background image
четверг
k
84, 1 августа 2013 г.
ПРАВОСЛАВИЕ И МЫ
Важнейшей способностью человека, как образа Божия, дела
ющей человека личностью, возвышающей его над животным
миром, является способность обладать словом. В православном
христианском богословии представители животного мира по
сравнению с человеком называются тварями бессловесными.
Язык у животных это орган вкуса. Язык в человеческом
обществе основа как проявления отдельной человеческой
личности, так и всей общественной жизни. Чем совершеннее
язык, тем выше уровень культуры и развития народа.
Во всм мире известно, что русский язык один из самых
богатых и выразительных. И весьма печально, что, обладая
великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди
отказываются от этого бесценного клада и достояния, и в
общении друг с другом пользуются жалким подобием челове
ческой речи нецензурной бранью. Причм матерные выраже
ния человек употребляет не только ругаясь, но и в обычном
разговоре, который оставляет в душе всегда тягостное впечатле
ние, так как любое матерное выражение нест в себе эмоцио
нальный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства.
Нередко наличие матерных слов в речи считается признаком
мужества и силы, а ведь это как раз является признаком духов
ной слабости. Речь человека, заражнного недугом скверносло
вия, до крайности бедна и свидетельствует о душевной неразви
тости.
Интересна мысль на эту тему Ф.М. Достоевского: Скверно
словят вслух, несмотря на целые толпы детей и женщин, мимо
которых проходят, не от нахальства, а так, потому что пьяному
и нельзя иметь другого языка, кроме сквернословного... Извес
тно, что во хмелю первым делом связан и туго ворочается язык
во рту, наплыв же мыслей и ощущений у хмельного, или у
всякого не как стелька пьяного человека, почти удесятеряется. А
потому, естественно, требуется, чтобы был отыскан такой язык,
который мог бы удовлетворять этим обоим, противоположным
друг другу состояниям... (Дневник писателя).
Академик Д.С. Лихачв, отбывая в молодости срок на Солов
ках, создал научный труд, в котором подверг филологическому
анализу воровскую речь и пришл к интересным выводам. Сквер
нословие не является в подлинном смысле человеческим язы
ком. Эти слова воздействуют не на интеллект человека, а на
чувственную часть души, то есть подобны сигналам, которыми
пользуются животные. Из этого можно заключить, что не только
употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вред
но, так как можно испортить вкус к нормальному человечес
кому слову.
Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуаль
ное развитие зависит главным образом от того языка, на кото
ром разговаривают окружающие их взрослые. Если ребнок
слышит только речь, состоящую из двух трх десятков слов и
выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном
и умственном развитии его не может быть и речи. Для достиже
ния впоследствии каких либо положительных жизненных успе
хов ребнку потребуются огромные волевые усилия.
С точки зрения христианской сквернословие смертный
грех. Само название этого порока показывает: он оскверняет то,
что входит в сущность человеческой души, слово. Злоречи
вые Царства Божия не наследуют, учит апостол Павел. И он
же призывает христиан: Никакое гнилое слово да не исходит из
уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно
доставляло благодать слушающим. Вот что говорит о скверно
словии Иоанн Златоуст: Хочешь ли знать, сколь великое зло
говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от
твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что
может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамосло
вящего?.. Как же ты можешь научить целомудрию жену, когда
бесстыдными глазами возбуждаешь е идти в распутство? Луч
ше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Если бы
кто, взяв нечистую посуду, положил е на твоей трапезе, такого
ты, избив палками, прогнал бы. Скажи теперь, ужели ты не
думаешь прогневать Бога, когда на трапезу Его (а уста наши и
есть трапеза Божия, когда мы приобщаемся таинства евхарис
тии) приносишь слова, гнуснейшие всякого нечистого сосуда?
Да и как может быть иначе? Ничто так не прогневляет Его,
Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает
людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и
слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы
целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог
вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова,
зловоннее всякого трупа, убиваешь саму душу и делаешь е
нечувствительной.
Чтобы овладеть хорошим языком, нужно много потрудиться.
Чтобы научиться сквернословию, достаточно несколько раз про
изнести непристойные слова. Дай Бог нам всем не поддаться
соблазну выбрать последнее, а устремиться к первому.
Виктор ЦЕШКОВСКИЙ,
священник, клирик Богородицерождественского храма
г. Королва
О ДУХОВНОМ
Не поддаться соблазну
сквернословия
Газета\ 29.07.13
Картинки в этом каталоге нет
Есть Бог, есть мир; они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но вс в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога
Николай Гумилв.
Здравствуйте, дорогие жители нашего
славного города. Я ветеран Великой Отече
ственной войны и ветеран труда, Вера Вла
димировна Станкевичус (в девичестве Ти
мофеева). Не знаю, будет ли услышан мой
голос, но очень надеюсь, что будет.
В газете Калининградская правда от 6
июня я увидела прекрасную статью о воз
рождении исторической святыни в микро
районе Текстильщик и долго думала на тему
прочитанного.
Я помню, как жители собирали подписи
под обращением к Главе города Валерию
Александровичу Минакову. Моя подпись и
подписи моих родных там тоже есть. Стави
ли мы их сознательно, надеясь, что Адми
нистрация города нас услышит.
Род Тимофеевых, к которому я принад
лежу, более 400 лет тесно связан с сель
цом Куракино (ныне микрорайон Текстиль
щик), с текстильной фабрикой Сапожни
ковых. Мои дед и прадед, родители и я
сама по многу лет трудились на этом пред
приятии.
В моем роду никогда не было неверую
щих людей. Даже в атеистическое советс
кое время имя божие зву
чало в кругу нашей семьи.
Мой дед был регентом
хора Покровской церкви в
усадьбе К.С. Станиславско
го Любимовке, которая на
ходится недалеко от наше
го микрорайона. Я, мои род
ные братья и сстры роди
лись в больнице, которую
построил Сапожников, и
учились в школе, которую
он возвл.
Моя бабушка, Екатерина Ивановна Ти
мофеева мне рассказывала, как в начале
ХХ века по заказу В.Г. Сапожникова около
больницы была заложена больничная ча
совня, чтобы люди, находившиеся на лече
нии, могли прийти туда помолиться о сво
м выздоровлении и своих родных. Ба
бушка видела, как была совершена зак
ладка этой святыни. Но революция уничто
жила много святынь, в числе которых была
и эта.
Мне уже очень много лет. Прожита длин
ная и довольно непростая жизнь. Я и мои
друзья прошли через все тяготы военного
лихолетья. Слова голод, нужда нам
хорошо знакомы с детства. Своими родите
лями я была воспитана православным чело
веком и в течение всей своей жизни стара
лась хранить наши традиции и привить сво
им детям любовь к вере, потому что вера
делает людей, вопреки законам жизни, доб
рее, гуманнее и лучше. Но, пожалуй, самое
главное это то, что вера учит любить.
Вера делает человека Человеком!
Несколько лет назад в одной книге я про
читала строки о том, что когда то была най
дена надпись в Шлиссельбургской тюрьме:
Со Христом и в тюрьме мы свободны, без
Него и на воле тюрьма. С именем божь
им на устах мы проживали голодные годы
войны и время последующего благоден
ствия. Как человек, воспитанный на право
славных традициях, я не могу не посещать
церковные службы, но ходить в храм с каж
дым годом становится вс труднее. Многие
мои близкие ходят со мной на богослуже
ние в храм Святой Матроны, но каждый раз
это стоит нам очень больших усилий и пос
ле храма почти не остатся сил из за рас
стояния, которое приходится нам, стари
кам, преодолевать.
Я очень хочу, чтобы мой голос услышал
Глава нашего города.
Уважаемый Валерий Александрович! Об
ращаюсь к вам, как мать. Вас просят стари
ки, прошедшие войну, люди, которые всю
жизнь трудились на благо нашего города
Королва. Услышьте нас! В вашей власти
решить вопрос с выделением земельного
участка для строительства храма в нашем
родном послке. Мы уже немощные люди,
добраться до храмов в других населнных
пунктах нам очень тяжело.
Просим вас откликнуться на нашу
просьбу! Помогите положительно решить
вопрос со строительством православного
храма в нашем Текстильщике на месте раз
рушенной куракинской часовенки.
Храни вас бог! Верю, что моя материн
ская просьба будет вами услышана.
Хочется сказать спасибо и всем жителям
нашего города за их поддержку и солидар
ность в этом богоугодном деле.
С уважением ко всем читателям,
В.В. ТИМОФЕЕВА (СТАНКЕВИЧУС),
ветеран Великой Отечественной войны
и ветеран труда
В ПРОДОЛЖЕНИЕ
Вера учит любить
За прошедшие с того времени два века жизнь нашего социума с
внешней стороны изменилась кардинальным образом, но его базо
вые ментальные ценности не претерпели особых изменений. Они
формируются на протяжении многих столетий, сохраняя преем
ственность развития, и, в силу этого, обладают значительной устой
чивостью. Я разделяю мнение ряда современных историков и соци
ологов, считающих, что в основе российского менталитета по
прежнему лежат православные христианские заповеди. Следует
особо подчеркнуть, что православие, в отличие от западного (и, в
особенности, от американского) протестантизма, канонически счи
тает монархию оптимальной формой устройства любой сложной
социальной структуры.
Таким образом, тонкий слой привнеснных извне либерально
демократических ценностей скрывает главное фундамент из
ценностей православных (и, как следствие, монархических) по
своей природе. Проблема в том, что мы, постоянно оглядываясь на
продвинутый Запад, стремимся быть частью некой западноев
ропейской цивилизации.
Почему то те же китайцы, чьи экономические успехи являются
общепризнанными, не открещиваются от своих, формировавшихся
на протяжении 25 веков, конфуцианских догматов. Китай чрезвы
чайно успешно адаптирует учение с многовековой историей к со
временным реалиям и берт его на вооружение, не обращая ника
кого внимания на упрки западных политиков и правозащитников.
Для того чтобы понять, что происходит с Россией в настоящее
время, следует сделать небольшой исторический экскурс и просле
дить за процессом проникновения в умы российской интеллекту
альной элиты западных либеральных воззрений. Несколько упро
щая ситуацию, можно сказать, что эти процессы начались в период
Великой французской революции явления крайне неоднознач
ного, но, безусловно, оказавшего огромное влияние на парадигму
социального развития Западной Европы и Северной Америки.
Основными драйверами Великой французской революции
были, безусловно, французские масонские ложи. Во многом благо
даря их просветительской деятельности у наиболее образован
ной части французского (а затем, в силу определнных причин,
российского) общества произошла ментально ценностная девиа
ция. Масонские лозунги типа: Свобода, равенство и братство,
прикрывавшие кровавый революционный террор, стали знаменем
Великой французской революции. Е главными идеологами были
масоны Вольтер и Ж. Ж. Руссо, а среди е непосредственных
руководителей масонов были такие известные исторические лич
ности, как Робеспьер, Дантон, Демулен и Мирабо. Революция,
унсшая жизни двух миллионов французов, потерпела поражение,
но успела экспортировать свои идеи в другие страны, в частности,
в Америку и Россию.
Ну а экспорт масонского либерализма в Россию произошл, во
многом, вследствие моды на вс французское (начиная с разговор
ного языка и заканчивая кухней), которая царила в российском
высшем свете на протяжении второй половины XVIII и первой
половины XIX веков. Не случайно император Александр I, сам не
избежавший тлетворного влияния либеральных идей, вс же
одумался и запретил в 1822 году в России все масонские организа
ции.
Кстати, восстание декабристов в 1825 году явилось прямым
следствием того, что французские масонско якобинские идеи успе
ли дать всходы и на российской почве. Бороться с последствиями
этого явления пришлось преемнику Александра I императору
Николаю I. Именно он смог создать оптимальную для России систе
му государственно политического менеджмента. И именно его цар
ствование было образцовым с точки зрения эффективности выб
ранной им управленческой стратегии.
В начале царствования Николая I Россия была отсталой аграрной
страной, состояние дел в промышленном секторе было наихудшим
за всю историю Российской империи. А своему сыну императору
Александру II он оставил сильное, централизованное и консоли
дированное государство с железными дорогами и индустриальной
экономикой. Впоследствии либеральные реформы Александра II
чуть было не разрушили российское государство, а политика посто
янных уступок оппозиционерам, проводившаяся Николаем II, и
отход значительной части российской интеллектуальной элиты от
православной веры привели Российскую империю в 1917 году к
окончательному краху.
Таким образом, если мы спроецируем исторический опыт XIX
века на очень непростые реалии века XXI, то в сухом остатке
получим актуальную для современной России золотую формулу
эффективного государственного и социального менеджмента.
1. За вс происходящее в государстве (или, как вариант, в реги
оне) нест ответственность, подкреплнную соответствующими
полномочиями, его глава.
2. Необходима разумная (и одобренная большей частью обще
ства) минимизация политических свобод, при одновременном
сохранении и увеличении прав и свобод личного, социального и
экономического характера. Что бы ни говорили наши доморощен
ные либералы, пример того же Китая убедительно доказывает,
что сделать это можно, причм весьма успешно.
3. Внешняя и внутренняя политика должна соответствовать упо
мянутым выше православным ментальным ценностям, присущим
большей части российского социума на протяжении вот уже 1025
лет, минувших со времени Крещения Руси.
Потворство не верящей ни в бога, ни в дьявола пятой колонне
(по меткому выражению В. Жириновского) может привести Россию
к самым плачевным последствиям. Не дай господи, чтобы мы в
очередной раз наступили на подложенные нам западными партн
рами грабли и увидели истинный лик российского либерализма
бессмысленного и беспощадного.
Алексей ФЕДОСЕЕВ
К 1025 ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Вечные ценности
КП от 6 июня
Рисунок часовни в Куракино предоставлен
краеведом Владимиром Парамоновым.
Двести лет назад выдающийся русский
учный историк Н. М. Карамзин напи
сал: Россия основывалась победами и
единоначалием, гибла от разногласия,
а спасалась мудрым самодержавием.