background image
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
108, 26 сентября 2013 г.
МУЗЕИ КОРОЛВА
C
M
Y
K
Дом в Болшеве, в котором Сергей Николаевич
поселился с Ириной Алексеевной Комиссаро
вой Дурылиной в 1936 году и прожил восемнад
цать лет, до самой своей кончины, стал для него
своим углом после многолетних странствий по
России.
Сначала эти странствия были добро
вольными: им овладело беспокойство, охота к
перемене мест. Он побывал у Толстого в Ясной
Поляне, у старца Анатолия (Потапова) (причис
лен ныне к лику святых) в Оптиной пустыни,
изучал древности русского Севера, сказания и
предания о невидимом граде Китеже на озере
Светлояр, публиковал научные отчты по итогам
летних экспедиций. В экспедиции на Север он
брал своих друзей учеников, среди которых был
Игорь Ильинский, будущий актр Московского
Малого театра.
После революции, уже будучи священником
Русской православной церкви (он служил в храме
Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке
под началом московского старца Алексея Мечева,
причисленного ныне к лику святых), Сергей Нико
лаевич стал вынужденным изгнанником: в1922
году он был осуждн и отправлен в ссылку в
Челябинск как элемент политически безусловно
вредный для Советской власти (из материалов
следственных дел в отношении С.Н. Дурылина.
С.Н. Дурылин и его время. М.: 2010, с. 41.
Редактор составитель сборника Анна Резничен
ко, гл. хранитель Мемориального дома музея
С.Н. Дурылина (МДМД), а спустя несколько лет
в Томск и Киржач. Именно в ссылке он начал
записывать сокровенные мысли о времени и о
себе в особые тетради, объединив их общим на
званием: В свом углу. Продолжал записывать
и в Болшеве. Тетради эти сохранились в мемори
альном архиве дома музея. В 2006 году силами
научных сотрудников музея они были подготов
лены к публикации в издательстве Молодая гвар
дия отдельной книгой под тем же названием, и
скоро весь тираж был раскуплен.
Вот несколько строчек из этой книги:
60 е годы вовсе не исчезли с наступлением
1870 года: каждый юноша из среды русской ин
теллигенции и в 80 е, и в 90 е, и 900 е пережил,
в возрасте 1722 лет, свои 60 е годы. А затем
их стали переживать не только юноши из интел
лигенции. Удивительно не то: переживают же корь
в определнном возрасте! Удивительно вот
что: что есть писатели, мыслители, деятели, так
всегда и оставшиеся в этом переживающем
возрасте 1722 лет. Это вечное бедствие русской
культуры и жизни.
(Тетрадь II. 1924 г. Октябрь ноябрь. Челя
бинск. с. 149)
И чуть ниже:
Есть люди, не помнящие родства. Им легко
жить. Никакой памяти сердца в душе, обращн
ной на прошлое, на милое далко. Никакого
долга, диктуемого прошлым. Никакой совести
перед прошлым перед теми, кто там жил и кто
дал жизнь живущему, никаких укоров этой со
вести. Ни одной священной были в душе. Вс в
первый раз; вс без оглядки назад; вс без срав
нений и вне сравнений а стало быть, вс хоро
шо, что делаю я, не помнящий родства... Так легко
жить. Америке легко и быстро живтся. Страна, не
помнящая родства. Подкидыш. Подкидыши
очень способные: вс устремлено у них на себя: и
Очарованный странник Болшевского Абрамцева
В этом году исполняется двадцать лет Мемориальному дому музею
С.Н. Дурылина в Болшеве. Он был открыт 27 сентября 1993 года в
день рождения писателя Александрой Алексеевной Виноградовой,
последней наследницей дома Сергея Николаевича, приходившейся
ему свояченицей. Сергей Николаевич писал о себе в 1926 году: Я
глубоко провинциален и хотел бы писать под тенью не пальмы, а
герани на маленьком окошке.
мысли, и силы, и воля: ни около себя, ни позади
себя нет никого, а стало быть, нечего тратить ни
на кого, кроме себя же. Какое преимущество!
Взгляд назад иногда стоит бесконечных сил:
назади то ведь Данте, Кальдерон, ну как удер
жаться помнящему родство от того, чтобы не
обернуться назад! А это стоит сил, больших сил. У
не помнящего родства и не имеющего ничего
назади они все идут на себя. Оттого он легко и
быстро успевает. Но и успевая, он остатся по
прежнему безродным. И останется: Гте у него не
было в прошлом, нет в настоящем и не будет
никогда. Зато у него есть... кино, автомобиль,
радио и мало ли что у него есть!
(Там же, с. 155)
Сергей Николаевич Дурылин был иным. Его
родственная дружба с Михаилом Васильевичем
Нестеровым, замечательным русским художни
ком, соединила на долгие десятилетия судьбы
этих людей.
В память этой дружбы М.В. Нестеров
написал в 1926 году портрет Сергея Николаевича.
В экспозиции музея представлена копия с этого
портрета, сделанная Ф.С. Булгаковым (зятем М.В.
Нестерова) в 1968 году. Оригинал тогда же был
передан Ириной Алексеевной Комиссаровой Ду
рылиной в Троице Сергиеву лавру в Церковно
археологический кабинет МДА.
М.В. Нестеров назвал портрет Тяжлые думы.
Но есть у него и другое название: Портрет неизве
стного священника. Под этим названием он был
передан в ЦАК МДА. Сергею Николаевичу на порт
рете сорок лет. Это возраст расцвета всех творчес
ких сил человека. А у него тяжлые думы, их он
переносит на страницы заветной тетради:
Чехов: Едешь по Невскому, взглянешь нале
во, на Сенную: облака цвета дыма, багровый шар
В свом углу
Тяжлые думы
Болшевское
Абрамцево
Тех, кто ещ не успел побывать в Доме
музее С.Н. Дурылина и не знаком с творче
ством этого замечательного русского писате
ля, приглашаем в музей в День открытых две
рей, который ежегодно проводится 27 сентяб
ря, в день рождения писателя. В этом году он
совпал с юбилеем музея. Наш адрес: Болшево,
ул. Свободная, 12 (недалеко от храма Косьмы
и Дамиана). Тел. 8(495)519 00 80.
Ждм вас в музее, не разочаруетесь!
Елена РЯБОВА,
сотрудник Мемориального дома музея
С.Н. Дурылина
М.В. Нестеров. Тяжлые думы, или Портрет неизвестного священника. Картина 1926 года.
Копия Ф.С. Булгакова.
заходящего солнца. Дантов ад! (т. 23, 66). Нет
косых лучей в закате! Как же они могут быть
при вечном, неспящем андерсеновском мальчике
Чехове. Какая была у него тоска! И когда она
была, он утешал себя тем, что будет Америка:
...Умный пусть бросит надежду воспитать и воз
высить ее [массу] до себя; пусть лучше призовт
на помощь материальную силу, пусть строит жел.
дороги, телеграфы, телефоны и с этим он побе
дит и подвинет вперд жизнь
(т. 23, с. 73)
Пусть будет Америка... Как будто глупые не
могут ездить по жел. дорогам, как будто по теле
фонам нельзя говорить, а по телеграфу переда
вать глупости... И как будто их уже не говорят и не
передают! Бедное, бедное андерсеновское дитя!
Король гол, это оно видит, но как одеть его не
знает. Поручает это сделать Америке.
<...>
Ни одна наша смертная мерка не годится для
суждения о небытии, о том, что не есть человек.
какое спокойное, грустное слово и какая
безнаджность!
(Там же, с. 157).
Выход из тяжлого душевного кризиса Сергей
Николаевич находит в творчестве. Оно много
гранно, как многогранна и сама его личность. Из
того, что было им задумано и частично опублико
вано ещ в молодые годы, реализовать удалось
далеко не вс. И тем не менее библиография
опубликованных работ насчитывает около 800
названий. Замысел большой литературоведчес
кой работы о Лермонтове воплотился только ча
стично. Ещ до революции вышла статья Дурыли
на Россия и Лермонтов./ К изучению религиоз
ных истоков русской поэзии.
В 30 40 е годы лермонтовская тема постоянно
сквозит в творчестве Дурылина: Как работал
Лермонтов, Мотивы драматургии Лермонто
ва, небольшая книжка биографического харак
тера Лермонтов она вышла в серии Великие
русские люди Врубель и Лермонтов, вот
далеко не полный перечень того, что написал
Дурылин.
В 1940 году в издательстве Учпедгиз вышла
книга Дурылина Герой нашего времени М.Ю.
Лермонтова. Статьи и комментарии к изучению
романа. На последней странице авторского эк
земпляра есть автограф Дурылина:
Книга начата
в 1933 г. Была готова в 1936 м. С тех пор лежала,
вставала, переодевалась, переобувалась, пошла в
печать. Осенью 1939 го она могла бы выйти в свет,
т. к. прошла все корректуры. Но вышла лишь вес
ною 1940 г. И до сих пор (декабрь 1940 го) не верю,
что вышла.
А на вклейке, сделанной рукой автора,
черновик стихотворения посвящения, первые две
строчки которого я привожу:
Не бывать бы книге этой,
Если б не твоя любовь.
Эти строки адресованы спутнице жизни Сергея
Николаевича Ирине Алексеевне, которая не
только обогрела его своей любовью, но очень по
деловому, энергично подошла к строительству
дома в Болшеве и вместе Анной Карениной (шут
ка Дурылина, который сделал из толстовского
романа инсценировку для театра, на гонорар от
которой был выстроен дом в Болшеве) помогла
построить болшевскую дачу. Она же завещала
своей сестре Александре передать дачу под орга
низацию Мемориального дома музея С.Н. Дуры
лина.
Актр Телешов назвал эту дачу Болшевским
Абрамцевым по аналогии с мамонтовским Аб
рамцевым. И у Дурылина, как и у Саввы Мамонто
ва, собирались лучшие люди Москвы и всей Рос
сии: актеры Малого театра А.А. Яблочкина, В.Н.
Рыжова, Е. Турчанинова, И. Ильинский почти
весь состав труппы, всех не перечислить. Гостили
Н.А. Обухова и И.С. Козловский. Из Феодосии
приезжал крымский художник Константин Бога
евский, общий друг Макса Волошина и Сергея
Николаевича. Подолгу и часто живал М.В. Несте
ров, самый близкий, задушевный друг Сергея
Николаевича и Ирины Алексеевны.
О свом друге художнике М.В. Нестерове Сер
гей Николаевич собирал материал на протяжении
двадцати лет и написал книгу мемуаров Несте
ров в жизни и творчестве, выдержавшую три
издания в серии ЖЗЛ (последнее в 2004 году
также было подготовлено при участии сотруд
ников МДМД). Первые два вышли в издательстве
Молодая гвардия в 1965 и1976 годах, их помо
гала готовить к печати Ирина Алексеевна Комис
сарова Дурылина. Ей и посвятил свою работу ав
тор.
Вс нынешнее лето на Крымском Валу была
открыта выставка нестеровских работ из собра
ния музеев России, Украины, Белоруссии и част
ных коллекций, посвящнная 150 летнему юби
лею художника. На ней был представлен и несте
ровский портрет Дурылина Тяжлые думы.
Многие москвичи, побывав на выставке работ
Нестерова, спешили в Болшево в Мемориальный
дом музей к Сергею Николаевичу, чтобы больше
узнать о нм и его жизни, непосредственно уви
деть вс своими глазами. В музее тоже есть не
сколько подлинных работ Нестерова. Среди них и
авторский этюд с картины Видение отроку Вар
фоломею, который Нестеров подарил Сергею
Николаевичу в 1939 году ко Дню рождения.
Интерьер гостиной в
дурылинском доме музее.
Мемориальный дом музей
С.Н. Дурылина в Болшеве.