background image
суббота
k
91, 17 августа 2013 г.
ПОДМОСКОВЬЕ
ДОРОГИ
Константин Васильевич, за счт
каких средств и инструментов стали
возможны масштабное дорожное стро
ительство и ремонтные работы, кото
рые ведутся на территории области?
В 2013 году на строительство и
реконструкцию дорог запланировано по
тратить 35 миллиардов рублей. Из них 5
миллиардов 700 миллионов пойдт на
ремонт автомобильных дорог регио
нального и межмуниципального значе
ния. По поручению врио Губернатора
Московской области Андрея Воробьва
дополнительно из областного бюджета
было выделено 2 миллиарда 500 мил
лионов рублей, которые направлены в
территориальный дорожный фонд. За
счт этих мероприятий мы планируем
отремонтировать более 1353 км дорог.
Этот показатель почти в шесть раз пре
вышает суммарный километраж отре
монтированных дорог за 20092012
годы. Впервые за долгие годы нам уда
лось приблизиться к нормативу, по ко
торому ежегодно мы должны ремонти
ровать 1300 км дорог. Например, за
предыдущие четыре года в области было
приведено в порядок всего 250 км и
построено 169 км новых дорог.
Говорят, в России две беды
коррупция и дороги. Как вы боретесь с
недобросовестными подрядчиками,
есть ли у властей механизмы защиты
от неэффективного использования
средств, выделяемых на строительство
и ремонт дорог?
В Московской области есть спи
сок недобросовестных подрядчиков,
который ведт ФАС на основании рас
торжения договора со стороны заказ
чика ГУДХ или по решению суда.
Подрядчик, внеснный в этот список,
не может участвовать в торгах. Борьбу
с некачественным ремонтом мы ведм
и ужесточая требования к выполняе
мым работам. Сами ремонтные работы
принимаются только после тщатель
ной проверки. Например, муниципаль
ные образования получат средства из
Дорожного фонда только после при
ма выполненных работ. То есть под
рядчики сейчас ведут работы за свой
счт, и им просто не выгодно работать
некачественно. С проверками на места
выезжают наши специалисты, которые
могут и не принять работы.
По поручению врио Губернатора были
увеличены гарантийные сроки на стро
ящиеся и отремонтированные дороги,
новые дороги должны будут прослу
жить не менее шести лет, а отремонти
рованные четыре года. Также к концу
года в Московской области будет со
здан реестр добросовестных подрядчи
ков по строительству и ремонту дорог,
которые с нами сотрудничают и обеспе
чивают грамотный и качественный фор
мат работы, в том числе умеют работать
без денег, или вперд. Такой рей
тинг нам будет помогать составлять
Общественный совет при ГУДХ, кото
рый на основании в том числе обще
ственного мнения будет оценивать ра
боту дорожных организаций.
Я много езжу по Подмосковью на
собственной машине и каждый год
меняю подвеску. У меня сложилось впе
чатление, что асфальт на Симферо
польском шоссе перекладывают раз в
23 года. Сразу после масштабного
ремонта дорога превращается просто
в сказку, но проходит зима, и на шоссе
опять колеи. Рядом с моим домом в
Томилине год назад положили дорож
ное полотно на Егорьевском шоссе.
Сейчас ни один водитель не признает,
что дорожное покрытие здесь относи
тельно новое сплошные выбоины и
трещины. В чм причина и можно ли
что то с этим сделать?
Симферопольское шоссе это
федеральная трасса. Точную инфор
мацию по ремонту этого участка мож
но получить у ФКУ Центравтомагист
раль. На Егорьевском шоссе в про
шлом году был выполнен ямочный ре
монт картами. Этот вид работ не влияет
на слой усиления дорожного покры
тия, но влияет на слой износа с гаран
тийным сроком работы 23 года. Де
фекты покрытия связаны не с его каче
ством, а с тем, что нарушена несущая
способность всей дорожной одежды.
Данная проблема не только с Егорьев
ским шоссе. Дороги в области строи
лись еще в 1980 х годах по старым
СНиПам, с учтом нагрузки под тип
существовавшего в то время транспор
та. Сегодня на нашу дорожную сеть
вышли грузовики с общим весом 30
40, а иногда и 60 тонн. Произошло
разрушение всей сети, и для приведе
ния дорог в нормативное состояние
необходимо провести капитальный ре
монт. В 20142015 годах мы планиру
ем перейти от мероприятий по сохран
ности сети к мероприятиям по приве
дению дорог к существующей транс
портной нагрузке в рамках капиталь
ного ремонта.
Понятно, что дороги бывают фе
деральными и областными. А проез
жая часть во дворах, это ведь тоже
дороги? Во многих городах она ужас
на, кто отвечает за е состояние?
Ещ есть муниципальные дороги,
к которым в том числе относятся и
внутриквартальные. Они находятся на
балансе муниципалитетов и финанси
руются за счт муниципальных бюдже
тов. Московская область для поддерж
ки муниципальных дорог выделяет суб
сидии за счт средств Дорожного фон
да. В настоящее время из регионально
го Дорожного фонда выделяются три
вида субсидий: на ремонт автомобиль
ных дорог, на ремонт внутрикварталь
ных дорог и на проектирование и стро
ительство дорог до сельских населн
ных пунктов, не имеющих связи с до
рогами с тврдым покрытием. В этом
году на выделение субсидий по капи
тальному ремонту и ремонту внутри
квартальных дорог предусмотрено фи
нансирование в общем объме 1 мил
лиард 563 миллиона рублей, на капи
тальный ремонт и ремонт автомобиль
ных дорог направлено 1 миллиард
810 миллионов рублей.
На каких условиях выдаются му
ниципалитетам субсидии на ремонт до
роги?
95% стоимости одного объекта
финансирует областной Дорожный
фонд, 5% закладывают у себя в
бюджете муниципальные образования,
которые должны обеспечить стройнад
зор на объекте, чтобы контролировать
качество работы подрядной органи
зации.
То есть деньги на дворы и переул
ки выделяются, но не всегда осваива
ются?
В Главное управление дорожного
хозяйства области ежегодно поступает
около 4 тысяч обращений от граждан с
жалобами на качество или вообще от
сутствие дорог местного значения.
Субсидии распределяются на основа
нии отчтности глав муниципальных об
разований, которые они предоставляют
в органы государственной власти по ка
честву дорог. Главы тех образований,
которые предоставляют недостоверную
информацию, которые обращаются к
нам за субсидиями, но по отчту у них
вс прекрасно с дорогами, рассчиты
вать на дополнительное финансирова
ние не могут. Весь ремонт производится
за их счт. На субсидии могут рассчиты
вать муниципальные образования, у
которых более 10% дорог находятся в
ненормативном состоянии, а также
большая протяжнность дорог общего
пользования. Например, в городском
округе Долгопрудный около 90% муни
ципальных дорог находятся в норма
тивном состоянии, это примерно 60 км,
20 км дорог находятся в оперативном
управлении Мосавтодора.
Как контролируете расходование
средств?
С 2011 года у нас ведтся монито
ринг использования муниципальными
образованиями субсидий из Дорожно
го фонда. Мы получаем оперативную
информацию от муниципальных обра
зований о проведении процедур раз
мещения заказа, заключении контрак
тов, сроках выполнения работ. Пере
числение самих субсидий осуществля
ется только после заключения незави
симой лаборатории о фактическом ка
честве выполненных работ. Ремонт так
же отслеживаем по видео, которое по
ступает от муниципальных образова
ний. И надеемся на контроль со сторо
ны жителей, что они нам будут сооб
щать о некачественном ремонте или
его отсутствии. Актуальный адресный
перечень распределения субсидий есть
на сайте Главного управления дорож
ного хозяйства.
Как можно простимулировать му
ниципалитеты более активно участво
вать в создании собственных дорож
ных программ?
В 2014 году появятся муници
пальные дорожные фонды. Таким об
разом, два вида субсидий исчезнут, и
деньги напрямую будут направляться в
муниципалитеты, которые будут рас
поряжаться средствами по своему ус
мотрению. Им будет отчисляться 10%
сборов от акцизов на горючее. Появле
ние муниципальных дорожных фон
дов простимулирует приведение в по
рядок дорог области. Очень важно му
ниципальным органам и исполнитель
ной власти разработать собственные
программы ремонта и обсудить их с
населением.
Я слышал, что вы сотрудничаете с
различными активистами, даже с таки
ми непримиримыми, как Probok.net.
Расскажите об этом подробнее.
При Главном управлении дорож
ного хозяйства Московской области
создан и уже работает Обществен
ный совет по вопросам дорожной де
ятельности. В него вошли представи
тели таких общественных движений,
как Автомобилисты Долгопрудно
го, экспертный центр Probok.net,
интернет проект Сердитый гражда
нин, Союз пешеходов, Союз до
рожников Подмосковья. Совет создан
для учта мнения жителей Подмосковья
по вопросам строительства, ремонта и
содержания автомобильных дорог. Ре
шение системных социально экономи
ческих проблем региона должно пла
нироваться с обязательным учтом
мнения жителей Подмосковья. Об этом
неоднократно говорил врио Губерна
тора Московской области Андрей
Воробьв. В данный момент члены
Совета обсуждают с представителями
инициативных групп граждан проекты
строительства автомобильной дороги
Виноградово Болтино Тарасовка
на территории Мытищинского и Пуш
кинского муниципальных районов, пу
тепровода в районе платформы Быко
во Раменского муниципального райо
на. Экспертный центр Probok.net мы
привлекали к разработке схемы опти
мизации движения на Ильинском и Во
локоламском шоссе, проекта Пово
рот на красный. Сейчас продолжаем
обследовать опасные перекрстки.
Если у читателей есть какие то вопро
сы или предложения, то просим при
сылать их на электронную почту
Совета: gudh.sovet@yandex.ru.
В последнее время действенным
инструментом для жителей области
стали письма на личную почту врио
Губернатора. Пишут ли ему про дороги,
переадресует ли он эти письма вам?
О чм они, как вы на них реагируете?
Ответы на некоторые письма мы
публикуем в местных СМИ. С апреля с
личной почты врио Губернатора при
шло более 100 писем. Много обраще
ний с просьбами отремонтировать до
роги, построить или отремонтировать
мосты, по строительству объездных
дорог. Например, жительница микро
района Николо Архангельское в Бала
шихе Ольга Зиновьева обращалась с
просьбой ускорить строительство
объездной дороги, поскольку через их
послок едет поток машин в объезд
пробок на шоссе Энтузиастов. Конеч
но, большинство обращений касается
ремонта дорог. Обращались жители из
Наро Фоминского района, сразу из
восьми населнных пунктов: д. Рожде
ственно, д. Мерчалово, д. Пушкарка,
д. Годуново, СНТ Родники, СНТ Ве
рея, СНТ Вереск, СНТ Мерчало
во. Участок дороги от указателя
д. Рождественно и д. Мерчалово, рас
положенного между населнными пун
ктами д. Симбухово г. Верея, при
шл в негодность несколько лет назад.
И что вы им отвечаете?
На месте существующего переезда
на Разинском шоссе планируется строи
тельство путепровода. Проектирование
пересечения с железной дорогой авто
дороги Балашиха Салтыковка на ос
новных направлениях ведт МЖД. Сей
час подготовлена документация для про
ведения открытого конкурса. Он пройдт
в сентябре, планируемое заключение го
сударственной экспертизы второй
квартал 2014 года. Дорога в Наро
Фоминском районе включена в допол
нительную программу дорожных работ
по статье Ремонт автомобильных дорог
Московской области на 2013 год.
Давайте вернмся к компаниям,
осуществляющим дорожное строи
тельство. Если делать дорогу на со
весть, это выгодный бизнес?
Строить на совесть всегда выгод
но. Прибыль подрядчика составляет
1012%. Делать дорогу с браком невы
годно как для подрядчика, так и для
заказчика. Подрядчик рискует 30% ной
банковской гарантией по контракту и
штрафными санкциями даже при не
значительных отклонениях от требова
ний к качеству работ. Для заказчика
брак может обернуться судебными
исками.
Внешне дороги не сильно измени
лись за последние 2030 лет, а что с
технологиями? Можно ли сказать, что
дороги строятся, как и прежде, или это
процесс с высокой долей НИОКР?
Основные технологии, которые
применяют в России и Европе, были
разработаны ещ в 1980 х годах. Но
появление новой техники привело к
ужесточению требований к качеству
производства работ. Также появились
большие линейки дорожных матери
алов, которые раньше не применя
лись: стабилизаторы укрепления
грунтов, добавки к асфальтобетону.
Не так давно, уже в XXI веке, появи
лись другие виды разметок и свето
вая индикация. На дорогах устанав
ливают светодиодные знаки. Такие
технологии, например, применяют в
рамках губернаторской программы
Наше Подмосковье при установке
Безопасных переходов.
А насколько высок порог вхожде
ния в этот бизнес? Что нужно, чтобы
стать строителем или ремонтником
дорог?
Порог вхождения в дорожный биз
нес невысокий, действует закон, зап
рещающий ограничивать конкуренцию
игроков на рынке. Дорожник должен
быть готов психологически к такой ра
боте. Эта работа не в офисе, а на витри
не, к тому же с повышенной опаснос
тью. При строительстве надо понимать
большой спектр производства работ.
Надо уметь работать и с асфальтобето
ном, и с бетоном, и приготовиться к
тому, что это работа на открытой
площадке в любую погоду.
Какими должны быть и какими
будут дороги Подмосковья через 35
лет?
В прежние годы не было обще
ственного понимания, что такое доро
ги. Как объяснить такие явления, как
строительство целых микрорайонов без
учта перспективного развития интен
сивности автотранспорта, генерально
го плана и самого строительства до
рог? Такие районы уже прозвали в на
роде каменными мешками. Сейчас
ситуация меняется. К развитию транс
портной сети мы привлекаем инвесто
ров. Застройщики готовы финансиро
вать такие работы, поскольку им это
тоже выгодно. Если есть транспортная
доступность, то, значит, и цена за один
квадратный метр может увеличиться.
Те программы, которые сейчас ре
ализуются, а также понимание суще
ствующих проблем со стороны Пра
вительства Московской области по
зволяют сказать, что через 35 лет
наши дороги будут намного лучше. А
помочь нам в этом должны жители
Подмосковья. Какими должны быть и
будут дороги, зависит от каждого из
нас. Это, конечно, банально, но вс
всегда начинается с мелочей. К приме
ру, автомобилист сегодня не выбросил
мусор из окна машины, значит, дорож
нику не придтся выезжать на место и
убирать этот мусор, и сэкономленные
деньги пойдут на ремонт дороги.
Именно изменение общественного
понимания и участие жителей дают нам
возможность менять ситуацию.
Олег СОЛОВЬВ
Строить на совесть выгодно
Власти региона уверены, что всего через несколько лет дорожная сеть
области станет качественно иной
Одной из горячих тем, неизменно вызывающих живой интерес всех без исключения жителей Московской
области, является тема состояния и развития дорожной сети региона. О том, как финансируется строитель
ство и ремонт дорог Подмосковья, какие действуют нормативы и как проводятся тендеры на производство
работ, рассказал Константин Васильевич Ляшкевич, начальник Главного управления дорожного хозяйства
Московской области.
КСТАТИ:
ГЛОНАСС око Росавтодора
Ещ эффективнее контролировать ремонт дорог будет автоматизирован
ная система Дортранснавигация, которую усовершенствует Федеральное
дорожное агентство (Росавтодор). После модернизации за выполнением
дорожных работ специалисты агентства будут следить при помощи системы
ГЛОНАСС и камер.
По планам Росавтодора в сочетании с видеокамерами и электронной
картой датчики российской навигационной системы позволят отслеживать не
только местоположение и деятельность той или иной машины, но и оценивать
состояние самой дороги. Оператор агентства сможет контролировать работу
не покидая офиса.
Базовый алгоритм новой системы заключается в следующем: на машинах
подрядчиков устанавливают бортовые блоки системы. Они передают инфор
мацию на серверы региональных управлений автодорог. Доступ к ним имеет
ся у специалистов Росавтодора. Система работает уже около пяти лет и будет
усовершенствована в ближайшее время. Она уже доказала свою эффектив
ность за прошедшие годы е использование позволило повысить качество
работ, а также сократить издержки.
На модернизацию планируется потратить 85 миллионов рублей. Также в
планах агентства автоматизировать весь цикл управленческих задач.