background image
четверг
k
63, 13 июня 2013 г.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Село Пушкино впервые упоминается в 1499
году как владение московских митрополитов.
После становления на Руси патриаршества (1598
год) оно стало владением патриархов. Село нахо
дилось на древнейшей в Северо Восточной Руси
торговой дороге по пути в Переславль, Ярославль,
Вологду, что привело к росту населения и повы
шению достатка жителей. Московские священ
нослужители высоких чинов и богомольцы выби
рали село Пушкино для отдыха, здесь был устро
ен митрополичий двор с домовой церковью.
Церковь Святителя Николая, сохранившаяся до
наших дней, была сооружена в 16921694 годах
по благословению и под непосредственным руко
водством Патриарха Адриана строгого ревни
теля православного благочестия и традиций. Рань
ше в церкви даже находилось обитое зелным
бархатом патриаршее место.
Со временем в маленьком храме стало тесно, и
в 18711876 годах к нему были пристроены коло
кольня и приделы во имя преп. Сергия и апостола
Иоанна Богослова.
В июне 1940 года решением Пушкинского рай
исполкома церковь была закрыта, до 1947 года.
За это время храм был изуродован: сломан ико
ностас, сняты иконы, замазана стенная роспись,
сброшены колокола. Храм превратился в колхоз
ный склад.
Сейчас церковь отреставрирована и открыта
для верующих. В храме очень красивая настен
ная роспись, много старинных икон, плитка на
полу уложена столетие назад, о чм свидетель
Церковь Святителя Николая была построена в
1692 1694 годах.
В районе храма сохранились деревянные дома, которым больше ста лет.
ствуют цифры 1911 при входе. Особо почита
емы в Никольской церкви Казанская и Феодо
ровская образы Пресвятой Богородицы, икона
святителя Николая Чудотворца с частицей его
мощей.
Рядом с храмом находится старый двухэтаж
ный деревянный дом. Раньше здесь был божий
приют, сейчас находящийся в аварийном со
стоянии жилой дом, во дворе которого часть
церковного кладбища. Также в районе храма со
хранились деревянные дома, которым больше
ста лет. На одном из них есть памятная табличка,
свидетельствующая о революционном прошлом
нашей страны.
Адрес храма: г. Пушкино, Ярославское шоссе,
34. Добраться до него можно по Ярославскому
шоссе на машине или автобусе, доехав до пово
рота на Ивантеевку и поднявшись на мост.
Большая и Малая Сухаревские пло
щади это часть Садового кольца на
севере центра Москвы (до 1994 года
они назывались Большая и Малая Кол
хозные площади). Название произо
шло от Сухаревой башни, возведнной
в конце XVII начале XVIII века, кото
рая в 1934 году под предлогом необхо
димости расширения Садового кольца
была снесена. При возвращении исто
рического названия поначалу обе Кол
хозные площади были объединены под
единым названием Сухаревская, но это
потребовало перенумерации зданий,
поэтому было решено оставить старое
деление.
Два здания особо привлекают вни
мание, это дома с историей.
Шереметьевский странноприимный
дом на Большой Сухаревской площа
ди
начал строить в 1797 году ученик
В. Баженова архитектор Е. Наза
ров. Здание представляет собой гран
диозное полукруглое сооружение с
обширным парадным дворцом. В цен
тре разместилась небольшая церковь,
увенчанная куполом, слева корпу
са богаделен, справа больница. Для
подсобных помещений были отведены
подвалы флигеля, сохранившиеся до
наших дней. Большая часть ансамбля
была уже готова, когда произошло со
бытие, изменившее архитектуру зда
ния. В феврале 1803 года умерла жена
Н. Шереметева Прасковья Ковалва
Жемчугова, знаменитая актриса его
театра. Шереметев, так сильно е лю
бивший, задумал придать постройке
мемориальный характер. Завершал
строительство Д. Кваренги, который
смог изменить внешний облик. Так,
портик в центре здания был заменн
полукруглой двойной колоннадой ори
гинальной формы, не имеющей анало
гов в мировой архитектуре. Сейчас
здесь размещается Институт скорой
помощи имени Склифософского.
На Малой Сухаревской площади вы
деляется дом 12 доходный дом
М.Н. Миансаровой.
Здание в неорусском
стиле с некоторым влиянием модерна
было построено в 19081912 годах по
проекту архитектора С.К. Родионова.
Доходный дом это многоквартирный
жилой дом, построенный для сдачи
квартир в аренду. Жилые помещения в
нм небольшие, поэтому для таких до
мов было характерно вертикальное чле
нение фасада. Декоративное архитек
турное оформление получал лишь па
радный фасад, выходящий на улицу.
Доходный дом смотрится изящно
и стильно. Такое восприятие вызвано
вертикальными цветовыми полосами
(светлые пилястры и зелные проме
жутки между ними). Визуальное вер
тикальное деление дополняется вос
приятием крыши не как единого це
лого, а как нескольких крыш. Инте
ресно выполнены и окна на каж
дом этаже индивидуальное оформ
ление. За счт введения элементов
древнерусской архитектуры и ярких
цветов создатся впечатление сказоч
ности дома.
На Большой Сухаревской
площади Шереметьевский
странноприимный дом.
На Малой Сухаревской
площади дом 12
бывший доходный дом.
Непременный элемент японского сада цукубаи
каменная чаша.
Чайный домик.
В мае состоялось торжественное открытие
Японского сада в Главном ботаническом саду
Москвы. Единственный в России японский сад
был открыт четверть века назад, он относится к
разновидности чайного сада. Японские сады от
личаются большим количеством символических
элементов, многие из которых взяты из буддист
ской и даосской религии и философии.
Ландшафтная экспозиция в восточном стиле
сооружалась японскими архитекторами, специ
ально для не из Японии были привезены расте
ния с острова Хоккайдо, в том числе и сакура, на
цветение которой можно полюбоваться в мае. По
классическим канонам в японском саду должны
быть небольшие водопадики, пруды, беседки,
чайный домик, пагода, фонари, деревянные мос
точки.
Изначально такие сады, являясь земным во
площением буддийского рая, создавались только
при буддийских храмах и предназначались для
медитации. Водный элемент в японском саду пред
ставлен небольшим прудом, ручьм, фонтаном
тем, что больше по душе владельцам. Но дви
жущаяся вода не должна создавать много шума
и нарушать общую гармонию. В саду обязательно
должен быть чайный домик. В старину японские
сады создавались как раз вокруг них. Непремен
ный элемент японского сада цукубаи камен
ная чаша с водой для омовения рук.
Садовый мостик яцухаси имеет зигзагообраз
ную форму и символизирует сложный путь чело
века в этом мире и поиск истины в нем.
Сад в японском стиле обязательно должно быть
хорошо освещн. Каждый вид фонарей имеет
сво назначение: приземистые, с широкой крыш
кой, в форме домика для любования покровом
снега (юкими гата), нарядные фонари на под
ставке (тачи гата) и потайные фонарики (икеко
ми гата).
Японцы в свом традиционном искусстве пост
роения сада из камней большое внимание уделя
ют такому декоративному элементу, как разнооб
разные каменные башни. Эти декоративные баш
ни имеют традиционную и строго регламентиро
ванную форму они выполняются всегда в виде
многоярусных пагод (по традиции их количество
обязательно должно быть нечтным). Каменная
пагода символизирует здание буддийского хра
ма, одухотворяя окружающее пространство при
сутствием Будды. Тринадцатиярусная башня в
Ботаническом саду привезена из Японии, е воз
раст 200 лет.
Беседки пагоды являются непременным атри
бутом японского сада. Они располагают к созер
цательному настроению, навевают спокойствие и
умиротворенность.
В соответствии с учением дзэн буддизма в саду
человек должен погружаться в самосозерцание, а
Неспешные прогулки по садовым дорожкам
должны настроить на чайную церемонию.
неспешные прогулки по садовым дорожкам дол
жны настроить на чайную церемонию.
По японскому саду можно гулять бесконечно. С
каждым кругом обнаруживаешь вс больше дета
лей. Сад прекрасен в любое время года. Уезжая
отсюда, понимаешь, что непременно ещ раз вер
ншься.
Сосновая ветвь
Коснулась воды это
Прохладный ветер.
(Бас)
Анна НИКОЛАЕВА
Фото автора
Сад в стиле дзен
Сад в стиле дзен
Вотчина патриархов
Вотчина патриархов
Московские прогулки. Сухаревка
Московские прогулки. Сухаревка