background image
Современное здание Болшевской школы 1 (ныне гимназии Российская
школа) построено в 1977 году.
вторник
k
83, 30 июля 2013 г.
154
А.И. ГЕРЦЕН
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
Я пришла работать уже в новое
здание, но помню ещ деревянный
двухэтажный дом имения Сапожни
ковых, в котором располагалась шко
ла, рассказала Маргарита Ива
новна. Моя старшая дочь Таня
там училась, поэтому я знаю, ребя
там нравился этот старый дом. Он
казался им таинственным, романтич
ным. В нм было много всяких инте
ресных местечек, по которым можно
было себе представить, как жили
раньше богатые люди и их дети.
Школьники очень любили ходить в
библиотеку. В дверном проме ком
Жизненные уроки
Болшевской школы 1
наты стоял стол, за которым сидел
небольшого роста почтенный стари
чок
библиотекарь Григорий Петро
вич. А ребята влетали в помещение
как воробьи, искали нужные книги и
расписывались за них в читательс
ких билетах. Они гордились, что ста
ли самостоятельными читателями.
Помню
Нюру, которую никто не
звал техничкой, только нянечкой.
Она готовила обеды, помогала де
тям одеваться при выходе на улицу,
присматривала за ними. А е муж
Ваня на лошадке привозил дрова.
Дети его очень любили, как и Нюру.
Болшевская школа 1 была уют
ной, с особым домашним укладом.
Не было казнщины и формализма.
Поэтому, когда я начала там рабо
тать, было ощущение, что пришла в
семью. И я никогда не сожалела о
свом решении, хотя папа говорил:
Ты что, на отлично училась в уни
верситете (Маргарита Ивановна
окончила филологический факуль
тет МГУ имени М.В. Ломоносова с
красным дипломом.
С.Н.), чтобы
быть простой учительницей? А я
ему отвечала: Ты не прав, это очень
хорошая школа. А дети самое до
рогое, что есть у каждого человека.
В школе работали педагоги разных
возрастов, объединнные общей
высокой целью: дать детям не толь
ко общеобразовательные знания, но
и духовно нравственное воспитание.
Директором в ту пору был
Нико
лай Васильевич Косякин, а завучем
Антонина Ивановна Тихомирова,
в честь которой названа улица в
Юбилейном. Антонина Ивановна
внешне была настоящая русская кра
савица: голубые глаза, тонкие черты
лица, стройная, изящная. Прекрас
ный математик и руководитель пе
дагогического коллектива. Кроме
школы, она преподавала на подго
товительных курсах в Лесотехничес
ком институте. Став директором Бол
шевской школы 1, всегда вела себя
деликатно: никогда не делала учите
лям замечания при всех, разговари
вала тет а тет, причм в интелли
гентной форме. С ней было легко
работать, хотя она предъявляла к пе
дагогам серьзные требования. Все
должны были приходить на уроки
подготовленными: как объяснить но
вый материал, закрепить его, какие
вопросы задать классу, кого спро
сить, на что обратить внимание в
домашнем задании. Школа была из
вестна в городе, имела авторитет.
Ученики получали хорошую образо
вательную базу. Антонина Иванов
на, если кто то ставил неудовлетво
рительную оценку в четверти, гово
рила: Обрекли? Мне обречнных не
надо! Проводите с отстающими до
полнительные занятия. У нас не
было второгодников.
В начальной школе были прекрас
ные учителя, которые каждый день
делали колоссальную работу по вос
питанию и обучению малышей. Пре
подаватели ходили в школьных шер
стяных ученических платьях, потому
что при скромной зарплате денег на
наряды не было. Но им родители
доверяли самое дорогое своих
детей. Среди этих подвижниц
Та
мара Николаевна Васильева и Анна
Павловна Абалакова
, которая была
награждена орденом Ленина за 25
лет безупречной педагогической ра
боты.
О каждом учителе Болшевской
школы 1 тех лет можно говорить
много, так как все они были энтузи
астами своего дела. Например, там
работала очень талантливый педа
гог,
учитель английского языка Га
лина Иннокентьевна Тевосян. У не
был замечательный музыкальный
слух, она легко ставила учащимся
правильное произношение. Галина
Иннокентьевна даже ездила от на
шей школы в Англию по культурно
му обмену.
Прекрасно знала свой предмет и
великолепно его преподавала
учи
тельница биологии Ольга Степанов
на Озорнова
. Для обучения ребят она
использовала природные условия
школы. Ей был выделен небольшой
земельный участок, где она с учени
ками разбила огород, цветник, дер
жали кроликов. Я по своей Тане за
мечала, как дети заинтересованы в
работе на участке. Она приходила
домой, быстро переодевалась, обе
дала и бегом к Ольге Степановне.
Учительница не заморачивала ребя
там головы теорией, а подходила к
работе с точки зрения возрастной
психологии. Ученики, ухаживая за
огородом, садом, цветами, кролика
ми, на практике закрепляли пред
мет.
Ещ у нас была необыкновенная
учительница
Евдокия Александров
на Литвинова, кавалер ордена Лени
на, мать известного педагога Лены
Никитиной. Воспитанная, скромная,
всегда уравновешенная. Евдокия
Александровна вела математику, и я
к ней ходила на уроки, чтобы на
учиться также естественно, свобод
но преподавать свой предмет, чув
ствовать класс и каждого ученика.
Ведь работа настоящего учителя не
мыслима без творческой составля
ющей. До сих пор многие помнят и
преподавателя истории Полину Ни
колаевну Островских
.
В Болшевской школе 1 всегда
кипела жизнь. Работали в две сме
ны, были кружки, хор. Многие уче
ники параллельно учились в музы
кальной школе, участвовали в раз
Маргарита Шорыгина.
Конец 1950 х годов.
В здании нынешнего филиала Московской областной государственной научной
библиотеки имени Н.К. Крупской тоже когда то велись занятия.
личных городских и региональных
конкурсах. Поэтому у нас были очень
интересные творческие вечера, праз
дники.
Антонина Ивановна Тихомирова
требовала от учителей, чтобы они
знали, в каких условиях живут их
ученики. У нас был сильный роди
тельский комитет. Всегда старались
помочь ребятам в сложной жизнен
ной ситуации. Помню, был у меня в
классе Слава Погорелов из Буркова,
большой непоседа и шалун. Я дела
ла ему замечания, что он не внима
телен на уроках, вс время вертится,
у доски кривляется. И вот однажды
решила сходить к нему домой, по
смотреть, как он живт. Меня встре
тила прокуренная пропитая старуха
с маленьким ребнком. Бедность в
доме страшная! Я спросила у не,
где спит и делает домашнее задание
Слава. Она ответила: Спит, где при
дтся, а заниматься он вовсе не за
нимается. Я была ошеломлена. На
следующий день в срочном порядке
собрали родительский комитет и ре
шили купить мальчику хотя бы са
мое необходимое: раскладушку, мат
рас, подушку, постельное бель и
кое что из одежды. Вот такая была
дружба и взаимовыручка между пе
дагогами, учениками и их родителя
ми в Болшевской школе 1.
Я очень е полюбила, но, к сожа
лению, проработала там недолго: вы
пустила 10 й класс и ушла в аспи
рантуру. Однако в 1990 е годы вновь
оказалась в этой школе читала
лекции по литературе и истории куль
туры. В то время директором была
замечательная
учительница русско
го языка и литературы Светлана Ва
сильевна Быстрова
. Приятно отме
тить, что она продолжила давние
традиции школы: е учащиеся были
на факультативе дисциплинированы,
серьзны и заинтересованы в полу
чении знаний.
Записала Светлана НОСЕНКОВА,
выпускница Болшевской
школы 1 1999 года
Фото автора и из архива
М.И. Шорыгиной
Хорошая школа второй дом
не только для учеников, но и
для учителей. Работа в
Болшевской школе 1 (в
2007 году она вошла в состав
гимназии Российская
школа), одной из старейших
в городе, изначально строи
лась на лучших гуманистичес
ких и педагогических тради
циях образования. Это была
дружная семья, спаянная
любовью. И такой оставалась
не одно десятилетие. Своими
воспоминаниями о ней
поделилась кандидат фило
логических наук, доцент
Маргарита Ивановна Шорыги
на, преподававшая в Болшев
ской школе 1 русский язык
и литературу в 19571961
годах.
Это здание Костинской школы 4, на соседнем фото е ученики 1965 года. Кто узнал себя откликнитесь по редакционным телефонам. Потом в здании школы было медучилище. Сейчас на этом месте
дом 1 по проезду Макаренко. Фото Валерия ТРОСЬКО.
ИЗ ФОТОАРХИВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ПРАВДЫ