background image
вторник
k
104, 17 сентября 2013 г.
МАКС 2013
Катастрофические по масштабам
лесные пожары в Подмосковье летом
2010 года, беспрецедентные морозы и
снегопады в разных регионах зимой
2012 го, небывалое наводнение в Ха
баровском крае, которое продолжает
ся по настоящее время, таков мир, в
котором мы сегодня живм. Есть дан
ные, что с 2002 по 2011 год в Европе от
природных бедствий погибло в 17 раз
больше людей, чем за предыдущие 10
лет, и их число лишь увеличивается.
Особую тревогу вызывает то, что
современная наука оказалась бессиль
ной перед ростом поражающего дей
ствия природных бедствий, что она, на
основе имеющихся в е распоряжении
знаний, не способна ни остановить, ни
объяснить, ни предсказать эти явле
ния. В этой связи нам остатся лишь с
надеждой смотреть на наиболее пере
довые научные отрасли, которые все
гда были двигателями прогресса, обес
печивая новое качество жизни челове
чества.
Именно такой передовой отраслью
являются космические исследования.
Мы редко задумываемся над этим, од
нако непреложные факты таковы: кос
мос это не только корабли и автома
тические станции, летящие на другой
край мира, но и целый мир у нас в
кармане благодаря современным
электронным гаджетам и мгновенной
связи практически с любой точкой Зем
ли. Всем этим и многим другим мы
обязаны космонавтике. И пожалуй,
лишь она сможет в будущем предло
жить решения, которые в прямом смыс
ле слова станут спасительными для
жителей планеты.
Как же развиваются космические тех
нологии сегодня? Над какими проекта
ми работают ведущие предприятия ра
кетно космической отрасли? Получить
представление об этом можно было на
Международном авиационно космичес
ком салоне, который проходил с 27 ав
густа по 1 сентября в подмосковном
Жуковском. В одном из центральных
павильонов на площади около тысячи
квадратных метров размещалась объе
диннная выставочная экспозиция пред
приятий ракетно космической промыш
ленности, среди которых были пред
ставлены и пять королвских градооб
разующих предприятий: ОАО РКК
Энергия, ФГУП ЦНИИмаш, ОАО НПО
ИТ, ОАО Композит, КБ Химмаш (фи
лиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева).
Конечно, далеко не одни они задейство
ваны в реализации проектов перспек
тивных космических исследований, од
нако, согласитесь, интересно узнать, чем
заняты специалисты в нашем родном
городе и какой вклад они вносят в буду
щее космонавтики.
Центральное место в павильоне Рос
космоса занимала выставочная пло
щадка РКК Энергия.
И если честно,
трудно было решить, что больше по
трясает воображение: отсвечивающий
серебристыми пластинами облицовки
Завтра начинается
многометровый усечнный конус
макет спускаемого аппарата нового
космического корабля или инфор
мационные стенды и плакаты, на кото
рых в форме таблиц и графиков были
подробно расписаны перспективы кос
мических исследований и те средства,
которыми они будут осуществляться,
на период до 2030 года и далее.
Например, над макетом был подве
шен плакат, посвящнный технологии
полтов в гравитационной системе
Земля Луна, в том числе в около
лунных точках Лагранжа, попадая в
которые космический аппарат стано
вится как бы неподвижным относитель
но нашей планеты и е спутника. Се
годня специалисты знают, что эти точ
ки можно эффективно использовать
для построения экспедиционных ком
плексов для дальних полтов. Хотя ещ
вчера главной заботой космической
науки было другое, например, как обес
печить длительность полта и прием
лемые условия пребывания человека
на борту. Сейчас же речь заходит о
задачах совсем иного порядка: поста
вить на службу космическим исследо
ваниям саму небесную механику!
Необходимо создавать космичес
кую инфраструктуру не только вокруг
Земли, но и вокруг осваиваемых пла
нет,
подчркивает президент РКК
Энергия, генеральный конструктор
Виталий ЛОПОТА. Нужно искать про
грессивные технологии движения и
работы в космосе, нужны новые фун
даментальные знания об окружающей
нас среде, чтобы найти новые техноло
гии и возможности.
Подтверждение того, что данные тех
нологии уже осуществляются, вы
шеупомянутый полномасштабный про
ектно компоновочный макет возвраща
емого аппарата пилотируемого транс
портного корабля нового поколения.
Как пояснялось в информационных
листовках, объм кабины экипажа та
кого корабля составляет 17 кубических
метров, внутри одновременно могут
находиться четыре космонавта и некий
объм грузов, которые могут быть воз
вращены на Землю. Точность призем
ления возвращаемого аппарата кораб
ля составит 5 км, номинальная пере
грузка при спуске с орбиты 3g. Ко
рабль разрабатывается в двух моди
фикациях: для полтов к Луне и на
Международную космическую стан
цию. Первый пилотируемый полт но
вого корабля намечен на 2020 год, бес
пилотный на 2018 й. Он конкурен
тоспособен в сравнении с зарубежны
ми кораблями аналогичного типа, в том
числе по численности экипажа, дли
тельности миссий, массам доставляе
мого и возвращаемого груза, перечню
возможных задач полтов. Имеет пер
спективы дальнейшего эволюционно
го развития, утверждает глава
Энергии.
В нынешнем году на экспозиции РКК
на МАКСе можно было увидеть множе
ство молодых лиц.
За последние годы на предприя
тие пришло много молодых специали
стов, потому что авторитет космичес
кой отрасли среди молоджи растт, а
молоджная политика предприятия
прогрессирует,
рассказывает моло
дой специалист
Андрей ЗАБАЗНЫЙ,
начавший работать в Энергии в 2011
году и сейчас являющийся одним из
инженеров проектантов нового кораб
ля. Ведь сейчас перед нами ставятся
задачи действительно интересные, пер
спективные, захватывающие, над ко
торыми хочется работать. В частности,
полты к Луне и к Марсу это уж
точно дело, которое рассчитано на но
вое поколение. Конечно, мы не можем
не опираться на то, что сделали наши
предшественники. У нас коллектив
группируется вокруг специалиста с
большим стажем работы, мы набира
емся опыта, учимся, происходит пре
емственность знаний и навыков, а мы
пытаемся сделать что то новое. Уже
непосредственно в процессе работы
есть возможность продолжить обра
зование, учиться в аспирантуре.
О своей работе А. Забазный говорит:
Первый раз я попал на предприятие,
когда ещ учился в Бауманке, это была
технологическая практика после чет
вртого курса. Сначала нас отправили
на производство, чтобы мы увидели
весь процесс своими глазами и сдела
ли свой технологический проект. И вот
примерно с того времени я уже знал,
где буду работать. Сегодня существует
хорошая связь между вузами и нашим
предприятием. Например, для нового
корабля Бауманка выполняет различ
ные расчты, в частности прочностной.
Все это делают студенты под контро
лем преподавателей и учных, которые
там работают.
Рядом с макетом возвращаемого
аппарата нового пилотируемого транс
портного корабля мы встретили заме
стителя генерального конструктора РКК
Энергия
Александра ДЕРЕЧИНА. На
вопрос о том, может ли молоджь стать
полноценной преемницей предыдуще
го поколения создателей космической
техники, он ответил так:
У нас просто нет другого выхода.
В какой то момент связь поколений в
космической науке и технологиях была
под серьзной угрозой, и сейчас мы
восполняем то, что едва не упустили.
Проблемы остаются: и интереса у мо
лоджи к нашей отрасли хотелось бы
больше, и от вузовской подготовки
требуется более высокое качество. Мы
прекрасно понимаем, что выход один:
нужно ставить амбициозные задачи и
делать хорошую современную техни
ку, тогда молоджи будет интересно.
Самое главное, чтобы государство за
казывало не рутинные проекты, а та
кие, от которых у молодых разработ
чиков глаза горят. Когда инженер с
хорошим дипломом приходит на пред
приятие, а перспектива у него такая,
что в ближайшие десятилетия пред
стоит рисовать какой нибудь кронш
тейн, это его не удержит. Вот новый
корабль, например, достаточно
амбициозная задача. В нм сконцент
рирован опыт пяти шести предыду
щих нереализованных вариантов. Тут
очень много нового, и если говорить о
новом качестве по сравнению с пре
дыдущим проектом, то он имеет це
лый ряд новых потребительских
свойств, не говоря уж о том принципи
альном отличии, что он многоразо
вый, его возвращаемый аппарат мо
жет использоваться до десяти раз. На
нм меньше перегрузки, более ком
фортные условия для экипажа. Если
сравнивать с эволюцией автомобиль
ной техники, то новый космический
корабль это ещ не Мерседес, но
уже не Запорожец.
Вымышленный космический ко
рабль из научно фантастического ро
мана британского писателя Дугласа
Адамса Автостопом по галактике был
оснащн двигателем, который исполь
зовал для перемещения в простран
стве принцип невероятности. На чм
же на самом деле будут летать кораб
ли будущего? Ответ на этот вопрос
тоже можно было поискать на авиа
космическом салоне.
Ещ на заре космической эры были
сделаны первые разработки жидко
стных ракетных двигателей и двига
тельных установок, которые затем ис
пользовались для ракет носителей
беспилотных космических аппаратов
и первых пилотируемых кораблей.
Большой опыт в этой области имеют
специалисты Конструкторского бюро
химического машиностроения фи
лиала ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. На
МАКСе 2013 собственного стенда у
КБ Химмаш не было, но в составе
экспозиции хруничевской фирмы
была представлена его продукция.
Рассказывает генеральный директор
Игорь ПАНИН:
Ещ не Мерседес,
но уже не Запорожец
Жидкостные двигатели
пока рано списывать
со счетов
Одни лишь заказы на оптоволоконные гороскопы, которые предприятие разработало
в нескольких вариантах, в ближайшем будущем могут стать соизмеримыми с нынеш
ними общими объмами производства всей аппаратуры НПО ИТ.
Как же развиваются космические технологии сегодня? Над какими проектами работают ведущие предприятия ракетно космиче
ской отрасли? Получить представление об этом можно было на Международном авиационно космическом салоне, который
проходил с 27 августа по 1 сентября в подмосковном Жуковском.
Если сегодня кто то сомневается в необходимости вложения
средств в перспективные космические исследования и не
считает это приоритетной задачей, ему можно посоветовать
лишь одно: оглядеться вокруг, припомнить все природные
катаклизмы, которым подвергалась наша планета за после
днее время, и задуматься над тем, есть ли у человечества
надежда на благополучное будущее, а также благодаря
чему она может осуществиться.
Трудно было решить, что больше потрясает воображение: отсвечивающий серебри
стыми пластинами облицовки многометровый усечнный конус макет спускаемого
аппарата нового космического корабля или информационные стенды и плакаты.