background image
Город науки
четверг
k
120, 24 октября 2013 г.
ПОИСКИ, НАХОДКИ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
Через тернии к звздам!
В ы п у с к 93
g o r o d n a u k i @ b k . r u
Уже почти год, как генераль
ным директором КБ химичес
кого машиностроения
им. А.М. Исаева филиала
ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хру
ничева работает И.Г. Панин.
Одновременно он является
заместителем генерального
директора ФГУП ГКНПЦ
им. М.В. Хруничева. Накану
не 105 летия со дня рожде
ния основателя КБ Химмаш
Алексея Михайловича Иса
ева мы поговорили с
И.Г. ПАНИНЫМ о жизни и де
лах родного предприятия.
Редактор выпуска Н.Я. ДОРОЖКИН, научный обозреватель Калининградской правды
Прежде всего, хочу поздравить
коллектив КБ и в особенности тех со
трудников, которые лично знали Алек
сея Михайловича, со 105 летием со дня
его рождения. После смерти Исаева
прошло более 42 лет. За эти годы руко
водителями предприятия были четыре
человека. Наиболее вспоминаемым
является Владислав Николаевич Бого
молов, которому пришлось продол
жить дело Исаева практически, доводя
до серийного производства те изде
лия, выпуск которых был начат при
Алексее Михайловиче. Многие из этих
изделий до сих пор находятся в эксплу
атации.
Таким образом, я пятый руко
водитель предприятия после Исае
ва. Я родом из
Вереи, что в Орехово
Зуевском районе Подмосковья.
Отец
был строителем, мать учительни
цей. После окончания школы посту
пил в МАТИ Московский авиаци
онно технологический институт им.
К.Э. Циолковского. Получил квали
фикацию инженера механика по спе
циальности технология производ
ства двигателей летательных аппа
ратов.
Наши читатели должны знать, что
космическими предприятиями руково
дят лучшие выпускники лучших вузов.
Об этом надо знать и студентам
Кстати, о студентах. В этом году,
будучи уже в статусе генерального ди
ректора, я был приглашн на День
первокурсника в родной институт. Вы
ступил перед ребятами: рассказал о
себе, учбе, о славном МАТИ, о нашем
предприятии, и порекомендовал по
думать заранее о трудоустройстве в
КБ Химмаш. И на свом личном при
мере напомнил студентам о главной
задаче учиться только на отлич
но, потому что вся жизнь и работа
человека это самая большая шко
ла На нашем предприятии студен
ты, начиная с 4 го курса, проходят
производственную и преддипломную
практику, готовят материалы для дип
ломных проектов. И уже в то время мы
готовы принять их на работу. Но и тем,
кто в молодости не определился с
выбором профессии, дорога к боль
шим делам не заказана. Например,
А.М. Исаев был натурой ищущей и
мятущейся. Себя он нашл в трид
цать пять лет Но уж после этого с
пути не сворачивал
Игорь Геннадьевич, я не ошибся,
назвав КБ Химмаш вашим родным
предприятием?
Но это так и есть. КБ химического
машиностроения это именно род
ное для меня предприятие. Ведь сразу
после окончания МАТИ в 1985 году я
поступил сюда на работу был принят
на должность инженера технолога в
механосборочный цех 104. О нм я
могу говорить долго и подробно. В пер
вые же месяцы я буквально влюбился
в свою работу, в это замечательное
предприятие, где духом товарищества
пронизаны все сферы.
Вы говорили о цехе 104. Что он
собой представляет?
Наш механосборочный цех
одно из самых горячих мест в опытном
производстве. Там настолько сложная,
напряжнная и ответственная работа,
что у инженера технолога буквально
земля горит под ногами. Я сразу почув
ствовал: это то, что мне нужно. Это
место, где жизнь бурлит, где идут ак
тивные производственные процессы,
и я оказался в самой их гуще. Ощутил
себя пусть небольшой, но необходи
мой деталью живого механизма. Пре
красно помню первый самостоятельно
разработанный мной технологический
процесс для изготовления клина сме
сительной головки. И какой восторг я
испытал, когда увидел, что токарь из
готовил эту деталь. Это было чувство
причастности к труду всего нашего кол
лектива цеха, опытного производ
ства, знаменитого предприятия. Там
были замечательные профессионалы,
от рабочего и мастера до начальника
цеха. Приходилось иметь дело с пред
ставителями всех рабочих специаль
ностей с отделом главного техноло
га, главного металлурга, отделом не
металлических и композиционных ма
териалов И каждый готов был поде
литься своими знаниями, своим опы
том. Ведь трудовой коллектив это
также педагог и воспитатель! Вот это
школа для молодого специалиста!
Именно здесь я приобрл основную
базу для дальнейшей работы.
В мае 2003 года был назначен заме
стителем начальника опытного произ
водства начальником производ
ственно диспетчерского отдела, а че
рез год переведн на должность на
чальника опытного производства. С
ноября 2005 года работал заместите
лем генерального директора по произ
водству. А 1 ноября 2012 года стал
заместителем генерального директора
ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
генеральным директором КБ Химмаш
им. А.М. Исаева филиала ФГУП
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Такая
вот служебная лестница.
Но качества лидера в вашем ха
рактере вырабатывались не только на
производстве?
Я со школьных лет занимался
общественной работой, в институте из
бирался комсоргом, потом старостой
группы И здесь, в КБ Химмаш, уже
через год был избран комсоргом. Мне
нравилась работа с коллективом свер
стников, интересно было общаться с
младшими и старшими товарищами.
Мне вообще интересны люди наши
труженики, творцы таких замечатель
ных вещей. Каждый человек интересен
по своему, в каждом своя изюмин
ка, но тем интереснее трудовой кол
лектив, который складывается из та
ких ярких индивидуальностей я могу
назвать имена, но вы и сами некоторых
давно знаете.
Так получилось, что о КБ химичес
кого машиностроения давно не было
публикаций в местной прессе. Вы не
могли бы напомнить читателям об ис
торических корнях предприятия, о том,
откуда есть пошла знаменитая иса
евская фирма?
Фактически наша история начи
нается с 21 июня 1943 года, когда на
авиационном заводе 293 в конструк
торском бюро В.Ф. Болховитинова
было образовано подразделение, за
дачей которого стала разработка жид
костных ракетных двигателей (ЖРД).
Его возглавил тогда уже опытный кон
структор в области самолтостроения
А.М. Исаев, будущий главный конст
руктор жидкостных ракетных двигате
лей, один из основоположников ракет
ного двигателестроения.
Когда А.М. Исаев и А.Я. Березняк
начали лтную отработку самолта
на тяге своего ракетного двигателя,
они с коллегами удивлялись, какого
зверя взращивают. Тогдашний их
ЖРД, по нашим современным мер
кам не столь мощный, своим выхло
пом вырыл в грунте настоящую кана
ву. Образовавшийся лоток решили за
бетонировать. Но этот двигатель стру
й выхлопных газов уносил прочь и
бетон. Под впечатлением от этого
эффекта А.М. Исаев стал разрабаты
вать термобур. Результатами работы
этого бура служат огромные камен
ные глыбы, доставленные позже на
территорию предприятия. Они до сих
пор украшают рельеф двора некото
рых отделов.
О деятельности А.М. Исаева и его
товарищей написано много. Они рабо
тали в глубоком тылу, куда не только не
доносился грохот орудий, но не доле
тали даже вражеские самолты, одна
ко уже поднимался в воздух реактив
ный самолт БИ 2 (Березняк Исаев).
И едва на фронтах положение начало
складываться в нашу пользу, из дей
Сегодня 105 лет со дня рождения А.М. Исаева
КБ Химмаш имени Исаева
на улице Богомолова
ствующей армии были отозваны бой
цы, которые ещ до начала войны про
явили себя как исследователи, конст
рукторы, руководители. А всего через
год после Победы, 13 мая 1946 года,
был образован НИИ 88, в состав кото
рого через два года вошло подразде
ление А.М. Исаева как отдел. Позже в
институте были созданы два ОКБ по
отработке ЖРД ОКБ 2 (главный кон
структор А.М. Исаев) и ОКБ 3 (глав
ный конструктор Д.Д. Севрук). В 1958
году они были объединены в ОКБ 2 во
главе с А.М. Исаевым. Со временем,
после выделения из НИИ 88, ОКБ по
лучило наименование Конструкторс
кого бюро химического машиностро
ения. Сейчас это КБ Химмаш имени
А.М. Исаева.
Хотя все знают, что КБ Химмаш
занимается двигателями космических
ракет, дальше это знание не распрост
раняется
За всю историю существования
нашего КБ направление его деятельно
сти не менялось. Это разработка про
ектов ЖРД, конструкторской докумен
тации (КД), автономная отработка аг
регатов и узлов двигателей на назем
ных гидравлических, пневматических,
вибрационных стендах, отработка кон
струкции на огневых наземных стен
дах, впоследствии в составе лтных
объектов, передача КД на серийный
завод. Далее идт сопровождение из
готовления и эксплуатации своей про
дукции. Так что КБ Химмаш получает о
свом детище информацию за весь
жизненный цикл.
Можно ли немного подробнее рас
сказать, для каких изделий ракетно
космической техники создаются ваши
двигатели?
Жидкостные ракетные двигате
ли и жидкостные ракетные двигатель
ные установки, двигатели малой тяги
(до 100250 кгс) создаются для пи
лотируемых и беспилотных космичес
ких аппаратов, орбитальных комплек
сов, Международной космической
станции, космических кораблей
Союз ТМ, Прогресс, космичес
ких аппаратов связи и дистанционно
го зондирования Земли и других кос
мических аппаратов, запускаемых для
исследования ближнего и дальнего
космоса. Двигатели малой тяги ис
пользуются для стабилизации поло
жения космического аппарата в кос
мосе, для причаливания и прочих ма
нвров короче говоря, в качестве
двигателей управления космически
ми аппаратами.
В КБ Химмаш разработаны и изго
тавливаются маршевые жидкостные
ракетные двигатели для разгонных бло
ков Бриз М, Бриз КМ, Фрегат,
Фрегат СБ. Разработаны ЖРД и жид
костные двигательные установки для
ракетных комплексов специального
назначения, кислородно водородные
двигатели тягой 7,5 и 10,5 тс.
Кстати, наш кислородно водород
ный двигатель КВД1 в составе разгон
ного блока индийской ракеты носите
ля ЖСЛВ обеспечил успешное выпол
нение четырх полтов в 20012007
годах. А на базе двигателя КВД1 создан
первый экспериментальный ЖРД, ис
пользующий в качестве горючего сжи
женный природный газ с содержанием
метана до 98 процентов.
Кроме того, у нас ведутся разработ
ка, изготовление и испытание управля
ющих ЖРД малой тяги на однокомпо
нентном топливе гидразине. Эти
двигатели предназначены для двига
тельных установок разгонных блоков
Фрегат и Фрегат СБ, которые вы
водят в ближний и дальний космос
аппараты для исследования космичес
кого пространства и планет.
Мы разрабатываем, изготавливаем
и испытываем также и ЖРД малой
тяги на двухкомпонентном топливе.
Завершены работы по созданию дви
гателя с ниобиевой камерой тягой
2,5 кгс для использования в програм
ме МКС, а также в космических аппа
ратах разработки ЦСКБ Прогресс.
Разработан ряд перспективных ЖРД
тягой 5, 10, 20, от 40 до 60 кгс с
конкурентно способными характери
стиками.
Интересная идея замена водо
рода метаном Этим ведь решаются
две проблемы и экологическая, и
экономическая?
Да, как известно, в конце прошло
го века перед конструкторами встала
задача создания ЖРД на экологически
чистых дешвых компонентах топлива
при максимально возможном исполь
зовании конструкторского, материаль
ного, технологического и производ
ственного заделов. Наши специалисты
пришли к выводу, что одним из путей
решения такой задачи создания пока
экспериментального двигателя на топ
ливе жидкий кислород метан
может быть использование материаль
ной части кислородно водородного
ЖРД.
Работы начались ещ в 1994 году,
однако из за недостаточного финан
сирования растянулись на долгие годы.
Для начала стали решать задачу на
базе двигателя средней размерности, а
именно путм замены жидкого во
дорода на сжиженный природный газ
применительно к кислородно водород
ному двигателю КВД1 тягой 7,5 тс. В
1996 году были проведены автоном
ные испытания газогенератора двига
теля, в 1997 м испытания рулевого
блока. Тогда же приступили к огневым
испытаниям полноразмерного двига
теля с тягой 7,5 тс на компонентах жид
кий кислород + сжиженный природ
ный газ.
Первое огневое испытание двигате
ля было проведено 22 августа 1997
года на стенде НИИ ХМ (в настоящее
время НИЦ РКП). Двигатель отработал
заданное время, замечаний по состоя
нию материальной части не было. Ре
зультаты испытания подтвердили прин
ципиальную возможность использова
ния сжиженного природного газа в ка
честве горючего в агрегатах кислород
но водородного двигателя.
У вас ведутся научно исследова
тельские и опытно конструкторские
работы?
Разумеется. Это работы по мо
дернизации, обеспечению производ
ства и испытаний ЖРД, созданных на
нашем предприятии, используемых в
ступенях ракет носителей различно
го класса и назначения. Разворачи
ваются работы по проектированию и
созданию системы преобразования
энергии для транспортного энергети
ческого модуля. Ведтся производ
ство изделий конверсионной темати
ки (для мясоперерабатывающей и
молочной промышленности, медици
ны, топливно энергетического комп
лекса и товаров народного потребле
ния).
(Продолжение на с. 8)