background image
четверг
k
45, 25 апреля 2013 г.
История одной первоклашки 1945 го
В Калининградской правде от 13 апреля была опубликована заметка Две школы одни ученики и представлены
3 фотографии, на которых я узнал мою жену Галину Петровну Егорову, в замужестве Голосову.
После школы она окончила фармучилище и работала в Москве, вышла замуж и уехала в 1959 году со мной на Украину,
где я проходил службу. Когда через 20 лет, в 1979 году, в связи с увольнением из Вооружнных сил мы вернулись в г.
Калининград, она поступила на работу в аптеку в Болшеве (теперь г. Юбилейный), затем е перевели в старейшую аптеку
города на улице Станционной. Сначала Галина Петровна работала фармацевтом, а потом стала заведующей, где и
трудилась до ухода на пенсию в 2007 году. Из 43 лет трудового стажа 28 лет она работала в аптеках города Королва и очень
переживала, когда аптека 10 пошла на снос из за строительства Болшевской эстакады через железную дорогу. Галина
Петровна, перенеся три сложнейшие операции, умерла в мае 2009 года. Моя жена была не только тружеником, но много
внимания уделяла родителям, семье. Она воспитала замечательных детей сына и дочь, внучек.
Галина Петровна выходец из простой трудовой семьи: е мать работала у С.П. Королва, отец до войны на
Чкаловском аэродроме готовил бортовые пайки для экипажа В.П. Чкалова для бесперебойного перелта через
Северный полюс в Америку, участник войны, после не долгое время работал на предприятиях города.
Вот такова судьба одной из этих замечательных первоклашек 1945 победного года Великой Отечественной войны.
Не могу не рассказать об аптеке. Е здание было построено
в 1883 году. Аптека стала самой первой в Болшеве и долгое
время единственной на весь послок. Небольшое двухэтажное
деревянное зелное здание с удобствами на улице. На втором
этаже поначалу жил аптекарь с семьй, на первом были торго
вый зал и склад, подсобное помещение. Изначально аптека
отапливалась печкой. В 1970 х годах второй этаж снесли, зда
ние отреставрировали. Провели отопление, не центральное, а от
собственной котельной. Во дворе отдельно построили сарай, в
котором хранились дрова и уголь. Помню, бывало, зимой трубы
замерзали, тогда мы с супругой прямо ночью могли поехать их
отогревать мокрыми тплыми тряпками, чтобы не лопнули. Я
много помогал по хозяйственной части: крыльцо чинил, перила
сделал, какой то мелкий ремонт. А женщины фармацевты са
жали перед аптекой цветы, летом там были чудесные клумбы.
В штате было около 10 человек: заведующая, шесть фарма
цевтов, они работали в две смены, и три истопника пьяницы.
В 1983 году аптеке исполнилось 100 лет, особо юбилей не
отмечали, просто приезжал корреспондент, фотографировал,
несколько снимков осталось (см. фото). После этого ещ почти
НЕ ТОЛЬКО О ЛИЧНОМ
В Калининградской правде от 11 апреля была опубликова
на статья ветерана РКК Энергия Рудольфа Тюкавина Царь
ракета об истории создания отечественной ракеты носителя
Н 1. В редакцию поступили отклики читателей на этот материал.
Итак, посмотрим пристальнее на статью Тюкавина, достаточно
тенденциозно описывающую как историю создания ракеты Н 1,
так и взаимоотношения между предприятиями космической от
расли, включая личные симпатии и антипатии их руководителей.
Для начала остановимся на конструкции ракеты. Она дей
ствительно уникальна, поскольку на первой ступени располага
лась связка из 30 жидкостных ракетных двигателей, каждый из
которых работает самостоятельно (на следующих ступенях этой
ракеты двигателей в связке меньше). Если взять ракету Р 7 и е
модификации, то здесь мы имеем на первой ступени всего пять
двигателей с четырьмя камерами сгорания каждый, эта схема
успешно работает до сих пор. Неоднократно слышал от специ
алистов, что именно столь большое число двигателей и слож
ности управления ими привели к краху всего проекта Н 1.
Для чего Н 1 создавалась? Для полта на Луну, как было
заявлено изначально. Однако она не выдерживает сравнения с
американской ракетой носителем Сатурн 5 по грузоподъм
ности. Н 1 должна была выводить на орбиту 95 тонн, а Сатурн
5 выводила 120 тонн. Это привело к серьзному изменению
плана пилотируемого полта к Луне. В этом случае на поверх
ность планеты спутника должен был бы высаживаться только
один космонавт, а второй оставаться на окололунной орбите (у
американцев, как известно, двое прилунялись, а третий нахо
дился на орбите искусственного спутника Луны). Понятно, что
это одиночество на Луне ведт к существенному увеличению
риска гибели единственного высадившегося космонавта, так
как в случае простейших нештатных ситуаций (вроде падения
при высадке) ему никто бы не помог.
Теперь коснмся истории создания ракеты Н 1. Как говорит
ся в статье Тюкавина, было выполнено четыре испытательных
пуска и все неудачные. При этом отметим, что ни в одном из
них не включились двигатели второй, а тем более третьей ступе
ни. В этих условиях утверждать, что прекращение работ по Н 1
было необъяснимо, абсолютно неправомерно. Весьма спор
ной выглядит и мысль автора, что переход на новые двигатели
должен был кардинально улучшить ситуацию. Скорее
всего, такие резкие движения напоминают тщетные по
пытки спасти разваливающийся на глазах проект.
О причинах неудачных пусков Н 1. Конечно, связать
проблемы этой ракеты с кончиной С.П. Королва
идея заманчивая, но вряд ли такой вывод будет точ
ным. Также нецелесообразно видеть причины неудач в
отказе В.П. Глушко делать для этой машины двигатели
на керосине и кислороде.
Судя по событиям следую
щих десятилетий, причины заключались в ошибках
самого С.П. Королва, а именно:
неправомерный перенос удачного опыта Р 7 в
части одновременной работы связки из нескольких
двигателей на случай столь большого их числа;
использование кислорода и керосина в качестве
компонентов топлива вместо развития водородной тех
нологии (и это при том, что Сатурн 5 уже работала
именно на этих компонентах!);
отказ от строительства полноценного испыта
тельного стенда. Наличие такого стенда, при всей его
дороговизне, позволило бы отработать все составляю
щие конструкции ракеты.
Собственно говоря, перечисленные выше недочты
были устранены при разработке ракеты носителя Энер
гия (наличие испытательного стенда, четыре кислородно водород
ных двигателя). Причм эти работы велись как раз под руководством
так порицаемого автором статьи и многими другими ветеранами РКК
Энергия В.П. Глушко. Заметим, что Энергия уникальная раке
та в истории космонавтики (мне, по крайней мере, другие такие
неизвестны). Было выполнено всего два пуска ракеты, и оба удачные!
В заключение рассмотрим историю мировой пилотируемой космо
навтики с точки зрения путей развития ракетных комплексов. Можно
выделить следующие направления развития в СССР (России) и США:
семейство ракет Союз, начиная с Р 7 (СССР Россия);
многоразовые космические транспортные системы Space
Shuttle (США) и Энергия Буран (СССР);
ракеты носители Сатурн 5 (США) и Н 1 (СССР).
Как мы знаем, все перечисленные направления, кроме связанно
го с Р 7, оказались тупиковыми. Тупиковыми не в том смысле, что
работы по ним были прекращены до получения заявленного резуль
тата, а в том смысле, что эти работы не получили дальнейшего
ОТКЛИК
Вышли из тупика?
продолжения, и, как следствие, накопленный в них научно
технический задел не был использован в дальнейших разра
ботках (или был частично использован в других проектах).
Более того, по признаниям специалистов, воссоздание Space
Shuttle, Энергии Бурана, Сатурна 5 и Н 1 сейчас не
возможно. В самом наличии таких ответвлений не было бы
ничего плохого, если бы они изначально разрабатывались
исключительно для решения одной конкретной задачи. Однако
для столь затратных работ такой подход неприемлем, все раз
работки начинались с прицелом на дальнюю перспективу.
Если же раннее прекращение работ по тупиковым направле
ниям признать целесообразным, остатся только подивиться
прозорливости наших руководителей государства, отрезавших
такие ветви в самом их начале.
Андрей ДАНИЛЕНКО,
житель Королва, выпускник МФТИ,
кандидат физико математических наук, сотрудник РАН
Не вс зависит от человека за рулм
СМИ очень много внимания уделяют ответственности водителей за нару
шения ПДД и т. д. Но вот про пешеходов как то не говорят. Это я считаю в корне
неверным.
По роду своей работы я постоянно за рулм и зимой и летом. И вот по
моим наблюдениям, ситуация с пешеходами только ухудшается. Я уже не
говорю о том, что подавляющее большинство из них с ПДД вовсе не знакомо.
А ведь пункт об обязанностях пешеходов никто ещ не отменил.
Можно, конечно, с пеной у рта клясть водителей, но не вс и не всегда
зависит от человека за рулм. Никакой штраф не отменит законы физики. А
именно они участвуют в движении автомобиля. А про тормозной путь зимой
я вообще молчу.
Наши уважаемые пешеходы в большинстве свом умудрились, как мне
кажется, отключить у себя один из базовых инстинктов, а именно инстинкт
самосохранения. Странно получается: женщина боится идти одна по тмной
улице, потому что могут ограбить, изнасиловать и т. д. А под колса лезть не
боится, хотя могут задавить. А молоджь? Глухой капюшон, плеер в ушах, не
глядя прут через дорогу в самых неожиданных местах. Пара таких товарищей,
отловленных лично мной, на вопрос, почему они не подумали головой,
прежде чем так делать, ответили с нахальной усмешкой: Ты за рулм, ты за
вс в ответе, ты и должен думать. Да разве легче им будет в инвалидном
кресле от того, что водителя накажут? Да ещ и не факт, что накажут. Если
будет доказана вина пешехода, то наказания не будет. И почему большинство
думает, что водителя покарают в любом случае? Но это не главное. Водителя,
даже если накажут, то это временно. Потому что штраф это только деньги,
лишение прав тоже на время. А вот здоровье можно потерять навсегда. И
вместе с ним искалечить жизнь и своей семье, и семье водителя. Вот не
задают себе люди вопрос, а будут ли нужны они жене или мужу в инвалидном
кресле? А смело, не глядя по сторонам, шагают на проезжую часть в неполо
женных местах, просто потому, что им так ближе, удобнее, привычнее. Я не
хочу сказать, что все такие. Есть довольно много людей, которые соблюдают
правила.
Попробую завершить свою мысль. Вот если разделить людей на две
половины: за рулм и не за рулм. А ПДД написаны для всех. Как можно
навести порядок на дороге, если одна половина будет соблюдать правила, а
вторая нет? Никак. Думаю, что у вас, как у городской газеты, больше
шансов донести мою (и не только мою, я думаю) мысль до людей.
Теперь второе. Пришла весна. На дорогах появились скутеры. Более поло
вины их владельцев ещ дети. О правилах движения не имеющие представле
ния. Не имеющие чувства опасности. Потому летающие на них как бог на душу
положит. Очень попросил бы вас обратиться со страниц газеты к их родите
лям, чтобы они сто раз подумали, прежде чем доверить ребнку кажущееся
игрушкой средство повышенной опасности. Причм иногда даже опаснее
автомобиля, так как не секрет, что катаются на скутерах иной раз там, куда
автомобиль и не заедет никогда: и по пешеходным зонам, и по дворам. А там
малыши, которые могут попасть под колса. Да и пьют за рулм скутера очень
часто.
Надеюсь, мо письмо хоть немного поможет сделать наши дороги безопас
нее. Я просто не мог молчать, глядя на ухудшающуюся ситуацию.
С уважением,
Андрей ТЕКУНОВ
SOS спасите пешеходов!
Здравствуйте, уважаемая редакция КП!
Через нашу газету хочу обратиться к Администрации и ГИБДД города.
Хочется спросить: когда же будет наведн порядок с парковкой машин в
неположенных местах?
Неужели фильм про Терминатора войдт в нашу реальную жизнь и маши
ны восстанут против человека? Я думаю, осталось недолго! Машины стоят на
переходах, тротуарах, автобусных остановках, детских площадках, газонах, к
подъезду подъезжают почти к дверям (жалко, что в лифт не входит машина),
ездят там, где дороги нет (трава и сугробы не помеха)! Посмотрите на
проспекты Королва, Космонавтов, улицу Исаева: здесь машины стоят прямо
на тротуарах, едут, сигналят пешеходам. Подъезжают почти к дверям магази
нов: ведь так далеко идти! Такое впечатление, что везде одно шоссе, а дома,
магазины, люди так, какое то препятствие на дороге, непонятно зачем
здесь находящееся!
По ТВ и в Интернете уже показывают сюжеты, как пешеходы пытаются
противостоять водителям хамам, но результат не всегда положительный.
Водители в наглую давят противных пешеходов на тротуарах, матерят и
дерутся! Когда же начнут действовать законы в нашем городе? Когда будут
эвакуировать машины, стоящие под знаком Стоянки нет? Когда наведут
порядок у магазина Заря, ведь почти всю площадь занимает личный
транспорт. Спасите пешеходов!
Поставьте, где можно, заградительные заборчики, вбейте столбики огра
ничители, штрафуйте, эвакуируйте!
Делайте что нибудь! Если водитель хам и пофигист, то вышестоящие
организации не могут быть такими! Ведь это обычное попустительство
не видеть очевидного! Если хотите, могу поехать с ответственными лицами по
городу и показать нарушения. Недостаточно количество парковочных мест
ещ не повод гнездиться где придтся: автолюбители и так занимают в два
раза больше места, чем человек без машины! Конечно, со своим транспортом
и быстрее, и удобнее, но в первую очередь мы все пешеходы! Законы должны
работать для всех!
Прошу дать ответ на мо обращение через газету. Надеюсь, отнестесь с
пониманием!
С уважением,
Ирина Александровна АНДРИАНОВА
НА ОДНУ ТЕМУ
четверть века аптека работала. Жаль, что не уда
лось е сохранить.
Владимир Прохорович ГОЛОСОВ
ВОПРОС ДНЯ
Надоела парилка
в квартире
Уважаемая редакция!
Из года в год в конце апреля, когда температура
на улице доходит до 20
о
С, дома температура наша
доходит до 29
о
С, как это было 17 апреля. До
батарей дотронуться нельзя. Такие батареи были
зимой, когда температура на улице 25
о
С и ниже.
Хотелось бы узнать, когда это безобразие кон
чится.
Галина Александровна,
ул. Терешковой, д. 6
Постановление об окончании отопительного
сезона на с. 12
1983 год. Т.П. Голосова справа.