background image
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
84,1 августа 2013 г.
КИНОФЕСТИВАЛЬ
C
M
Y
K
Moхсен Махмальбаф известный
иранский кинорежисср и сценарист,
прозаик, продюсер, активист правоза
щитного движения. Ему присвоена док
торская степень в области литературы
и кино. В 2001 году его фильм Канда
гар удостоен Гран при Общества цер
квей мира на Каннском кинофестивале
и включн журналом Тайм в список
ста лучших картин в истории мирового
кино. А его Афганский алфавит, по
свящнный проблемам детей афган
ских беженцев в Иране, позволил из
менить закон, запрещавший им учить
ся в иранских школах. Он доказал, что
документальное кино способно вызы
вать колоссальные социальные пере
вороты.
Может быть, именно благода
ря влиянию председателя жюри
и его личному примеру
главная
награда фестиваля Золотой
Георгий вручена фильму Час
тица
(режисср Эрдем Тепегз,
Турция)
, снятому в реалистичес
кой манере. Картина погружает
зрителя в закрытый, как ракуш
ка, мир турецкой семьи, до мель
чайшей детализации правдивый
и совершенный в подлинности
взаимоотношений героев. Час
тица, рассеянная среди других
одиноких душ мегаполиса,
турецкая женщина Зейнеп, тру
дами которой живт и дышит
вся е маленькая семья (старень
кая мать и дочь инвалид), ли
шается работы, но сохраняет
особенные человеческие свой
ства: веру, упорство и трудолю
бие, что позволяет ей выжить и
не растлиться душой и телом.
Несмотря на тяжлые картины ни
щеты заброшенного района на окраине
Стамбула, грубость и домогательства
мужчин, безысходность на лицах жен
щин, которых по списку выкликают
хозяева для работы вахтовым мето
дом в другом городе, куда Зейнеп
вынуждена дрейфовать на автобусе,
в фильме есть свет, надежда на
исцеление, и это чаяние сама геро
иня. Недаром приз Серебряный Геор
гий за лучшую женскую роль получи
ла актриса Жале Арикан, сыгравшая
главную роль.
Спецприз За покорение вершин ак
трского мастерства и верность прин
ципам школы К.С. Станиславского
получила Ксения Раппопорт.
В конкур
се документального кино победил
польский фильм режиссра Павла Ло
зиньского Отец и сын, среди корот
кометражек награждн Замок эль
фов Рустама Ильясова. Лучшей ре
жиссрской работой признан фильм
Ливанские эмоции Чон нхна (Юж
ная Корея). Спецприз жюри Серебря
ный Георгий получила Долина про
щаний японского режиссра Тацуси
Оомори.
Частицы жизни на большом экране
Вне конкурса ежегодный праздник
кино в Москве открыл фильм Война
миров Z американского режиссра
Марка Форстера
. Сюжет основан на
интриге романа Макса Брукса Миро
вая война Z, посвящнного пробле
мам жизни в мире, лишнном тоталь
ного контроля, в котором залетевший
вирус превращает людей в зомби. У
американского кино огромный опыт в
съмках фильмов катастроф, тем бо
лее при современных технических воз
можностях.
В один из дней в Филадельфии на
ступает конец света: улицу накрывает
хаос, люди кусают друг друга, и начи
нается чудовищная пандемия. Как в
таком мире выжить хорошему семья
нину Джерри Лейну, роль которого ис
полняет Брэд Питт? Джерри отец
двух дочерей, американец, в прошлом
работал в ООН, расследуя случаи в опас
ных зонах всего мира в Руанде, Бос
нии, Чечне И герой начинает новые
подвиги на самолте облетает мир в
поиске нулевого пациента, с которо
го вс началось. Но зомби одолевают
его и героического пилота в воздухе,
приходится идти врукопашную, он пре
одолевает всю эту круговерть и выхо
дит победителем. Весь земной шар
предстал на экране лицами местных
актров, которых побеждал Джерри
Лейн, уничтожитель заразы. Монстры
же представали в образах весьма впе
чатляющих эпилептических стари
ков, насекомых, ещ не напившихся
крови, и израильских полицейских со
бак в момент нападения.
Спаситель человечества Джерри
Лейн, стопроцентный американец, по
чему то играет свою роль натянуто, так
что журналисты назвали его скучным
танцем зомби, а самого артиста
заигравшимся в солдатики. Да, это
игра, и только, хотя тема е гибель
всего человечества. Но эта игра не бе
Открытие 35 го Московского международного ки
нофестиваля (ММКФ) прошло в кинотеатре Пуш
кинский и началось торжественно с вручения
греческому режиссру, классику кино Коста Гав
расу приза за вклад в мировой кинематограф, а
также с проникновенных слов председателя жюри
основного конкурса этого года Moхсена Махмаль
бафа о великой чести оказаться на родине Андрея
Тарковского и быть главным арбитром ММКФ.
зопасна исподволь сознание наше и
наших детей приучается к потоку жертв
неведомой заразы, а ужастики уже
никого не пугают, скорее веселят.
Сочувствие зрителей герою Мат
терхорна (режисср Дидерик Эббин
ге, Нидерланды)
мне понятно: одино
чество и старость в любой стране яв
ляются проблемой, а
этот фильм подкупает,
как и турецкая Части
ца, своей подлиннос
тью, материальностью,
правдивостью странной
истории, рассказанной
языком кино. Герой лен
ты Фред приютил кло
шара, за что вызвал у со
седей ненависть. Никто,
даже пастор и прихожа
не храма, в который он
постоянно ходит, не ве
рят в чистоту его помыс
лов и пытаются уличить
в недостойном поведе
нии, не слушая жалких
объяснений. И Фред вы
нужден пойти им на
встречу сыграть
свадьбу двух геев в пу
стом храме, чтобы от
него отстали. Грустно и
смешно. Эта живая история нашла
отклик у публики.
Фильм Роль Кон
стантина Лопушанского
посвящн трагической
атмосфере послерево
люционных дней Петро
града, где человек мог
быть расстрелян без суда
прямо у вагона, а жизнь и
смерть менялись, как
карточные колоды в ру
ках странных игроков.
Один из жителей города,
чудом выживший и сбе
жавший в безопасную
зону артист Евлахов
(Максим Суханов), не
может забыть своего
двойника командира
Плотникова, который его
недострелил, а вскоре
и сам попал под пулю.
Если бы он сыграл роль
сибирского краскома на
сцене своего театра или
во сне... Но он решая стать им на реаль
ное короткое время и вернуться в виде
воскресшего командира с его докумен
тами. Для такого возвращения нужно
серьзное побуждение, а не просто
желание вжиться в образ, тем более,
что судьба его уже предупредила: дело
нешуточное. Вот в этом и вся загвозд
ка: что движет героем, зачем он идт на
смерть? Не из любви к родине или
женщине, или к оставленному ребнку.
Чрно белое кино передат метель
ную, жестокую атмосферу, паровозы
настоящие, пыхтящие. Реалистич
ную атмосферу коммунальных кухонь
и доглядства без настоящего героя мог
и хотел сыграть Максим Суханов. Но
вместо героя Роль. Эксперимент,
который он ставит над всеми и над
собой, пограничный, признат
ся артист.
Три русских фильма в основном кон
курсе 35 го ММКФ, не говоря о рус
ской теме на закрытии фильме Рас
путин, снятом грузинским режисс
ром Ираклием Квирикадзе, с Жераром
Депардье в главной роли, придают осо
бый колорит, национальную окраску
всему фестивалю, ярко выделяя его
президента Никиту Михалкова. Живо
писно снятые фильмы об историчес
ких вехах в жизни народа и высокая
художественная планка, предъявлен
ная авторам русской драмы, позволи
ли надеяться на успех наших фильмов
не только в России. Распутин был
показан в Ницце на закрытии фестива
ля Госфильмофонда РФ, где большой
интерес вызвала демонстрация архи
вного русского кино, в том числе о
воцарении Дома Романовых. Григорий
Распутин в новом фильме предстал
как образ вечного безумия и непредс
казуемости нашей страны.
Конечно, играть такого прозорливца
из народа, оракула и жертву, не побо
явшегося ни царского дворца, ни его
окружения, сподручнее русскому ар
тисту; это было бы понятнее и духов
нее. Но добрый ветер, как оговорил
ся в приветственной речи к публике
Жерар Депардье, дует сейчас в его па
руса.
364 фильма участвовали в програм
мах 35 го Московского международ
ного кинофестиваля, в том числе шес
тнадцать в основном конкурсе, в
котором распределялись награды. Приз
Серебряный Георгий за лучшую
мужскую роль получил Алексей Шев
ченков, сыгравший Иуду в одноимн
ном фильме Андрея Богатырва по
повести Леонида Андреева Иуда Ис
кариот. Врага Учителя попытались
показать как судьбоносную личность,
не дав ему повеситься на осине, за
быв о тридцати сребрениках. Его
представили исполнителем воли Бо
жией, но ведь одна из заповедей гла
сит: Не убий. Зло в фильме притя
гательнее и действеннее добра, воп
лощнного в Иисусе и его учениках,
только потому, что кажется режисс
ру жизненнее и реальнее без тьмы
нет света, а человек многовариати
вен.
Молодое кино предлагает нам но
вых героев в фильме Скольжение
Антона Розенберга (Россия), где зло
порождает зло, сотрудники ФСБ,
занятые наркоторговлей, следят друг
за другом и готовы в схватке за боль
шой куш на убийство. Его кровь оста
тся на шершавой поверхности города,
оставляя преследователям след его
скольжения. Когда то он попросил
небо о спасении, и оно было ему дано.
Но по слабости и недомыслию он пре
небрг им это текст из фильма о
нашем современнике, а не об Иуде.
Грузинский Беспредел (режисср
Арчил Кавтарадзе), польский Дорож
ный патруль (режисср Войцех Смар
жовский) также раскрывают погранич
ные ситуации, где в паутине лжи и кор
рупции гибнут люди и их вера в избав
ление от зла.
35 й ММКФ дал возможность выс
тупить режиссрам проблемных филь
мов. Отсутствие мотивации поступков
героев, незавершнность драматичес
ких действий, отступление от отчаянно
смелых решений в иную плоскость про
воцирует зрителей на размышления,
на работу в процессе просмотра. Так
авторы раскрывают двери в свой запо
ведник, заманивая и поддразнивая зри
телей, по новому заставляя занимать
ся сотворчеством и внутренним диало
гом с режиссром творцом и прово
катором.
Ольга КОМАРОВА,
член Союза кинематографистов РФ
Кадры из фильмов с сайта
www.moscowfilmfestival.ru
Приз Серебряный Георгий за лучшую мужскую роль получил Алексей Шевченков в фильме Иуда.
Фильм Распутин.
Брэд Питт в фильме Война миров Z.
Максим Суханов в фильме Роль.