background image
четверг
k
128, 14 ноября 2013 г.
ИСТОРИЯ КОСМОНАВТИКИ
Когда в конце 1960 х годов в США разверну
лась широкая пропагандистская кампания за со
здание многоразовой транспортной космической
системы (МТКС) Спейс Шаттл, специалисты в
СССР поначалу недоумевали: с какой целью на
самом деле американцы решили тратить уйму
средств на такую сложную и очевидно заведомо
неэффективную как транспортное средство
разработку. Ведь не настолько наши специалисты
были наивны, чтобы всерьз принять на веру
тиражировавшиеся досужие рассуждения о вы
годности многоразовых ракетно космических
систем и явно заниженные оценки затрат на каж
дый запуск челнока.
Очевидно, были какие то иные причины, побу
дившие США приступить к реализации этой про
граммы. Но какие? И почему программа финан
сировалась как одна из наиболее паритетных (на
первом этапе) и по линии НАСА, и по линии Мини
стерства обороны США?
Анализ множества публикаций в СМИ поначалу
не давал ответа на поставленный вопрос, так как
они были перенасыщены откровенной дезинфор
мацией. Американцы в этом деле преуспели. Но
информация, получаемая из других источников,
проливала немного света на эту загадку.
Были известны и широко обсуждались следую
щие задачи МТКС Спейс Шаттл:
доставка различных космических объектов
(космических аппаратов, разгонных блоков, ме
жорбитальных буксиров и других полезных гру
зов на низкие околоземные орбиты);
спуск на Землю (возвращение с низких око
лоземных орбит) различных представляющих
особый интерес космических объектов, например
уникальных, дорогостоящих или (в случае необ
ходимости) выведенных другой стороной;
техническое (планово профилактическое)
обслуживание и ремонт космических объектов на
низких околоземных орбитах;
обеспечение выполнения особо важных кос
мических экспериментов на низких околоземных
орбитах в интересах научных и других организа
ций, в том числе Минобороны США.
Ставились, конечно, негласно и специальные
задачи в интересах военных ведомств США. Сре
ди них полагались возможными выполнение за
хвата и спуска на Землю космических объектов
иных стран, перехвата и уничтожения искусствен
ных спутников, разведка (наблюдение) из космо
са с использованием бортовых комплексов спе
циальной аппаратуры.
Советские учные, инженеры и специалисты
конечно же обратили внимание на рекламировав
шиеся аэродинамические манвры в атмосфере
Земли, которые были способны совершать ко
рабли Шаттл, в том числе манвр нырка (фор
мирования траектории погружения в верхние слои
атмосферы до высот около 80 км и последующее
формирование подъма высоты полта до задан
ной орбиты). К тому же, как настораживающее
Многоразовая космическая система
(МКС) Буран именно так в
официальных документах называ
лась система, ставшая впоследствии
известной как универсальная
ракетно космическая транспортная
система (УРКТС) Энергия
Буран. История е создания
является одной из самых интерес
ных страниц в отечественной
космонавтике.
дополнение, прошли сообще
ния о ведущихся в США иссле
дованиях весьма специфиче
ских головных частей неболь
ших ракет. По оценкам, эти
ракеты в количестве до 1213
единиц могли помещаться в
грузовом отсеке челнока, их
головные части с ядерными
зарядами были способны с
огромной скоростью проши
вать атмосферу и с высокой
точностью поражать наземные
цели.
Не прошло незамеченным и
промелькнувшее сообщение о
предполагаемой возможности
какой то странной, с необо
значенными целями, экстрен
ной загрузки грузового отсека
уже готового к запуску чел
нока при его старте с воен
ной базы Вандерберг (которая
должна была стать ещ одним
местом старта кораблей МТКС
Спейс Шаттл помимо кос
модрома имени Дж. Кеннеди
на мысе Канаверал, штат Фло
рида).
Постепенно становилось
понятным: у США появляется
возможность использовать
челноки, помимо прочего,
для нанесения внезапного ядерного удара по жиз
ненно важным целям в СССР, в первую очередь по
центрам принятия политических и военно страте
гических решений. В сценарии возможного нача
ла военных действий, рассматривавшемся аме
риканскими ястребами против Советского Со
юза, успех такого удара играл бы ключевую роль
только так в те годы можно было попытаться
парализовать на несколько часов механизм при
нятия решения о нанесении ответного ракетно
ядерного удара.
Сомнения практически развеялись, когда по
явилась информация о заявленных диапазонах
азимутов пусков челноков с базы Вандерберг
(там стартовый комплекс, в конечном итоге, так и
не был введн в эксплуатацию). Оказалось, что
пучок возможных траекторий полта челнока
уже на втором полувитке его орбиты полностью
накрывает всю территорию СССР.
Специалисты, занимающиеся расчтами пол
та космических аппаратов, хорошо знают, что все
их возможные трассы проекции траекторий на
поверхность Земли при старте из одной точки
пересекаются через полвитка тоже в одной точке
(е называют антиподной), только с другой сто
роны земного шара.
При запусках челноков с базы Вандерберг
эта антиподная точка расположена в Индийском
океане ближе к юго восточной части острова
Мадагаскар. Понятно, что если поставить целью в
определнной, угрожающей безопасности стра
ны обстановке перехватывать челноки ракет
ными средствами, то такие средства целесооб
разно было размещать в районе этой точки.
А тут как раз стало известно о создании военно
морской и военно воздушной баз США на острове
Диега Гарсия в Индийском океане. Трудно приду
мать лучшую дислокацию для Вооружнных сил,
задачей которых являлась бы нейтрализация на
ших противокосмических средств. Совпадение
представлялось настораживающим. Эти сообра
жения были проработаны и доложены в 1975 году
руководству НПО Энергия, а затем стали пред
метом обсуждения в аппарате правительства.
Что в такой ситуации надо было делать? Со
здавать систему противодействия возможному
использованию челноков в целях агрессии про
тив СССР и его союзников? Технически и эконо
мически эта задача была бы во много раз проще
и дешевле, чем создание самих шаттлов. Но
этот путь явно привл бы к прямому вооружнно
му противостоянию СССР и США в Индийском
океане. К счастью, в руководстве нашей страны
тогда были люди вполне здравомыслящие,
политика, призывающего мыть сапоги в водах
Индийского океана, ещ не было видно на поли
тическом горизонте. Поэтому в 1976 году руко
водством Советского Союза было принято хотя и
неожиданное для многих технических специали
стов, но весьма дальновидное решение о сим
метричном ответе США.
Другими словами, было решено создать мно
горазовую космическую систему, которая полу
чила название Буран, с орбитальным кораблм
(ОК), близким по своей геометрии с кораблм МТКС
Спейс Шаттл.
Инициатором и проводником в
жизнь этого решения, видимо, был Д.Ф. Устинов.
Напомним: в те годы и министр общего машино
строения С.А. Афанасьев, и министр авиацион
ной промышленности П.В. Дементьев по разным
причинам противились развртыванию этих ра
бот. Инициатива исходила и не от генерального
конструктора НПО Энергия В.П. Глушко, кото
рый в 1974 году перешл на новую для себя
работу в бывшее КБ С.П. Королва совсем с дру
Зачем создавался Буран
Зачем создавался Буран
гими задумками, но принял к исполнению это
поручение руководства страны.
Дальнейшее развитие событий известно. В рам
ках работ по МКС Буран была создана самая
мощная отечественная РН Энергия сверхтяж
лого класса с технико эксплуатационными харак
теристиками, не достигнутыми в мировой ракет
но космической технике и по настоящее время. В
разработке и реализации проекта РН участвова
ли: НПО Энергия (головное предприятие по
проекту РН и МКС в целом, главный конструктор
первый заместитель генерального конструкто
ра НПО Энергия Б.И. Губанов) с кооперацией
сотен предприятий и организаций, среди которых
работали КБ Южное и Южмашзавод, КБ Энер
гомаш и Энергомашзавод, КБ химавтоматики,
завод Прогресс, НПО ЭП, КБ ОМ, КБ ТМ, НПО
Криогенмаш, ЦНИИмаш и другие. Этап лтных
испытаний был начат 15 мая 1987 года запуском
беспилотного космического объекта Полюс.
Следующий пуск, с беспилотным ОК Буран,
состоялся 15 ноября 1988 года. Оба пуска в части
РН были осуществлены безукоризненно.
В Советском Союзе были построены и много
разовые орбитальные корабли. Всего планирова
лось ввести в строй флот из шести таких лтных
изделий, но в космосе успело побывать лишь
одно из них (кроме того, были изготовлены и
функционировали полномасштабные изделия для
горизонтальных лтных испытаний, для различ
ных наземных испытаний конструкции и борто
вых систем, включая комплексный наземный стенд
для испытаний электрических, пневмогидравли
ческих и электронных бортовых систем и сопро
вождения полта). Эти изделия создавались в
кооперации около шести сотен предприятий стра
ны во главе с НПО Энергия головным по
проекту ОК Буран в целом.
Проект корабля стал
творением двух ведомств Минобщемаша и
Минавиапрома, которые впервые, в непростых
организационных условиях, были объединены
одной тематической работой, необходимой для
обеспечения безопасности страны.
Главным кон
структором ОК Буран был назначен первый
заместитель генерального конструктора НПО
Энергия Ю.П. Семнов. За создание планра ОК
и обеспечение полта ОК на атмосферном участке
ниже 20 км и его посадку отвечало НПО Молния
во главе с выдающимся авиаконструктором Г.Е.
Лозино Лозинским. В проекте также участвовали
такие известные головные предприятия и органи
зации, как НПО АП, НИИ КП, НПО ИТ, МНИИ РС,
ВНИИ РА, МОКБ Марс, НИИ АО, ЭМЗ им. Мяси
щева, КБОМ, ВНИИТРАНСМАШ, НИИ МАШ, ЦНИИ
маш с ЦУПом, ЦАГИ, НИИФТИ, завод Звезда,
ЛИИ, ИПМ АН СССР, ЗЭМ, ТМЗ и другие.
Технически и экономически со всеми задача
ми, возникшими при реализации проекта МКС
Энергия Буран, нашей стране, нашим уч
ным, инженерам, специалистам, организаторам и
координаторам работ, производственникам уда
лось успешно справиться. И этим нам, участни
кам работ по проекту, и всем гражданам нашей
Родины, бесспорно, можно и следует гордиться.
Два успешных запуска, выполненных в рамках
лтных испытаний отечественной многоразовой
космической системы, стали во многом решаю
щими для отрезвления американских ястребов,
проповедовавших эскалацию военного противо
стояния двух супердержав, в том числе выдвинув
ших доктрину звздных войн. Эти запуски заста
вили политиков обеих стран сесть за стол перего
воров и остановить бессмысленную для обеих
сторон эскалацию.
Тем более что прогресс очевидно шл и в других
областях ракетной и космической техники, в част
ности в области стратегических видов вооруже
ний. Уже в середине 1980 х годов стала исчезать
актуальность систем Спейс Шаттл и Буран,
представляемых на начальных этапах этих проек
тов одними из важнейших составляющих в систе
мах вооружения двух сверхдержав. Военные в обе
их странах теряли к ним интерес, который сужался
до решения лишь некоторых вспомогательных за
дач. В этих новых условиях руководство СССР
признало нецелесообразным продолжать тратить
большие средства на многоразовую космическую
систему. Работы по теме были приостановлены.
США же, будучи гораздо более богатой страной,
позволили себе сохранить созданный парк чел
ноков для решения некоторых транспортных и
научных задач, пусть и не самым дешвым спосо
бом. Исходя из открытых публикаций структуры
бюджета НАСА, в 20032005 годах на выполнение
работ по программе МТКС Спейс Шаттл выделя
лось около 3,2 миллиарда долларов ежегодно.
Учитывая количество фактически реализованных
полтов челноков (всего 135 запусков), можно
оценить, что средние затраты из бюджета США на
каждый полт находились, как минимум, в диапа
зоне 350450 миллионов долларов.
В СССР судьба МКС Буран сложилась иначе.
Для не не нашлось 100 тонных гражданских
полезных нагрузок, а резко сократившиеся после
начала перестройки объмы текущих задач в кос
мосе можно было решать уже давно эксплуатиру
емыми типами одноразовых РН, что и делается до
сих пор. При этом, начиная с 1990 х годов, рос
сийские РН часто играют, к сожалению, незавид
ную роль извозчиков, выводя на околоземные
орбиты зарубежные коммерческие спутники и
спутники двойного назначения по ценам, деш
вым по сравнению с ценами запусков на амери
канских и европейских РН.
Распад СССР ускорил окончательную гибель и
МКС Буран. Последняя точка была поставлена
12 мая 2001 года, когда рухнувшая крыша выве
денного из эксплуатации и практически бесхозно
го МИК РН на космодроме Байконур похоронила
под собой восемь рабочих строителей, ремонти
ровавших крышу, и имевшийся задел по РН Энер
гия, и единственный побывавший на орбите ко
рабль Буран. Всего на проект МКС Энергия
Буран было израсходовано около 15,6 милли
арда доперестроечных рублей, авиационная и
ракетно космическая отрасли создали новейшие
передовые технологии, многие из которых оказа
лись заброшенными, невостребованными, а не
которые просто украденными или задшево
приобретнными коммерческими дельцами, в том
числе и зарубежными. Хотя в бюджете СССР за
траты на проект составляли и не столь уж боль
шую сумму, например по сравнению с затратами
на оборону, но как этих средств и ресурсов, затра
ченных на проект, не хватало тогда и в авиации, и
по другим направлениям прикладной космонав
тики! Означает ли сказанное, что труд и средства,
ушедшие на создание МКС Буран, были потра
чены впустую? Доступная на сегодня информа
ция позволяет нам однозначно сказать НЕТ!
Потенциальные возможности отечественной
многоразовой системы были намного значитель
ней, чем у американской системы Спейс Шаттл.
Технически наша многоразовая космическая сис
тема Энергия Буран оказалась гораздо
лучше приспособлена для развртывания средств
противоракетной обороны в космосе. В США эта
программа была широко разрекламирована под
названием звздные войны. Решение наших
конструкторов строить систему как симбиоз двух
независимых сегментов ракетного и космиче
ского оказалось намного более удачным. Наша
РН Энергия могла выводить на орбиту тяжлые
космические аппараты массой до 100 тонн. При
мер тому демонстрационный аппарат специ
ального назначения под названием Полюс, став
ший первой полезной нагрузкой РН Энергия.
В то же время американский челнок был
ограничен возможностью запускать аппараты
массой не более 30 тонн, размещая их в грузовом
отсеке челнока. Практически же масса ПГ в
этом отсеке могла быть не более 1520 тонн с
учтом нагрузок на конструкцию челнока при
посадке на основной или запасной аэродром в
случае нештатной ситуации на участке выведе
ния. А этого для ведения звздных войн США
было бы явно недостаточно. Это стало ясно, когда
противостояние между США и СССР грозило до
стичь апогея, по крайней мере финансового, и
было готово перейти на космические орбиты.
Политическое руководство СССР сумело вос
пользоваться этим достигнутым преимуществом
в ходе переговоров на высшем уровне по ограни
чению стратегических вооружений. В итоге стра
на не была втянута в новый разорительный виток
гонки вооружений, требовавший уже не полутора
десятков, а сотен миллиардов доперестроечных
рублей.
Вячеслав ФИЛИН, доктор технических наук
Олег СИНИЦА, главный специалист
Была создана впечатляющая своими мас
штабами инфраструктура на космодроме Бай
конур, обеспечивающая запуски отечествен
ных челноков на РН Энергия сверхтяжло
го класса, а также других полезных грузов (ПГ)
массой до 100 тонн, а в перспективе в диапазо
не от 25 тонн (РН Энергия М) до 200 тонн (РН
Вулкан).
Инфраструктура космодрома включала:
технический комплекс для подготовки РН,
ОК и других ПГ к запуску, в составе которого
функционировали монтажно испытательные
комплексы (МИК) РН и МИК КА, средства транс
портировки сборки РН+ОК (ПГ) на старт из МИКа;
стартовый комплекс (с двумя стартовыми
позициями универсальный комплексный
стенд старт и основной старт);
посадочный комплекс ОК (первой очереди
с основной взлтно посадочной полосой,
средствами навигационного обеспечения при
вода и посадки ОК и транспортной авиационной
техники, доставлявшей крупногабаритные из
делия системы для сборки в МИКах, а также со
средствами перегрузки и послеполтного об
служивания ОК и крупногабаритных грузов;
планировалось на второй очереди создать ещ
два аэродрома запасных, на Камчатке и в
Крыму, для обеспечения возможности посадки
на них ОК в случае необходимости экстренного
спуска на Землю);
автоматизированную систему подготовки
и пуска;
привлекаемый пристартовый измеритель
ный комплекс космодрома.