеликов, гла
ва подмосковного
общества защиты
прав потребителей Сидор Пак, акти
вистка Молодой гвардии Мария Са
харова и руководитель областного от
деления Деловой России Александр
Левченко.
В исполкоме подмосковной Еди
ной России не скрывают, что прямой
конкуренции с Андреем Воробьвым
не ожидается. Помимо Андрея Воро
бьва в предварительном голосова
нии будут участвовать делегаты об
щественных организаций, представ
ляющие большие группы избирателей.
Например, только в обществе инвали
дов Подмосковья числится свыше 100
тысяч человек, объясняют едино
россы. Предполагается, что каж
дый из них озвучит те проблемы и
пути их решения, которые считает наи
более актуальными для Подмоско
вья. Кроме того, до старта прайме
риз в первичных и местных отделени
ях партии состоялись собрания, на
которых обсуждалось, какие сложно
сти есть в муниципалитетах. Вся зна
чимая информация войдт в програм
му единого канди
дата от партии и
Народного фрон
та, сообщают в
исполкоме Еди
ной России.
О ф и ц и а л ь н ы е
программы участ
ников праймериз станут известны бли
же к старту голосования (первая пло
щадка 25 апреля в Дмитрове). Од
нако основные те
зисы известны.
Очевидно, Андрей
Воробьв будет
опираться на сво
программное об
ращение Наше
П о д м о с к о в ь е .
Приоритеты раз
вития. Николай
Зеликов намерен сосредоточиться на
защите прав и законных интересов
людей с ограниченными возможнос
тями, а также интеграции инвалидов
в общество. Представитель Дело
вой России Александр Левченко
считает приоритетом содействие
формированию благоприятной де
ловой среды, выстраивания партнр
ского диалога бизнеса с властью и
обществом. Сидор Пак убеждн, что
в первую очередь нужно создать
благоприятную среду обитания в жи
лищном секторе и комфортные ус
ловия для жизни граждан. Нако
нец, Мария Сахарова говорит, что
ПОПУЛЯРНО ОБ ЭКОНОМИКЕ
ВЫБОРЫ 2013
Единороссы и Народный фронт
назовут кандидата в Губернаторы по итогам праймериз
11 апреля Минэконом
развития (МЭР) РФ обна
родовало уточннный про
гноз развития российской
экономики на 2013 год.
Необходимость пересмот
ра прогнозов, которые
были сделаны сравнитель
но недавно (в декабре 2012
года) и являлись достаточ
но позитивными, была
вызвана их существенны
ми расхождениями с ре
альной ситуацией, имев
шей место в I квартале те
кущего года. Так, за ян
варь рост ВВП составил 1,6%, а за февраль всего 0,1% (то есть он, по сути,
балансировал на грани статистической погрешности). МЭР с учтом этих и неко
торых других обстоятельств понизило официальный прогноз роста ВВП РФ в 2013
году с 3,6% до 2,4%.
Глава МЭР Андрей Белоусов заявил, что российская экономика рискует к
осени войти в рецессию, если не будут предприняты дополнительные меры по
стимулированию экономического роста. Мы ещ не в рецессии, но можем
попасть туда. Риск такой есть, сказал министр. Следует уточнить, что так
называемая техническая рецессия наступает, когда объм ВВП государства
снижается на протяжении двух кварталов подряд. В более общем понимании
рецессия означает наличие в экономике негативных тенденций, ведущих к е
замедлению, а затем и спаду.
Особенного внимания заслуживает высказывание г на Белоусова о том, что
МЭР будет предлагать меры по предотвращению подобного сценария развития
событий: Да, мы будем предлагать меры по экономическому стимулированию.
Нам нужно выходить из той ситуации, в которой мы оказались, чтобы не
попасть в рецессию.
В свете всего вышеизложенного возникают, как минимум, три вопроса.
Во
первых, каковы причины столь явного замедления развития российской эконо
мики?
Очевидно, что это часть общемирового тренда, но ведь должны
существовать и какие то конкретные обстоятельства, вызвавшие пресловутое
замедление именно в России.
Во вторых, какими реальными инструментами для
предотвращения или хотя бы смягчения этой ситуации располагают МЭР, ЦБ,
Минфин и другие структуры?
Насколько они эффективны и к каким последстви
ям в среднесрочной перспективе может привести их применение?
В третьих, что
нужно делать на самом деле, чтобы Россию не накрыла вторая волна кризи
са?
Казалось бы, никаких серьзных причин для имеющего место замедления
российской экономики нет: цены на нефть в течение I квартала не опускались
ниже 100$ за баррель и находились в достаточно комфортном для экспортров
коридоре 107118 $. Недавно РФ заключила перспективные контракты на
поставку углеводородов в КНР. Да и потребление энергоносителей нашими
основными (хотя и весьма проблемными) покупателями странами Евросоюза
также перманентно растт. Однако за этим позитивным фоном скрываются
серьзные изменения структуры мирового нефтегазового рынка и определн
ные проблемы в нашем топливно энергетическом комплексе.
Дело в том, что в настоящее время фактически прекратился рост объмов
добычи нефти на освоенных месторождениях, и в силу этого предприятия
нашего ТЭК не могут, как прежде, наращивать е экспорт. Причины здесь
достаточно банальны запасы прежних месторождений исчерпываются, а
ввод в эксплуатацию новых дело чрезвычайно затратное и сопряжнное со
значительными финансовыми рисками. Новые нефтегазовые месторождения,
естественно, постепенно вводятся в строй, но это позволяет, да и то в лучшем
случае, лишь поддерживать определнный уровень добычи.
Что же касается внешнеэкономической конъюнктуры, то и она складывается
для нас не слишком благоприятно. США, хотя пока и не стали серьзным игроком
на мировом рынке углеводородов, смогли тем не менее практически полностью
обеспечить потребности в них своей промышленности. Вследствие этого нефте
газовые потоки разворачиваются на западноевропейские и азиатские рынки, что
серьзно меняет всю расстановку сил. Газпром, хотя пока и остатся лидером,
рискует утратить свой статус газового монополиста. Прежние достаточно
жсткие долгосрочные газовые контракты, основанные на принципе бери или
плати, утрачивают свою актуальность. Уже сейчас цены на газ формируются на
краткосрочных рынках (на них в ЕС реализуется до 50% всего объма газа) и по
факту перестают быть привязанными к ценам на нефть. Кстати, нефтяные цены,
по оценкам многих аналитиков, имеют тренд на снижение. А ведь именно
динамика их роста во многом и обеспечивала на протяжении ряда лет рост
российского ВВП. Так, например, в начале 2000 года цена за баррель была в
районе 27 $, а в начале 2012 года она поднялась до 110 $. Таким образом, за
последние 12 лет произошл рост нефтяных цен ориентировочно на 300%. Было
бы абсурдно ожидать аналогичной динамики в ближайшем будущем. Цена
нефтяного барреля теоретически может немного вырасти, но уж в любом случае
не достигнет уровня 400 $.
Сырьевая модель роста российской экономики,
похоже, действительно себя исчерпала.
Какой пакет мер по преодолению этой ситуации может предложить МЭР? Их,
в принципе, не так уж и много. Это: большая приватизация, мягкая деваль
вация рубля и иные действия монетарного характера, а также распечатывание
наших золотовалютных резервов.
На мой взгляд, ни одна из этих локальных мер
не сможет привести к ожидаемому результату. Приватизация государственной
собственности в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры не позволит
получить нужных объмов ликвидности и послужит лишь дополнительному
обогащению купивших е по заниженной цене олигархов. Ослабление рубля
приведт к инфляции, росту кредитных ставок и снижению реальных доходов не
только населения, но и предпринимателей, не связанных с нефтяным экспор
том. Это точно никак не простимулирует рост российской экономики. Ну а
распечатывание пресловутых резервов по факту означает дополнительную
денежную эмиссию со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Выход, как мне представляется, может быть найден в проведении фундамен
тальных экономических реформ по двум основным направлениям. Первое.
Консолидация в руках государства активов стратегически важных предприятий,
обеспечивающих нашу экономическую и политическую безопасность, и их
форсированное развитие под особым контролем уполномоченных структур.
Если сейчас и нужно что то приватизировать, так это лишь заведомо убыточные
и не имеющие большой социальной значимости предприятия. Второе. Создание
максимально благоприятного режима для работы и модернизации российских
импортозамещающих производств. Здесь золотовалютные резервы окажутся
весьма кстати, в том числе и для приобретения новейшего оборудования и
передовых технологий.
Разумеется, результаты мы увидим не сразу и не вдруг, а, примерно, через
57 лет. Но зато и иметь они будут не сиюминутный, а устойчивый и долгосроч
ный характер.
Алексей ФЕДОСЕЕВ
Подмосковье один из регионов
России, где осуществляется проект За
чистую власть, направленный на от
бор, подготовку и продвижение моло
дых людей для общественной деятель
ности на муниципальном уровне, в том
числе содействие их избранию в пред
ставительные органы местного само
управления. Руководитель проекта пре
зидент Института региональных про
ектов и законодательства Борис На
деждин рассказал об этом проекте.
Борис Борисович, на кого рассчи
тан ваш проект, кто может принять в
нм участие?
Целевая аудитория проекта За
чистую власть молодые люди в
возрасте 2030 лет, имеющие высшее
(или незаконченное высшее) образо
вание, социально активные, стремящи
еся к личному и карьерному росту, в
первую очередь живущие в неболь
ших городах и послках.
Проект не является политическим
или партийным. Единственный крите
рий отбора кандидатов готовность к
участию в реальных местных выборах
и к содержательной работе на местном
уровне, а не их политические взгляды
или принадлежность к определнной
партии.
В чм смысл проекта, почему его
поддерживает руководство Московс
кой области и Общественная палата?
Основная цель проекта содей
ствие обновлению и омоложению де
путатского корпуса на местном уровне,
создание кадрового резерва из моло
дых людей, имеющих опыт практичес
кой работы и готовых в будущем зани
мать более серьзные должности во
власти.
С точки зрения интересов страны,
проект направлен на создание кадро
вого резерва для местных администра
ций и региональных парламентов, рост
конкуренции на местных выборах, по
вышение образовательного и профес
сионального уровня местных депута
тов.
С точки зрения интересов молодых
людей, проект направлен на создание
условий для карьерного рывка, полу
чение знаний о реальных проблемах на
местном уровне и способах их реше
ния, а также на приобретение практи
ческого опыта политической и управ
ленческой деятельности на местном
уровне.
Как можно стать участником про
екта?
Потенциальные участники проек
та заполняют анкету. Анкета имеется
на сайте проекта www.za4v.ru, а также
на страницах проекта в основных соци
альных сетях, в том числе в Фэйсбук,
ВКонтакте, где созданы группы За
чистую власть. Предварительный от
бор проводится по анкетам, оконча
тельный на собеседовании, которое
проводится в регионе.
Что ждт тех молодых людей, ко
торые станут участниками вашего про
екта?
До кризиса осталось полгода?
видит свою основную задачу в про
паганде здорового образа жизни,
борьбе с распространением в моло
джной среде алкоголя и наркоти
ков, социальной поддержке детей и
подростков из неблагополучных и
малообеспеченных семей, защите
окружающей среды.
Предварительное голосование в
Московской области пройдт на семи
площадках. По итогам каждой выбор
щики должны будут указать в бюлле
тенях трх из пяти участников. Таким
образом, будет составлен рейтинг по
каждой площадке, а затем и сводный,
объясняет секретарь подмосковно
го отделения Единой России Сергей
Юдаков. Единый кандидат будет
определн по результатам партийной
конференции во второй половине
июня.
Также Юдаков подчеркнул, что
Единая Россия единственная
партия, в уставе которой прописана
норма об обязательном предваритель
ном голосовании за кандидатов. Вме
сте с общественниками (членами орга
низаций, входящих в подмосковное
отделение Народного фронта.
Прим.
авт.) у нас сегодня более 10% жителей
Московской области участвуют в пред
варительном голо
совании, включая
партийцев и сто
ронников. Логич
но, что прежде,
чем выдвигать
кандидата от тако
го большого чис
ла избирателей,
мы должны выслу
шать все наказы, говорит секре
тарь регионального отделения партии.
Кстати говоря, очевидное лидерство
на праймериз врио Губернатора Анд
рея Воробьва вполне может повто
риться и в ходе непосредственно из
бирательной кампании. По данным
Всероссийского центра изучения об
щественного мнения, из числа тех, кто
собирается 8 сентября прийти на вы
боры, более 50 процентов намерены
поддержать именно Воробьва. У его
ближайших конкурентов этот показа
тель колеблется в диапазоне от ноля
до четырх процентов.
Сергей ВЕТРОВ
В ПРОДОЛЖЕНИЕ
Борис Надеждин:
Подмосковью нужны молодые,
активные, компетентные депутаты
Участники проекта приглашают
ся на конкурс трхдневное меропри
ятие (с пятницы по воскресенье), кото
рое проводится в месте, обеспечиваю
щем проживание участников и прове
дение конкурса (учебный центр, панси
онат, гостиница и пр.). В течение трх
дней конкурсанты участвуют в дело
вых играх, выполняют различные за
дания. За их работой наблюдают экс
перты. Победители конкурса опреде
ляются на основе системы рейтингово
го голосования по итогам каждого эта
па. Количество победителей зависит от
возможности их выдвижения на ре
альных выборах и в конкретном регио
не может составлять до нескольких
десятков человек.
Главным призом для победителей
является участие в реальных местных
выборах. Для этого на региональном и
местном уровнях достигаются догово
рнности о включении победителей в
партийные списки. Для участников кон
курса предусмотрены также иные фор
мы участия в реальных избирательных
кампаниях, в том числе работа в штабе
кандидата, в избирательных комисси
ях.
Для повышения квалификации по
бедителей, ставших кандидатами в де
путаты, их команд, а также других же
лающих участников проекта проводят
ся тренинги. Их проводят специалисты
по организации выборов, эксперты в
области местного самоуправления и
городского хозяйства.
Единый кандидат на
должность Губернатора
Московской области от
Единой России и Народно
го фронта будет определн
по результатам предвари
тельного голосования
праймериз.
По данным Всероссийского
центра изучения общественно
го мнения, из числа тех, кто
собирается 8 сентября прийти
на выборы, более 50 процен
тов намерены поддержать
именно Воробьва.
Единая Россия единствен
ная партия, в уставе которой про
писана норма об обязательном
предварительном голосовании
за кандидатов.