background image
вторник
k
95, 27 августа 2013 г.
C
M
Y
K
Здравствуй, Северная столица город Петра Великого!
После посещения Петропавловской
крепости нас ожидала теплоходно пе
шеходная прогулка Соборное коль
цо по уже известному нам, но более
короткому маршруту: от Исаакиевско
го собора до храма Спаса на Крови,
расположенного невдалеке от Невско
го проспекта в начале набережной ка
нала Грибоедова.
Пообедав в кафе, мы
устремились к этому храму, очарован
ные его необычной архитектурой и кра
сочно мозаичной расцветкой: как яр
кий сказочный терем смотрится он на
фоне строгих фасадов петербургских
зданий. Сво название храм получил в
связи с тем, что был построен на месте
убийства императора Александра II. Это
трагическое событие произошло 1 мар
та 1881 года. Собор создан в русском
стиле, по образу храма Василия Бла
женного в Москве, украшен мозаичны
ми панно по рисункам известных ху
дожников В. Васнецова, М. Нестерова
и других. Красотой этого собора как
снаружи, так и внутри можно любо
ваться бесконечно, но усталость уже
давала о себе знать, а нам предстояло
посетить ещ один собор.
Исаакиевский собор это четвр
тая церковь, построенная в Петербур
ге, и самый большой в России храм.
Выбор названия не случаен: Птр Вели
кий родился 30 мая, в день Исаакия
Далматского, византийского монаха,
причисленного к лику святых. В 1710
году Птр приказал построить в Петер
бурге деревянную Исаакиевскую цер
ковь в честь своего святого покровите
ля. Она находилась рядом с Адмирал
тейством, примерно на том месте, где
ныне стоит Медный всадник. В Исааки
евской церкви 19 февраля 1712 года
состоялось венчание Петра I и Екатери
ны Алексеевны, будущей императрицы
Екатерины I. В 1723 году царь Птр
подписал специальный указ, по кото
рому моряки Балтийского флота дол
жны были принимать присягу только в
этой церкви.
В 1800 х годах состоялся конкурс на
проект нового собора. В нм победил
молодой французский архитектор
Огюст Рикар де Монферран, приехав
ший в Россию за два года до этого.
Работы по возведению собора нача
лись в 1818 году и продолжались в
течение сорока лет. 30 мая 1858 года в
Санкт Петербурге состоялось торже
ственное открытие и освящение Исаа
киевского собора, который был про
возглашн кафедральным собором
Русской православной церкви.
Процесс его отделки был сложным:
особенно тяжело давалось золочение
куполов, на которое ушло 100 кг золо
та. Неотъемлемой частью золочения
куполов было использование ртути, от
ядовитых испарений которой погибли
60 мастеров.
В храме установлено 72 колонны,
все они выполнены из гранитных мо
нолитов весом от 64 до 114 тонн и
крепко стоят под тяжестью своего веса.
Посетителям показывают макет устрой
ства, с помощью которого устанавли
вали эти мощные колонны монолиты.
История архитектуры ещ не знала по
добного! В соборе разрешено фото
графировать, и мы не могли оторвать
ся от красоты и богатства интерьера:
иконостасы изготовлены из белого ита
льянского мрамора в сочетании с мо
заичными панно, колонны из мала
хита и лазурита, в отделке использова
ны многие породы ценных камней и
многочисленные детали из позолочен
ной бронзы.
Подъм и завтрак в этот день были
назначены на час раньше обычного,
чтобы без пробок и строго к назначен
ному экскурсоводом времени прибыть
в город музей Петергоф, где планиро
вались экскурсии на весь день.
Реше
ние выехать раньше оказалось очень
правильным, нам опять повезло: успе
ли приехать как раз к включению кас
када фонтанов, которое бывает в 11.00.
В 1714 году у Петра I возник замысел
создания загородной резиденции, ко
торая по своей роскоши не уступала бы
французскому Версалю. Уже в августе
1723 года состоялось торжественное
открытие Петергофа. По замыслу Пет
ра, Петергоф должен был, с одной сто
роны, равняться в великолепии с са
мыми знаменитыми королевскими ре
зиденциями Европы, с другой стать
триумфальным памятником успешно
го завершения борьбы России за вы
ход к Балтийскому морю. И то и другое
удалось блистательно осуществить.
И сегодня перед взором туристов
открывается величественная панора
ма. В обрамлении зелени Нижнего пар
ка раскрытой чашей сияет золотом
скульптур Большой каскад, от которо
го устремляется к заливу прямой, как
стрела, Морской канал. Мы поспешили
вниз по лестнице, чтобы успеть занять
удобное для обзора место, откуда во
всей красе видны Большой дворец и
Большой каскад огромный грот, по
сторонам которого расположены бога
то украшенные водопадные лестницы.
Композиционным центром этого, од
ного из самых грандиозных фонтан
ных сооружений в мире, является фон
тан Самсон со статуей библейского
Самсона, раздирающего пасть льву.
Этот фонтан стал символом победы
русских над шведами: лев был частью
герба Швеции, а Петра часто сравнива
ли с Самсоном. Самсон самый
высокий фонтан в Петергофе, высота
струи которого может подниматься до
20 метров. Мы наблюдали, как первая
струя взмыла вверх из фонтана Сам
сон постепенно подключались дру
гие фонтаны и вот уже мощные струи
14 фонтанных бассейнов образовали
великолепную хрустальную колонна
ду, ведущую к Большому каскаду! Сто
сорок две струи, переливающиеся над
64 фонтанами каскада, соединяясь и
перекрещиваясь, создают ажурный
рисунок, завершающий архитектуру
этого монументального сооружения.
Зрелище потрясающее!.. Но вот
смолкла музыка, и публика разбрелась
по парку, где всех ожидало ещ много
экскурсионных программ.
Нижний парк, площадь которого 102
гектара, разделн каналом на две час
ти, условно именуемые западной и во
сточной. В восточной части находятся
дворец Монплезир, каскад Шахмат
ная гора, двухъярусные Римские
фонтаны, фонтаны Пирамида,
Солнце и фонтаны шутихи. В запад
ной части расположены Эрмитаж и
дворец Марли, каскад Золотая гора,
Менажерные фонтаны и Клоши.
Многое из всего этого нам ещ пред
стояло увидеть. Монплезир распо
лагается в нескольких шагах от беспо
койных волн Финского залива. Это
любимый дворец Петра I. Его название
Мо удовольствие вполне оправда
но: в оформлении интерьеров исполь
зованы голландские изразцы, китай
ские лаковые панно, ткани, дубовые
резные панели, паркеты, мрамор. С
парадными помещениями соседству
ют жилые комнаты и хозяйственно
бытовые помещения. Здесь, как ни в
одном другом архитектурном соору
жении, отразилось вс то новое, что
определило особенности культуры и
искусства петровского времени.
Затем мы пошли в музей Банный
корпус. Состоит он из нескольких по
строенных в разное время одноэтаж
ных зданий и дат редкую возмож
ность познакомиться с бытовой сторо
ной жизни императорского двора. Ка
менное здание музея построено в 1866
году по проекту архитектора Э. Гана
для императрицы Марии Александров
ны, жены Александра II, и приспособ
лено для принятия различных проце
дур по модной тогда европейской сис
теме водолечения. Возле него на бере
гу Финского залива для императрицы
был разбит Китайский садик, где она
любила прогуливаться и дышать мор
ским воздухом, наполненным арома
тами цветов. У нас была возможность
убедиться в этом, когда мы прошли по
аллеям и мостику садика и сфотогра
фировались на берегу залива. На этом
закончилось наше знакомство с вос
точной частью Нижнего парка. Чуть
передохнув за вкусным обедом в кафе,
мы направились в западную часть пар
ка. По ходу нам предстояло сначала
посетить гроты Большого каскада.
Их два: верхний и нижний. Через
верхнюю террасу каскада мы попали в
верхний грот. В центре площадки
фонтан Корзина, воды которого по
трм водопадным ступеням устремля
ются в ковш. Между первым и вторым
гротами экскурсовод показала нам тру
бы и рассказала о механизме работы
каскадов. Главная особенность фонта
нов Петергофа в том, что вода в них
поступает естественным путм, без
помощи насосов. Посетив Версаль,
Птр задумал поистине грандиозный
проект, но сразу поставил условие, что
бы насосов не было. Поэтому и место
для дворцового комплекса царь подыс
кивал долго и тщательно и выбрал имен
но это, так как здесь можно было ис
пользовать воду от водомов: озр, ре
чушек и ручьв, расположенных на ме
стных высотах. Вода, стекая в Финский
залив, по дороге собирается в трубы, а
в них уже создатся давление, которое и
позволяет работать фонтанам.
Полюбовавшись видом сверху на
Большой каскад и запечатлев на фото
себя, любимых, возле фонтанов, мы
направились в Эрмитаж.
Петергофский Эрмитаж (по фран
цузски, ermitage хижина пустынни
ка) парковый павильон, предназна
ченный для свиданий и встреч в интим
ном кругу. Здание окружает ров, обли
цованный кирпичом. Когда то он на
полнялся водой, и пройти в Эрмитаж
можно было только по подъмному
мосту так подчркивалась уединн
ность здания.
В Эрмитаже хранится 124 картины
произведения фламандских, гол
ландских, французских, итальянских,
немецких и русских художников XVII и
XVIII веков.
Окна и двери в мелкий квадрат, зани
мающие почти всю плоскость фасадов,
придают второму, более высокому, эта
жу почти прозрачность. Весь павильон
благодаря этому напоминает пронизан
ную светом хрустальную шкатулку.
Зарядившись настроением в этом
павильоне, мы направились к двух
этажному дворцу Марли самому
скромному из всех петровских дворцов
Нижнего парка Петергофа. На каждом
этаже по восемь комнат, интерьеры
которых сравнительно небогаты. Изна
чально дворец Марли служил гостевым
домиком для знатных особ, останавли
вающихся в Петергофе. После смерти
Петра I он стал мемориальным музеем,
где хранятся книги, мебель, посуда и
личные вещи императора.
На этом наша экскурсия по Петерго
фу, к сожалению, была окончена. По
Часть вторая
Окончание. Начало в КП 93 от 22 августа
День четвртый
нятно, что невозможно познакомиться
с летней резиденцией императора за
один день. Всего в ней порядка 180
фонтанов и 4 каскада. Мы не успели
увидеть композицию из пяти фонтанов
и одного небольшого каскада в Верх
нем саду, сохранившихся до наших
дней. Зато представление о величии,
монументальности и роскоши архитек
туры Петергофа у нас теперь есть.
Вечером, поужинав, мы собрали
вещи и, отдохнув до 22.30, отправи
лись на ночную теплоходную прогулку
под разводящимися мостами Невы.
Обычно такая экскурсия начинается в
час ночи, но как раз было последнее
воскресенье июля День Военно мор
ского флота, а значит, нам опять по
везло! Мы надеялись увидеть морской
парад с участием кораблей и катеров. И
не удивительно, что, несмотря на ран
нее время, улицы города были пусты.
Подъезжая к набережной, мы убеди
лись, что причиной тому праздник.
Весь город здесь. Все катера и тепло
ходы в праздничных огнях, создатся
впечатление, что Нева слилась с набе
режной. В 23.00 начался салют, и мы из
автобуса любуемся этим неописуемым
зрелищем! Кажется, что над всем го
родом взмываются причудливые фей
ерверки
Через некоторое время мы прохо
дим на теплоход, где за уютными сто
ликами нижнего салона ресторана до
трх часов слушаем музыку и любуем
ся потрясающим видом ночного горо
да и взметнувшимися вверх пролтами
разводных мостов. Такое романтичес
кое путешествие незабываемо!
В 3.20 мы были в автобусе. Ранее
было принято решение возвращаться
домой сразу после ночной экскурсии.
За окнами мелькали дома и улицы го
рода, в котором оставалась частица
нашего сердца. До свидания, Санкт
Петербург!
Со щемящим чувством восторга мы
покидали город, где нет, кажется, ни
единoгo места, не вoспетoгo пoэтoм, не
зaпечaтлннoгo худoжникoм или
скульптoрoм. В нашей памяти он со
хранится величаво возвышающимся
над рекой, спаснный крaсoтoй и ве
рой и хранящий эту крaсoту и веру для
всех нас.
В заключение хочется ещ раз ска
зать большое спасибо Наталье Алек
сандровне Лавровой за прекрасно под
готовленную поездку! Благодарим во
дителей ПАТП Анатолия Вакельчука и
Алексея Плешивцева, нам с ними было
спокойно и комфортно!
Выражаем искреннюю благодар
ность Администрации города, руковод
ству Королвского отделения партии
Единая Россия нашим спонсо
рам, благодаря поддержке которых
была осуществлена эта поездка!
От всех участников туристической
группы большое спасибо руководите
лю поездки, председателю КГО ВОИ
Алексею Алексеевичу Пьянкову.
Зинаида КОКОРИНА,
член бюро КГО ВОИ
Фото из архива автора
Выпуск 129
Королвцы у храма Спаса на Крови.
Ночной Санкт Петербург. Памятник Петру I.
Большой каскад петергофских фонтанов.