background image
четверг
k
96, 29 августа 2013 г.
C
M
Y
K
ГОРОЖАНЕ
ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДА
В то время на Руси казаками называ
ли вольных людей, свободно переме
щавшихся с места на место, и не связы
вали этот термин с их языком и этни
ческим происхождением. Как правило,
в прошлом это были беглые крепост
ные крестьяне, холопы и городская
беднота. Первые поселения осевших
беглецов образовались на Дону, Яике и
в Запорожье. Власти вынуждены были
смириться с существованием особого
сословия казачества и начали при
влекать его к государственной службе.
Именно из представителей этой соци
альной группы русские великие князья
и цари снаряжали военные и промыш
ленные экспедиции в малозаселнные
районы Руси, и именно из них стали
формироваться первые казачьи дру
жины.
Казачьи отряды, зачастую сталкива
ясь с большими трудностями, продви
гались на необжитые до этого земли.
Покоряя и осваивая их, они тем самым
расширяли российские границы. Каза
чьи войска принимали активное учас
тие в присоединении к Российской
империи Северного Кавказа, Сибири
(знаменитое завоевание Сибири Ерма
ком в конце XVI века), Дальнего Восто
ка и Аляски. В 1645 году сибирский
казак Василий Поярков открыл Север
ный Сахалин, в 1648 году казак Семн
Дежнв открыл пролив между Азией и
Америкой, а в 169799 годах казак Вла
димир Атласов исследовал Камчатку.
Казаки признавали власть московско
го правительства, считались состоя
щими у него на службе, но отличались
свободолюбием, из за чего нередко
принимали участие в крестьянских вос
станиях. В XVI веке в России было мно
жество поселений, чьи жители называ
лись казаками: запорожскими, яицки
ми, терскими и т. д.
В XIX и начале XX века казаки в Рос
сийской империи были уже полностью
сформировавшимся военным и слу
жилым сословием, охранявшим гра
ницы государства и являвшимся опо
рой существовавшей в тот период со
циально политической системы. Каза
чьи полки входили в состав кавалерий
ских дивизий наряду с регулярными
армейскими полками, а также полнос
тью формировали шесть казачьих ди
визий. Во время Первой мировой вой
ны численность казачьих войск была
увеличена более чем в 4 раза и достиг
ла 200 тысяч человек.
В царской России казаки пользова
лись определнной самостоятельнос
тью и рядом привилегий. Государство
выделяло каждому из них до 30 гекта
ров земли, казаки имели развитое ме
стное самоуправление, бесплатное ме
История российского
казачества насчитывает
не одну сотню лет. Первое
упоминание о казаках
содержится в словаре
половецкого языка
начала XIV века. Также в
летописях первой полови
ны XV века рассказыва
ется о казаках, которые
пришли на помощь к
рязанцам и москвичам
против татарского
царевича Мустафы.
дицинское обслуживание и обучение.
Они гордились своим особым положе
нием в российском государстве, при
сущими только им обычаями и тради
циями, и считали себя особым наро
дом.
После Октябрьской революции1917
года казачьи войска были расформи
рованы, большая их часть во время
Гражданской войны воевала в рядах
белых армий, а сами казаки подверг
лись массовым репрессиям. Однако
жизненные реалии заставили совет
скую власть пересмотреть свою поли
тику по отношению к казачеству. Во
второй половине 1930 х годов, в пред
дверии начала Второй мировой войны,
специальным постановлением ЦИК
СССР были сняты ограничения на служ
бу казаков в Красной Армии, и некото
рые кавалерийские дивизии получили
статус казачьих.
Во время Великой Отечественной
войны казачьи части принимали актив
ное участие в боевых действиях против
нацистской Германии, показывая при
меры мужества и героизма, за что 262
кавалериста казака были удостоены
звания Героя Советского Союза. После
окончания войны, а особенно в пе
риод правления Н.С. Хрущва, роль
казачества официальной государствен
ной политикой вновь была сведена к
минимуму. Существование казаков про
тиворечило одной из главных идеоло
гических задач того времени созда
нию единой общности советского
народа. Было сделано вс возмож
ное, чтобы уничтожить сложившиеся
веками традиции. Однако даже в этот
период официального забвения каза
ки смогли сохранить свою историче
скую память и традиции.
В июне 1990 года на учредительном
Большом казачьем круге в Москве был
образован Союз казаков России. Это
событие стало точкой отсчта возрож
дения казачества в постсоветской Рос
сии. В 2000 году было принято реше
ние о создании общественно полити
ческого движения Казаки России.
В нашем городе активно работает
Королвское хуторское казачье обще
ство. Мы встретились с его атаманом,
казачьим полковником Орловым (на
фото в центре)
, и попросили Олега Иго
ревича рассказать о деятельности ка
заков в Королве.
В настоящее время на территории
России существует 11 казачьих войск.
Последним было зарегистрировано
Центральное казачье войско, в которое
входит и Королвское хуторское каза
чье общество. Центральный федераль
ный округ не является местом тради
ционного проживания казаков, поэто
му вначале наши казаки входили в со
став Донского казачьего войска и счи
тались его резервом. 10 декабря 1994
года состоялся большой сход, на кото
ром было принято решение о переиме
новании Резервного войска Донского в
Центральное казачье войско. Форма у
нас практически такая же, как и у дон
ских казаков, только погоны, лампасы
и околыши на фуражках не синие, а
краповые. Кстати, форму (а она бывает
трх видов парадная, полевая и по
вседневная) и оружие все казаки поку
пают себе сами. Это тоже одна из на
ших давних традиций. В состав Цент
рального казачьего войска входят 4
окружных, 14 отдельских, 3 юртовых,
24 городских, 79 станичных, 76 хутор
ских и 1 районное казачье общество
всего 231 казачья организация.
24 июня 2010 года в Королве со
брались прямые потомки внуки и
правнуки казаков и решили органи
зовать в нашем городе казачье обще
ство. Провели первый Учредительный
круг, определили цели, задачи и обя
занности, выбрали атамана и обрати
лись в Отдельское казачье общество
Московской области с просьбой о вклю
чении нас в государственный реестр.
Получили одобрение и грамоту о том,
что мы имеем право официально про
водить свои мероприятия. Параллель
но с этим наши ребята общались с
друзьями и знакомыми, искали земля
ков и тех, кто разделяет идеологию
казачества. Так и была создана город
ская казачья организация.
Наши основные задачи возрож
дение и сохранение исторических и
духовных традиций российского каза
чества, несение казаками государствен
ной службы, проведение мероприятий
по военно патриотическому воспита
нию молоджи, культурно массовой и
спортивной работы. Все казаки испо
ведуют православную веру и свято хра
нят наши вековые традиции. Историки
говорят о том, что в состав терского
казачества входило много мусульман.
Но они считались не совсем казаками,
а находящимися на казацкой службе,
хотя и носили казачью форму. Одно из
подразделений войска Донского было
калмыцким (буддистским), однако оно
также считалось лишь находящимся
на службе у казаков.
Многие ребята, которые приходят к
нам в настоящее время, не являются
родовыми (потомственными) казака
ми. Но если они хотят жить по традици
ям казаков, то мы их обязательно при
нимаем. Два раза в год у нас проходит
торжественная прися
га, где вновь прибыв
шие вступают в нашу
организацию. Деятель
ность казаков регла
ментируется соответ
ствующими Указами
Президента, в которых
говорится о ношении
формы, об удостовере
ниях, о присвоении чи
нов и т. д. Казачьи чины
аналогичны званиям в
российской армии и в
других силовых струк
турах. Например, в ар
мии рядовой, а у нас
казак, в армии
лейтенант, а у нас
хорунжий. Звание стар
шего лейтенанта анало
гично казацкому чину
сотника.
Казаки состоят на от
дельном учте в город
ском военном комисса
риате, с которым у нас
заключн договор о совместных дей
ствиях. Аналогичные договоры у нас
заключены с УВД, МЧС, УФМС, УФ
СИН, оперативными отделами Лосино
го Острова. Мы проводим там система
тическое патрулирование в летний пе
риод, когда возникает пожароопасная
ситуация, и под Новый год, когда мно
гие люди пытаются незаконно срубить
молодые ели.
Право на вступление в наше казачье
общество имеет любой православный
человек. Главное чтобы он осозна
вал себя казаком. После прима казак
получает право голоса на сходах и кру
гах, то есть на собраниях. Сход это
небольшое собрание. На нм, как пра
вило, присутствуют атаман и его заме
стители. А круг это общее собрание
казачьего общества. Мы принимаем в
казаки как ребят, так и девочек,
с 10 летнего, а в исключительных слу
чаях с 8 летнего возраста. Право
голоса казак получает с 16 лет. Но в
соответствии с исторически сложив
шейся практикой, женщины на собра
ниях не имеют права голоса. На кругах
они могут лишь присутствовать и си
деть, как говорится, на галрке, где
вместе с ними сидят наказанные за
какие либо провинности казаки без
головных уборов.
Отмечу, что казак на всех сходах,
кругах, собраниях и совещаниях дол
жен обязательно быть в головном убо
ре. До революции в России говорили,
что казаки единственный народ,
который не ломает шапку даже пе
ред царм. Казак снимает головной
убор только в храме Божьем или когда
он разговаривает с пожилой женщи
ной и выступает на собраниях, а боль
ше нигде и никогда.
Начало прима в казаки женщин
имеет очень интересную историю. В
1919 году донской атаман Алексей Мак
симович Каледин сформировал пер
вый женский батальон. Это были такие
амазонки, что не каждый казак муж
чина смог бы с ними справиться. Они
проходили очень серьзную боевую, в
том числе кавалерийскую, подготовку.
И до настоящего времени его приказ,
разрешающий принимать в казаки жен
щин, никто не отменял. Поэтому на
больших сходах уже в наше время было
решено оставить этот приказ в силе.
В позапрошлом году мы организо
вали детский казачий клуб Хуторок.
В нм занимаются 18 детей. Они также
ходят на советы, сборы и круги в обяза
тельном порядке. Два раза в неделю с
ними проводят занятия наши офицеры
(многие из которых являются офице
рами отставниками силовых структур)
по боевой подготовке, метанию ножей,
работе с шашкой и нагайкой. Во пер
вых, это просто интересно, а во вто
рых, помогает не забывать казачьи тра
диции.
Примерно три раза в месяц мы орга
низовываем выезды на природу. У нас
есть договор с Лосиным Островом,
где нам выделена небольшая терри
тория для занятий с детьми. Выезд на
природу очень важный момент. Это
для детей гораздо интереснее, чем
сидеть в помещении и слушать тео
рию. Мы обучаем их там не только
обращению с оружием, но и приготов
лению пищи, спортивному ориенти
рованию на местности, а также прово
дим казачьи игры, которых великое
множество, и играют в них все дети
от 10 лет и взрослые до 70. Одни раз в
неделю мы просим детей приносить
нам свои дневники, проверяем их, сле
дим за оценками и встречаемся с
классными руководителями ребят.
Проводим в школах беседы, после чего
к нам, как правило, приходят новые
молодые люди. Прежде чем начать
заниматься с детьми, мы приглашаем
их родителей и подробно рассказыва
ем им о нашей работе.
Добавлю, что все православные
праздники мы обязательно отмечаем в
храме. У нас есть войсковой священ
ник отец Иоанн Монаршек, благо
чинный протоирей Ивантеевского ок
руга. Если он занят, то для проведения
наших мероприятий обязательно на
значает какого либо другого священ
нослужителя. Так, например, присягу
вс время проводил отец Александр. В
храм мы ходим постоянно и стараемся
посещать все службы.
В настоящее время в нашей органи
зации состоят 58 человек.
Алексей ФЕДОСЕЕВ
Королвское хуторское казачье общество
Казаки в Королве