background image
четверг
k
108, 26 сентября 2013 г.
157
В те первые десятилетия освоения космичес
кого пространства, когда подмосковный Кали
нинград был засекреченным городом, почти нич
то не выдавало его научного и промышленного
профиля. На смену парадной сталинской архи
тектуре улиц Циолковского, Карла Маркса и Фрун
зе пришли типовые дома микрорайона Калинин
градские Чермушки и района Новые Подлип
ки. Подобные конвейерные здания строились по
всей стране, и наши ничем особенным не выделя
лись, но в 1970 е на некоторых из них вдруг
появилась робкая маркировка декоративные
композиции, несущие в себе отражение специфи
ки инженерной мысли, пульсирующей в городе.
Этими действительно редкими маркерами стали
мозаичные панно.
Указанный жанр монументального искусства
широко эксплуатировался в советское время, в
эпоху так называемого социалистического реа
лизма комплекса идеологических установок,
которому деятели агитпропа тщетно пытались
придать стилевую направленность. Мозаичные
панно, в связи с этим, чаще всего играли роль
наглядной агитации: изображали вождей и сим
волику СССР, снабжались подходящими лозунга
ми. По сути, это были социальные или политичес
кие плакаты, воплощнные в технике мозаики.
На одном из зданий РКК Энергия до сей поры
сохранился классический жанровый образец: на
жлтом фоне контрастно выделяется красная
фигура рабочего, а сбоку рельефными буквами
написано Слава труду. Будучи чтким отпечат
ком своего времени, этот мозаичный плакат не
содержит в себе, однако, ни одного признака
какой либо реакции на место своего размещения.
С равным успехом он мог бы украшать корпуса
текстильной фабрики или сталелитейного заво
да, автобусного парка или домостроительного
комбината.
Иное дело мозаичные панно 1960 х годов,
оформляющие стелу на трибуне площади перед
Центральным дворцом культуры им. М.И. Кали
нина, а также сцену самого дворца (художник Л.Н.
Сухова). В каждом из этих двух сложных колла
жей, составленных из разномасштабных фигур,
одним из элементов становится космический
образ: на стеле собирательный образ (лицо)
Мой отец родился в 1899 году в Рязанской области. Специаль
ного лесоводческого образования не получал, был практикующим
лесником. С 1923 по 1936 год он руководил разными леспромхоза
ми под Рязанью, а в 1937 м был переведн в Мытищи, начальником
тогда ещ Черкизовского, а теперь Пироговского лесопарка. По
А.И. ГЕРЦЕН
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
Голуби, которые клюют звзды
Поэзия в мозаичных панно на китайской стене
Мозаичное панно Искусство, фрагмент. Фото 2011 года.
Мозаичное панно Мир. Фото 2011 года.
космонавта с некоторыми узнаваемыми чертами
Юрия Гагарина, а в интерьерном панно росто
вые фигуры космонавтов. Останься они единич
ными в свом роде и не было бы достаточного
повода говорить о системе кодирования кос
мической темы в монументальном искусстве Ка
лининграда Королва. В конце концов, Гагарин
стал практически ещ одним символом государ
ства, и его портреты множились во всех советских
городах и весях. Кроме того, космические об
разы в суховских мозаиках не выступают соло:
рядом и красноармеец в будновке, и Данила
мастер с каменным цветком, и инженер с ватма
ном, и балерина.
Но вдобавок к этим композициям появляются и
другие: с изображениями космонавта на здании
детского сада (улица Гагарина) и Циолковского на
торце кирпичного дома (проспект Королва, ав
тор Л.М. Кадушин), фреска, ныне почти осыпав
шаяся, также изображающая космонавта, на зда
нии АТС (сейчас Ростелеком, улица 50 летия
ВЛКСМ). Сразу пять мозаичных панно размеще
ны на фасаде протяжнного жилого здания
дома 5/6 по улице 50 летия ВЛКСМ (так называе
мой китайской стены), и два из них посвящены
науке и космосу. При этом цикл мозаик китайс
кой стены, принадлежащий неизвестному ху
дожнику, занимает в монументальной живописи
города XX века совершенно особое место
Китайская стена самое длинное городское
здание, за что оно и получило в народе такое
прозвище, возведена в 1976 году с применени
ем типовых секций. Е автор, архитектор Леонид
Михайлович Дерналов, недавно ушедший из жиз
ни, по видимому, не планировал декорирование
блока встроенно пристроенных помещений на
нижнем этаже жилого дома какими либо элемен
тами. Характер размещения мозаичных панно,
почти случайный и местами откровенно неудач
ный, наводит на мысль о том, что их установили
здесь по воле заказчика строительства, а не по
замыслу архитектора. В то же время сюжетный
ряд мозаик свидетельствует, что их автор худож
ник осознавал: его работы будут зримыми приме
тами именно космического наукограда.
Каждое из пяти панно посвящено определн
ной теме, которая может послужить условным
названием композиции. Если пройти вдоль ки
тайской стены от проспекта Королва в сторону
ДСК, то перед взором неторопливого и внима
тельного прохожего последовательно возникают
Наука, Содружество (или Празднество
кому как угодно), Искусство, Космос и Мир.
В 2000 е их плоскости
подверглись коммер
ческому освоению, а
также стремительному
разрушению атмосфер
ными осадками. Что
символично, первой по
страдала Наука: в са
мом начале 2000 х в не
врезали банкомат. Затем
подверглось гонениям
Искусство: кроме бан
комата в нм прорубили
ещ и дверь. Ну а Кос
мос посыпался сам.
Вс, как в жизни.
Наука наиболее
сдержанная, выполненная в холодной синей гам
ме как и положено, максимально абстрактна.
Но циркуль в центральной части панно, а также
созвездие Малой Медведицы как объект измере
ния этого циркуля ограничивают круг ассоциаций
зрителя именно астрономической наукой.
Космос, от которого ожидаешь таких же чр
но сине фиолетовых оттенков, в этом смысле
совершенно необычен. Художник ушл практи
чески от всех расхожих символов четырхлу
чевых звзд, ракет и искусственных спутников,
спиралевидных галактик, космонавтов и тому
подобного. Холодного синего и голубого в компо
зиции немного. Значительно больше тплого крас
ного, коричневого и оранжевого. Композицион
ный центр стилизованное изображение Луны,
на которую направлен гигантский луч света.
Отсутствие штампов и отказ от прямолинейно
го, верноподданнического соцреализма вот
что в первую очередь поражает в мозаиках ки
тайской стены. Единственно явный соцреалис
тический мажор звучит только в
Содружестве
(Празднестве), где пятиконечная звезда венча
ет пирамиду как будто кремлвской башни, где
гиперболизированные кисти рук сжаты в кулак и
рукопожатие, где устремляются в небо воздуш
ные шары и где угадывается цветок московского
Всемирного фестиваля молоджи и студентов.
Но даже этот мажор чист по качеству, он лишн
раболепства и, как следствие, фальшивых нот.
Больше всех пострадавшее от хозяйственной
деятельности
Искусство, наряду с Космосом
и
Миром, совершенно лирично. И снова мы
видим уход от тиража: ориентирами становятся
не кисть и не палитра, а очертания различных
музыкальных инструментов и фрагмент антич
ной колонны ионического ордера, с изящными
волютами (завитками). Это соседство музыки и
архитектуры выражение философии, ощуща
ющей в гармонии здания каменную симфонию.
Все пять мозаик превосходны. Все выполнены
на высоком художественном уровне. Дуги окруж
ностей, пересечение лучей угадываются где то за
пределами рамок изображения. Образы обрета
ют дополнительный объм и глубину. Обретают
свободу. Этим достигается потрясающий эффект
окна: кажется, что, сменив угол зрения, мы
получим несколько иной вид, и вдруг откроется,
станет явным то, что сейчас остатся невидимым,
скрытым Хороши все, но Мир Миру нет
равных.
Глядя на него, мы как будто смотрим на город.
Смотрим на параллелепипеды многоэтажных до
мов из окна ещ более высокого дома (или с
неба?). Мы видим крыши много ниже нас. И ниже
даже радуга с перепутанным порядком цветов. А
ближе всего к нам, крупным планом голуби,
которые клюют звзды. Эта метафора уравнивает
автора художника с поэтом. Если и существует
поэзия в монументальной живописи, то она в
мозаичном панно Мир на самом длинном зда
нии города Королва.
Мозаики китайской стены достойны бессмер
тия. Но время работает против них. И если бы
только время!..
Мария МИРОНОВА,
председатель городского
отделения ВООПИиК
Фото А. ДЕДОВА
ОТКЛИК
Детство в Лосином Острове
мню, мама шутила, что он лесник, а живм мы как семья военного,
постоянно переезжаем. Все дети в нашей семье (нас было четыре
сестры Инна, Людмила, Галина и я) родились в разных местах. В
1940 году отца опять перевели, назначили руководителем Мыти
щинского лесопарка. Мне тогда было только два года, так что
можно сказать, что вс мо детство прошло в Лосином Острове.
Рядом с водокачкой около станции Тайнинская, минутах в пят
надцати ходьбы, в парке было большое поселение, целый послок,
человек сто: лесничие с жнами, детей очень много по трое
четверо в семье.
Летом мы ходили в лес, собирали ягоды, грибы. В парке протека
ет Яуза, там мы купались, вс нам было привычно, зверей не
боялись.
Зимой было очень много снега. Помню, всю ребятню возили в
школу на санях, запрягали лошадь, большого коня по кличке Парус
и вперд, по темноте к первому уроку, когда было особенно
холодно, мы не ездили, занимались дома.
В послке было много домов, некоторые, кстати, до сих пор стоят.
Я знаю, что и сейчас существует здание так называемой конторы
администрации парка, бывший коровник, лошадиные стойла, оста
лись и жилые дома.
В военное время вокруг Лосиного Острова стояло несколько
частей, и уже после войны мы находили солдатские землянки.
Сам парк, насколько я помню, в войну не трогали. Правда,
поджигали много раз. Тушили своими силами: запрягали лоша
дей, грузили на телеги большие бочки с водой и так, пока
огонь не стихал.
Для фронта сажали картошку, выращивали гречку, овс, в поселе
нии были веялка и молотилка. Весь послок работал. Как показывают
в старых фильмах, так и мы: кто то снопы вяжет, кто то колоски
собирает, кто то уже обрабатывает зерно. Детей, конечно, до веялки
не допускали, мы помогали по мелочи, но в стороне не оказывались.
Ещ старшие сстры вспоминали интересный факт: в войну
небольшие участки земли в лесопарке выделили артистам МХАТа,
Большого и Малого театров, они приезжали, сажали картошку. А
наши жители периодически ездили на их спектакли, уж не знаю,
специально им выделяли билеты или так пропускали
Помню, папа рассказывал, как над парком низко низко пролетал
немецкий самолт, так низко, что жители даже видели, как лтчик
смется над ними, а мы ничего не могли сделать. Над Лосиным
Островом летало очень много самолтов, немцы долго старались
разрушить водокачку, чтобы оставить Москву без воды, но ничего
у них не вышло.
Эта водокачка, надо сказать, долгое время была нашим культур
ным центром, рядом был магазин с товарами первой необходимо
сти, куда мы периодически ходили, так то жили в основном нату
ральным хозяйством. Там был клуб, самодеятельность. К водокачке
ходили, когда уже холодало. А летом молоджь устраивала танцы
прямо в поселении. У нас были пластинки и большой старый
механический патефон, он, кстати, до сих пор сохранился. Муж
сестры установил на него какие то усилители, чтобы звук был
громче, вот и танцы.
Не обходилось и без курьзных случаев. Я не была свидетельни
цей, но старшие нам рассказывали, что, случалось, в поселение
5 сентября в Былом и думах был опубликован
материал Тридцать лет и три столетия, посвя
щнный Лосиному Острову. На эту статью отклик
нулась Т.М. Воробьва, в девичестве Петина. Она
рассказала, что е отец Михаил Васильевич
Петин был начальником лесопарка с 1940 по
1948 год. Своими воспоминаниями о жизни
Лосиного Острова в те годы Тамара Михайловна
делится с читателями Калининградки.