background image
C
M
Y
K
По Клязьме до Волги
Часть 1
Мне вряд ли удастся из Королва
доплыть до океана годы не те, внут
ренние силы и терпение уже не беско
нечны. А вот хотя бы до Волги добе
жать по водной глади такая задача
не кажется невыполнимой.
Первую попытку достичь великой
русской реки мы с двумя товарищами
предприняли в мае 2007 года. Для это
го специально построили деревянную
лодку и, оттолкнувшись от Бурковской
плотины, втром на вслах пошли по
течению. Но уже у Щлкова на реке
начались гигантские мусорные проб
ки, и к тому же Клязьма вплоть до
Владимирской области оказалась щед
ро перегороженной плотинами. В день
по несколько раз приходилось зани
маться обносами этих преград: выгру
жали на берег вещи, волочили лодку по
берегу, чтобы преодолеть препятствие
(а это, бывало, не одна сотня метров),
затем, как муравьи, подтаскивали свои
походные пожитки, снова грузили их в
лодку и отправлялись до следующего
препятствия. Не столько плыли, сколь
ко таскали! Понятно, что эти вынуж
денные трудовые подвиги слабо спо
собствовали достижению намеченной
цели. Иностранная рабочая сила, в изо
билии осевшая в наших городах, на
берегах Клязьмы отсутствовала на
прочь, и помощи по переносу тяжестей
нам ждать было не от кого. В итоге мы
за отпущенное на поход время не про
шли и половины пути, и путешествие
закончили в городе Собинке Влади
мирской области, не дойдя по реке до
Владимира километров 50.
За кормой осталось примерно 270
километров. А до Волги по реке пилить
ещ примерно 400
Шли годы. На этой лодке в наших
широтах мы прошли реки Мсту и Вол
хов, а по Вологде, Сухоне, Северной
Двине и Онеге дважды добегали до
Белого моря. Кстати, обо всех этих пу
тешествиях, включая первое плавание
по Клязьме, Калининградка сообща
ла своим читателям.
Но оставалось беспокойное чувство
незаконченности начатого дела. Я вс
чаще открывал карты Владимирской и
Нижегородской областей, мысленно
плыл по Клязьме до е впадения в Оку
за городом Гороховцом и далее по Оке
до Нижнего Новгорода, где она благо
получно вливается в Волгу матушку.
Наконец, внутренний голос сказал мне:
Пора! И осенью 2012 года я засел за
разработку нового туристического мар
шрута: от Собинки до Нижнего Новго
рода.
Подготовка к походу оказалась не
простой. Начнм с главного с лодки.
Помните шуточную песню про то, как
дилетант объяснял тонкости бардов
ского искусства: Чтобы петь, нужна
сперва гитара Вот и у нас: чтобы
плыть, нужен сперва кораблик Наша
многопутешествовавшая лодка оста
лась на финише последнего водного
вояжа: в городе Онеге, который нахо
дится в месте впадения реки Онеги в
Белое море. Встала задача: как е отту
да доставить сюда? Выход был только
один: привезти на грузовой машине.
Поездка по шоссе и грунтовым доро
гам из Королва на север Архангель
ской области и назад это почти 3000
километров, несколько дней пути. Со
вершить трудовой подвиг по доставке
лодки в Королв взялся наш товарищ,
которого мы зовм Максимыч, участ
ник всех путешествий на ней. На грузо
вом УАЗе он рванул на север, к хоро
шим людям, у которых мы оставили
лодку. Затем обратный путь, мимо
космодрома Плесецк. И вот наш люби
мый кораблик оказался на спецстоян
ке в районе Болшева. Этот беспример
ный вояж заслуживает отдельного опи
сания.
Экипаж для нового путешествия при
шлось обновить. Разные жизненные
обстоятельства не позволили собрать
воедино старую команду, и мы с Мак
симычем пригласили новичка, его зо
вут Михалыч. У новичка оказались за
плечами одесская мореходка и несколь
ко лет плавания по морям и океанам.
Это обстоятельство нам очень приго
дилось в дальнейшем. Традиционный
косметический ремонт лодки перед
стартом, закупка продуктов на первое
время плавания и начался предстар
товый отсчт времени.
1. Собинка
Пуск состоялся ранним прохлад
ным утром 30 апреля. В 7 часов
45 минут УАЗ с прикреплнной сверху
лодкой, экипажем в кабине и поход
ным снаряжением в кузове стартовал
из Болшева, вышел на трассу Москва
Нижний Новгород. В столь раннее
время удалось избежать пробок, и уже
в 11 часов 20 минут мы были в городе
Собинке Владимирской области. Выг
рузили лодку на берегу реки Клязьмы,
вытащили вещи, перекусили. Теперь
по плану наша экспедиция должна раз
делиться на две части. Максимычу над
лежало отогнать УАЗ в
конечную точку марш
рута Нижний Новго
род, поставить его на
охраняемую стоянку на
910 дней и обществен
ным транспортом вер
нуться во Владимир. На
это ему отводились сут
ки. Мы же с Михалы
чем должны парал
лельно двигаться по
Клязьме, и также через
сутки доплыть до Вла
димира, где наш эки
паж и должен воссое
диниться. Мы пожела
ли Максимычу счастли
вого пути, он, как ли
хой наездник, перемах
нул мост через Клязь
му и исчез в неизвест
ности.
Пользуясь случаем,
познакомились с Со
бинкой. Обычный про
винциальный городиш
ко, когда то славив
шийся прядильно ткац
кими производствами.
Сейчас в центре стоят
старые многоэтажные
заводские корпуса и жилые дома ка
зарменного типа. Их роднит материал,
из которого они были когда то постро
ены, сплошь красный кирпич. Печа
лят неприкрытые следы запустения: пу
стые глазницы выбитых окон, обшар
панные стены, рештки вместо дверей.
У некоторых зданий первые этажи кое
как используются под магазины, сер
вис центры и похоронные конторы.
На площади около моста через
Клязьму стоит уникальный памятник
Карлу Марксу 1923 года постройки. Он
был возведн на добровольные по
жертвования рабочих текстильной фаб
рики Коммунистический авангард.
У
его подножия три скульптуры тру
дящихся: молотобоец с молотом, ма
ляр с кистью и косарь с косой. Надпись
на памятнике гласит: Всякое револю
ционное восстание, как бы далеко не
казалась его цель от классовой борьбы,
должно оканчиваться крушением, пока
не победит революционный рабочий
класс. Это, видимо, цитата из сочине
ний Маркса. Около моста наткнулись на
шарообразную автобусную остановку,
также давно ждущую ремонта.
Времени на более глубокое знаком
ство с городом у нас не было, возмож
но, мы увидели бы и признаки его воз
рождения. По крайней мере, какие то
новостройки издалека просматрива
лись.
Мы с Михалычем погрузили вещи на
лодку, сели на всла и отправились в
путь. Погода испортилась, стал накра
пывать дождь. Он сопровождал нас до
самого вечера.
Клязьма местами так разлилась, что
мы нередко теряли русло и бродили
среди островков из кустов и деревьев
в поисках фарватера. Однажды попали
на широкий разлив, вода до гори
зонта. Плывм, усиленно гребм вс
лами, и вдруг они вс чаще стали дос
тавать дно. Прошли ещ километр, и
тут лодка встала, уткнувшись килем в
мелководье. Что такое? Мы вниматель
но огляделись вокруг, увидели вдалеке
деревушку, а рядом с нами торча
щий из воды трактор. Понятно: забра
лись на сельхозугодья, какое нибудь
залитое водой картофельное или капу
стное поле. Как быть? Тащить лодку
вперд, вроде бы по течению, хоть и
слабому, или возвращаться назад и
через пару километров изнурительно
го пути искать потерянное русло?
Как я в этот момент пожалел, что у
нас нет навигатора. Сколько раз он нас
выручал, когда мы на севере плыли по
разлившимся до горизонта Сухоне и
Северной Двине! В навигатор заложе
на летняя карта рек, то есть указывает
ся их естественное русло, которого и
надо держаться. Кроме того, там, на
севере, встречались навигационные
знаки, торчащие из воды, ведь эти реки
судоходные. А Клязьма давно не судо
ходна, никаких опознавательных или
информационных знаков здесь нет. И
спросить не у кого: где мы, куда идти
дальше?
Мы с Михалычем решили не риско
вать, героически вернулись (против
течения!) назад, вышли передохнуть
на островок, поросший лесом. Мой
спутник, как барс, взобрался на высо
кую сосну в надежде определить нуж
ное нам направление движения. Но е
загромождали другие деревья. Меша
ли и низкая облачность, и противный
дождь. Принимаем решение держать
ся более высокого правого берега, а
там посмотрим. Наконец то мы выш
ли на вялотекущую воду, напоминаю
щую русло, и пошли дальше. Неожи
данно слева оказался металлический
забор, который протянулся вдоль бе
рега на несколько километров. Пери
одически на заборе появлялись вы
вески: Частная территория! Выход с
реки запрещн! Угадывалось какое
то охотничье хозяйство. Наши догад
ки подтвердили небольшие домики
заимки для охотников, поджидающих
дичь или иного зверя. Вдруг у самого
забора неожиданно поднялось гро
мадное чрное лохматое животное. Ка
бан! Он понсся вдоль забора, пыта
ясь убежать. У нас сразу же проснулся
охотничий азарт. Мы налегли на всла
и погнались за кабаном, чтобы с близ
кого расстояния сфотографировать
его. Метров триста зверь манил нас за
собой, а потом свернул в глубь ограж
днной территории и исчез из виду. Я
первый раз в жизни на природе видел
такого огромного дикого пороснка!
Сразу за охотхозяйством другая
частная территория. Правда, подход к
ней с воды есть, чем мы и воспользова
лись.
Вышли на высокий крутой берег и
обомлели. Помните сказку Пушкина
Руслан и Людмила, где среди поля
Из нашего города речным путм можно элементарно добраться до Каспийского моря (через
Клязьму, Оку и Волгу). Можно выйти и в океан. Для этого достаточно по Волге дойти до Рыбинского
водохранилища, из него через реку Шексну попасть в Белое озеро. Оттуда через Ковжу, Мариинин
ский канал и Вытегру следует добраться до Онежского озера, где решить приятную альтернативу
либо через Беломорканал выйти в Белое море и далее в Баренцево (Северный Ледовитый
океан), либо по Неве спуститься в Финский залив Балтийского моря, а там здравствуй, Атлантика!
Словом, романтики, дерзайте, воды на всех хватит, плывите на здоровье.
возвышалась огромная живая челове
ческая голова, с доспехами воина, с
которой разговорился странствующий
герой сказки?
Нечто подобное мы встре
тили на этом берегу, рядом с фешене
бельными коттеджами. Представьте
себе, что в откос берега вкопан гигант
ский человек. Наверху огромным ша
ром выступает его непокрытая голова,
невдалеке выходит из земли кисть руки
(от запястья до пальцев). Внизу, у самой
воды, торчит из земли ступня ноги. Для
масштаба: пальцы рук величиной с
взрослого человека (меня, например).
Стало быть, если этого Гулливера выко
пать и поставить на ноги, то его высота
составит примерно 20 моих ростов, то
есть около 35 метров. Это, с позволения
сказать, скульптурное сооружение вы
полнено из тонкостенного металла, что
угадывается по звуку, когда постучишь
по гигантской голове. Мы с Михалычем
сфотографировались у этого творения
рук человеческих (уж не Церетели ли
постарался?) и спешно, пока охрана не
спохватилась, ретировались на лодке.
Остаток вечера провели в поисках
места для ночвки. Вс кругом было
подтоплено, сплошь низины, зали
тые луга либо кустарники, стоящие в
воде и не пускающие к берегу. Нако
нец то уже в сумерках нашли неболь
шую проплешину в кустах, продрались
к берегу на низкую полянку, ещ недав
но бывшую под водой. Более удобной
стоянки не предвиделось. Вытащили
лодку, поставили палатку, развели ко
стр. Михалыч продемонстрировал
сво кулинарное искусство пригото
вил вкусный походный ужин. Тост за
успешное начало похода, вечерний чай
и отбой.
Выяснилось, что лодка немного под
текает, да и дождь добавил сырости. В
результате мой спальник каким то об
разом промок, а запасного в поход
обычно не берут. Пришлось опочивать
в мокром с надеждой, что своим теп
лом удастся его высушить. Тут я вспом
нил роман советского фантаста Ивана
Ефремова Лезвие бритвы, который
читал в детстве. Там упоминалось о
йогах, которые, обнажившись и завер
нувшись в мокрые простыни, могли на
холодном зимнем ветру их высуши
вать своим теплом. А чем мы хуже
йогов? С этой строчкой из песни Вы
соцкого я и постарался уснуть.
... Позвонил Максимыч. Он в Ниж
нем Новгороде поставил машину на
стоянку, ищет ночлег.
Валерий СОКОЛОВ
(Продолжение следует)
Памятник Карлу Марксу в Собинке.
Автор статьи: путешествие началось!
вторник
k
86, 6 августа 2013 г.
Выпуск 124
Голова и рука гиганта.
Клязьма разлилась до горизонта.