background image
четверг
k
63, 13 июня 2013 г.
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
С этой датой в истории постсоветской России
связаны два важных события: 12 июня 1990
года была принята упомянутая выше Деклара
ция, а 12 июня 1991 года состоялись первые
всенародные выборы Президента России, побе
ду на которых одержал Б. Ельцин.
День России это относительно новый
праздник, и в нашем обществе к нему ещ не
успело сформироваться однозначное отноше
ние. Некоторые граждане воспринимают его
просто как дополнительный выходной день.
Другие полагают, что принятие Декларации о
суверенитете РСФСР, тогда ещ входившей в
состав Советского Союза, способствовало рас
паду казавшейся несокрушимой супердержавы.
С моей точки зрения, отнюдь не Российская
Федерация и не действия е тогдашнего полити
ческого руководства предопределили распад
СССР. О причинах этого, крайне негативного для
большинства советских граждан, явления, мож
но было бы говорить очень много. В первую
очередь, это неблагоприятная конъюнктура
на мировом рынке углеводородов, идеологи
ческий и социальный кризис в самом СССР, а
также действия горбачвской команды уско
рителей перестройки. В итоге воздействия всех
этих (и ещ многих других) факторов дезинте
грационные процессы стали необратимыми уже
во второй половине 1980 годов.
Парадоксально, но факт провозглашение
Россией своей политической независимости от
союзного центра сыграло во многом стабилизи
рующую роль, так как помогло остановить на
границах республики процесс общего распада,
грозивший перекинуться и на е территорию.
Некоторые западные политики всерьз рассуж
дали о целесообразности образования на месте
нынешней Российской Федерации нескольких
(пяти или шести) суверенных государств. К сча
стью, им не удалось реализовать этот сценарий
на практике.
Перефразируя известное изречение, можно
сказать, что тогда с потерей Советского Союза
не была потеряна Россия. Следовательно, идею
и смысл этого праздника Дня России ни в
коем случае не стоит рассматривать в отрыве от
исторического контекста.
День России, как мне представляется, является
прекрасным поводом для того, чтобы ещ раз
задуматься и вспомнить о сложном пути, пройден
ном Российским государством за всю многовеко
вую историю своего существования. Я хочу пред
ложить вниманию уважаемых читателей фраг
ментарный обзор исторического периода, в тече
ние которого произошло становление российской
государственности и сформировались базовые
ментальные ценности нашего социума, то есть
времени основания и крещения Киевской Руси.
Автор Повести временных лет, монах Киево
Печрского монастыря Нестор, пишет, что наи
менование Русь древнеславянские племена по
заимствовали у варягов: от варягов прозва
лись русью, а прежде были славяне. Тем не
менее Повесть не дат однозначного ответа
на вопрос: кем были варяги (они же русь)?
Более того, историкам до сих пор доподлинно не
известно, существовал ли легендарный предво
дитель варягов Рюрик на самом деле и если
существовал, то кем он являлся. Многие иссле
дователи отождествляют его с реальным истори
ческим персонажем датским королм Рри
ком, упоминаемым во франкских хрониках.
В другом документе, Новгородской летописи,
содержится фраза, ставшая почти нарицатель
ной: Земля наша велика и обильна, а порядка у
нас нет, да пойдте к нам княжить и владеть
нами. С моей точки зрения, сам факт призвания
варягов со стороны однозначно свидетельству
ет о том, что славянские народы не только нужда
лись в адекватном политическом менеджменте,
но и прекрасно осознавали его необходимость. И
уж во всяком случае, вопреки мнению некоторых
западных учных, это никоим образом не говорит
о неспособности древних славян к самоорганиза
ции. Напротив, призвание варягов во главе с Рю
риком свидетельствует о высоком уровне само
сознания древнеславянских племн, позволив
шем им принять это ответственное решение. Во
царение в Киеве в 882 году великокняжеской
династии рюриковичей положило начало основа
нию государства, именуемого Киевской Русью.
Примечательно, что многие историки указыва
ют на предположительно христианское вероис
поведание правивших в Киеве до 882 года Ас
кольда и Дира, которые также были членами дру
жины Рюрика. Вполне логично было бы предпо
ложить, что не только Аскольд и Дир, но и все
пришедшие с Рюриком варяги с большой степе
нью вероятности могли быть христианами. Если
варяги, как считают многие историки, были нор
маннами и имели, как готы, саксы, англы и фран
ки, скандинавское происхождение, то предполо
жение об их возможном христианстве выглядит
вполне обоснованным.
Дело в том, что в IX и X веках Западная Европа
представляла собой конгломерат по преимуще
ству готических монархий, образовавшихся на тер
ритории павшей Римской империи. Их население и
правящая элита (потомки названных выше герма
но скандинавских народов) давно уже приняли
христианство. Норманны, разумеется, не могли
остаться в стороне от глобального процесса хрис
тианизации скандинавских племн. Таким обра
зом, мы получаем новый вариант ответа на важ
нейший в истории России вопрос: почему крестив
ший в 988 году Русь великий князь Киевский Вла
димир из всех предлагавшихся ему вероисповеда
ний выбрал именно христианство, а не ислам или,
например, иудаизм? Если допустить, что он принял
веру своих предков и именно в не обратил язычес
кие славянские племена, то это объясняет если не
вс, то, по крайней мере, очень многое.
Средневековое феодальное государство
Киевская Русь разделило судьбу практически
всех монархий того периода, распавшись в сере
дине XII века на ряд независимых княжеств. После
смерти князя Владимира между его двенадцатью
сыновьями началась настоящая война за наслед
ство, в результате которой в живых остались
только два брата Мстислав и Ярослав. В 1134
году новгородский летописец записал: И раз
дралась вся земля русская.
Однако одновременно с этим шли и прямо про
тивоположные, интеграционные процессы, свя
занные с образованием новых центров государ
ственно политической консолидации. Как извес
тно, в итоге Великое Московское княжество взя
ло на себя роль собирателя русских земель. Его
историческую миссию продолжило сначала Мос
ковское Царство, затем Российская империя, а
также, в определнном смысле, и Советский Союз.
Сегодня для большинства государств постсовет
ского пространства Российская Федерация являет
ся центром современной интеграции, основанной на
принципах партнрства, взаимного уважения и рав
ноправия, отвечающих реалиям XXI века.
Алексей ФЕДОСЕЕВ
ТАКАЯ РАЗНАЯ ПОЛИТИКА
День России: связь времн
не распадтся никогда
Дата 12 июня была объявлена государственным праздником Днм
России в 1992 году. Вначале этот праздник назывался День принятия
Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.
Из за этого многие россияне до сих пор называют его Днм независи
мости, хотя официально он так никогда не именовался.
УЗНАЙТЕ СЕБЯ, ЗНАКОМЫХ, ГОРОД
Как молоды они были
Выпускники и учителя разных лет
Выпускной класс Костинской средней школы 1 (1940 е годы).
Учителя, слева направо: Серафима Петровна Махарадзе биолог; Юлиан Флорианович Веселовский
(погиб) немецкий язык; Екатерина Николаевна Рязанова литература; химик; Вера Фдоровна
Смирнова завуч; Николай Николаевич Пузырв директор школы, историк, военрук.
Полулжа (первый ряд): Фаина пионервожатая, выпускники Гавриил Бабин, Евгения Бабурина (4 я
слева).
Фото из архива Фаины Петровны Васильевой.
Выпускники и преподаватели Костинской школы 1 Калининградской 2. Слева направо: Степан
Тимофеевич Юшин, Галина Иосифовна Колобкова, Мария Алексеевна Зубкова, Юлия Николаевна
Пиковская, Варвара Степановна Новикова, Фаина Петровна Васильева, Елена Евгеньевна Клерикова,
Евгения Ивановна Павлова. 1970 й год.
Калининградская школа 2 (Костинская 1). Преподаватели после экзаменов (1960 е годы). Слева
направо: пионервожатая, Мария Алексеевна Зубкова физик; Нина Георгиевна Лакомова математик;
Лидия Васильевна Ельшаева учитель начальных классов; Лилия Григорьевна Клопова словесник;
Алиса Александровна Добрыйдень рисование, черчение; Фаина Петровна Васильева литератор
(директор); Алла Александровна Челнокова биолог; Валентина Васильевна Хабарова химик.