background image
четверг
k
81, 25 июля 2013 г.
ЛИЧНОСТЬ
C
M
Y
K
Никита Владимирович, насколько мне извес
тно, вы были на открытии памятной доски 9 июля
2000 года в Королве. Часто бываете на мероп
риятиях, посвящнных отцу?
Нет, хотя меня постоянно куда то зовут. Мне
неприятно быть этаким свадебным генералом. Не
хочу делать себе из этого ни работы, ни заработ
ка. Можно было бы организовать гастрольный
тур по местам, где выступал отец, но я этим не
занимаюсь. А к вам в город поехал, потому что
чувствовалось: это очень важно и для тех людей,
кто делал мемориальную доску, кто организовы
вал концерт, и для королвцев в целом. Даже
издана специальная пластинка Последний кон
церт Высоцкого, есть фотография, где он садит
ся в машину возле ДК после выступления.
В наш город ещ после этого приезжали?
Временами бываю в Королве, так как у меня
здесь живут друзья, и вижу, город благоустраива
ется: церковь построили на Валентиновском поле,
улицы не разбиты А вообще главное, чтобы с
космосом вс было хорошо. Отец общался с людь
ми из ракетно космической отрасли, космонавты
возили с собой его кассеты. Брат мой, Аркадий,
занимался в сво время астрономией. И сегодня
человечество уже немыслимо без этих знаний,
без космической экспансии. Так что желаю науко
граду Королву, отметившему недавно 75 летие,
новых научных прорывов!
Сейчас много выходит публикаций про Вла
димира Высоцкого, в том числе мемуарного ха
рактера. Находите для себя что то новое?
Никита ВЫСОЦКИЙ:
Отец гораздо большее,
чем я могу в себя вместить
В этом году исполнилось 75 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Имя
этого поистине великого поэта, автора исполнителя и актра навсегда вписано в
историю нашего города. Ведь именно здесь, в ДиКЦ Костино (тогда ДК имени
Ленина), 16 июля 1980 года он провл свой последний концерт, о чм гласит
мемориальная доска на фасаде Делового и культурного центра. К ней возлагают
цветы не только в дни памяти Владимира Семновича (25 января день рожде
ния, 25 июля день смерти), ведь личность такого масштаба достойна постоян
ного и всеобщего внимания. Мы побеседовали с младшим сыном Владимира
Высоцкого, актром театра и кино, директором Государственного культурного
центра музея В.С. Высоцкого Дом Высоцкого на Таганке Никитой Высоцким.
Редко. Слишком много уже сказано и напи
сано, причм бывает, что одни и те же события,
преподнеснные разными людьми, имеют не про
сто иную окраску, а диаметрально противопо
ложны друг другу. Но иногда, разговаривая с кем
то, чувствую: мне близко, как человек вспоминает
отца, хочется с ним общаться.
Мне интересно читать дневники Валерия Золо
тухина, так как это документ. Очень ценно то,
что сорок лет назад он после репетиций и спектак
лей записал. То же самое с письмами, которые
разрешила опубликовать моя мама, Людмила
Абрамова. Они произвели на меня впечатление
сопоставлением вещей, мне известных, с тем, как
отец к этому относился. Например, когда он, пло
хо обеспеченный работой, без денег, писал маме,
пардон, беременной мной, пытался е рассме
шить, успокоить. Видно, его тогда тяготила бед
ность. Он хватался за любую поднщину. А мы
знаем: это человек, которого хоронила вся страна
28 июля 1980 года! Мне и здесь, в музее В.С.
Высоцкого, важно то, что было тогда, а не как мы
сейчас это вспоминаем. Ведь память иногда игра
ет с нами злую шутку.
А что вы скажете про книгу Марины Влади
Владимир, или Прерванный полт?
Марина человек одарнный, в том числе
литературно. Я читал и другие е книги. У не есть
ритм, стиль. И в этой книге много эмоционально
го, что в меня попало. Но есть вещи спорные.
Допустим, Марина поссорилась с нашей семьй,
в частности, с моим дедом, отцом Высоцкого. Она
пишет про него плохо, но папа, когда был жив, к
нему относился совершенно по другому. Марина
потом говорила, что это крик души, а не доку
мент. Но меня тогда больше всего взбесило, что
е оценки становятся как бы оценками Высоцко
го. В то время не было прививки от подобной
литературы, е мало кто читал. Это вс таки за
падная книжка, которая там никого не удивила, а
здесь многих задела. Мой отец, к примеру, дру
жил с Эдуардом Володарским. С ним он написал
сценарий, тот ему разрешил на свом участке дом
построить И почитайте, что Марина пишет про
Володарского! Это несправедливо, неправильно.
Отец познакомил вас с Мариной Влади?
Пробовал, и не один раз, но ничего не полу
чилось. Я от Марины знаю, она хотела завязать с
нами какие то отношения, чтобы у отца не было
разделения на две разные жизни. Но в результате
так и получилось. И с Мариниными детьми мы
почти не общались. С ней самой виделись считан
ное количество раз. Вообще, у Влади, при том, что
она человек достаточно коммуникабельный, с
людьми, составлявшими существенную часть
биографии отца, не было никаких отношений.
Она со многими, я это видел и очень удивлялся,
знакомилась на его похоронах.
Ваш фильм Высоцкий. Спасибо, что живой
вызвал большой резонанс. Какую цель перед
собой ставили при его создании?
Главное желание большинства людей, кото
рые двигали картину, делали е (это касается и
режиссра Петра Буслова, и оператора Игоря Гри
някина, и художника постанов
щика Анны Лазаревой, и зву
корежиссра Владимира Лит
ровника, и продюсеров от Кон
стантина Эрнста до меня),
сказать, как мы относимся к
Владимиру Высоцкому. Этот
фильм объяснение в люб
ви. Хорошая картина, по мое
му, только так и должна де
латься.
Почему вы не исполнили
роль отца?
Был момент, на мне даже
стали пробовать пластический
грим, когда мы поняли, что нет
подходящего актра. Ведь Вы
соцкого нельзя сыграть услов
но. Это внешний облик, кото
рый знают. И когда сценарий
был написан, съмочная груп
па набрана, было принято ре
шение, чисто продюсерское,
что если не найдм актра,
главную роль дадут мне. Я был
категорически против, так как
понимал: это не то. Тем не менее, будучи челове
ком командным, последовательным и упртым,
честно готовился к съмкам: сбросил вес, ходил в
тренажрный зал, осваивал семиструнную гита
ру. Более того, пока я готовился, пересмотрел
весь кастинг. Но когда мы увидели Сергея Безру
кова в гриме, поняли, что нашли нужного актра.
Отсутствие Сергея Безрукова в титрах было
связано с тем, что он до этого успел сыграть
Пушкина, Есенина, Иешуа?
Безусловно. Его клюют за это до сих пор. Но
ведь не он ходит по студиям и просит дать ему
роль. Его приглашают, потому что знают: этот
актр сможет найти нужный образ. А люди про
Сержу уже анекдоты придумали. Конечно, мы
хотели прикрыть его хотя бы на время съмок.
Когда делали титры, встал вопрос, говорить об
исполнителе главной роли или нет. Провели фо
кус группу, где назвали другую фамилию. Выяс
нилось первые сорок минут просто выпали из
зрительского внимания, люди пропустили завяз
ку, так как сидели и сверяли: похож не похож.
Ощущение, что они знают актра, мешало воспри
ятию. И мы приняли окончательное решение ис
полнителя роли Высоцкого не указывать. Сергей
Безруков согласился с этим. Я не знаю второго
такого актра, который пошл бы на это. Пред
ставьте себе, человек работает полтора года на
износ и не может пойти на премьеру, дать интер
вью, автографы. Серга по мужски поступил. Мы
в нм не ошиблись.
Сколько вы работали над сценарием фильма
Высоцкий. Спасибо, что живой?
С момента, когда Эрнст сказал мне: Делаем
картину, до е выхода прошло пять лет. Работа
над сценарием продолжалась вс время, что то
переписывал по ходу съмок. Например, сцена с
Волгой, которую все хвалят, была немного дру
гая, и смысл е в утвержднном варианте был
иной. Фактически е доделали при монтаже.
Никита Владимирович, когда вы осознали
величину папиного таланта?
Не осознал, почувствовал. Надо быть сле
пым или глухим, чтобы не понять: он необыч
ный человек. Мы с Аркадием между собой в шутку
могли назвать его великим человеком, но како
во его историческое значение, конечно, не заду
мывались. Очень многие при жизни недооцени
вали отца. Так относятся к популярным артистам
и сегодня, причм не только публика, знакомые,
но и семья, просто как к человеку, а не явле
нию. Невозможно жить с явлением.
А когда были похороны, я вдруг понял: отец
гораздо большее, чем я могу в себя вместить.
Представьте, вся Таганская площадь море
людей. Жители пускали к себе в квартиры, на
крышах стояли люди. Я такого никогда не видел.
Очередь за траурной процессией растянулась от
Радищевской улицы к гостинице Россия. Все, с
кем мы выходили из Театра на Таганке, замирали
с открытым ртом. Тогда я что то ощутил. А даль
ше, пока жив, буду возвращаться к его личности,
судьбе и к его масштабу.
Беседовала Светлана НОСЕНКОВА
Кадр из фильма Высоцкий. Спасибо, что живой.
Фото с сайта www.visotskyfilm.ru
Фото автора
Никита Высоцкий.
В сентябре возобновит работу объе
динение любителей поэзии Литера
турная Передовая, нашедшее приют в
стенах ДК Текстильщик.
Идея, доб
рожелательно встреченная директором
Дома культуры В.В. Щукиной, прижи
лась. Потребовалось всего несколько
встреч, чтобы сформировался костяк
коллектива. Казалось бы, кому нужны
стихи в мире, сотрясаемом экономи
ческими и социальными кризисами, где
каждый вынуждн думать о хлебе на
сущном, крыше над головой и о личной
ТВОРЧЕСКИЙ КРУГ
безопасности? Ан, нет! Ирина Бараба
нова, Михаил Махоткин, Любовь Мару
сова, Татьяна Бусарова, Ирина Фроло
ва, Светлана Вальченко, Ирина Епихина,
Саида Абрамова первые и постоян
ные участники встреч ЛИТО оказались
людьми, готовыми сразиться с трудно
стями жизни на всех фронтах, в том
числе и на творческом. Мероприятия
коллектива регулярно посещает поэт
Вячеслав Дворников (председатель ли
тературного объединения имени Нови
кова Прибоя), радующий слушателей
блистательными экспромтами в стихах.
И что приятнее всего, жители микро
района с постоянством навещают нас и
нередко просят слово, желая принять
участие в обсуждении очередной темы.
Первые два сезона мы боролись с со
мнениями (какую программу каждый раз
подбирать для проведения гостиных?) и
неуверенностью в себе (как набраться
смелости и выступить перед аудитори
ей?). Но в преддверии третьей академи
ческой осени можно с полным правом
утверждать: мы преодолели себя и уже
на многое способны. Отдав дань уваже
ния классикам девятнадцатого века, на
чиная с Пушкина и Лермонтова (иначе и
быть не могло!), заканчивая Фетом, мы
пристально вглядывались в творчество
и биографию гигантов стихотворцев
века двадцатого: Есенина, Маяковского,
Блока, Цветаевой и Пастернака. Не обой
дены вниманием и поэты менее извест
ные, но не менее интересные Гумилв,
Анненский, Мандельштам, Рубцов, Ах
мадуллина. Жизнь и поэзия старателей
русского поэтического слова в грохочу
щий и дымный век нескончаемых войн и
передела мира напрягли наши души. Да,
мы напряглись, но не утомились. Под
конец второго сезона, поддавшись влия
нию моды (грех по нынешним временам,
когда не принято сопротивляться мод
ным поветриям, невеликий), мы внима
тельно прочли стихи Омара Хайама и
Иосифа Бродского.
Но только ли проверенные време
нем имена интересуют нас? Нет. К нам
приходили и наши современники. Да,
именно приходили, поскольку живут в
Королве. Всегда очень любопытно
сравнить: каков наш уровень на фоне
мастеров прошлого, сопоставимы ли
творения нынешних авторов с класси
ческими образцами поэзии? С этой
целью мы приглашали Ольгу Офице
рову, поэта и ведущую клуба авторской
песни БардЭКЮ в Доме культуры
Юбилейного, и прозаика, фотографа,
вокалистку Наталью Абашину. А 21 сен
тября (совсем скоро) мы ждм в гости
литератора Маргариту Крылову, веду
щую дискуссионно познавательного
Русского клуба в ДиКЦ Костино.
Так что же день грядущий нам гото
вит? Что может почерпнуть слуша
тель, решивший посетить одну из на
ших встреч в период с сентября по
май? Труды гениев, обогативших ми
ровую культуру, дожидаются своих
читателей, решивших в очередной раз
повоевать с трудностями быта и бытия,
с собственной леностью и со всем, что
противостоит прекрасному. Поборем
ся и мы. Присоединяйтесь! А стихи
Николая Гумилва напомнят каждому,
что борьба с собой требует усилий, но
также обогащает и приносит радость:
Я конквистадор в панцире
железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям
и безднам
И отдыхаю в радостном саду
Умиджон ШАРАПОВ
Мои конквистадоры
Ждм вас в первый и третий чет
верг каждого месяца в 19.00 на заня
тиях ЛИТО и в третью субботу в 15.00
в литературно музыкальной гостиной.