background image
10
Ноябрь, 2013 г.
Знакомые лица на олимпиаде не
редкость. Вот, например, вновь привз
сюда своих учеников Николай Шварц
преподаватель физики из Арада.
Этот небольшой город (в нм меньше
30 тысяч жителей, причм почти на
40 процентов это выходцы из бывшего
СССР) находится в южной части Изра
иля, на границе Иудейской пустыни и
пустыни Негев, в 25 км к западу от
Мртвого моря. Путь до российской
космической столицы неблизкий, но и
ребята, и их учитель знали, зачем сюда
едут, ведь космос это важная перс
пектива для маленького государства,
живущего в окружении постоянной
политической напряжнности. Несмот
ря на то что весь Израиль по площади
меньше нашей Московской области,
он имеет возможность самостоятель
но запускать спутники в космос, кото
рые работают, в первую очередь, на
армию. Так что космические техноло
гии в этой стране в приоритете.
Делегация школьников из Израиля
участвует в МКО уже третий раз, год от
года наращивая и мастерство, и чис
ленность. Если в 2011 м в Королв
впервые приезжали шесть израиль
ских подростков, в 2012 м восемь,
то в нынешнем году уже десять!
Двое ребят были здесь в прошлом
году, а остальные новички, рас
сказывает руководитель делегации.
И ехали мы с такой установкой: все
соревнуются во всм! По словам
ДУХ СОРЕВНОВАНИЯ
Больше с каждым годом
Н. Шварца, к интеллектуальным состя
заниям ребята готовились очень тща
тельно. Все они учащиеся научно
инженерного отделения школы, со
зданного для самых способных и заин
тересованных детей. Кроме того, что
они изучают физику, математику и ан
глийский язык на самом высоком уров
не, им ещ преподают электронику, про
граммирование и аэронавтику. Два года
назад для них была открыта новая ла
боратория, оснащнная по последнему
слову техники. Также школа установи
ла хорошие связи с военно воздушной
базой, которая находится неподалку
от города. Лтчики встречаются со
школьниками, проводят уроки. Ребята
тоже посещают базу.
В школе ещ в декабре отобрали
желающих участвовать в космической
олимпиаде. Их было 15 человек. Потом
организовали несколько месяцев уси
ленной подготовки по физике, матема
тике и программированию. В апреле
все преподаватели, которые занима
лись с ребятами, и классные руководи
тели посовещались и решили, кто мо
жет наиболее достойно представить на
МКО не только себя, но и школу, и
город, и страну. Выбрали самых луч
ших
Творческие проекты школьники го
товили парами, а в качестве научных
руководителей выступали педагоги,
причм если в прошлые годы все изра
ильтяне привозили работы рефератив
ного характера, то сейчас два из пяти
представленных проектов были ориги
нальными. Так, в одной из работ ис
пользовались фотоснимки комических
объектов, которые были сделаны дву
мя девушками самостоятельно. Ещ она
пара школьников сконструировала ра
диотелескоп, при помощи которого
юным исследователям удалось полу
чить сигналы из чрной дыры, находя
щейся в центре Галактики. Да и ос
тальные ребята творчески подошли к
своим работам, они не просто писали
рефераты, но и высказывали собствен
ные соображения, делали вычисле
ния, отметил Н. Шварц. Кстати,
когда два года назад мы разговарива
ли с ним после первого опыта участия
израильских школьников в олимпиа
де, он назвал именно такую цель: через
пару лет привезти в Королв ребят,
которые презентовали бы собственные
научные исследования. Как раз неза
долго до этого школа города Арад по
лучила целевое финансирование на
строительство собственной обсервато
рии, и вот теперь ребята уже пользуют
ся ею, проводят научные эксперимен
ты и экскурсии для посетителей, кото
рые представляют и местных жителей,
и приезжих, и детей, и пенсионеров.
Конечно, эта обсерватория не может
сравниться со знаменитой Гринвич
ской или главной российской Пулков
ской. Однако телескоп там самый на
стоящий, профессиональный, и к
школьникам был приглашн специа
лист из центральной обсерватории
страны, который научил их пользовать
ся оборудованием.
Израильский педагог, который не
давно был удостоен очень престижной
премии (она вручается лучшему учите
лю страны в области естественно на
учных дисциплин), может гордиться
своими учениками. Второе место в пер
вом творческом туре, четвртое и
восьмое в олимпиаде по математике,
два вторых, два четвртых, пятое и три
девятых места в олимпиаде по физике,
четвртое место в олимпиаде по ин
форматике, одиннадцатое в общем за
чте вот успехи, которых они доби
лись. Недаром школа, в которой учатся
ребята, по результатам прошлого учеб
ного года была признана лучшей в од
ной из трх образовательных систем
Израиля. Согласитесь, возникает ассо
циация с нашим лицеем научно инже
нерного профиля, в котором ребята
тоже углублнно изучают технические
дисциплины и который тоже традици
онно занимает места в престижных
рейтингах образовательных учрежде
ний. Российские лицеисты показыва
ют на МКО более высокие результаты,
однако участники из других стран не
оставляют надежд догнать их в интел
лектуальном марафоне. Что ж, чем
острее конкуренция, тем интереснее
состязания!
Нина ИВАНОВА
ЛИЦО ОЛИМПИАДЫ
Вот что интересно: был на церемонии один
человек, которому олимпийцы аплодировали
громче всех. И это не артист и не высокий гость,
а один из педагогов англичанин Стюарт Гилл,
учитель физики, который в четырнадцатый раз
приехал на олимпиаду с группой школьников из
Великобритании. Позднее Стюарт с удовольстви
ем ответил на наши вопросы, поделился своими
впечатлениями и даже немного рассказал об об
разовании в Великобритании.
Стюарт, почему вы решили стать учителем?
Я закончил Ливерпульский университет в
Великобритании. Всегда ценил своих педагогов и
то, как они учили меня. У учителей очень важная
миссия, ведь они передают информацию и свой
жизненный опыт новому поколению, поэтому это
очень ответственная профессия. Я решил, что
смогу это делать, и вот уже много лет наслажда
юсь своей работой.
Международная космическая олимпиада
это действительно очень масштабное событие:
много интересных творческих работ представле
но, участники приехали со всего мира. Настоящее
международное сотрудничество! А какие проек
ты привезли ваши ученики?
Технические, физические, даже один на тему
экономики. Технологии вс время развиваются, и
подобные проекты этому тоже способствуют. Мне
вообще очень нравится творческий процесс в
Королве. Каждый год собираются совершенно
разные ученики, и для них это уникальный обра
зовательный и культурный опыт. Впрочем, я бы не
стал относиться к этому исключительно как к
полезным интеллектуальным упражнениям для
школьников. Многие проекты действительно име
ют перспективу практического применения.
То есть вы считаете, что на МКО бывают по
настоящему инновационные проекты?
Да, и в этот раз есть несколько. Но я не хотел
бы отмечать какие то отдельные работы. Ведь в
каждую из них вложены труд и творчество. У
каждого проекта есть сердце и душа его автор.
Так что все молодцы.
А были ли какие нибудь смешные ситуации
на протяжении олимпиады?
Естественно, невозможно обойтись без ве
селья и юмора там, где собирается креативная
молоджь. Но все шутки отметаются в сторону,
когда дело доходит до защиты проектов или ре
шения заданий. За призовые места идт самая
серьзная борьба!
У нас в России есть такая поговорка: Делу
время, потехе час. Вы согласны?
Да, важно, чтобы участники олимпиады не
только продемонстрировали свои интеллектуаль
ные достижения, но и смогли подружиться. По
этому у ребят была и развлекательная программа,
впрочем, я тоже с удовольствием в ней поуча
ствовал.
Неужели вы настолько близки со своими
учениками?
Конечно, очень важно, чтобы учителя с уче
никами могли найти общий язык, и это обычно
происходит за пределами школьного класса.
В российских школах тоже есть такие педа
гоги, но многие ещ вс таки считают, что обяза
ны всегда соблюдать дистанцию между собой и
детьми. А вообще, какие вы видите различия в
системе образования в Великобритании и в Рос
сии?
Мне кажется, у нас в школах обстановка
более непринужднная. Мы не так заботимся о
том, чтобы вс было официально. Нам важно,
чтобы ученик и учитель могли не только уважать,
но и лучше понимать друг друга. У нас учитель
проводит с детьми больше времени вне коллед
жа. Ещ важно, чтобы школы могли сотрудничать
друг с другом. Например, не так давно у нас
объединили семь школ, и теперь они могут полу
чать информацию друг от друга и делиться своим
опытом.
Как вы считаете, а стоит ввести что то подоб
ное в школах России?
Не думаю, что системы образования в раз
ных странах должны быть одинаковыми. Да это,
согласитесь, и невозможно. Везде есть свои осо
бенности, а космическая олимпиада как раз тем и
интересна: здесь встречаются ученики из России,
Англии, Америки, Израиля, других стран и узна
ют, как живут и учатся их сверстники. Это замеча
тельный и уникальный опыт!
Лидия АТЛАНТОВА
Физики о физике и не только!
Отличительная черта Международной космической олимпиады (МКО) абсо
лютное отсутствие формализма. Открытость, увлечнность, искренность здесь
ценятся превыше всего. И это было заметно во всм, например, в том, как живо
реагировали на происходящее участники торжественной церемонии открытия
олимпиады. Если зал взрывался аплодисментами и одобрительными криками
значит, в тот момент на сцене или на экране действительно было такое, что
у каждого вызывало отклик в сердце.
РОССИЯ+АМЕРИКА
Космическая олимпиада школьников это
уже не просто событие, а целое международное
движение, в котором задействованы подростки
и взрослые из разных стран, причм в каждой
стране есть своеобразный посланник доброй
воли, который активно рекламирует МКО у себя
на родине, способствует международному со
трудничеству и, конечно, регулярно приезжает
в Россию.
Таким посланником в Соединнных Штатах
Америки стала доктор Беверли Фрстон, науч
ный сотрудник Университета Вирджинии, до
недавнего времени работавшая в Министерстве
образования штата Вирджиния. Мы решили уз
нать, почему в этом году она вдруг решила
приехать без школьников, зато в компании не
скольких американских преподавателей.
Опыт таких поездок в Россию у меня есть,
говорит Б. Фрстон. Я уже была на МКО с
командой из Вирджинии, не отвечая за учени
ков. Сейчас моя цель познакомить с олимпи
адой учителей из американских университетов
в надежде, что они помогут нам расширить
программу сотрудничества с Россией. Я хочу
познакомить их с местной образовательной си
стемой, с историей и культурой так же, как
мы знакомим с этим студентов. Нам нравится
привозить в Россию наших учеников, но и пре
подавателям такие поездки могут принести ог
ромную пользу. Думаю, учителя могли бы и
поделиться своим опытом и узнать что то новое
для себя.
Чем, по вашему, отличаются образова
тельные системы в России и США?
Думаю, во всех университетах система
примерно одна и та же: студенты пытаются
проводить свои исследования, почерпнуть как
можно больше знаний, внести вклад в соб
ственное образование. Существует стереотип,
что в Америке обучение нацелено, скорее, на
выпуск узких специалистов, а в России готовят
профессионалов более широкого профиля
не могу сказать, что это чистая правда. Возмож
но, у каждого учебного заведения своя филосо
фия, но вначале мы всегда стараемся дать на
шим студентам как можно более прочный фун
дамент знаний. И только после нескольких лет
обучения эту основу можно сужать препода
вать специализированные предметы.
Отметили ли вы особенности работы рос
сийских учителей, которые стоило бы укоре
нить и в Америке?
Мне нравится, что они искренне верят в
своих учеников и возлагают на них большие
надежды. Для учителя очень важно замечать и
помогать развивать потенциал каждого учени
ка. Ваши преподаватели действительно способ
ны на это, они верят во всех своих подопечных
и оказывают им неоценимую помощь и поддер
жку. Ученики и сами начинают верить в себя, что
помогает им, например, увереннее защищать
свои проекты на МКО.
Ребята из США держатся тоже весьма
уверенно! На защите проектов особенно замет
но, насколько сильно поддерживают американ
ских школьников взрослые. Помощь в разра
ботке проектов поступает, кажется, даже из НАСА
не слишком ли это масштабно?
Мы действительно очень серьзно относим
ся к олимпиаде и стараемся подготовиться к ней
как можно тщательнее. Думаю, это намного боль
ше, чем очередной способ повеселиться: для
школьников это важный шаг к будущему успеху.
Так что к подготовке мы действительно относим
ся весьма внимательно, пытаемся подсказать де
тям, как им улучшить свои проекты, и только
после этого желаем им хорошо провести время.
Как вы думаете, космическая олимпиада
это место, где начинается соревнование или со
трудничество?
Немного соревнования никогда не помеша
ет, но нечто намного более важное понимание
перспективного развития той или иной сферы в
мировом масштабе, в данном случае космо
навтики. Это так важно для наших студентов
встречаться с людьми из других стран, ведь в
будущем они могут сотрудничать со своими дру
зьями времн МКО. Я уверена, абсолютно все они
уже сейчас готовы работать вместе со своими
новыми знакомыми. Это, собственно, то, на что
мы всегда надеемся! Может быть, даже Марсиан
ская миссия это дело уже нынешнего поколе
ния, поколения МКО 2013.
Что, по вашему, важнее: вырастить человека
образованного или успешного?
Конечно, мне нравятся оба варианта! Но если
нужно выбрать Что ж, несомненно, мне как пре
подавателю хочется, чтобы вся молоджь поступа
ла в высшие учебные заведения и получала лучшее
образование (насколько это возможно). Но ведь
быть успешным и счастливым тоже важно. Я же
лаю студентам найти сво место в жизни, чтобы
быть способными внести хоть малейший вклад в
развитие общества. Да, пожалуй, этот вклад и есть
для молоджи самое главное, важнее даже, чем
уровень образования. Интересно, что Междуна
родная космическая олимпиада способствует дос
тижению обеих целей! Я действительно благодар
на городу Королву и Московской области за то,
что они предоставляют школьникам со всего мира
возможность принять участие в таком невероят
ном, масштабном мероприятии, как МКО. Вы и не
представляете, как всем нам приятно получать
приглашения в Россию снова и снова, каждый год.
Лизавета ИВАНОВА
Соперничество или сотрудничество?