background image
C
M
Y
K
вторник
k
119, 22 октября 2013 г.
158
Проектирование любого архитек
турного комплекса имеет несколь
ко стадий. Сперва идт разработка
г е н е р а л ь н о г о п л а н а ( г е н п л а н а )
объекта. Следующим этапом, как
правило, является проект деталь
ной планировки. На этой стадии,
параллельно с работой над генпла
ном, уже может проводиться про
ектирование отдельных объектов.
Генплан послка Болшевской тру
довой коммуны относится к совме
стному творчеству Лангмана и Че
риковера. Кстати, когда возведение
капитальных сооружений в трудком
муне только начиналось (1928 год),
в Москве по совместному проекту
этих же архитекторов уже было за
вершено строительство стадиона
Динамо на Ленинградском шоссе
(ныне Ленинградский проспект)
к р у п н е й ш е г о н а т о в р е м я
спортивного комплекса на террито
рии СССР.
Одновременно с чашей стадиона
на Динамо возводились разнооб
разные служебные объекты. Но их
роль в ансамбле этого спорткомп
лекса весьма невелика: ведь стадион
Динамо это, прежде всего, ог
ромная спортивная арена. Принци
пиально иная ситуация наблюдается
в ансамбле коммуны: возведнные
здесь объекты близки по масштабу и
не подчиняются какому то одному
превалирующему сооружению, а на
ходятся в соподчинении друг другу.
Именно по этой причине весь ан
самбль трудкоммуны столь гармони
чен, а каждая его постройка в отдель
ности воспринимается как неотъем
лемая часть единого архитектурного
организма.
Но вернмся к вопросу: что имен
но из этих объектов проектировал
Лангман, а что Чериковер? В на
шем распоряжении записи из лич
ного архива Л.З. Чериковера, в кото
ром архитектор чтко указывает по
стройки своего авторства: больни
ца, общежития, производственные
сооружения. Старожил Костина стро
итель Н.А. Торбин упоминал архи
тектора Михлина, который вл ав
торский надзор на здании торгового
центра. По всей видимости, этот же
архитектор принимал непосред
ственное участие в строительстве
здания фабрики кухни.
Остаются три объекта, авторство
которых мы склонны приписывать не
посредственно А.Я. Лангману. Это дом
Стройбюро, учебный центр (нынеш
ний техникум) и детский сад. Если на
каждое из этих зданий внимательно
посмотрит даже непрофессионал, то
он заметит, что все они обладают ин
тересной особенностью: их главные
фасады построены по принципу сим
метрии. И тут возникает ещ один
вопрос: могут ли эти здания быть от
несены к конструктивизму, если из
вестно, что в этом стилевом направ
лении симметричные здания встре
чаются крайне редко?
ДРУГОЙ РАКУРС
Вообще, само слово конструкти
визм по отношению к архитектуре
192030 х годов является не совсем
точным. Конструктивизм это гла
венствующее течение советского ар
хитектурного авангарда первых по
слереволюционных десятилетий. По
мимо архитекторов конструктиви
стов активно работала достаточно за
метная группа рационалистов. А вот
знаменитый архитектор К.С. Мельни
ков всегда подчркивал, что не отно
сит себя ни к конструктивистам, ни к
рационалистам, хотя во многих со
временных источниках его уверенно
называют конструктивистом.
Ансамбль Болшевской трудовой
коммуны в целом, конечно же, явля
ется великолепным образцом конст
руктивизма. Но и в самом конструк
тивистском течении также имеется
немало разновидностей, зависящих
от творческого почерка того или ино
го архитектора. В зданиях, которые,
по нашему мнению, принадлежат руке
А.Я. Лангмана, использован принцип
горизонтального и вертикального
ленточного окна; остальные же окон
ные промы (детсад и учебный центр)
формально не образуют ленту, од
нако имеют горизонтальные пропор
ции, что также характерно для опи
сываемого периода времени. В доме
Стройбюро нет и их, но фасадная
структура здания достаточно чтко
определена с помощью системы лод
жий, которые объединены вертикаль
ными структурами, чем то сходными
с традиционными эркерами, широко
распространнными в архитектуре
рубежа XIX и XX веков.
Здесь мы употребили слово тра
диционные, что, казалось бы, опять
таки противоречит эпохе авангарда с
его новаторством и поиском исклю
чительно новых форм. В действитель
ности же механически противопо
ставлять авангард и сложившиеся
традиции в принципе неверно. Дело
в том, что
архитектурный авангард
192030 х годов широко использо
вал и творчески видоизменял тради
ционные архитектурные формы, при
спосабливая их для
своего времени.
И
эркеры с системами лоджий, и лен
точные окна, и круглые по форме
промы, и пилоны с полным отсут
ствием декора можно было наблюдать
и ранее, например, в отечественной ар
хитектуре модерна 18901910 х годов.
В свою очередь, в эпоху господства
модерна чтко выделяется такое ин
тересное архитектурное направление,
как неоклассицизм. И вот здесь са
мое время вспомнить основные эта
пы биографии А.Я. Лангмана.
Творческие пристрастия этого ар
хитектора сложились на рубеже пер
вого и второго десятилетий XX века,
когда он учился на архитектурном от
делении Высшего технического учи
лища в Вене. Практическая деятель
ность Лангмана берт начало также в
дореволюционную эпоху: первые
свои проекты он осуществил в род
ном городе Харькове. И как раз в
то время многие заказчики предпо
читали видеть особняки и доходные
дома в неоклассическом стиле, кото
рый из традиционных элементов клас
сицизма (колонны, пилястры, балюс
трады, аттики и др.) создавал свою
собственную архитектурно художе
ственную систему.
Этот своеобразный неоклассиче
ский подход к своим объектам А.Я. Лан
гман исповедовал на протяжении всей
творческой жизни. Во время работы
над комплексами стадиона Динамо
и Болшевской трудкоммуны он встре
тился с Л.З. Чериковером, который
был младше его всего то на девять
лет, но творческие принципы которо
го формировались совсем в иную
эпоху, в первые послереволюцион
ные годы. Вот почему в тандеме Лан
гман Чериковер постройки одного
архитектора так чтко отличимы от
построек другого.
В те годы, когда строительство Бол
шевской трудкоммуны ещ не было
полностью завершено, Лангман ра
ботал над двумя крупными москов
скими объектами, впоследствии во
шедшими во все хрестоматии по со
ветской архитектуре. Первым из них
стал так называемый Дом Динамо на
ул. Дзержинского (ныне Б. Лубянка),
который Лангман проектировал в соав
торстве с архитектором И.А. Фоминым.
Зато следующее, не менее известное
здание принадлежит целиком его
творчеству. Это знаменитый дом СТО
(Совета Труда и Обороны) в Охотном
Ряду, в дальнейшем известный как
Дом СНК, Госплан СССР, а ныне
здание Государственной Думы РФ.
Строительство его было завершено в
1935 году, когда в отечественной ар
хитектуре уже произошл поворот от
авангардных течений к принципам
освоения классического наследия.
Здесь архитектор блестяще исполь
зовал выработанный им в дореволю
ционные годы и не забытый в эпоху
авангарда классический принцип
трхчастного построения фасада.
При этом у четырхэтажного дома
Стройбюро в Королве и у десятиэтаж
ного дома СТО в Москве обнаружива
ется немало общих черт. О трхчастной
фасадной структуре мы уже упомяну
ли. Следует заметить, что и в той и в
другой постройке боковые крылья вы
несены на красную линию, в то время
как центральная часть расположена
несколько в глубине. Оба здания за
вершены аттиками, однако если в доме
Стройбюро его центральная ось фик
сируется небольшим тимпаном, то в
доме СТО изображением герба СССР.
(Того самого ставшего знаменитым
после настоятельной рекомендации
специалистов ВООПИиК сохранить его
как органичную часть облика здания,
несмотря на яростное давление поли
тиков демократов, усматривавших в
советском гербе чуть ли не призыв к
возвращению к большевизму.)
В книге Зодчие Москвы биогра
фы А.Я. Лангмана О.Н. Сметкина и
А.Ю. Тарханов весьма точно замеча
ют: На пути от конструктивизма к ос
воению наследия, пройденном нашей
архитектурой, его (Лангмана.
С.М.)
дома были ровно посередине и, быть
может, самим появлением своим обо
значили некий хронологический и вку
совой рубеж. А мы констатируем:
по
мимо выявленной безусловной архи
тектурно художественной и историко
мемориальной ценности дома Строй
бюро в городе Королве, построенного
по проекту А.Я. Лангмана, здание инте
ресно и в том аспекте, что может рас
сматриваться в качестве своеобраз
ного авторского этюда к проектиро
ванию дома СТО в Москве одного из
поистине знаковых объектов во всей
отечественной архитектуре.
Сергей МЕРЖАНОВ
Об авторе:
Мержанов Сергей Борисович архитектор,
историк архитектуры, дизайнер. Работал в международ
ном отделе Центрального НИИ экспериментального про
ектирования жилища, в Департаменте архитектуры Мини
стерства строительства РФ и Управлении архитектуры и
градостроительства Госстроя РФ, занимал должность за
местителя начальника отдела Минземстроя РФ. Занимал
различные руководящие должности в научно информа
ционном отделе НИИ теории архитектуры и градострои
тельства. Профессор Московского отделения Междуна
родной академии архитектуры (МААМ). Лауреат многих
отечественных и международных премий, в том числе
Международного фестиваля Зодчество, Российской
академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и др.
С.Б. Мержанов внс значительный вклад в историю
культуры Калининграда Королва. Он автор и соавтор
ряда книг по истории г. Королва, нескольких сотен статей
о городе и его культурном наследии в отечественной и
зарубежной печати. С.Б. Мержанов был членом советов
по созданию практически всех городских музеев (истори
ко краеведческого, М. И. Цветаевой, С.Н. Дурылина); с
1987 по 1993 год был постоянным членом общественной
редакции Наше наследие в газете Калининградская
правда. Автор и ведущий ряда циклов на Калининград
УХОДЯЩАЯ НАТУРА?
Дом Стройбюро как рубеж
в истории отечественной
архитектуры
В экспозиции по истории города
отдела Усадьба Костино Королв
ского исторического музея есть фо
тография первого четырхэтажного
дома, построенного коммунарами
Трудовой коммуны ОГПУ 1 (Бол
шевской трудовой коммуны), того
самого дома, который теперь имеет
адрес: Орджоникидзе, 2/34 Свет
лый, гордый, молодой Он был ге
роем книг, кинохроник, зарубежных
публикаций... О нм слагали стихи:
Громче, мой стих, кричи!
Я не такой, как прежде.
Я сегодня пою кирпичи,
На которые вся надежда.
Эй, коммунар! Слушай
клич.
Будь коммунаром стойким.
Смело клади кирпич
В фундамент великой
стройки.
Гляди, кинь кругом
Зорким хозяйским взглядом.
Видишь белый
верзила дом?
Через год новый дом станет
рядом.
Верзила дом
Кирпичи штабелями, леса
На солнце красуются гордо.
Будут из них расти корпуса
Небывалого нашего города.
Пусть город, что вырастет
вскоре,
Не будет означен на карте.
Но его впишет в историю
Рука большевистской
партии.
Щели заштукатурим,
Бетоном фундамент зальм
И многих из ссылок и тюрем
Жильцами в наш город
возьмм.
Мы пути им укажем
нежданные
В город тот, что стихом
я пророчу,
Чтоб стать полноправными
гражданами,
Передовыми рабочими.
Как двусмысленно звучат теперь
строки, написанные поэтом коммуна
ром Павлом Бобраковым в 1931 году
Светлана ЮДИНА
ском радио, посвящнных историко культурному насле
дию города.
С 1990 по 2005 год С.Б. Мержанов был членом градо
строительного совета при УАиГ г. Калининграда Корол
ва. В 1993 году он стал соавтором капитального труда
Перечень объектов, требующих обязательного индиви
дуального рассмотрения при реконструкции микрорайо
нов и районов г. Калининграда Московской области. В
19851991 годах и с 2013 года член совета Королв
ского отделения ВООПИиК.
С.Б. Мержанов выявил и впервые обнародовал имена
многих архитекторов, внсших вклад в формирование
облика г. Калининграда Королва, среди которых:
А.В. Самойлов, А.Я. Лангман, Л.З. Чериковер, П.И. Кли
шев, Б.Г. Бархин, Н.И. Рипинский, В.В. Яновский, Н.Г. Ряб
цев, А.Д. Киселв, Л.П. Гулецкая, В.А. Канчели и др.
В качестве дизайнера С.Б. Мержанов является автором
и соавтором многочисленных экспозиций, связанных с
космической тематикой, в частности, Мемориальной ком
наты Ю.А. Мозжорина (ЦНИИмаш, г. Королв, 2010 год),
новой экспозиции Мемориального дома музея С.П. Коро
лва в Москве (2011 год), выставки 108 минут, которые
потрясли мир. К 50 летию первого полта человека в
космос (2011 год).
Известно, что архитектур
ный ансамбль Болшевской
трудовой коммуны был
возведн в 192030 е
годы по проекту А.Я.
Лангмана и Л.З. Черикове
ра. Было построено более
десятка капитальных
сооружений, подавляющее
большинство из которых
сохранились до нашего
времени (не уцелело лишь
здание бани). Но встают
вопросы: какие именно
проекты принадлежат
Лангману, какие Черико
веру и над чем именно они
работали совместно?
Ведущая Ольга
МЕЛЬНИКОВА
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА