background image
вторник
k
47, 30 апреля 2013 г.
148
А.И. ГЕРЦЕН
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
РАССЛЕДОВАНИЕ КРАЕВЕДОВ
Из воспоминаний Антонины Михай
ловны Быковой. Проживает в нашем
городе с 1936 года.
Прочитав статью Белое пятно в
истории города, я решила отклик
нуться. В 19471948 годах мы с сест
рой часто проходили мимо этой, как
е теперь называют, шарашки. Это
место находилось на территории быв
шего ДСК 160. Забор был очень вы
сокий и стояли вышки с вооружнны
ми солдатами. Вс население Кураки
на считало, что там сидят воры, но не
учные. Я не знаю, всю ли территорию
занимала шарашка, но забор вдоль
нынешнего Октябрьского бульвара
простирался довольно таки далеко,
может быть до самого канала. А начи
нался от железной дороги, которая
вела на Торфянку.
В нашем разговоре Антонина Ми
хайловна дополнительно сообщила
следующее. Несколько охранных вы
шек стояло вдоль забора от нынеш
него дома 2а по улице 50 летия
ВЛКСМ до строящихся сейчас домов
между домом 2 (третья книжка) и
китайской стеной (тогда там была
свиноферма). На месте второй книж
ки (дом 4) был клуб со странным
названием Кильдим. Поинтересо
вался что это слово обозначает. По
разным данным: беседка для вре
мяпровождения в компании, дом или
просто пивнушка. Вокруг стояли жи
лые бараки.
Несколько слов по поводу воспо
минаний Владимира Самсонова (КП
от 9 апреля). Автор поставил под со
мнение само наличие шараги в на
шем городе:
Таким образом, в Куракинской
зоне до 1945 года вряд ли могли
работать наши заключнные авиато
ры, свидетельств об использовании
ими производственной базы завода
8 тоже нет. Почти все они были
расконвоированы во время войны и
работали на авиационных заводах, ре
абилитированы значительно позже.
Попробую его переубедить. На то,
что такая спецтюрьма у нас действи
тельно была, указывают многие авто
ры. Ограничусь лишь словами самих
е обитателей:
А.Н. Туполев, зайдя ко мне вечером,
когда я засиделся в пустом зале над
решением очередного технического
вопроса, рассказал: В эмбриональной
фазе нас отвезли в Болшево, помнишь
ту коммуну из фильма Путвка в
жизнь? Кого там только не было: кора
белы, танкисты, артиллеристы, хими
ки... (Л.Л. Кербер А дело шло к вой
не). Итак, в конце 1938 начале
1939 года в Болшево начали прибывать
транспорты со специалистами. Вс
смешалось в доме Облонских авиа
торы, судостроители, артиллеристы,
танкисты, ракетчики, связисты... Тупо
лев был своеобразным центром притя
жения для авиаработников (Там же.)
Болшевская спецтюрьма и особое
техническое бюро при НКВД. За ко
лючей проволокой А.Н. Туполев,
А.И. Некрасов и другие... (С. Бонда
ревский Так было. Москва, 1995 г.)
Владимир КУЛЬТИН
Вначале я хотел бы выразить ог
ромную благодарность читателям Ка
лининградской правды, которые от
кликнулись
(звонили, а некоторые при
ходили с картами города)
на публика
цию первой части моего рассказа Бол
шевская шарашка
(25 сентября 2012
года)
. Пока архивные материалы недо
ступны, мне кажется, что только вот
таким, коллективным путм мы смо
жем восстановить историю нашего го
рода за эти годы, представляющую до
сих пор белое пятно.
Кроме того, 2013 год юбилейный:
если считать датой зарождения лагер
ной системы в СССР 13 октября 1923
года, то в этом году ей исполняется 90
лет. Второе рождение состоялось, ког
да в системе ГУЛАГа были образованы
Особые технические бюро, то есть уже
в 1938 году. Вот некоторые статисти
ческие сведения. Например, в Москов
ской области на 1 января 1939 года в
составе ГУЛАГа числилось 42 лагеря,
из них: Ликовлаг 4556 человек,
Южная Гавань 4376, Сталинская
станция, село Шитниково 2727,
Дмитровский мехзавод 2273, Хим
ки, село Никольское нет данных.
Всего 22 895 человек. На январь 1940
года в области было уже 54 лагеря с
общей численностью 24 199 человек
(прирост 5,7%). Болшевской шарашки
в этом списке нет!
Нужна скрупулзная работа в архи
вах, что пока трудно сделать. Для того
чтобы составить список тех, кто нахо
дился здесь, попробуем обратиться к
воспоминаниям очевидцев. В первой
части мною были использованы вос
поминания арестованных, находивших
ся в болшевской шарашке в 1938 году.
Эти воспоминания позволяют понять,
что
в 1939 году из арестованных спе
циалистов были образованы четыре
основные группы: авиационная, артил
лерийская и химики пороховики, мор
ские специалисты надводные и под
водные корабли.
(Приказ 0021 от 9
января 1939 года Об организации осо
бого технического бюро НКВД СССР.)
Авиационная группа была самая мно
гочисленная и состояла из специалис
тов, арестованных ещ в 1937 году, из
которых было образовано четыре КБ:
КБ 1 возглавлял В.М. Петляков (50 че
ловек; из них 25 человек в июле 1940
года были освобождены); работали над
проектом самолта, шифр 100(бу
дущий Пе 2). КБ 2 возглавлял В.М.
Мясищев, его заместитель А.М. Изак
сон (данных о численности пока нет);
разрабатывали будущий бомбардиров
щик, проект 102. КБ 3 возглавлял
А.Н. Туполев (конец 1938 года 17
человек, в апреле 1939 года прибыло
ещ 7 человек); продолжали работать
по проекту 103 (будущий Ту 2), де
ревянный макет которого в натураль
ную величину был изготовлен на тер
ритории лагеря. КБ 4 возглавлял Д.К.
Томашевич (пока нет данных о числен
ности), разрабатывали проект истре
бителя 110.
Как видим, все фамилии хорошо
известны.
Вот состав группы А.Н. Тупо
лева, которая была переведена из Бол
шева в ЦКБ 29 на ул. Радио в Москве
(туполевская шарашка):
сам Андрей
Болшевская шарашка
Николаевич Туполев, Р.Л. Бартини, В.М.
Мясищев, Н.И. Базенков, Д.П. Григоро
вич, И.Г. Неман, Н.Н. Поликарпов, В.М.
Петляков, А.И. Путилов, В.А. Чижев
ский, Д.С. Макаров, С.М. Егер, А.В. На
дащкевич, Г.С. Френкель, А.Р. Бонин,
А.П. Алимов, А.И. Некрасов, П.И. Валь
тер, Ю.В. Коренев, А.Ю. Рогов, Ф.М,
Фесун, С.А. Вигдорчик, И.Б. Бабин, Б.Е.
Радулянский, В.С. Кожевников, И.К.
Воровский и позже: В.С. Денисов, В.П.
Сахаров, А. Кованов, В.Л. Успенский,
А.М. Саж, И.Х. Гимильштейб, А.М. Че
рмухин.
Во второй половине марта 1939 года
группы Петлякова и Мясищева перево
дят в Москву, где в здании КАСОС (по
строенном ещ Туполевым) образова
но авиационное КБ. А 25 июля 1940
года заключнные, работающие в КБ
Петлякова и Мясищева, были освобож
дены и переданы в Минавиапром.
Морская группа состояла из специа
листов, одна группа которых разраба
тывала проект подводной лодки с ди
зельным двигателем, работающим по
замкнутому циклу, то есть без притока
внешнего воздуха (кислорода).
Во гла
ве е стояли Кассациер и Дмитриев
ский (данные о количественном соста
ве группы отсутствуют).
Вторая группа
занималась ныряющими торпедными
катерами,
е возглавлял В.Л. Бжезин
ский, Н.В. Алякринский, Б.Е. Алякриц
кий, С.О. Барановский, В.И. Бекаури,
А.И. Белевич, С.В. Волынский, Е.С. Гер
нет, Л.Г. Гончаров (точных данных о
составе тоже нет). В конце 1939 года
группа арестованных специалистов
была переведена на строительство за
вода в Молотовск (Северодвинск).
Артиллерийская группа специалис
тов разрабатывала проект 120 мм га
убицы.
Негласно этой группой руково
дил конструктор артиллерии русского
флота Е.А. Беркалов.
И наконец,
четвртая группа специ
алистов, которая занималась пороха
ми.
Об этой группе мало что известно.
Возглавлял е А.С. Бакаев изобрета
тель порохов. Под его руководством
работали инженеры химики: Д.И. Галь
перин, А.Э. Спорис, Б.И. Пашков, В.А.
Лясицкий и Ф.М. Христинин (разра
ботчик порохов для Катюши). Осе
нью 1941 года эта группа была переве
дена в Молотов (Пермь). Об артилле
рийской группе Беркалова пока тоже
ничего не известно, но можно предпо
ложить, что эти специалисты были ис
пользованы здесь же, в Подлипках, на
заводе 8, где в то время шло не со
всем удачное освоение немецких зе
нитных 20 мм и 37 мм пушек Рейнме
талл и 45 мм противотанковой пушки
образца 1933 года, а также в КБ Кур
чевского. Как мы видим, тематика ра
бот в шарашке точно соответствует
приоритетам, установленным И. Ста
линым: первое место авиация, вто
рое морская группа, третье ар
тиллерия (иногда вторая и третья по
зиция менялись друг с другом в
зависимости от политических явлений).
Конечно, этот список неполный, не
во всех воспоминаниях встречаются
фамилии, так как за прошедшие годы
многое забыто. Изучая эти литератур
ные источники, порой натыкаешься на
совершенно незнакомые фамилии,
иногда с трудом начинаешь понимать,
о чм идт речь. Вот, например, к концу
1939 года в ОТБ работало 139 аресто
ванных специалистов, называются сле
дующие имена: Виктор Леонидович
Бродский, Эдуард Эдуардович Папель,
Антоний Северинович Точинский, Алек
сандр Лазаревич Константинов, Анд
рей Митрофанович Журавлв и др. А
чем они занимались не сказано. В
биографиях, приведнных в различ
ных энциклопедиях, а также в Интерне
те, сведений о том, что эти специалис
ты были у нас в Болшеве, нет. В лучшем
случае сказано, что в такие то годы
был репрессирован.
Есть отрывочные сведения, что в
болшевскую шарашку в конце 1930 х
годов были доставлены: немецкий ма
тематик К. Сциллард, физик Ю.Б. Ру
мер, болгарин Данко Иорданов и немец
Ульрих Келлер. Но эти сведения следу
ет проверять уже по архивным матери
алам.
Так что же из себя представляла
наша шарашка? Учитывая стандарт
ные размеры казарм, в спальном ба
раке одновременно могло быть не бо
лее 150200 человек.
Группы, или, как
сказано было выше, КБ, это совер
шенно условное деление. Заключн
ные работали в другом бараке, где были
установлены столы и кульманы, опять
же в общем помещении. Могли об
щаться между собой и обсуждать инте
ресные идеи независимо от выполняе
мой тематики. Запрета на общение не
было. Следовательно, и условия режи
ма (в смысле допуска) соблюдать не
было смысла. Голованов в воспомина
ниях о С.П. Королве приводит следу
ющее:
Собирались группками, они по мно
гу часов что то обсуждали, рисовали,
чертили пальцем в воздухе и понима
ли, читали эти невидимые чертежи,
схватив карандашный огрызок, тут же
считали, радостно тыча в грудь друг
друга клочки бумаги с формулами.
А если мою пушку поставить на
ваш танк, вы представляете?!
Есть такой масляный насос! Уже
года два как мы его сделали. Точно под
ваши расходы
Вот, например, отчт
коллектива ОТБ за 1939 год:
Выдержка из раздела Штаты з/к
специалистов: Пополнение до пре
дусмотренных сметой коллектива про
изводилось в течение двух кварталов
года с большими трудностями, и лишь
только в течение 3 го и 4 го кварталов
нам удалось довести количество до 146
чел. специалистов и 12 чел. обслужи
вающих, всего 158 человек. Средне
списочный состав в течение года выра
жается 136 чел., а сметой предусмат
ривалось 130 человек.
По мере того как увеличивались та
кие тематические коллективы заклю
чнных, их переводили в другие ша
рашки при заводах или в другие КБ, то
есть это был вроде как пересыльный
лагерь или, вернее, сортировочный
пункт, в котором арестованные спе
циалисты не просто ждали очередного
транспорта, а трудились по определн
ным заданиям и, как теперь видно,
вполне результативно. Кроме этого по
мере готовности чертежей требовалось
опытное производство, которого в Бол
шеве не было, поэтому заключнных
переводили в Москву и другие города,
непосредственно к производству.
Как же попадали такие специалисты
сюда, в шарашку? В своих воспомина
ниях А.Н. Туполев и В.М. Мясищев пи
шут, что готовили списки специалис
тов, которые были известны им свои
ми идеями или разработками и были
нужны для выполнения проектных ра
бот. Вот как пишет Л. Кербер о том, что
ему рассказал сам Туполев:
Так вот, через пару дней, после
приезда в Болшево меня вызвали к
тамошнему начальству, и я получил
задание составить список извест
ных мне арестованных авиаспециалис
тов. Откровенно говоря, я был крайне
озадачен. Всех арестованных до меня я
знал, а после? Не выйдет ли так, что по
моему списку посадят ещ Бог знает
сколько народу? Поразмыслив, я ре
шил переписать всех, кого я знаю, а
знал то я всех. Не может же быть, что
пересажали всю авиапромышлен
ность? Такая позиция показалась мне
разумной, и я написал список человек
на 200. И что же ты думаешь, оказа
лось, что за редким исключением все
они уже за решткой. Да, знаешь, раз
мах грандиозный!
По этим спискам НКВД разыскивал
специалистов и переводил их в Болше
во.
Но этого было мало. Как утвержда
ет известный исследователь исто
рик политических репрессий Виктор
Земсков, в органах существовала спе
циальная картотека арестованных раз
личных специалистов. Однако это не
совсем так. В то время арестовать мог
ли двумя основными процедурами.
Одних забирали по спискам троек (в
состав таких троек входили местный
начальник НКВД, первый секретарь
парткома и местный прокурор). Объяс
нений причин ареста в таких решениях
не было. Они давались при первом доп
росе. Если объяснений причин ареста
не давалось, то человека арестовыва
ли просто для выполнения плана по
численности, то есть для счта. Во вто
ром случае арест происходил по орде
ру, в котором уже были указаны не
просто постановление местного на
чальника НКВД, а номер следственно
го дела, формула обвинения и статья
Уголовного кодекса. Каждый ордер и
список троек обязательно регистри
ровались в журналах, правда, списки
троек не всегда. Следовательно, для
организации нового направления ра
бот или для пополнения уже действую
щих групп или КБ использовались и
эти журналы (картотеки). Ведь, навер
ное, нелегко было найти заключнного
С.П. Королва аж на Колыме, а аресто
ванного С. Бондаревского везли через
всю страну из Владивостока специаль
но в Болшево!
Как известно, техническое руковод
ство осуществлялось специалистами
офицерами НКВД (например,
болшев
ской шарашкой руководил полковник
Г.Я. Кутепов, который начал свою тру
довую деятельность с аэродромного
слесаря электрика
). Для общего об
служивания было другое, тюремное
начальство. Нужны были охранники,
работники столовой, рабочие для убор
ки помещений и территории.
Вс это
позволяет предположить, что болшев
ская шарашка была подразделением
какой либо московской тюрьмы.
Слу
чаев возвращения заключнных из
шарашки обратно в тюрьму или лагерь
не было, но на волю люди выходили.
Так что пребывание в такой шарашке
было своего рода гарантией остаться в
живых.
Владимир МАЛЫХ
Болшево местность около Москвы, где в начале 20 х годов ХХ
века была образована колония для малолетних преступников.
Одно из образцовых заведений, куда возили иностранцев.
В 1936 м следственная тюрьма.
Жак Росси. Справочник по ГУЛАГу, Москва, Просвет, 1991 год.
Вспомнили даже Кильдим