background image
Небольшая записная книжка в выцветшем го
лубом переплте. Тонкие линованные жлтые
листы исписаны чернильной ручкой, педантич
но отмечены даты, первая запись от 22 июня
1941 го: Поднялся в 9 часов утра. За мной
зашл Николай. Мы идм на открытие лагерей в
Черехе. День замечательный. Валя и Юрик спят
сладким сном.
В части суета. В воздухе пахнет грозой. В
12.00 тревога. Боевые машины вздрогнули.
Стальные коробки поглощают порции снаря
дов. Посылаю посыльного к Вале, пишу, что
еду на учения. На самом деле война. Слы
шим речь Молотова.
В 13.00 колонна вышла в район сосредото
чения. Прощайте, родные места, идм отстаи
вать вас. Жалко, что не представилось воз
можности попрощаться с Валей и Юриком

так начинается дневник Виталия Ефимовича
Бруйя. В начале Великой Отечественной войны
ему было 28 лет. С женой Валентиной он боль
ше не встретился, она погибла во время бом
бжки, а сына Юру увидел только через много
лет
Родился Виталий Ефимович на Украине, в
городе Бориславе, в Херсоне окончил сельско
хозяйственный техникум, а после был призван
на срочную службу рядовым солдатом. С этого
и началась его военная карьера: после армии
учился в Харьковском танковом училище, за
кончил его с отличием и продолжил службу.
В звании командира взвода прошл совет
ско финляндскую войну, в Великую Отече
ственную служил на четырх фронтах, с 1943
года в должности начальника разведыва
тельной дивизии. На основе его дневниковых
заметок написаны книги Разведчики впере
ди М.А. Волошина и История и боевой путь
91 й гвардейской стрелковой, духовищинско
хинганской, ордена Ленина, краснознамнной,
ордена Суворова дивизии (краткое изложение)
В. Бруй, М. Брискера, Г. Удовицкого и С. Коваля.
Помимо фактических, исторически значи
мых данных автор фиксирует свои впечатле
ния. Буквально на каждой третьей странице
читаем о взрывах, обстрелах и в конце обя
зательно приписка: В этот раз опять повез
ло.
Отец действительно был удачливым чело
веком: все три войны он прошл без ране
ний, рассказывает Юрий Витальевич. На
мой взгляд, наибольший интерес представля
ют его записи о японской войне. Я перечиты
вал отцовский дневник много раз, но только
сейчас обратил внимание на тот факт, что отец
был первым комендантом станции Порт Ар
тур. В течение недели он коротко описывает
свои впечатления и наблюдения:
вторник
k
116, 15 октября 2013 г.
ВЕТЕРАНЫ
ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА
От первого лица
ВЗВОЛНОВАЛО!
Мальчишки на великом параде
В.Е. Бруй и листы из его военной записной книжки.
Горьковское СВУ на Параде Победы 24 июня 1945 года. Красная площадь.
(Продолжение. Начало на с. 1)
В 1944 году, в возрасте 11 лет, я
поступил в Горьковское суворовское
военное училище. И мне посчастливи
лось попасть в состав сводного баталь
она (это 210 человек), который в соста
ве сводного полка суворовских учи
лищ принял участие в Параде Победы
на Красной площади в Москве. У меня
есть законное удостоверения участни
ка этого великого парада.
Вам довелось воевать на фронте?
Нет, с 1944 года и до окончания
военных действий я находился в учи
лище.
Как же вы стали ветераном Вели
кой Отечественной войны?
Решением Правительства страны
все выпускники суворовских училищ,
которые в период 19431945 годов
проходили там службу (суворовские
училища в нашей стране образовали в
1943 году.
В.С.), были награждены
медалью За доблестный труд в Вели
кой Отечественной войне. По соци
альному статусу нас приравняли к ве
теранам Великой Отечественной вой
ны как тружеников тыла. Мы ведь во
время войны те только учились, но и
работали. У меня есть удостоверение
(ВВ 330599), выданное 13 июля 2000
года военным комиссаром г. Корол
ва, где написано, что предъявитель
этого удостоверения Лев Александро
вич Николаев ветеран Великой Оте
чественной войны, имеет права и льго
ты, установленные Федеральным за
коном О ветеранах, статья 20 (как
труженик тыла). Кстати, у нас в учили
ще среди воспитанников были и те,
кто действительно воевал и имел бое
вые награды (сыны полка). А в мом
взводе служил паренк, награждн
ный медалью Партизан Великой Оте
чественной войны.
И хотел бы отметить, что тот, кто
усомнился в том, что я участник
Парада Победы и ветеран войны, мог
навести об этом справки в городском
Совете ветеранов, там есть соответ
ствующие документы.
Валерий СОКОЛОВ
Я хотел бы рассказать вам один
любопытный факт, начал разговор
Юрий Витальевич Бруй, житель Коро
лва, наш читатель. Речь пойдт о
мом отце Виталии Ефимовиче. В
этом году 29 сентября ему исполни
лось бы сто лет. Он прошл три войны,
с 1941 по 1945 год вл дневник, где
делал записи почти каждый день, в
основном писал о службе.
29.08.1945
В 5.00 прибыли на главный вокзал горо
да Мукден. Всюду электрический свет. Вок
зал замечательный. Итак, мы в Мукдене.
После разгрузки шествуем по городу. У вхо
да в военный госпиталь японские часовые
точно загавкали это они приветствовали
нас. Начинаем знакомиться с ними, они
очень любопытны, всем интересуются. Ве
дм с ними оживлнный разговор, как буд
то бы у нас никогда не было вражды. Дис
циплина у них хорошая. Благоустраиваем
ся. Получили квартиры, но удастся ли жить?
Вопрос!
30.08.1945
На виллисе дефилировали по городу
Мукден. Мукден неплохой город. Китайцы
свою коммерцию начинают довольно таки
рано. С 5.00 жизнь Мукдена бьт ключом.
На обширных базарах сплошной крик это
рекламируют китайцы свою продукцию и
изделия. Овощей и фруктов уйма. Трхко
лсные велосипеды форменным образом
загромождают улицы. Движение большое.
Изредка попадаются японки, а также бело
эмигранты. Вс остальное принадлежит ки
тайцам. Мы размышляем насчт квартир.
31.08.1945
К 12.00 прибыл на главный вокзал. В 16.00
отправляемся в Порт Артур. В вагоне про
вели время неплохо.
01.09.1945
Во второй половине дня прибыли в Дай
рен, а вечером в Порт Артур. В городе и на
станции нет ещ местных военных властей.
Меня с ходу назначают военным комендан
том станции Порт Артур, на которой весь
обслуживающий персонал японцы. Вклю
чаюсь в работу. Надо испытать не только
обязанности разведчика Отечественной вой
ны, но и железнодорожника периода войны
на востоке. Работы много. С японцами жи
вм в контакте. Они очень любезны и веж
ливы. Всем интересуются, имеют почти все
тяготение к изучению русского языка.
О русских отзываются положительно, ду
ховно ненавидят американцев и англичан.
Китайцев не считают за людей и смотрят на
них с презрением. Китайцы, в свою оче
редь, не остаются в долгу, проделывая ряд
культурных вылазок в жилые дома япон
цев.
Последние ищут защиты у русских. В об
щем ходе событий дружки и друзья. В
общей сложности, японцы народ неглупый
и к тому же умеют уважать себя.
02.09.1945
Вот уже не отдыхаю сутки, но чувствую
себя бодро. Возможно, этому способствует
бурная станционная жизнь и веслая же
лезнодорожная администрация. По просьбе
японцев пишу им таблички: Вход воспре
щн и т. п. Убеждаю их в том, что это
наджный запор в их хижины. Они улыба
ются и самоуспокаиваются. Но разве может
преградить бумага путь, когда летят любые
замки от умелых магических движений на
тренированной славянской руки. Эти об
стоятельства порождают ряд неприятно
стей.
В общей сложности вс идт закономер
но и уверенно. Часто вспоминаю Надюшку
(будущая вторая супруга Виталия Ефимо
вича). Давно е не видел, поэтому скучаю.
Хочется встретиться и притом в Порт Арту
ре.
03.09.1945
День проходит в суете. Работы много, так
как прибывает изрядное количество воин
ских эшелонов. В 24.00 отправляем эшелон
капитулированных японских войск.
04.09.1945
В 10.00 ко мне прибыл офицер Японского
морского флота для урегулирования во
проса отправки его собратьев. С ним обме
нялись рукопожатиями. В присутствии двух
переводчиков разрешили все вопросы. В
11.00 японские солдаты, офицеры с их се
мьями отправлены на Дайрен.
07.09.45
Мои функции военного коменданта (при
форме, отец радовался, что вс таки успел
увидеть меня в звании полковника
Виталий Ефимович Бруй похоронен в Риге,
на могильном памятнике фотография в граж
данском, его военный статус никак не афи
шируется: А как иначе, резюмирует Юрий
Витальевич, были случаи, что могилы рус
ских солдат разоряли, мы такого для отца,
естественно, не хотим
Железнодорожная станция Порт Артур
часть Китайско Восточной железной дороги
(КВЖД), магистрали, проходившей по терри
тории Маньчжурии и соединявшей Читу с Вла
дивостоком и Порт Артуром, построенная в
1897 1903 годах как южная ветка Трансси
бирской магистрали, принадлежала России и
обслуживалась е подданными. 22 октября
1928 года из Китая были высланы все совет
ские служащие КВЖД.
20 августа 1945 года КВЖД вернулась под
контроль СССР. 14 февраля 1950 года в Моск
ве состоялось подписание Договора о дружбе,
союзе и взаимной помощи между СССР и КНР,
соглашения о Китайской Чанчуньской желез
ной дороге, Порт Артуре и Дальнем вс
безвозмездно передавалось Китаю. В 1952 году
с передачей Китайской Чанчуньской железной
дороги Китаю российская история КВЖД была
завершена.
Записала
Екатерина КОРНИЛОВА
чм первого) станции Порт Артур подошли
к концу. Мне прибыла смена ввиду моего
отъезда на станцию Цзиньчжоу. Наконец то
разделался с этой железнодорожной голо
воломкой с е сложными ребусами. Думаю
сегодня же тронуться в путь. Надоело мы
тарствовать. Скорей бы стабилизировать
ся. Требования и желания вполне законо
мерные.
08.09.1945
В 4.00 тронулся в путь. Прощай, привет
ливый Порт Артур, прощай, быть может,
навсегда.
Действительно, в Порт Артур Виталий Ефи
мович больше не вернулся. Штабную службу
продолжил в Латвии, в Риге. До 1955 года
возглавлял военный кабинет окружного Дома
офицеров. После отставки продолжил трудить
ся в типографии русской газеты За Родину.
Сложилась и семейная жизнь, во втором
браке родились двое детей сын Виталий и
дочь Татьяна. Брат и сестра остались в Лат
вии, а я после службы осел в Королве,
рассказывает Юрий Витальевич. Служить
пошл во многом из за отца. Знаете, послед
ний раз мы виделись перед его смертью в 1987
году. Тогда отец лежал после инсульта, не
говорил уже. Я зашл к нему в палату, он вдруг
так оживился, я даже не сразу понял, отчего
так, а потом догадался: я пришл к нему в