background image
четверг
k
90, 15 августа 2013 г.
Выпуск 92
НОВОЕ В ТЕЛЕМЕТРИИ
Начало 1930 х годов. Молоджь зачитывается
Аэлитой А.Н. Толстого и книгами великого по
пуляризатора ракетного дела Я.И. Перельмана,
мечтает о грядущих межпланетных полтах. Од
нако отсутствие практических шагов приводило к
тому, что общественный интерес к проблеме стал
угасать. Чувствуя смену настроений, С.П. Королв
писал Я.И. Перельману, что надо больше уделять
внимания ... не межпланетным вопросам, а са
мому ракетному двигателю, стратосферной раке
те и т. п., так как вс это ближе, понятнее и более
необходимо нам сейчас.
Практические шаги были осуществлены сотруд
никами ГИРДа, руководимого Королвым. И вот
80 лет назад, 17 августа 1933 года, под Москвой,
в Нахабине, состоялся первый успешный полт
ракеты ГИРД 09. Она была создана бригадой ЖРД
под руководством М.К. Тихонравова. Длина раке
ты 2,4 м, диаметр 180 мм, стартовый вес 19 кг,
включая 6 кг топлива.
До этого бригада ГИРДа работала над ракетой
под индексом 07, с двигателем на бензине и жид
ком кислороде. Двигатель при испытаниях посто
янно прогорал, поэтому в бригаде производились
опыты по поиску других горючих материалов.
Помогло знакомство старшего инженера
Н.И. Ефремова с Бакинскими нефтяниками. По
рекомендации сотрудника Азербайджанского не
фтяного института Гурвича решили попробовать
сгущнный бензин желеобразную смесь бен
зина с канифолью, который натолкнул Тихонра
вова на идею создания новой ракеты ГИРД 09.
Применение такого бензина позволило упрос
тить конструкцию ракеты. Больше не требовалось
насосов для подачи компонентов топлива в каме
ру сгорания. Жидкий кислород закипал в баке и
вытеснялся в камеру сгорания давлением соб
ственных паров. Желеобразный бензин помещал
ся в самой камере. Для его поджигания Тихонра
вов и Королв, вспомнив свой авиационный опыт,
решили применить свечу, как это делается в авиа
двигателях. Корпус ракеты был разделн на четы
ре отсека: парашютный, полезного груза, топлив
ный и хвостовой.
Первые испытания ракеты ГИРД 09 состоя
лись на Нахабинском полигоне 8 июля 1933 года.
По Москве е везли в трамвае, обернув газетами,
до Нахабина транспортировали на пригородном
поезде. А уже к полигону изделие бережно несли
на руках. На первом испытании присутствовали
многие специалисты ГИРДа, в том числе и
С.П. Королв. Состоялось два запуска двигателя
ИЗ ИСТОРИИ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ
Первый успешный пуск советской ракеты с ЖРД
В 2009 году на нашем предприятии
были разврнуты работы по новому
перспективному направлению пере
базируемому информационно измери
тельному комплексу телеметрических
измерений (ПКТИ). Первым из них стал
Селена ИТ, созданный нашим кол
лективом по заказу Минобороны. В
2010 году комплекс успешно прошл
межведомственные испытания на по
лигоне Капустин Яр и по настоящее
время эксплуатируется в составе изме
рительных средств данного полигона
сотрудниками нашего предприятия.
ПКТИ обеспечивал ракетные запуски в
разных точках страны: на полигонах
Медвежьи Озра, Капустин Яр, пуско
вой базе Ясный в Оренбургской облас
ти. За это время на Селене проведе
но более 40 сеансов приема телемет
рии. Общий пробег комплекса на авто
шасси составил более 4 тыс. км. Опыт
ная эксплуатация в полевых условиях
полигонов подтвердила высокие харак
теристики ПКТИ как по мобильности,
так и по наджности характеристик
примной аппаратуры.
Стоит отметить, что в 20102011 го
дах подобные комплексы разрабаты
вались и другими предприятиями: ОАО
РКС, ОАО ВПК НПО машинострое
ния. Наша Селена выгодно отлича
ется от аналогов компактным конст
руктивным решением (один контейнер),
высокой степенью заводской готовно
сти аппаратуры, улучшенными техни
ческими характеристиками и больши
ми возможностями перебазирования в
рабочие точки.
ПКТИ вызвал интерес потенциальных
заказчиков как со стороны Миноборо
ны, так и Роскосмоса. Наше предприя
тие имеет контракты на разработку и
изготовление трех подобных комплек
сов. Конечно, требования заказчиков,
указанные в технических заданиях, не
сколько различаются в зависимости от
специфики применения комплексов в
составе измерительных средств разных
полигонов. Так, в составе одного из них
будут применяться две антенны, в том
числе антенный модуль с параболичес
кой антенной повышенной эффектив
ности диаметром 5 м. В состав другого
изделия будет включн модуль связи и
управления, обеспечивающий передачу
полных потоков телеметрической ин
формации в реальном времени. Но в
каждый из них в качестве базового вой
дт информационно измерительный
модуль, создаваемый на базе ПКТИ. Та
ким образом, речь идт о разработке
унифицированного ряда перебазируе
мых комплексов модульного типа с воз
можностью различной комплектации в
зависимости от поставленных задач.
Как уже говорилось, базовый ин
формационно измерительный модуль
изготавливается на базе ПКТИ, но не
является его копией. Опыт разработки
и эксплуатации Селены ИТ, а также
появление нового поколения элемен
тов и устройств позволили разработ
чикам сделать значительный шаг впе
рд. В частности, слабым звеном кон
струкции ПКТИ была сборно разбор
ная антенна МАС 3. При переводе ком
плекса из транспортного в рабочее по
ложение и обратно сборка разборка
этой антенны производится вручную и
занимает немалое время. Также огра
ничены возможности примно регист
рирующей аппаратуры при одновре
менном приме потоков телеметричес
кой информации (до двух).
В перебазируемых комплексах по
томках Селены применяется плос
09. При первом он развил тягу в 28 кг, при
втором 38. Объяснялось это тем, что давление
в камере сгорания во втором случае было на три
атмосферы выше. Посовещавшись, гирдовцы
решили впредь работать при ещ более высоком
давлении. Через месяц, 7 августа 1933 года, на
Нахабинском полигоне испытывался двигатель с
давлением в камере 13 атмосфер. Тягу удалось
поднять до 53 кг.
Наконец наступило 17 августа 1933 года
канун Дня Воздушного Флота, который гирдовцы
считали своим профессиональным праздником.
Именно 17 августа и произошло историческое
событие. Вот как рассказывает об этом Н.И. Ефре
мов, сотрудник и секретарь партийной организа
ции ГИРДа (цитирую по книге А. Первушина Меж
планетный прорыв Советской империи):
Семнадцатое августа. На испытания поехали
немногие, что способствовало деловой обстанов
ке. Ракету готовили не спеша, проверялся каждый
агрегат по нескольку раз, и только к вечеру закон
чили подготовку. Ракета заправлена бензином,
вернее, остатками бензина, е опустили в пуско
вой станок. Проведена заливка жидкого кислоро
да, надет носовой обтекатель. Начинает нарастать
давление в кислородном баке от паров кислоро
да. Теперь надо ждать и следить по манометру,
установленному на ракете, до пускового давления
в 18 атм. Стрелка манометра остановилась на
цифре 13,5 и не хочет больше двигаться. По струй
ке паров видно, что пропускает предохранитель
ный клапан, и давление больше не поднять. Уста
навливается своеобразное равновесие. Что де
лать?
Решаем произвести запуск, правда, ракета не
достигнет расчтной высоты, но это при первом
пуске не имеет принципиального значения. Глав
ное полт, в котором будет проверена работа
всех агрегатов. Добро, пускаем! решает Сер
гей Павлович Идм в блиндаж. Становлюсь у
пульта управления, рядом вплотную становится
Сергей Павлович. Смотровое окно узкое, и мы
стоим очень плотно, чтобы видеть ракету и пуско
вой станок.
Команда контакт, и сразу же толкаю от себя
рукоятку пускового крана. Взрыв звучит прият
ный голос нашего двигателя, и первая совет
ская ракета медленно начала подъм. Затем будто
зависла на верхнем срезе пускового станка. Впе
чатление такое, что она зацепилась за концы на
правляющих труб и только после этого ринулась
ввысь. Летит!!! Мы бросились к выходу, чтобы
следить за дальнейшим е полетом
Нас охватило чувство, которое трудно даже
описать Сергей Павлович был ближе к выходу
и первым оказался в проме выходной двери, да
так и застрял там, загородив собой выход, глядя
на летящую вверх ракету
Ракета поднялась примерно на 400 м и повер
нула к земле До земли она летела с работаю
щим двигателем и разрушилась от ударов о дере
вья. Ракету увидели издали, она разломилась на
несколько частей. Из сопла вс ещ струился
дымок
Полту девятки был посвящн специаль
ный выпуск стенгазеты ГИРДа. В своей заметке
С.П. Королв писал: Первая советская ракета
на жидком топливе пущена. День 17 августа,
несомненно, является знаменательным днм в
жизни ГИРДа, и, начиная с этого момента, со
ветские ракеты должны летать над Союзом Рес
публик.
При разработке серийного варианта ракеты,
получившего индекс 13, в конструкцию внесли
ряд усовершенствований. Всего было изготовле
но шесть ракет, три из них поднялись до высоты
1,5 км.
Артм ПЕТРОВ
Николай Паничкин:
Наша цель упрочение
и развитие ЦНИИмаша
(Продолжение. Начало на с. 7)
Наряду с этими мероприятиями
предстоит развитие технической ин
фраструктуры, программно алгорит
мического обеспечения и механиз
мов администрирования локальной
информационно вычислительной
сети ФГУП ЦНИИмаш с доведением
рабочих терминалов до каждого ру
ководителя и научного сотрудника,
внедрение электронного документо
оборота в локальной информацион
но вычислительной сети предприя
тия и формирование его информа
ционной среды, включающей в себя
все результаты собственной научно
технической деятельности и сопря
жнные документы и аттестованной на
соответствие требованиям информа
ционной безопасности.
В связи с укреплением кадрового
состава существенное значение имеет
социальный пакет для сотрудников.
Предполагается ли его совершенство
вание?
Разумеется. Примерный соци
альный пакет должен предусматривать
следующие меры: приобретение жи
лья от застройщика по льготным це
нам; полная или частичная оплата съм
ного жилья; субсидия на рождение ре
бнка; получение кредита под гарантии
предприятия; получение путвок в до
школьные учреждения; прим в под
шефные школы детей работников пред
приятия; обеспечение по льготным це
нам отдыха на территории России и за
е пределами; возможность трхне
дельного отдыха в профилактории и
прохождение на его базе обследова
ния; дополнительный отпуск за ненор
мированный рабочий день; продлн
ный обеденный перерыв за ненорми
рованный рабочий день; медицинская
страховка с расширенными возможно
стями; организация досуга и культур
ных мероприятий; при трудоустройстве
молодые специалисты получают еди
новременное пособие в размере двух
окладов. Перспективным молодым спе
циалистам, успешно осваивающим спе
циальность, устанавливается доплата
к должностному окладу в размере
1015%.
И вс, о чм я говорил в нашей бесе
де, продиктовано главной целью. Это
всемерное сохранение, упрочение и
дальнейшее развитие института.
Беседовал Николай ДОРОЖКИН
Селена и е потомство
кая антенная система с фазированной
антенной решткой (ФАР) и с подъм
ным механизмом. При этом сама антенна
станет элементом конструкции тран
спортного контейнера, что значительно
облегчит приведение е в рабочее состо
яние. В транспортном положении антен
на укладывается в специальную нишу и
закрывается раздвижной крышей, кото
рая при переводе в рабочее положение
сдвигается, и подъмное устройство ав
томатически выдвигает антенну. Всем
этим процессом управляет один опера
тор, находящийся внутри модуля.
Примная антенная система по кон
струкции является аналогом серийно
изготавливаемой нашим предприяти
ем системы АП 4. Однако в ней приме
нены новые схемные решения, не име
ющие аналогов и позволяющие суще
ственно улучшить радиотехнические
характеристики антенны при ограни
ченных геометрических размерах ан
тенного полотна.
В первых образцах изделия мы ис
пользуем опорно поворотное устрой
ство и подъмный механизм израиль
ской фирмы Орбит как наиболее со
вершенные в настоящее время. Но в
планах антенного отдела создание и
развртывание производства собствен
ных подобных устройств на опытном
заводе Импульс.
В качестве примно регистрирую
щей аппаратуры в примных комплек
сах используется новейшая разработ
ка ОАО ОКБ МЭИ многоканальная
примно регистрирующая станция
МПТС ПМ4. Она обеспечивает одно
временный прим до четырх потоков
телеметрической информации, обла
дает функцией селективного подавле
ния помех (защищено патентом на изоб
ретение) и, можно сказать, является
самой продвинутой в своей нише. В
дальнейшем мы планируем использо
вать в примных комплексах станции
ПРА Вектор 4, которая разрабаты
вается нашим предприятием.
Создаваемые телеметрические
комплексы предполагается эксплуа
тировать в различных условиях и точ
ках. Это и стационарное размещение
на измерительных пунктах космод
рома Байконур в процессе модерни
зации всего комплекса данного кос
модрома, и на будущем космодроме
Восточный в качестве трассовых из
мерительных пунктов по конкретным
пускам. С учтом этого вариант ком
плекса для Восточного смонтиро
ван на автошасси повышенной про
ходимости.
Александр ОРЛОВ,
заместитель главного
конструктора НПО ИТ
В интервью Калининградской правде
(КП 39 от 11 апреля 2013 года) гене
ральный директор главный конструк
тор ОАО НПО ИТ В.Ю. Артемьев, говоря
о научно технических достижениях
предприятия, уточнил: А в части назем
ной аппаратуры мы разработали новую
примную телеметрическую станцию и
подвижный измерительный комплекс,
который уже работает в интересах обес
печения испытаний изделий ракетно
космической техники. В предлагаемой
статье речь идт о вышеупомянутом
подвижном измерительном комплексе.
Конкуренты обойдены
Фазированная антенная
рештка
От импорта к своему
производству
Для степных
и тажных дорог