background image
четверг
k
66, 20 июня 2013 г.
ЖКХ: ЗАВТРА И СЕГОДНЯ
В наш век компьютерных техноло
гий, мощных тепловых электростанций
и ставших обыденными космических
полтов трудно, наверное, поверить в
возрождение эпохи паровых машин.
Но ещ невероятнее выглядят в усло
виях рыночной экономики инноваци
онные, как модно стало говорить, раз
работки, но почти задаром направлен
ные на развитие энергетики Родины во
благо е процветания, а не ради полу
чения выгоды. Команда Промтепло
энергетики держит курс на отечествен
ные разработки, как это делал акаде
мик Сергей Королв Главный конст
руктор нашей ракетно космической
техники. Без сложных научных и тех
нических терминов предлагаем нашим
читателям рассказ о паровозах XXI
века, что создаются на королвской
земле, пронизанной духом инженер
ной мысли творцов славной космичес
кой истории России.
Энергетика прошлого со времн
изобретения парового двигателя не
изменилась и в настоящем по сущнос
ти получения электроэнергии из водя
ного пара. Топливо сгорает под паро
вым котлом. Затем произведнный пар
поступает в паровой двигатель, кото
рый и заставляет работать генератор,
дающий электричество в наши дома и
многим другим потребителям. Да!
Именно паровой двигатель стоит на
большинстве тепловых электростан
ций, производящих львиную долю элек
троэнергии в России. Только вот рань
ше этот двигатель был поршневым (па
ровая машина), как у паровоза, а те
перь стал турбиной. Появилось много
мощных электростанций, коэффици
ент полезного действия (КПД) их вы
рос в разы.
Справедливости ради нужно заме
тить, что в прошлом году американ
ские изобретатели испытали неболь
шую паровую машину нового поколе
ния Циклон. Е КПД оказался близ
ким (!) к тому, с которым работают
крупные паротурбинные электростан
ции в России. Выходит, рано списы
вать со счетов паровую машину?!
Электричество электричеством, а на
просторах нашей Родины раскинулось
ещ великое множество котельных,
ИННОВАЦИИ
ведь без тепла и горячей воды тоже
никуда не денешься. Но если котель
ную не снабжать электроэнергией, то
работать она не будет. А о наджности
и дешевизне современной центра
лизованной электроэнергетики гово
рить долго нет нужды. Участившиеся в
последние годы природные аномалии
и вовсе порой приводят к обесточива
нию целых районов или даже населн
ных пунктов. Вот тут и стоит вспомнить
довольно простую и неприхотливую в
обслуживании паровую машину не
пременный атрибут любого паровоза,
то есть технику, с которой началось
обуздание человеком стихий огня и
пара.
Суть идеи повышения наджности
работы котельной проста. Образно
выражаясь, чтобы обеспечить е де
швой электроэнергией, требуется в
не закатить паровоз, который вме
сто своих колс будет крутить генера
тор электричества. Только котельная
непременно должна быть паровой (пар
греет воду), а водогрейные, где воду
нагревают как в чайнике, лучше менять
на паровые, потому что там паровоз
ную идею реализовать проблематич
но. Вс это вполне реально, но, выра
жаясь сугубо технически, вместо об
разного паровоза нужно в котель
ной установить паровую машину, кото
рой, дабы не занимать слишком много
места, нужно быть компактной. При
мощностях где то до мегаватта, чего
может оказаться вполне достаточно для
обеспечения котельной электроэнер
гией, паровая машина ещ и энергети
чески выгоднее небольших паровых
турбин у не КПД больше. А турби
ны, хоть размерами и меньше, но к
качеству пара и в ремонте более требо
вательны.
Специалисты из объединнной на
учной группы Промтеплоэнергетика
Московского авиационного института,
Московского энергетического инсти
тута и КККМиТ придумали, как фак
тически любой поршневой двигатель
внутреннего сгорания (автомобильный,
тракторный и даже тепловозный) пе
ределать в современную паровую ма
шину так называемый паропоршне
вой двигатель. Его смогут обслуживать
прямо в котельной, скажем, механики
по автомобильным двигателям. Куда
именно в котельной включать этот дви
гатель, чтобы превратить паровую ма
шину в ту самую ППЭС и выгодно про
изводить почти даровую электроэнер
гию?
Снова вс предельно просто. Для
жилищно коммунальных нужд с помо
щью паровой котельной водичку подо
гревают паром давлением в две атмос
феры или того меньше. Котл же дат
давление 57 атмосфер, бывает и все
12! Почему? Исторически сложилось,
конструкция так устроена, а дальше
уже разговор для специалистов. Полу
чаемый в итоге перепад давлений бес
полезно ликвидируется в особом ус
тройстве. Вот вместо последнего и нуж
но ставить паропоршневой двигатель.
Он выполнит ту же работу, только плюс
ещ даст полезную энергию на привод
генератора электроэнергии. Получает
ся что то вроде небольшой теплоэлек
троцентрали мини ТЭЦ. Остальное
опять же технические подробности
для специалистов.
А зачем вообще в котельной элект
ричество? Свет, понятное дело, нужен
работающим там людям. Воду качают
электрические насосы. Ещ там есть
всякая автоматика, дымососы Вот
сколько электропотребителей! Одна
ко, по сравнению с количеством выра
батываемого тепла, потребляемый ко
тельной объм электроэнергии
очень мал всего процентов пять.
Так что наджно и просто самообес
печить паровую котельную электри
чеством паропоршневому двигатель
генератору вполне по силам доста
точно работать с паровозным КПД
(считается 57 %).
Работа по предложению техничес
ких идей в области ППЭС на базе ко
тельных была в 2011 году удостоена
первого места на Ярославском энерге
тическом форуме в рамках Всероссий
ского конкурса Молоджные идеи и
проекты, направленные на повышение
энергоэффективности и энергосбере
жения. Оцените только е масштаб
ное название: Котельные России дол
жны работать без использования сете
вой электроэнергии!
Потенциальные возможности гораз
до шире, чем только применение в ко
тельных. Не случайно в начале нашего
рассказа был упомянут американский
паромашинный проект Циклон. Так
вот, отечественные ППЭС, по замыс
лам разработчиков, принципиально
могут иметь КПД не хуже. Только речь
идт уже о несколько иных конструк
циях, чем для котельных. Но неизмен
на основа паропоршневых двигателей
серийные поршневые двигатели
внутреннего сгорания. А сферы при
менения и достоинства отражает
схе
ма. Так что, если есть вода и хотите
производить дешвую энергию из
опять таки дешвого топлива (угля,
торфа, древесных отходов, водорос
лей и прочего), то ППЭС для этого тоже
подойдут. К слову, уголь весьма чисто
можно сегодня сжигать в котлах по
российской технологии в высокотем
пературном циркулирующем кипящем
слое, а холод получать ППЭС помо
гуг так называемые абсорбционные
паровые холодильные машины, хоро
шо известные в современной энерге
тике.
Что такое даровое тепло на схе
ме? Относится оно к объектам, на кото
рых по условиям производства проис
ходит сброс в атмосферу горячих га
зов (выхлопов дизельных, газопорш
невых и газотурбинных электростан
ций, дымовых газов, например, от ме
таллургических и стекловаренных пе
чей) или возможно получать пар, грея
воду солнечными лучами. Выхлопны
ми газами имеет смысл отапливать
паровой котл утилизатор, а лучами
солнечный генератор пара. Так или
иначе получится пар, с которым уже
полезно справится паропоршневой
двигатель. Фантастика? Нет! За рубе
жом похожие установки не один год
успешно работают с германскими па
ровыми моторами Шпиллинга.
Говорить о ППЭС и не сказать об их
Королве, значит сделать рассказ
Электростанции XXI века разрабатываются в наукограде
В Королвском колледже космического машиностро
ения и технологии (КККМиТ) специалисты из объеди
ннной научной группы Промтеплоэнергетика ра
ботают над созданием уникальных паровых машин
для ППЭС паропоршневых электростанций, вклю
чнных в Программу модернизации электроэнерге
тики России на период до 2020 года.
неполным. Бессменного руководите
ля научной группы Промтеплоэнер
гетика Владимира Дубинина можно
по праву назвать Главным конструк
тором. Являясь в КККМиТ заместите
лем директора по научной работе на
общественных началах (!), он сумел
организовать для технически одарн
ной молоджи бесплатную Всероссий
скую заочную научно техническую
олимпиаду и развернуть научные раз
работки по тематике ППЭС. Под его
чутким руководством студенты кол
леджа с опытным образцом неболь
шого паропоршневого двигатель
электрогенератора стали призрами
на Всероссийской выставке научно
технического творчества молоджи
НТТМ 2008, проходившей в столич
ном Всероссийском выставочном цен
тре. А научная монография В. Дубини
на о ППЭС Обеспечение независимо
сти электро и теплоснабжения Рос
сии от электрических сетей на базе
поршневых технологий была издана
в 2009 году Московским институтом
энергобезопасности и энергосбереже
ния, где также используется его учеб
ное пособие.
В соответствии с разработанной
Энергетическим институтом имени
Г.М. Кржижановского (Москва) Про
граммой модернизации электроэнер
гетики России на период до 2020
года, при реализации подпрограм
мы Развитие возобновляемых ис
точников энергии на период до 2020
года предусмотрено, в частности,
проведение научных изысканий и
опытно конструкторских работ по
ППЭС для российской биоэнергети
ки. Есть перспективы создания и раз
вртывания производства паропор
шневых двигателей на ряде отече
ственных моторостроительных пред
приятий. В Программе говорится об
ОАО Волжский дизель имени Мами
ных как о разработчике энергети
ческих комплексов на базе паропор
шневых двигателей мощностью до
500 киловатт.
В заключение нужно подчеркнуть,
что сам термин паропоршневой дви
гатель введн в научно технический
оборот именно В. Дубининым. Опыт
ный же образец паропоршневика про
ходил испытания на королвской зем
ле в котельной Молоджная. Так
что исторический след настоящего для
будущего специалисты Промтеплоэ
нергетики уже оставили. А там, как
знать, может, в скором времени мы
увидим полноразмерные ППЭС и эко
логически чистые в работе солнечные
паропоршневые источники электриче
ства, тепла и холода.
Иван ТРОХИН
Пар веков
ППЭС для ЖКХ
Самый главный
О будущем
БЕЗ ВОДЫ
Дзержинского, 11б ул. Дзержинского,
13/2, 16/1, 18, 20, 22, 24/2;
ТЭЦ ЗАО Тепло РКК ул. Богомолова, 1, 2а,
4а, 4б, 5, 6, 10; ул. Болдырева, 2, 8, 12, 14; ул.
Гагарина, 10, 11, 12, 14, 15/9 (новое и старое
здания), 16, 17, 18, 26, 30, 34, 34а, 36, 36а, 38, 40,
44, 44а, 46, 48, 50/2; ул. Карла Либкнехта, 1/9, 3, 4;
ул. Карла Маркса, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 6а, 7/12, 8, 8а, 9,
10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 25, 27/21; ул. Калини
на, 1, 1а, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 13/8, 15; ул. Кирова, 1, 2,
3, 4, 5, 7; ул. Коминтерна, 1/15, 3, 5/6, 7/5, 8/1, 9,
10, 11, 13, 14, 15, 16, 17; ул. Коммунистическая,
12, 13, 14, 16; ул. Корсакова, 1, 3, 4а, 5, 6, 8, 10; ул.
Ленина, 1, 3, 3а, 5, 7, 11/2, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 22,
24, 25а, 26, 27/2, 28, 29/28, 31, 33, 35; ул. Лесная,
1, 14, 18; ул. Маяковского, 6, 7, 8; ул. Октябрьская,
3, 8, 9, 12/2, 13, 15/16, 17, 25/26;ул. Островского,
1, 2/10, 3, 4, 5; ул. Пионерская, 10а, корп. 1, 2, 3;
6а, 6б, 8а, корп. 3; 12, 12а, корп. 1 5; 14, 15, 16,
17, 18/2, 20/1, 24/14, 29, 29а, 30 к.5 и 6, 31, 31а, 33,
37, 37а, 39, 41, 43, 45, 47, 49/12; ул. Пушкина, 1/9,
5/26; ул. Терешковой, 4, 6, 8/28, 9, 10, 12; ул.
Толстого, 4, 4а, 5, 6, 7; ул. Фрунзе, 6/20, 8, 10, 14,
16, 18, 24; ул. Циолковского, 2а, 3, 5, 10, 14а, 15/
14, 16/23, 17/21, 18, 19, 20/22, 21/20, 23/11, 23а,
25, 29; ул. Чайковского, 4, 6, 8, 10, 16/7, 22, 24.
С 5 по 18 августа Самаровка (ул. Самаровка,
1) пр т Космонавтов, 1, 1а, 1б, 2, 2а, 2б, 3, 3а, 4, 4а,
4б, 5, 6, 8, 8а, 8б, 8в, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 16а, 17,
19, 20/35, 21, 22/10, 23/37, 24, 26, 27, 27а, 28, 30, 31,
32, 33, корп. 1 и 2, 33а, 33б, 34, 35, 35а, 36, 37а, 38, 39,
39а, 40, 41, корп. 1 и 2, 41а, 42, 43, 44, 45; ул. Горького,
1, 3, 4, 4б, 4в, 6, 6а, 6б, 12, 12а, 12б, 14, 14а, 14б, 16,
корп. 1 4; 16а, 16б, 16в, 16г, 33, 33а, 39, 41, 43, 43а,
45; ул. Дзержинского, 28/2, 30/1, 32;ул. Исаева, 12/2;
ул. Орджоникидзе, 2/34; ул. Подлесная, 2; ул. Стади
онная, 2, 2а, 4, 8; ОАО РЭУ филиал Северный;
г. Юбилейный ул. Чапаева, 1а, 1б; Горького, 41.
С 12 по 25 августа Дом ветеранов (мкр
Первомайский, ул. Кирова, 91) мкр Первомай
ский, ул. Кирова, 87, 89.
С 1 мая по 19 сентября Болшево (мкр
Болшево, Школьная, 4) улицы Школьная, 4;
Железнодорожная, 2, 4, 5/2, 6/2, 6/3; ДСК 160
2 дома.
С 17 по 30 июня Новые Подлипки (ул. Сакко
и Ванцетти, 24) проезд Циолковского, 3, 3а, 4,
5а, 5б, 6; проспект Королва, 1, 1б, 1в, 3, 3а, 3б, 3в,
4, 5, 5б, 6, 6а, 6б, 6в, 7, 7а, 7б, 8, 8а, 9, 9а, 9б, 10, 10а,
11, 11а, 11в, 11г, 12, 12а, 18/6, 20, 20а, 22, 28; ул. 50
летия ВЛКСМ, 2, 2а, 4, 4а, 4б, 4в, 5/16, 10, 10а, 10б,
10в, 10г, 11, 12, 13/24, 9, 9б; ул. Исаева, 1, 1а, 2, 3,
3а, 4, 6, 7, 8, 9, 10; ул. Разина, 6; ул. Сакко и
Ванцетти, 4, 8, 10, 10а, 12, 14, 14а, 16, 22, 26, 26а,
30, 30а, 30б, 32, 32а, 34, 34а, 34б; ул. Суворова, 8,
9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16а, 17, 19, 20; Комитетский
Лес (ул. Комитетский Лес, 3в) ул. Комитетский
Лес, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 18 к. 1 3.
С 1 по 14 июля Бурковская (мкр Болшево,
Бурковский проезд, 9б) 3 й Гражданский пер.,
1, 1а, 2, 3; Бурковский пр д, 1а, 9; ул. Водопровод
ная, 13; ул. Гражданская, 41, 43, 45; ул. Школьная,
18, 18а, 21, 21а, 21б, 21в, 28, 34;
ОАО Корпорация ТРВ Калининградский
пр д, 2; ул. Калининградская, 4, 6, 14а, 17/4;
ул. Мичурина, 1, 1а, 1б, 2, 2а, 3, 5, 6, 7, 7б, 8, 9, 21;
ул. Рабочая, 1.
С 1 июля по 7 августа Школа интернат (мкр
Первомайский, ул. Кирова, 40) ул. Лесная, 12,
14; ул. Садовая, 47, 49/16; ул. Солнечная, 4а, 31/28.
С 8 по 21 июля ЖКО г. Юбилейный мкр
Болшево, ул. Маяковского, 4, 6, 8; ул. Пушкинская, 13;
Ещ раз напомним, когда и какие
котельные останавливаются на
профилактику и в каких домах
в это время не будет горячей воды.
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Летом купаться можно и так.
Кто 2 недели, а кто и месяцы
Кто 2 недели, а кто и месяцы