background image
суббота
k
73, 6 июля 2013 г.
153
11
Продолжение.
Начало в номере от 11 июня
Большинство типов судов, которые ис
пользовались на Руси, и в том числе на
Клязьме, носят славянские названия.
Лодья упоминается в Русской прав
де (1016 или 1036): А оже лодью оукра
деть, то за лодью платити 30 резанъ, а
продажи 60 резанъ.
Правда ярославичей (Новгородский
сборник законов, 1072) уже отличает раз
личные типы судов: Аже лодью оукра
деть, то 60 кунъ продаже, а лодию лицемь
воротити; морьскую лодью 3 гривны, а за
набоиную лодью 2 гривны, за челнъ 20
кунъ, а за стругъ гривна.
Ладья (моноксила) это лодка, выдол
бленная из колоды (ствола большого де
рева). При строительстве
набойной ладьи
по бортам колоды набивались доски, одна
на другую, так что на дне образовывался
небольшой киль. Ладья имела два рулевых
весла, расположенных на носу и на корме.
По бокам устанавливались всла, гребцы
располагались на палубе, там же устанав
ливались одна две мачты с оснасткой и
прямоугольными парусами. Эти паруса иг
рали второстепенную роль их ставили
только при попутном ветре. Строить такие
суда начали ещ в древности. Размеры
ладей достигали до 15 метров, борта под
нимались над водой до 1,5 метра. Имелась
палуба, и на борт можно было взять до 25
человек: гребцов и пассажиров.
Константин Багрянородный (905959) в
свом труде Об управлении империей
упоминает моноксилы, приходящие из Нов
города к Константинополю. Там же он упо
минает, что моноксилы рубят зимой сла
вянские племена (например, кривичи) и вес
ной продают росам по пути к Киеву. Между
прочим, кривичи это одно из славянских
племн, обитавших вдоль Клязьмы.
Существовала разновидность ладьи
насады. Это славянские боевые суда
особой конструкции, в которых гребцы при
крывались досками. Они упоминаются в
Ипатьевской летописи под 1155 годом как
созданные князем Изяславом для морских
сражений: ...беша бо в них гребцы гребут
невидимо, токмо весла видети, а человек
баще не видети, бехут бо лодье покрыты
досками. Бахут же борци стояще горе во
бронях и стреляюще, а кормника 2 беста
един на корме, а другые на носе.
В 1164
году новгородцы на насадах одержали мор
скую победу над шведами в Ладожском
озере. Насады были наиболее крупными
судами.
Конструкция древнего
струга описана в
Истории северных народов Олауса Маг
нуса. Это были ...лгкие и длинные лодки,
сделанные из выдолбленных сосновых
стволов, способные вместить от 20 до 25
человек.
При этом суда изготавливались
перед походом прямо на границе в специ
альных ямах, чтобы не было видно дымов
от костров. Эта технология известна как
минимум с IX века и была распространена
и в районе Новгорода Великого, и в Каре
лии, куда она попала из Приильменья. Древ
нейшие остатки таких судов были найдены
в Новгороде Великом в слоях, отнеснных
к началу XI века. Реконструкция одного
струга, выполненная Алешковским, выя
вила следующие конструктивные парамет
ры и особенности. Длина общая 6,75
метра, ширина 90 см, высота борта 55
см. То есть такой струг мог перевозить не
менее 10 человек. Нет ни малейшего со
мнения, что по этой технологии могли из
готавливаться и лодки, вмещавшие 2025
человек. Их длина могла составлять не
более 1213 метров. Кроме того, они мог
ли иметь набойные или шитые к основному
корпусу дополнительные пояса досок. Не
даром из русских судебников известны
струги набойные.
Проведнный А. Арциховским анализ раз
меров таможенных пошлин в XIVXV веках
показал, что на реке Ока пошлина с набой
ного струга была в 4,5 раза выше, чем с
простого струга. Это указывает на возмож
ные размеры набойного струга, который
мог быть довольно большим судном.
Учаны упоминаются в 1184 году в связи
с флотом Волжской Булгарии. Спустя 40
лет учаны зафиксированы уже в смоленс
ких документах, причм из договоров вид
но, что смоленские учаны плавали до не
мецко славянского Любека. То есть учан
это корабль типа река море.
Учные считают, что учаны это кораб
ли, сделанные из гладких досок, плоско
донные. Такие суда свободно скользили по
мелким рекам стругам, легко проходили
отмели заструги. Именно этими способно
стями они привлекали сво внимание и
отличались от других типов судов своего
времени. Кстати, именно на таком судне
Птр I совершил в 1722 году путешествие
из Москвы в Нижний Новгород, а затем в
Астрахань. Размеры для речных судов были
длина 1620 метров, ширина 24 метра,
осадка не превышала 1 метра. Борта воз
вышались над водой не более чем на пол
метра. На борт можно было погрузить
300010 000 кг груза. Строились и боль
шие суда, длиной до 2045 метров и шири
ной 4,59 метров, но они предназначались
для больших рек и морских переходов. На
корме и на носу устанавливались рулевые
всла. Имелась съмная мачта с прямоу
гольным парусом. Водоизмещение таких
судов достигало 1025 тонн, и на них мог
ли разместиться 4060 воинов.
Как видно из приведнных кратких све
дений, использовавшиеся суда были дос
таточно громоздким сооружением, пере
таскивать их по земле было трудно. Поэто
му в первую очередь их разгружали и об
легчали по возможности, например убира
ли всла, мачты, руль, якорь и другие при
надлежности. Конечно же, выгружали и
товар. Где же осуществлялась эта разгруз
ка?
Очертания реки в районе Болшева (даже
старые карты подтверждают, что распо
ложение русла реки за это время мало
изменилось) и особенно у Шапкина моста
позволяют предположить, что именно
здесь был причал, где разгружались при
бывавшие суда.
Место удобное, берег кру
той, но около воды плоский и хорошо про
сматриваемей сверху. Здесь были склады,
где хранился товар. Отсюда на подводах в
хорошую погоду или на волокушах в пери
од бездорожья весь груз перевозился в
место, куда перетаскивались суда на
Яузу. Или, наоборот, из Яузы, если суда
перетаскивались из Яузы, чтобы дождать
ся, когда суда перетащат сюда на Клязьму.
Разгруженные и облегчнные суда дол
жны были отводиться в другое место, что
бы освободить и русло реки, и причал для
других лодок. Я несколько раз проходил
пешком берег Клязьмы от Болшева до За
горянки, и везде берег очень крутой, а
порой даже обрывистый. Поэтому предпо
ложить, что в этих местах начинался во
лок, очень сомнительно. Исключение со
ставляет берег правее деревни Бурково
(Бурковское селище), тем более как раз
напротив имеется прибрежное болото, ко
торое при высокой воде могло быть имен
но таким отстойником, где лодки ожидали
своей очереди на волок. Лодки плоско
донки вытаскивались на этот пологий пес
чаный берег, а затем перемещались с по
мощью катков (круглых бревен), которые
подкладывались под днище. Для килевых
судов строили специальную волокушу в
виде стапеля из бревен с полозьями, внутрь
которой заводилась ладья, и вс вместе
вытаскивалось на берег.
Вот как описывает К. Бадигин в книге
Кораблекрушение у острова надежды:
С кочей завели крепкие пеньковые верв
ки на вороты, работники стали выхажи
вать корабли на берег. Степан Гурьев вни
мательно смотрел, как выходят кочи.
Добро, сказал он, когда показались
из воды два крепких полоза, пришитых к
днищу деревянными гвоздями. Кочи мед
ленно, чуть покачиваясь, поднимались на
берег
Дальнейшее перемещение, как плоско
донок, так и волокуш с судном, осуществ
лялось с помощью лошадей, так как труд
но предположить, что сооружение длин
ной 1020 метров можно двигать по земле
с помощью людей. Для этой цели применя
лась лошадиная тяга (как я уже говорил,
недаром деревня зовтся Бурково от
Бурко или Бурка, Буркало, в ней содержа
лись лошади Сивки Бурки). Может
быть, небольшие суда и перемещались с
помощью людей, но это было, скорее, ис
ключение. Дальнейший путь выбирался по
влажным местам, как было принято го
ворить в то время, то есть это должен быть
ручей, озеро, пруд или болото. Для чего
это нужно? В первую очередь вода подли
валась под полозья волокуш, чтобы было
скольжение. Во вторых, на большой воде
(пруд, озеро) можно было оставить лодку
до утра следующего дня. И в третьих, сы
рая земля ручья, болота сама по себе дава
ла хорошее скольжение. Хуже было на бо
лотистой местности, это там, где начало
Лосиного Острова. Но здесь с помощью
жердей и стволов деревьев выкладыва
лись две стлани, на расстоянии 25 мет
ров друг от друга, по которым шли люди и
лошади, а посредине двигалось судно или
волокуша. Вот, видимо, поэтому археоло
гических следов наличия волока сегодня
найти не представляется возможным. На
сухих местах их быть не должно, а на мок
рых их, может быть, и не искали или не
обратили внимания (например, когда до
бывали торф). Доставив очередное судно
или стапель волокушу с ним, обратный ход
был аналогичным. Уже из Яузы такие ла
дьи перемещались в Клязьму, к Болшеву. В
самом же Болшеве, кроме складов и охра
ны, были мастерские и мастеровые, кото
рые занимались починкой корабельной
оснастки и другими ремонтными работа
ми, которые требовались на судах после
прохождения волока. Как правило, здесь
же находились специальные весы и вы
борные присяжные чины, которые следи
ли за правильностью взвешивания товара
и уплаты пошлины. У Шапкина моста архе
ологами был найден уникальный дирхем
Золотой Орды XIV века, обрубленный под
стандарты Древней Руси, а ведь монет
ный двор Орды располагался на Нижней
Волге.
Ну вот, а теперь давайте хотя бы ориен
тировочно попытаемся начертить и опи
сать ход волока.
Воспользовавшись ста
рыми картами, можно смело утверждать,
что начало волока было расположено пра
вее деревни Бурково.
Это самый пологий
и, главное, песчаный берег даже сейчас, а
когда уровень воды был выше на 1,52
метра это самый идеальный спуск и
подъм, где были установлены вороты и
деревянные склизы. Далее Бурковское
поле тоже идеальная ровная поверх
ность. Здесь свободно можно было пере
мещать суда на катках (древесных стволах
одного диаметра) в сторону сегодняшних
послков Зеленовод и Новый Быт. Здесь
же протекал ручей, для его русла под на
сыпью железнодорожных путей была про
ложена труба, что можно видеть и сейчас,
подъезжая в электричке к платформе Ва
лентиновка из Болшева. Ручей это вода
для полива под полозья волокуш. Дальше
путь лежал через проспект Космонавтов,
частью по улице Дзержинского, мимо зда
ний историко краеведческого музея, в сто
рону озера (теперь пруд около проходной
предприятия). Здесь на старых картах обо
значено озеро, что позволяло оставлять
суда на некоторое время на плаву, на от
дых, чтобы в воде не рассохлись доски. Ну
а дальше путь лежал прямиком в болота
Лосиного Острова (современная Торфян
ка), а из них в конечный пункт на Яузе.
Точно так же и обратно, вполне возможно,
что этот пруд (а раньше озеро) находился
где то посредине пути, что позволяло сде
лать отдых и лошадям, и людям. Таким
мне, кажется, был проложен путь Болшев
ского волока. Жалко, что археологические
исследования были направлены в основ
ном на берег реки! А массовые земляные
работы на территории нашего города и
раньше, и теперь проводятся так, что без
думно и безвозвратно разрушается куль
турный слой.
Мытищи в своем гербе имеют изобра
жение ладьи на катках, то есть волок явля
ется символом города. А на благоустроен
ной набережной Яузы даже установлена
ладья в натуральную величину. Есть даже
клумбы в виде ладьи.
Волок ламский дал название городу
Волоколамск, там установлен памятный
знак, в краеведческом музее устроена ди
орама этого волока, а у нас ничего нет. А
ведь Болшевский волок имел такое же,
если не сказать большее значение для раз
вития Московского княжества!
О древнем пути свидетельствуют упоми
нания о гати. Некоторые авторы считают,
что остатки древних гатей свидетельству
ют о наличии в этом месте волока. На мой
взгляд, это мнение ошибочно. Разница
между гатью и стланью существенна. Пе
ретаскивать корабли по гати было опасно
любой сучок, кусок бревна, торчащий
вверх, мог серьзно повредить днище. По
этому волокли или по мягкой почве, пред
варительно очищая поверхность от сучьев,
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ
Клязьма: река детства
Маршрут
Древние корабли
Ведущая
Ольга
Мельникова
Именно у Шапкина моста был причал, где разгружались корабли.
Картина В.Б. Иванова Заброшенный волок.
Главная улица бывшей деревни Бурково спуск к реке.
Картина Г.Л. Зайцева Начало волока.
камней и других неровностей, или по каткам круглым, ровно
очищенным брвнам. Ну а наличие гати лишний раз подтвержда
ет, что в этом месте была дорога!
Гать дорога через болото или затопленный участок суши,
настил через трясину, делается из брвен, уложенных обычно
поперк движения. Гать является одним из самых древних типов
дорожного покрытия. (Энциклопедический словарь Брокгауза и
Ефрона.)
Стлань дорога в виде настила из жердей, брвен и т. д. в
заболоченной местности и др. топких местах. Ряд брвен, брошен
ных в виде мостика. Настил из жердей, досок. (Большой толковый
словарь русского языка.)
Владимир МАЛЫХ
Окончание в следующих номерах