background image
C
M
Y
K
вторник
k
47, 30 апреля 2013 г.
148
Ведущая Ольга
Мельникова
К 400 ЛЕТИЮ ЦАРСТВЕННОГО ДОМА
На Земском соборе, проходившем в
Успенском соборе Московского Крем
ля, 21 февраля 1613 года единогласно
был избран царм Михаил Романов.
В
этом юноше народ тогда увидел спаси
теля Отечества, избавителя от бед Смут
ного времени, не соборного избран
ника, а племянника царя Фдора, при
родного, наследственного царя, выб
ранного сродственного его ради со
юза царских искр.
То было поистине русское националь
ное собрание, в котором принимали уча
стие не менее 700 делегатов (при избра
нии Бориса Годунова их насчитывалось
менее пятисот) ото всей земли. Собор
присягнул новому государю.
Правда, тогдашняя элита мыслила
по своему. Ей хотелось видеть на тро
не не самодержца, а послушного ис
полнителя е свободной воли. Отчасти
поэтому все главные боярские роды,
ещ недавно готовые даже к тому, что
бы посадить на престол нерусского царя
(будь то поляк или швед), в конце кон
цов проголосовали за юного государя.
И здесь был у них свой умысел. Напри
мер, Фдор Иванович Шереметев, род
ственник Романовых, и сам один из
кандидатов в цари, писал князю
Б.В. Голицыну в Польшу: Миша Рома
нов молод, разумом не дошл и нам (то
есть боярам.
Авт.) будет поваден;
нечто похожее говаривал и царский
дядя И.Н. Романов. Мол, с таким пра
вителем мы управимся.
К Михаилу Фдоровичу Романову
отправилась делегация. Среди послов
был и боярин Фдор Иванович Шере
метев будущий владелец наших мест.
Да вот беда, на дворе Смута, а где
государь доподлинно неизвестно.
Соборные посланники по пути про
знали, что Михаил с матерью находят
ся в костромском Ипатьевском монас
тыре.
И вот посланцы Собора, сопровож
даемые костромским воеводой и все
ми горожанами, поднявши иконы, 14
марта вошли крестным ходом в Ипать
евский монастырь.
Михаил с матерью встретили образа
ещ за обителью, но когда послы объя
вили им, зачем присланы, то новоизб
ранный царь ответил с великим гне
вом и плачем, что он государем быть
не хочет, а мать его (в иночестве Мар
фа) прибавила, что она не благослов
ляет сына на царство. Долго послы их
уговаривали, молили и били челом
Михаилу: с третьего часа дня до девя
того говорили, чтоб он воли Божией не
снимал, был на Московском государ
стве государем.
В итоге инокиня Марфа и Михаил
Фдорович соизволили на их предло
жение склониться и престол Россий
ский воспринять. Архиепископ возло
жил на государя привезнный из Моск
вы крест Господень со златою цепью, а
ближний боярин подал серебряный цар
ский жезл. И возрадовавшись, все по
здравляли его на царстве, а потом, не
исходя из церкви, по предписанной гра
моте всенародно ему крест целовали. И
того ж дня с подписанными грамотами
послали в Москву окольничего.
В итоге, после такого драматическо
го действа, 14 марта, в воскресенье
четвртой недели Великого поста, в
Троицком соборе Ипатьевского монас
тыря 16 летнего Михаила Фдоровича
Романова провозгласили русским ца
рм. Город отмечал событие трхднев
ным колокольным звоном.
Наступала весенняя распутица, и
царь со свитой поспешили использо
вать последний санный путь и пере
браться вверх по Волге к Ярославлю
до начала ледохода.
Через два дня, 21 марта, Михаил
Фдорович прибыл в Ярославль. От
сюда Земскому собору была направле
на грамота Михаила, в которой он из
вещал о свом согласии принять цар
ский венец.
Из Москвы сообщали, что все люди
со слезами благодарят Бога, молятся о
царском здоровье и упрашивают: Тебе
бы, великому государю, нас, сирых,
пожаловать, быть в царствующий град
поскорее
В Ярославле, в Спасском монасты
ре, Михаил Фдорович задержался
почти на месяц, до 16 апреля, до вес
ны до просуху.
Но неспешность царя, кроме ожида
ния более удобного летнего пути, име
ла и другие причины. Приходилось за
ниматься государственными делами
неотложными вопросами обороны (во
время остановки в Ярославле новый
царь отдавал немедленные распоря
жения о действиях войск как против
польских и шведско литовских интер
вентов, так и внутренних врагов), ад
министративным устройством страны
и прочая, и прочая. Ещ одна проблема
заключалась в не прекращавшихся гра
бежах и разбоях по дорогам.
Но вс же официально царь уве
домлял, мол, поход его к Москве за
медлился за дурною дорогою, зим
ний путь испортился; а как большой
лд прошл и воды сбыло, то шествие
возобновилось. Мы из Ярославля к
Москве, писал государь, пошли
апреля в 16 день, а в Ростов пришли
апреля в 17 день, а из Ростова пойдм
к Москве апреля в 19 день.
Проведя несколько дней в Ростове,
государь в начале третьей декады ап
реля прибыл в Переславль Залесский,
откуда прошествовал к Троице.
Немного не дойдя до Троице Сер
гиевой лавры, 25 апреля царь был
вынужден сделать остановку в
селе Сваткове (видимо, из за вновь
обострившейся неспокойной обста
новки).
Сюда с жалобой пришли к госуда
рю на стан дворяне и дети боярские
разных городов, переграблены донага
и сечены, в расспросе сказали, что одни
из них посланы были к государю с
грамотами, другие по городам сби
рать дворян и детей боярских и высы
лать на службу. Но
на дороге, на
Мытищах и на Клязьме, казаки их пе
рехватали, переграбили, саблями сек
ли и держали у себя в станах два дня,
хотели побить.
Слава Богу, те ночью,
развязавшись, утекли. Прибывшие
доносили:
стоят эти воры на Мыти
щах, другие на Клязьме, человек их
с 200, конные и пешие
Лихие казаки, привыкшие за время
Смуты к вольной жизни, вовсе не соби
рались от не отказываться. Ни сытые
кони, ни кормовые денги в корне не
меняли ситуацию: даже те казаки, что
от государя кормы емлют, вс равно
сверху кормов воруют, проезжих
всяких людей на дорогах и крестьян по
слам и по деревням бьют и грабят, из
животов на пытках пытают и до смерти
побивают. Да ещ многие казаки без
государеву указу поехали к Москве, и,
едучи по дороге, гонцов и всяких про
езжих людей грабят и побивают, а иные
разъехались неведомо куды.
В итоге верных среди охраны оста
валось вс меньше. Горечью веет от
записи: а с государем царм и вели
ким князем Михаилом Фдоровичем
всея Руси ныне атаманы все, а казаки у
Троицы остались немногие, а многие
разъехались
И вс же выход был найден. Царь
прибегнул, пожалуй, к единственному
тогда действенному приму, громко
Первый Романов: царский путь к престолу
Ежедневно тысячи королвцев едут в Москву и обратно на автомобиле или электричке по старинному
тракту, Ярославской дороге. А некогда здесь, на Русский Север, пролегала та самая государева дорога, где,
по выражению краеведа Н.Г. Лепшкина, сконцентрировалась вся российская история.
Да, Ярославка это заметная веха в жизни Руси. Отсюда началось возвышение Романовых: по этому пути шл
к престолу юный царь Михаил Фдорович, в дороге он провл более месяца. И потому, хотя бы в честь этого
похода, наша дорога вполне может именоваться царским путм.
С тех пор минуло четыре столетия, и, как бы мы ни относились к романовскому юбилею, неплохо бы вспомнить,
с чего вс начиналось в далком 1613 году.
заявив: коли так, не пойду, мол, на
царство, и вс тут!
Вступив 26 апреля в Троицкий мона
стырь, Михаил Фдорович в своей гра
моте написал, что останется здесь, пока
не перестанет литься кровь христианс
кая. Окончательно убедившись в том,
что ныне учинилися грабежи великие
по дорогам и от Москвы до живона
чальные Троицы, государь, собрав сви
ту, заявил с великим гневом и со сле
зами, что когда его избирали люди
всех чинов Московского государства,
то клялись быть в любви и в соедине
ньи и стояти и битися против недру
гов А теперь на Москве, по городам и
по дорогам грабежи и убийства; по
забыв добровольное крестное целова
нье, воры дороги все затворили гонцам,
служилых и торговых людей с товарами
и ни с какими запасами не пропускают.
И государь и мать его, видя такое воров
ство, из Троицкого монастыря идти не
хотят, если всех чинов люди в соедине
ние не придут и кровь христианская лить
ся не перестанет.
И лишь после всего этого, по уси
ленной просьбе всех выборных лю
дей, царь, смилостившись и не дожи
даясь ответа от Собора, согласился
таки выехать из Троицкого монастыря.
Дипломатия дипломатией, а забота о
государстве прежде всего!
Итак,
из Троицы государь, отпев
молебен и ночевав, пошл в село Бра
тошину (Братовщину), где 30 апреля
его встретили присланные из Москвы
Кирилл, митрополит Ростовский, боя
рин князь Иван Михайлович Воротынс
кий с товарищами.
Они были посла
ны встревоженным царским отказом
Собором, который настрого указал:
Ехать к государю, бить челом, чтоб он
умилосердился над православными
христианами, походом своим в Москву
не замешкал.
Убедившись в правильности сделан
ного дипломатического хода, госу
дарь и мать его, выслушав их челоби
тье, сказали милосердное слово, что
будут на последний стан от Москвы, в
село Танинское, 1 мая.
Ну, а коль скоро Первопрестольная,
то Царь уже вплотную озабочен своей
атрибутикой. Из Братовщины он посы
лает грамоту о срочной присылке край
не необходимых в государевом обихо
де предметов: а велено прислать к
нам два посоха, а каковы посохи вам
прислать велено, и мера к вам тем по
сохом послана. И как к вам сия наша
грамота придт, и вы б те посохи по
прежнему нашему указу прислали к
нам тотчас с стряпчим, с кем пригоже.
Не были забыты и царские шатры:
велено вам изготовить к нашему при
ходу десять шатров, а где те шатры
велим к себе на стан прислать, и о том
ждать вам велено нашего указу. И вы
изготовили на наш обиход до нашей
грамоты восемь шатров и палаток, а
каковы шатры и палатки про наш оби
ход изготовлены, и вы к нам тому при
слали роспись. И как к вам сия наша
грамота придт, и вы б тотчас те шатры
и палатки, которые у вас изготовлены,
прислали к нам на стан в Танинское с
дворянином добрым, с кем пригоже,
мая в 1 день, с утра.
Тут уж чиновники подсуетились, к
встрече в Тайнинском подготовились
основательно. Вот что, угождая, док
ладывал царю в своей Отписке ближ
ний боярин Ф.И. Мстиславский: А
каковы шатры и палатки изготовле
ны и к тебе, к государю, послали мы,
холопи твои, роспись: шатр суконный
лучонками, четвероугольной, сукно
черлено да жлто, стена сажень с лок
тем, а три по тому; шатр суконной
червлен, четвероугольной, полы такие
же, стена сажень без локтя; шатр по
лотняной клетчатой, двоеверхой, кай
ма по столбам образцы, по полам ми
шени суконные; палатка вишнева, пол
2 сажени, поперк сажени; палатка бра
ная, полосата, вдоль сажени с локтем,
а поперк сажени без локтя.
Переночевав в славном селе Тай
нинском, царь стал готовиться ко вхо
ду в Первопрестольную
И вот 2 мая, в воскресенье, состоя
лась торжественная встреча: Подня
лись в Москве всяких чинов люди, от
мала до велика, и вышли за город на
встречу к государю. Михаил и мать его
слушали молебен в Успенском соборе,
после чего всяких чинов люди подхо
дили к руке царской и здравствова
ли На лобном месте дожидались го
сударя все духовные власти со креста
ми и синклит. И Государь, войдя в
Кремль, зашл в соборную Успенскую
церковь и, отдав Господу Богу благода
рение, пошл в царский дом, мать же
его, инокиня Марфа Ивановна, в
Вознесенский монастырь. И тогда в
Москве была неизреченная радость,
чрез что все прежние свои беды и разо
рения запамятовали.
Наконец, 11 июля 1613 года, опять
же в воскресенье, начались торжества
венчания на царство Михаила Фдо
ровича Романова этим давно ожи
давшимся событием начинался счт
лет нового царствования.
Игорь ПРОКУРОНОВ
Соборный приговор
В пути
От Троицы до Москвы
Венчание на царство
В следующем выпуске Былого и
дум материал Галины Маношкиной
о короновании последнего из дина
стии Романовых Николая II.
Обновление на сайтах
Смотрите ретрофото города
на следующем сайте:
http://www.schaman.ru/archives/464
http://www.schaman.ru/archives/2531
Михаил Романов.
Фрагмент памятника Тысячелетие России в Новгороде.
Князь Пожарский, Михаил Романов, Кузьма Минин.
Свита государя.
Царский поезд.