background image
четверг
k
131, 21 ноября 2013 г.
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
159
К 90 ЛЕТИЮ БОЛШЕВСКОЙ ТРУДОВОЙ КОММУНЫ
Эту статью, посвящнную одному
из самых ярких представителей Бол
шевской трудовой коммуны князю
Александру Сергеевичу Чагадаеву,
я хочу начать со слов, посвящнных
его внуку и полному тзке:
В пестроте современного мира
исчезает чистое восприятие окру
жающей нас красоты. Блекнет па
мять о героях и войнах ушедших
эпох. Вс поддатся изменениям в
бесконечном беге за модным обра
зом. К сожалению, живопись не ста
ла исключением. В нынешнее время
очень тяжело встретить художника,
чьей рукой были бы созданы полот
на, вызывающие в нас бесценное
чувство умиротворения и духовного
спокойствия
Но, к счастью, есть ещ люди,
способные сохранять славные тра
диции. Одним из них является ху
дожник Александр Сергеевич Чага
даев, современный житель Моск
вы. Его полотна в батальном жанре
воскрешают прошлое с такой исто
рической точностью и подлиннос
тью, что создатся впечатление,
будто художник лично присутство
вал при запечатлнном событии. Как
исторические работы Александра
Сергеевича полны напряжением
схватки, так пейзажи его наполне
ны умиротворением, уединнно
стью и живостью
Чагадаев, потомок старинного
княжеского рода, получил, думает
ся, ощущение значимости ушедшей
воинской культуры с генетической
памятью
В. КАЛАШНИКОВ,
кандидат искусствоведения,
член Союза художников России
Мог ли в XVI веке Великий князь
Владимирский и Московский Василий
III, сын Ивана III Великого и Софии
Палеолог, отец Ивана IV Грозного, пред
ставить себе, что потомок князя Чего
дая Саконского в начале XX века будет
солистом оркестра народных инстру
ментов и не просто музыкантом, а
руководителем струнного оркестра в
трудовой коммуне НКВД месте пе
ревоспитания молодых беспризорни
ков и преступников. Скорее всего, у
него это просто не отложилось бы в
голове, а НКВД он бы и выговорить не
смог. Если бы ему кто попытался это
объяснить, то тому толмачу точно кола
было бы не миновать.
В течение нескольких столетий кня
зья Чагадаевы верой и правдой служи
ли Отечеству в швейцарском походе
Суворова, во всех Наполеоновских вой
нах, в битве при Бородино. Прапрадед
Александра Сергеевича служил в Ни
жегородском драгунском полку вме
сте с Михаилом Лермонтовым.
В литературе встречается написание
фамилии Чегодаев, Чагадаев и Чагода
ев. Попробуем разобраться в этом, тем
более, что дело касается истории на
шего города, а именно Болшевской
коммуны. Чегодаевы это татарский
княжеский род, ведущий сво проис
хождение от князя Чегодая Саконско
го, сын которого Хозяш по грамоте
Великого князя Василия Иоанновича
жалован в 1524 году деревнею в Му
ромском уезде. Есть одна интересная
версия о происхождении рода от Чага
тая, сына Чингиз хана, но она не имеет
никаких документальных подтвержде
ний. Ни в Энциклопедическом словаре
Брокгауза и Ефрона, ни в Новом энцик
лопедическом словаре, ни на сайте
Русский биографический словарь
рода Чагадаевых не нет. Или ошибка
переходит из книги в книгу, или... Вот
тут самое время вспомнить версию о
происхождении рода Чегодаевых от
Чагатая, сына Чингиз хана. Потомки
носят фамилию Чагадаевы, так что бу
дем считать, что именно это написание
правильное.
Биография князя музыканта насы
щена многими интересными события
ми, а его вклад в русскую культуру
неоценим. Александр Сергеевич родил
ся в 1889 году в Москве в семье воен
ного. Детство провл в городе Остро
гожске Воронежской области. Любовь
к музыке ему привила мать, которая
происходила из музыкальной семьи.
Случай свл семью Чагадаевых с Мо
дестом Ильичом Чайковским бра
том Петра Ильича Чайковского, кото
рый обратил внимание на музыкаль
ность детей Чагадаевых и посоветовал
им серьзно заниматься музыкой.
В 1905 году Чагадаевы переехали в
Петербург, в их семье бывали компо
зиторы Александр Глазунов, Цезарь
Кюи, Сергей Рахманинов, Александр
Зилоти. Александр учился на юриста в
Петербургском университете, но встре
ча с виртуозом игры на балалайке Тро
яновским перевернула его жизнь, он
становится профессиональным музы
кантом. В 1909 году 20 летний князь
уже играет в знаменитом оркестре
В.В. Андреева.
Благодаря В.В. Андрееву мир узнал
не только о балалайке, но и о контраба
се, домре малой, альтовой и басовой,
домре пикколо, гуслях в виде трапеции
и столообразных, о брелке, накрах и
бубне. Основу его репертуара, в соот
ветствии с инструментальной специ
фикой, составляли русские народные
песни. Но исполнялись и классические
произведения как отечественных
композиторов (П.И. Чайковского,
Н.А. Римского Корсакова, М.А. Бала
кирева, М.И. Глинки, А.К. Глазунова и
самого В.В. Андреева), так и зарубеж
ных (Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шуберта и
других). В 18881918 гг. оркестр выс
тупал в лучших концертных залах и
театрах Петербурга. Нередко в концер
тах принимали участие выдающиеся
исполнители оперы и балета: Ф.И. Ша
ляпин, И.В. Ершов, Л.В. Собинов, М.М.
Петипа, М.Ф. Кшесинская, В.А. Марты
нова и другие. Ежегодно Великорус
ский оркестр выезжал с концертами в
2025 городов страны.
Интересен контракт, заключнный в
1909 году между дирижром Велико
русского русскаго оркестра, состояще
го под Высочайшимъ Его Император
скаго Величества Государя Императо
ра покровительствомъ, коллежским
асессором Василием Василевичем Ан
дреевым и Александром Сергеевичем
князем Чагадаевым. Контракт говорит
о том, что князь Чагадаев играет во
всех концертах и на всех репетициях
оркестра по указанию г на Андреева
как во всех городах Российской импе
рии, так и за границей. Выплачивалось
ежемесячное содержание в размере 15
рублей, а также 6 рублей за каждые
сутки в поездках при оплаченном про
езде. В случае, если бы князь Чагадаев
не подчинился правилам оркестра, рас
поряжениям В.В. Андреева или упол
номоченному им лицу, то платилась бы
неустойка 100 рублей. В благотвори
тельных концертах участие было бес
платным, а в платных вознагражде
ние 10 рублей за концерт с репетиция
ми. При двух концертах в день оплата
шла как за один, второй считался за
репетицию. За опоздание и неявки на
концерты и репетиции без уважитель
ной медицинской причины устанавли
вались штрафы.
После ошеломительно успешных га
стролей оркестра в Англии в 1909 году
Андреева попросили организовать по
добный оркестр в Великобритании.
Чагадаев остатся в Лондоне, где семь
лет является дирижером Лондонского,
как это странно не звучит, балалаечно
го оркестра, обучает иностранцев игре
на русских народных инструментах.
Именно благодаря ему нашу балалайку
узнали не только в Англии, но и в е
колониях в Новой Зеландии, Южной
Америке, в Индии. Многие увозили с
собой балалайки и домры, разучивали
русские народные песни. О многом го
ворят слова Андреева, что Чагадаев
сделал русскую балалайку интернаци
ональным инструментом. И именно
музыка спасла Чагадаева от расстрела
во время репрессий. Внук говорит, что
его всегда восхищало, что после всех
испытаний, выпавших на долю деда в
Советской России, у него сохранилось
неистребимое чувство патриотизма,
искренняя любовь к своей стране.
После революции Александр Серге
евич работал не только в Болшевской,
но и в Люберецкой трудкоммуне. Им
была воспитана целая плеяда исполни
Из князей в коммунары
Из князей в коммунары
телей на русских музыкальных инстру
ментах.
Во время Великой Отечественной
войны он принимал участие в вывозе
архива Андреева из осажднного
Ленинграда. Впоследствии этот архив
стал Государственным фондом им.Ан
дреева.
В коммуне князь музыкант пользо
вался большой любовью и авторите
том, а результаты его работы были
потрясающими. Одним из самых боль
ших событий в коммуне стало выступ
ление его струнного оркестра в Парке
культуры имени Горького на Всесоюз
ном конкурсе. Когда в зелном театре
парка звучал оркестр под управлением
Александра Сергеевича, в коммуне все
буквально прилипли к примникам, во
всех возможных местах были разве
шаны репродукторы. Раздавалось вос
торженное: Ну дают! Знай наших!
Жарь, ребята! А второе место на та
ком конкурсе говорит само за себя.
В книге Василия Назарова Необык
новенные воспитанники датся такое
описание руководителя струнного ор
кестра коммунаров:
Небольшого рос
та, щуплый, с чрными, сильно трону
тыми сединой висками, он сейчас ка
зался крупным, представительным,
видным отовсюду. Даже его скромный
костюм гимнастрка без красных
форменных петлиц, синие бриджи, са
поги выглядел по особому внуши
тельно. У нас Чегодаева
(обратим вни
мание на написание фамилии
В.К.)
все любили.
Владимир КУЛЬТИН,
Ольга МЕЛЬНИКОВА
(Продолжение в следующем выпуске)
(Продолжение. Начало в номерах
от 25 сентября 2012 года, 30 апреля 2013 года)
Появление в Калининградской правде от
26 марта очерка Владимира Культина Белое
пятно в истории города и других публикаций
ещ раз подтверждает актуальность этой темы
для жителей нашего города. Я выражаю огром
ную признательность и приношу свою благо
дарность всем тем, кто уже откликнулся на мои
предыдущие публикации и прошу всех читате
лей газеты, если у кого то имеются какие либо
сведения, сообщите их в редакцию. Кроме это
го поделюсь с вами радостью нашлся энту
зиаст, который выразил желание снять доку
ментальный фильм о болшевской шарашке. А
это стоит сделать, пока живы очевидцы тех
событий. Одновременно хочу сказать, что мне
удалось составить список из свыше 100 фами
лий очень известных, просто хорошо известных
и неизвестных людей, которые находились в
разное время в заключении в нашей болшев
ской шарашке.
Итак, в предыдущих частях мы рассмотрели
довоенный период, хотя ещ в первой части я
привл выдержки из воспоминаний друга Солже
ницына, которого в 1953 году привезли в Болше
во для встречи с родными. Помните, встреча про
ходила в беседке в саду внутри огороженной терри
тории. То, что осталось от этого сада, можно ви
деть и сейчас! Но вот появились новые данные о
периоде работы шарашки в конце 1940 начале
1950 х годов. Конечно, тематика стала более мел
кой. Чем это можно объяснить? Не знаю, нужна
работа в архиве. Но можно предположить, что в
стране стали создаваться НИИ и КБ с различными
направлениями научно технической деятельнос
ти, подчиннные министерствам оборонных от
раслей промышленности (знаменитая девятка).
Они обладали опытными производствами, имели
прямую связь с серийными заводами, и необходи
мость в подобных шарашках стала отпадать.
В 1950 году в болшевской шарашке техничес
кое руководство стал осуществлять подполков
ник Кабелицин.
Вот перечень тем, которые вы
полняли заключнные специалисты в то время:
разработка эскизного проекта машины для
механизации лесозаготовок,
создание 32 метровой пожарной лестницы
(видимо необходимость такой лестницы была
продиктована строительством высотных зданий в
Москве),
разработка пожарной машины цистерны для
углекислоты (это уже ближе к ракетной тематике
обслуживание стартовых позиций),
разработка и изготовление карбюратора
Абрамсона.
Как видим, по сравнению с предвоенной тема
тикой, направление работ в начале 1950 х по
своей актуальности значительно уступает. Хотя,
надо отдать должное: от требований жизни они
не отстают, возьмите хотя бы ту же лестницу
или машину цистерну с углекислотой, что было
насущным, тогда так как началась стройка
высотных зданий в Москве, а противопожарная
техника на стартовых позициях была вс ещ
немецкой!
Остался и прежний принцип организации ра
бот: один два крупных учных (математики, фи
зики и др.), которые консультируют всех по об
щим теоретическим проблемам, и ведущие спе
циалисты по отдельным техническим направле
ниям. В это время таким негласным научным
руководителем в болшевской шарашке был про
фессор Ленинградского университета Констан
тин Иванович Страхович (опять же интересное
пересечение с линией Солженицына имя Стра
ховича дважды упоминается в Архипелаге ГУ
ЛАГ), его все называли борода. Это не озна
чает, что его назначало лагерное начальство.
Нет, но любой арестованный специалист мог
получить у него любую консультацию, тем бо
лее, что такие люди имели энциклопедическое
образование (например, перед войной это был
академик Некрасов).
Из дворян, родился в семье чиновника Госбан
ка России в 1904 году. После окончания гимназии
в 1919 году поступил на физико математический
факультет Петроградского университета, кото
рый закончил в 1924 году по специальности при
кладная математика и теоретическая физика. Во
время учбы начал работать в Петроградской пуб
личной библиотеке. 21 декабря 1941 году аресто
ван по делу члена корреспондента АН СССР
В.С. Игнатовского.
Родился в Петербурге в 1896 году. Закончил
Петербургскую консерваторию по классу вио
лончели и поступил на физико математичес
кий факультет Петербургского университета. В
1916 году призван в армию и после небольшой
подготовки направлен на обслуживание Царс
РАССЛЕДОВАНИЕ КРАЕВЕДОВ
Болшевская шарашка
(1945 1953)
Страхович Константин
Иванович
Термен Лев Сергеевич
А.С. Чагадаев в Англии.